Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерные тесты





ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Вариант 1

1. Материя – это (один отв.):

а) вещество;

б) то из чего состоят все тела;

в) абстрактная идея;

г) нечто неопределенное, т.е. возможность;

д) объективная реальность, которая дана в ощущениях, копируется нашим сознанием и существует независимо от нас.

2. Что такое философия (несколько отв.)?

а) философия не учение, а деятельность;

б) стремление к знанию;

в) любовь к мудрости;

г) наука о последних смыслах бытия;

д) общий взгляд на мир, т.е. мировоззрение.

3. Какие термины можно отнести к философии Канта (несколько отв.)?

а) вещь в себе;

б) трансценденция;

в) априори;

г) апостериори;

д) идеализм.

4. Какие определения соответствуют философским взглядам Г.В.Ф. Гегеля (несколько отв.)?

а) диалектика;

в) абсолютная идея;

д) историзм;

е) панлогизм;

ж) свобода.

5. Какие идеи можно отнести к основным, в средневековой философии (несколько отв.)?

а) теизм;

б) провиденциализм;

в) сенсуализм;

г) реинкарнация;

д) креационизм.

6. Какие из следующих понятий можно отнести к теории экзистенциализма (несколько отв.)?

а) теология;

б) свобода;

в) филогенез;

г) эсхатология;

д) парадигма.

7. Философ сказал: «Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». К какому философскому методу размышлений можно отнести это изречение (один отв.)?

а) софистике;

б) диалектике;

в) эмпиризму;

г) догматизму;

д) метафизике.

8. Какие философские школы можно отнести к сократическим (два отв.)?

а) позитивизма;

б) дуализма;

в) киренаики;

г) структурализма;

д) киники.

9. Кто из философов первый предложил идею парадигмы (один отв.)?

а) Т. Кун;

б) Г. Берман;

в) К. Юнг;

г) Деррид;

д) К. Поппер.

10. «Перед верой меркнут все достижения разума». Кому принадлежит это высказывание (один отв.)?

а) Экхарту;

б) Бентаму;

 

в) Аврелию Августину;

г) Вольтеру.

Вариант 2

1. Что такое бытие (несколько отв.)?

а) это сущности вещей и предметов;

б) это все, что существует вокруг нас;

в) это атомы и пустота;

г) это реальное противоречие;

д) это мир объективного содержания мышления;

е) это существование человека с его проблемами и целями.

2. Какие из представленных ниже предположений наиболее соответствуют теории происхождения сознания (несколько ответов):

а) сознание имеет космическую природу происхождения;

б) сознание порождено божественным промыслом – Богом;

в) сознание произведено материей, «как мозг выделяет мысль», так и материя выделяет сознание;

г) сознание присуще человеку, а у животного только инстинкты и рефлексы;

д) сознание это отражение материи.

3. Что из перечисленного можно отнести к философским взглядам Ф. Бэкона (несколько ответов)?

а) индуктивный метод;

б) дедуктивный метод;

в) рационализм;

г) эмпиризм;

д) идолы рода, пещеры.

4. Какие идеи можно отнести к марксистской философии (несколько ответов)?

а) эволюция;

б) революция;

в) отчуждение;

г) опредмечивание;

д) классы.

5. Какие понятия характеризуют формационный подход?

а) скачок;

б) феодализм;

в) эволюция;

г) индетерминизм;

д) развитие.

6. Какие направления можно отнести к современной философии (несколько отв.)?

а) герменевтика;

б) деизм;

в) верификация;

г) виртуальное;

д) экзистенциализм.

7. Кто из мудрейших сказал: «Людей мучают не вещи, а представления о них» (один отв.)?

а) Монтень;

б) Анаксимен;

в) Эпиктет;

г) Сенека;

д) Гомер.

8. К какому типу мировоззрения относится следующее определение – каждое событие и каждый человеческий поступок рассматривается как неотвратимое предопределение, исключающее свободный выбор и случайность (один отв.):

а) мифологии;

б) религии;

в) фатализму;

г) догматизму;

д) юриспруденции.

9. Философ сказал: «Человек – есть мера всех вещей, для существующих, что они существуют, для несуществующих, что они не существуют». Назовите философа (один отв.):

а) Лао-Цзы;

б) Ибн-Сина;

в) Протагор;

г) Судзуки;

д) Руссо.

10. Укажите основные элементы философского знания (несколько отв.):

а) прагматизм;

б) альтруизм;

в) онтология;

г) бессознательное;

д) гносеология.

Вариант 3

1. Что из нижеперечисленного можно отнести к синергетике (несколько отв.)?

а) материя;

б) сложность;

г) бифуркации;

д) аттрактор;

ж) ризома;

з) симулякр.

2. Какое из перечисленных определений соответствует понятию диалектики (несколько отв.)?

а) опровержение;

б) учение о противоречиях;

в) спор двух людей с противоположными взглядами;

г) познание мира при помощи универсальных законов диалектики;

д) метод познания действительных процессов, в их развитии исходя из противоположных составляющих;

е) мировоззренческая концепция, которая рассматривает весь мир в движении и развитии.

3. Какие из предложенных понятий относятся к эволюции философского мировоззрения (несколько отв.)?

а) космоцентризм;

б) мифология;

в) теоцентризм;

г) антропоцентризм;

д) детерминизм.

4. Кого из философов можно отнести к идеалистическому направлению (один отв.)?

а) Фейербах;

б) Мелье;

в) Молешотт;

г) Дж. Локк;

д) Платон.

5. Определите основные понятия теории психоанализа (несколько отв.):

а) онтогенез;

б) сублимация;

в) редукция;

г) бессознательное;

д) толерантность.

6. Какие понятия характеризуют философское направление – идеализм (несколько отв.)?

а) материя;

б) Бог;

в) витализм;

г) конвенция;

д) солипсизм.

7. Какому философскому направлению можно отнести следующее высказывание: «Мы составили бы себе ложное понятие о развитии человеческого мышления, если бы отделили его от влияния случайности» (один отв.)?

а) антропоцентризм;

б) идеализм;

в) гедонизм;

г) индетерминизм;

д) сенсуализм.

8. Кого из мыслителей можно отнести к представителям «русского космизма» (несколько отв.)?

а) Шпета;

б) Бердяева;

в) Циолковского;

г) Чижевского;

д) В. Соловьева.

9. Укажите религиозно-философскую систему, которой присуща идея реинкарнации (два отв.)?

а) картезианство;

б) Пифагореизм;

в) Буддизм;

г) механицизм;

д) скептицизм.

10. Какие философские школы можно отнести к досократическим (несколько отв.)?

а) атомистов;

б) неоплатоников;

в) милетцев;

г) младогегельянцев;

д) элеатов.

Вариант 4

1. Какие методы можно назвать философскими (несколько отв.)?

а) софистики;

б) метафизики;

в) эклектики;

г) диалектики;

е) рационализма.

2. Кто, по вашему мнению, считается создателем теории объективного идеализма (один отв.)?

а) Парменид;

б) Фалес;

в) Кант;

г) Платон;

д) Бердяев.

3. Кто из следующих философов является представителем иррационализма (один отв.)?

а) Беркли;

б) Гольбах;

в) Ницше;

г) Шопенгауэр;

д) Дильтей.

4. Кого из философов можно назвать досократиками (несколько отв.)?

а) Платона;

б) Гегеля;

в) Парменида;

г) Пифагора;

д) Гераклита.

5. Какие понятия характеризуют материалистическое направление в философии (несколько отв.)?

а) панлогизм;

б) атомизм;

в) артефакт;

г) протяженность.

6. Какие дефиниции соответствуют философским взглядам Декарта (несколько отв.)?

а) антроподицея;

б) дуализм;

в) интерпретация;

г) дедукция;

д) сомнение.

7. Философ сказал: «Человек человеку – брат». Укажите имя мыслителя (один отв.):

а) О. Конт;

б) К. Маркс;

в) Клод Сен-Симон;

г) Н. Макиавелли;

д) Т. Гоббс.

8. Философ какого направления высказал следующую фразу: «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь» (один отв.)?

а) стоицизма;

б) материализма;

в) идеализма;

г) философии жизни;

д) постпозитивизма.

9. Какому философу была присуща теория о врожденных идеях (один отв.)?

а) Лейбниц;

б) Гегель;

в) Платон;

г) Гоббс;

д) Тит Лукреций Кар.

10. Кому из современных философов принадлежит термин «игровое сознание» (один отв.)?

а) М. Вебер;

б) Сартр;

в) Хейзинга;

г) Гадамер;

д) Хайдеггер.

Вариант 5

1. Кого из философов можно причислить к материалистам (один отв.)?

а) Беркли;

б) Фихте;

в) Конфуция;

д) Ф. Аквинского.

2. Кто из ниже перечисленных философов считал, что мир не познаваем (один отв.)?

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Гегель;

г) Кант;

д) Маркс.

3. Какие функции можно назвать философскими (можно несколько отв.)?

а) прогностическую;

б) критическую;

в) методологическую;

г) аксиологическую;

д) конвергенции.

4. Определите понятия выражающие философию постмодернизма (несколько отв.):

а) искусство;

б) ризома;

в) деконструкция;

г) цивилизация;

д) релятивизм.

5. Какие определения соответствуют философии экзистенциализма (несколько отв.)?

а) свобода;

б) реинкарнация;

в) ответственность;

г) объективация;

д) ментальность.

6. Какому философу принадлежит следующее высказывание: «Философ познает – творя, и творит, познавая» (один отв.)?

а) Фейербаху;

б) Канту;

в) Сократу;

г) Ницше;

д) Н. Гартману.

7. Кого из мыслителей можно отнести к представителям «русского космизма» (несколько отв.)?

а) Шпета;

б) Бердяева;

в) Циолковского;

г) Чижевского;

д) В. Соловьева.

8. Какому философу была присуща теория о врожденных идеях (один отв.)?

а) Лейбниц;

б) Гегель;

в) Платон;

г) Гоббс;

д) Тит Лукреций Кар.

9. Основные понятия философии В. Соловьева (два отв.):

а) антиномии;

б) эсхатология;

в) софиология;

г) деизм;

д) агностицизм.

10. «Всякая нация может и должна учиться у других». Кто автор высказывания (один отв.)?

а) Э. Фромм;

б) Д. Достоевский;

в) К. Маркс;

г) Д. Дидро;

д) Д. Юм.

Вариант 6

1. Слово «философия» в переводе на русский язык означает (один отв.):

а) «любовь к знаниям»;

б) «наука о природе»;

в) «любовь к мудрости»;

г) «созерцательная жизнь».

2. Слово «философия» впервые стало употребляться (один отв.):

а) в Древнем Риме;

б) в Древней Греции;

в) в Древнем Китае;

г) в Древнем Египте.

3. Согласно Пифагору, философ – это человек (один отв.)

а) знающий истину, мудрец;

б) обладающий мудростью богов;

в) безумец, человек не от мира сего;

г) испытывающий влечение к мудрости.

4. По характеристике Аристотеля предметом философии являет­ся (один отв.):

а) первые начала и причины;

б) законы и принципы правильного мышления;

в) Бог;

г) сущность человека.

5. По характеристике Гегеля предметом философии является (один отв.):

а) происхождение человека;

б) законы природы;

в) основы морали и нравственности;

г) истина.

6. Согласно Аристотелю, философия существует (один отв.):

а) ради знания как такового, «ради самой себя»;

б) для защиты истин христианского вероучения;

в) чтобы служить воспитанию гражданина;

г) для помощи человеку в преобразовании мира.

7. Согласно Марксу, философия призвана (один отв.):

а) понять мир;

б) объяснить мир;

в) изменить мир;

г) разрушить мир.

8. Различные виды мировоззрения роднит (один отв.):

а) поиск ответов на жизненно важные вопросы;

б) опора на веру и чувства

в) обращение к разуму;

г) опора на научное знание о мире.

9. Основной вопрос философии – это вопрос о (дать определение)….

10. Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами называется (один отв.):

а) дуализм;

б) деизм;

в) пантеизм.

11. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего называется (дать определение)…..

12. Основными подсистемами философии являются (один отв.):

а) онтология, гносеология, антропология;

б) этика, эстетика, философия культуры;

в) философия науки, философия техники;

г) все выше перечисленное.

13. Назовите понятие по следующим признакам:

а) общая картина мира;

б) систематизированная совокупность образов, представлений, по­нятий;

в) осознание мира в его целостности.

14. Дайте определение направлению в философии, считающее материальное первоос­новой мира, природы, сущего.

Вариант 7

1. Время возникновения философии (один отв.):

а) XIX в.;

б) I–II вв.;

в) VII–VI вв. до н.э.;

г) XVI в.

2. Первоначалом, первопричиной вещей в ранней греческой философии называется (несколько отв.):

а) физис;

б) архэ;

в) космос;

г) логос.

3. Центральная тема ранней греческой философии – это (один отв.):

а) устройство космоса;

б) проблема познаваемости мира;

в) бытие Бога;

г) сущность человека.

4. Пифагор в качестве первоосновы мира называет – (один отв.)

а) огонь;

б) атомы;

в) воздух;

г) число.

5. Согласно платоновскому учению о человеке, тело есть (один отв.):

а) могила, усыпальница души;

б) зеркало души;

в) храм души;

г) творение души.

6. Согласно Платону, в основе познания сути вещей лежит (один отв.):

а) наблюдение;

б) припоминание;

в) измерение;

г) осмысление.

7. Основным понятием философии Платона является (один отв.):

а) идея;

б) форма;

в) материя;

г) истина.

8. Способ рождения мысли у Сократа называется (один отв.):

а) апория;

б) майевтика;

в) индукция;

г) абстракция.

9. Основные категории учения Аристотеля о бытии (один отв.):

а) душа и тело;

б) субстанция и субстрат;

в) объект и субъект;

г) материя и форма.

10. Наиболее яркие представители философии эллинистической эпохи (один отв.):

а) Диоген Синопский, Эпикур, Зенон Китийский;

б) Николай Кузанский, Эразм Роттердамский;

в) Ф. Бэкон, Р. Деркарт;

г) Аврелий Августин, Фома Аквинский.

Вариант 8

1. Философия Средневековья в своей проблематике тяготеет к – (один отв.):

а) искусству;

б) мифу;

в) науке;

г) религии.

2. Крупнейшие представители патристики (ранней средневековой философии) (один отв.):

а) Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель;

б) Сократ, Платон, Аристотель;

в) Василий Великий, Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин;

г) Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо.

3. Схоластическая философия Средневековья видит своей целью (один отв.):

а) защиту религиозных истин;

б) критику религиозных догматов;

в) научный анализ Священного Писания;

г) опровержение бытия Бога.

4. Крупнейшие представители средневековой схоластики (один отв.):

а) Аврелий Августин, Иоанн Златоуст;

б) Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский;

в) Диоген Синопский, Эпикур;

г) Николай Кузанский, Эразм Роттердамский.

5. Сущностью спора об универсалиях является (один отв.):

а) проблема веры;

б) природа общих понятий;

в) сущность Бога;

г) проблема государственного устройства.

6. Философия эпохи Возрождения тяготеет к (один отв.):

а) религии;

б) мифологии;

в) науке;

г) искусству.

7. Основополагающая черта идеологии Возрождения – это (один отв.):

а) материализм;

б) агностицизм;

в) гуманизм;

г) атеизм.

8. Философские позиции Т. Мора и Ж.Ж. Руссо объединяет (один отв.):

а) теория общественного договора;

б) теория естественного права;

в) представление о том, что корень всех бед находиться в собственности;

г) представление о том, что реальный путь к уничтожению нера­венства – перераспределение собственности поровну.

Вариант 9

1. Ключевая проблема философии раннего Нового времени (один отв.):

а) проблема взаимоотношений человека и Бога;

б) проблема метода научного познания;

в) проблема сущности человека;

г) проблема построения идеального общественного порядка.

2. Философия раннего Нового времени (XVII в.) тяготеет к (один отв.):

а) религии;

б) искусству;

в) науке;

г) мифу.

3. Фраза «Я мыслю, следовательно, существую» принадлежит (один отв.):

а) Дж. Локку;

б) Р. Декарту;

в) Б. Спинозе;

г) Г. Гегелю.

4. Согласно Ф. Бэкону наука должна (один отв.):

а) способствовать достижению всеобщего братства и прогресса;

б) найти философский камень и способы получения золота из рту­ти;

в) дать ключи к правильному истолкованию Библии;

г) ниспровергнуть христианскую картину мироздания.

5. Основой познания мира, согласно Ф. Бэкону служит (один отв.):

а) рассуждение;

б) сомнение;

в) вера;

г) наблюдение.

6. Основная установка теории познания Р. Декарта – (один отв.):

а) рационализм;

б) позитивизм;

в) эмпиризм;

г) утилитаризм.

7. Позиция Р. Декарта по отношению к проблеме субстанции есть – (один отв.):

а) плюрализм (множественность субстанций);

б) монизм (единственность субстанции);

в) дуализм (двойственность субстанции);

г) идеализм.

8. Позиция Б. Спинозы по отношению к проблеме субстанции есть (один отв.):

а) плюрализм (множественность субстанций);

б) монизм (единственность субстанции);

в) дуализм (двойственность субстанции).

9. Основной установкой французских просветителей в разрешении проблемы субстанции является (один отв.):

а) теизм;

б) дуализм;

в) материализм;

г) идеализм.

10. Философов эпохи Просвещения роднит то, что в вопросах гно­сеологии они были сторонниками (один отв.):

а) рационализма;

б) сенсуализма;

в) монизма;

г) гностицизма.

 

Вариант 10

1. Кто является основателем классической немецкой философии (один отв.)?

а) Ж.Ж. Руссо;

б) Ф. Ницше;

в) Г. Гегель;

г) И. Кант.

2. Основные представители классического немецкого идеализма (один отв.):

а) Сократ, Платон, Аристотель;

б) Маркс, Поппер, Витгенштейн;

в) Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель;

г) Конт, Маркс, Шопенгауэр, Ницше.

3. Термин «априорный» И. Канта значит (один отв.):

а) имеющийся в человеческом сознании прежде всякого опыта;

б) данный человеку в опыте, наблюдении;

в) непостижимый для человека;

г) действующий по своим собственным законам.

4. К априорным формам чувственности И. Кант относит (один отв.):

а) материю и сознание;

б) пространство и время;

в) слух и речь;

г) фантазию и эмоции.

5. Основным правилом своей нравственной философии И. Кант на­зывает (один. отв.):

а) «золотое правило нравственности»;

б) «декларация прав человека и гражданина»;

в) «категорический императив»;

г) «кодекс чести».

6. Мыслитель, который впервые сформулировал понятие «граж­данское общество» (один отв.):

а) Маркс;

б) Гегель;

в) Шеллинг;

г) Кант.

7. Основу философии Лейбница составляет учение о – (один отв.):

а) мыслящей субстанции;

б) монадах;

в) корпускулах;

г) «вещах в себе».

8. В основе истории, согласно Гегелю, лежит (один отв.):

а) творчески-преобразовательная активность человека;

б) процесс саморазвития Абсолютного Духа;

в) революционные преобразования социального порядка;

г) процесс производства материальных благ.

9. Согласно теории К. Маркса, в основе развития общественно-экономической формации лежит (один отв.):

а) технологический уровень;

б) отношения собственности;

в) изменения общественного сознания;

г) развитие культуры.

10. Движущей силой истории, по К. Марксу, является (один отв.):

а) творческая элита;

б) мировой разум;

в) божественное предопределение;

г) классовая борьба.

Вариант 11

1. В качестве первоосновы мира в философии А. Шопенгауэра выступает (один отв.):

а) разум;

б) дух;

в) воля;

г) материя.

2. Центральная категория философии С. Кьеркегора (один отв.):

а) экзистенция;

б) трансценденция;

в) эссенция;

г) интенция.

3. Главные предметы философии К. Маркса (один отв.):

а) Бог, бессмертие души.

б) природа, космос.

в) мораль, нравственность.

г) общество, история.

4. Центральная категория марксистского учения о бытии (один отв.):

а) мировой дух;

б) мировая воля;

в) материя;

г) абсолют.

5. Основателем позитивизма как философского направления яв­ляется (один отв.):

а) И. Кант;

б) Л. Фейербах;

в) К. Маркс;

г) О. Конт.

6. Согласно О. Конту, вершиной познания человеком мира явля­ется (один отв.):

а) теология;

б) мифология;

в) философия;

г) наука.

7. Согласно представителям «философии жизни», «понять жизнь из нее самой» помогает (один отв.):

а) чувство;

б) инстинкт;

в) интуиция;

г) разум.

8. Прогресс культуры, согласно Фрейду, ведет к (один отв.):

а) уменьшению человеческого счастья;

б) увеличению человеческого счастья.

9. Из логического ряда ниже перечисленных мыслителей выпада­ет (один отв.):

а) О. Конт;

б) Г. Спенсер;

в) Дж. Миль;

г) Лакатос.

10. Представителями «философии жизни» являются (один отв.):

а) Конт, Витгенштейн, Рассел;

б) Дильтей, Зиммель, Бергсон;

в) Пирс. Джеймс, Дьюи;

г) Маритен, Ранер, Т. де Шарден.

Вариант 12

1. Идейным предшественником экзистенциализма в XIX в. был (один отв.):

а) С. Кьеркегор;

б) А. Шопенгауэр;

в) К. Маркс;

г) Ф. Ницше.

2. К числу крупнейших представителей экзистенциализма относятся (один отв.):

а) Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Вольтер;

б) Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель;

в) О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер;

г) К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.–П. Сартр, А. Камю.

3. Пафос философии экзистенциализма состоит в (один отв.):

а) признании бесконечной делимости материи;

б) принятии человеком ответственности за самого себя;

в) признании непостижимости бытия;

г) констатации утраты человеком нравственных идеалов.

4. Экзистенциализм главным предметом своего внимания делает (один отв.):

а) обобщенную сущность человека;

б) сферу бессознательных мотиваций поведения человека;

в) уникальное существование человека;

г) структуру мыслительных способностей человека.

 

5. Основная тема философии неопозитивизма – (один отв.)

а) язык науки;

б) методы науки;

в) структура науки;

г) история науки.

6. Философия Фомы Аквинского, средневекового мыслителя, дала основу для развития в ХХ в. такого философского тече­ния как (один отв.):

а) позитивизма;

б) неотомизма;

в) герменевтики;

г) постпозитивизма.

7. Согласно «позднему» Витгенштейну, философу-неопо-зитивисту, знание слов определяется (один отв.):

а) самим объектом, т.е. слову соответствует тот объект, на кото­рый он указывает;

б) их употреблением;

в) особенностью бытия в целом (слово – это язык, язык – это жизнь, жизнь – это бытие).

8. Основу принципа фальсификации, в постпозитивизме, составляет положение (один отв.):

а) «Научно то, что доказано»;

б) «Научно то, что опровержимо»;

в) «Научно то, что ясно и отчетливо» (для человеческого созна­ния);

г) «Научно то, что проверяемо на практике».

9. Основным понятием в философии М. Фуко, философа – постмодерниста» является (один отв.):

а) паралогика;

б) деконсруктивизм;

в) дискурс;

г) игра.

10. Бодрийар, философ-постмодернист, полагает, что к концу ХХ века происходит полное отделение знака от означаемого и сам знак обретает «телесность». Как называется такой знак (один отв.)?

а) дискурсы;

б) симулякры;

в) коллажы;

г) коды, способные порождать («симулировать») реальность.

Вариант 13

1. Первым, кто поднял вопрос о единстве и национальной независимости «величия русского государства», был (один отв.):

а) Митрополит Илларион;

б) Вл. Мономах в своем послании сыновьям;

в) П.Я. Чаадаев;

г) Герцен, Огарев, Добролюбов.

2. Яркая страница философии русского Средневековья (ХVI в.) – спор последователей (один отв.):

а) Митрополита Илариона и Владимира Мономаха;

б) Нила Сорского и Иосифа Волоцкого;

в) А.С. Хомякова и А.И. Герцена;

г) Ивана Грозного и Андрея Курбского.

3. Идея богочеловечества являлась центральной для (один отв.):

а) Н. Бердяева;

б) В. Соловьева;

в) Л. Толстого;

г) Н. Федорова.

4. Основная тема философии П.Я. Чаадаева – (один отв.):

а) угнетение человека в условиях самодержавного абсолютизма;

б) историческая судьба и место России;

в) борьба добра со злом;

г) космическая миссия человечества.

5. Основателями славянофильства были (один отв.):

а) М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев;

б) Н.В. Станкевич и В.Г. Белинский;

в) В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев;

г) И.В. Киреевский и А.С. Хомяков.

 

6. Ключевые понятия философии В.С. Соловьева (один отв.):

а) самодержавие, Православие, народность;

б) социализм, крестьянская община;

в) базис, надстройка, отчужденный труд, коммунизм;

г) всеединство, Богочеловечество.

7. Ключевое понятие философии Н.А. Бердяева – (один отв.):

а) правда;

б) соборность;

в) свобода;

г) всеединство.

8. «Общинная организация… устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до «развития» социализма в Ев­ропе… Человек будущего в России – мужик – точно так же как во Франции «работник».Эти слова принадлежат (один отв.):

а) западнику Герцену;

б) славянофилу Хомякову;

в) революционеру Ткачеву;

г) анархисту Кропоткину.

9. Центральная проблема творчества Л.Н. Толстого (один отв.):

а) проблема добра и зла;

б) проблема смысла жизни;

в) проблема общественного устройства.

10. Идеалом общества, построенном на принципах правды и спра­ведливости является, по В. Соловьеву (один отв.):

а) «свободная теургия»;

б) «свободная теократия»;

в) «общество, в котором в согласии существуют государство, ре­лигия и земство.

Вариант 14

1. У истоков метафизики как философской дисциплины стоит (один отв.):

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Декарт;

г) Кант.

2. В основе метафизического познания лежит (один отв.):

а) эксперимент;

б) Наблюдение;

в) умозрение;

г) интуиция.

3. Основные дисциплины метафизики (один отв.):

а) онтология, гносеология, антропология;

б) этика, эстетика, философия культуры;

в) социальная философия, философия истории, философия права;

г) философия науки, философия техники.

4. Предметом онтологии являются (два отв.):

а) познание, знание, истина;

б) мораль, нравственность;

в) бытие, небытие, сущее, ничто;

г) человек, личность.

5. Положение «бытие есть, а небытия нет» принадлежит (один отв.):

а) Канту;

б) В.С. Соловьеву;

в) Сократу;

г) Пармениду.

6. Детерминизм – это философская позиция, согласно которой (один отв.):

а) в мире господствует случайность;

б) всякое событие имеет свою причину;

в) некоторые события совершаются безо всякой причины.

7. Согласно материалистической позиции в философии (один отв.):

а) материя есть продукт высокоорганизованного сознания;

б) сознание есть продукт высокоорганизованной материи;

в) материя и сознание возникают и существуют взаимонезависимо;

г) материя существует, а сознание не существует.

8. Психика человека включает в себя такие компоненты, как (один отв.):

а) левое полушарие мозга, правое полушарие мозга;

б) эмоции, фантазии, интересы;

в) сознание, бессознательное, сверхсознательное;

г) душа и тело.

9. В сферу сознательного не входит (один отв.):

а) твердое убеждение;

б) целенаправленное припоминание;

в) творческое озарение;

г) точное понимание.

10. К бессознательным психическим проявлениям у человека относятся (один отв.):

а) благородное намерение;

б) целенаправленное припоминание;

в) паническое действие;

г) точное понимание.

11. Определите философскую категорию, передающую общий смысл явлений, свойств и качеств окружающей действитель­ности, характеризующуюся (весом, массой; протяженностью те­ла или предмета; веществом, энергией; существующую объектив­но).

Вариант 15

1. Гносеология стремится установить (один отв.):

а) способы обретения человеком счастья;

б) первичность материальной или духовной субстанции;

в) взаимосвязь различных уровней организации материи;

г) основу всех познавательных суждений.

2. Субъект в процессе познания выступает как (один отв.):

а) познаваемое;

б) непознаваемое;

в) познающее;

г) незнающее.

3. Тезис о непознаваемости мира – это тезис (один отв.):

а) скептицизма;

б) сенсуализма;

в) агностицизма;

г) рационализма.

4. Обоснование познаваемости мира опирается на принцип (один отв.):

а) единства материи и движения;

б) тождества мышления и бытия;

в) единства души и тела;

г) единства и борьбы противоположностей.

5. Основной тезис скептицизма (один отв.):

а) человек не имеет достаточных оснований полагать, что мир познаваем;

б) человек способен иметь истинное знание о мире;

в) человек не знает ничего достоверно;

г) знание человека о мире изначально заложено в его душе.

6. Эмпиризм – это теоретико-познавательная позиция, согласно которой (один отв.):

а) знание человека о мире изначально заложено в его душе;

б) человек не может знать ничего достоверно;

в) основой человеческого познания является интуиция;

г) все человеческие знания проистекают из опыта.

7. Ощущение – это (один отв.):

а) Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

б) Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздейст­вующих на органы чувств в виде целостного образа;

в) Чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;

г) Форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

8. Понятие – это (один отв.):

а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках;

б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях;

в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) отражение отдельных свойств и качеств предметов окру­жающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

9. Суждение – это (один отв.):

а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках;

б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях;

в) форма мышления, посредством которой из одного или несколь­ких суждений выводится новое суждение;

г) отражение отдельных свойств и качеств предметов окру­жающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

10. Тезис «истина есть соответствие знаний своему предмету» принадлежит к (один отв.):

а) классической концепции истины;

б) когерентной концепции истины;

в) прагматистской концепции истины.

11. Восприятие – это (один отв.):

а) отражение отдельных свойств и качеств предметов окру­жающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

б) отражение предметов и их свойств, непосредственно воз­действующих на органы чувств в виде целостного образа;

в) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;

г) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

12. Основным и решающим критерием истины является (один отв.):

а) непротиворечивость;

б) признание большинством;

в) очевидность;

г) практика.

13. Умозаключение – это (один отв.):

а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках;

б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях;

в) форма мышления, посредством которой из одного или несколь­ких суждений выводится новое суждение;

г) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружаю­щего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

14. К эмпирическим методам не относится (один отв.):

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) сравнение;

г) формализация.

15. К общим научным методам относится (один отв.):

а) аксиоматический метод;

б) измерение;

в) дедукция;

г) наблюдение.

16. Интуитивное познание – это (один отв.):

а) нечто, не связанное с разумом;

б) божественное озарение;

в) непосредственное постижение истины;

г) нечто, реально не существующее в процессе познания.

Вариант 16

1. Предметом философской антропологии является – (один отв.):

а) истина;

б) человек;

в) бытие;

г) познание.

2. Согласно данным современной науки, предком человека является (один отв.):

а) дриопитек;

б) рамапитек;

в) австралопитек;

г) палеантроп;

д) неоантроп.

3. Определение человека как «двуногого существа, лишенного перьев» принадлежит (один отв.):

а) И. Канту;

б) Платону;

в) Ф. Бэкону;

г) Фоме Аквинскому.

4. Представление о человеке как микрокосме выражает (один отв.):

а) подобие человека Вселенной;

б) одинокость человека во Вселенной;

в) противопоставленность человека Вселенной;

г) случайность человека во Вселенной.

5. В Античности были выработаны следующие характеристики сущности человека (один отв.):

а) существо, изготовляющее орудия труда, преобразующее мир;

б) существо играющее, символическое;

в) существо магическое, бунтующее;

г) существо разумное, общественное, политическое.

6. Согласно Платону, люди различаются между собой (один отв.):

а) разумом;

б) совестью;

в) душой;

г) телом.

7. Личность – это (один отв.):

а) дается человеку от рождения;

 

б) является плодом целенаправленных усилий самого человека;

в) формируется в процессе воспитательного воздействия на человека.

8. Личность содержит в себе (один отв.):

а) духовно-нравственные характеристики человека;

б) телесно-биологические характеристики человека;

в) универсально-космические характеристики человека;

г) поло-возрастные характеристики человека.

9. Понятие «сверхчеловек» ввел (один отв.):

а) О. Шпенглер;

б) Ф. Ницше;

в) Платон;

г) Г. Плеханов.

10. Главную роль в формировании человека как социального существа играет (несколько отв.):

а) деятельность;

б) общественная необходимость;

в) коллектив;

г) коммуникация.

11. Основоположником философской антропологии в ХХ веке выступил (один отв.):

а) Шеллер;

б) Плеснер;

в) Гелен;

г) Т. де Шарден.

Вариант 17

1. Основные сферы общественной жизни (один отв.):

а) материально-производственная, социальная, политическая, ду­ховная;

б) государственная, правовая;

в) законодательная, исполнительная, судебная;

г) федеративная, муниципальная, частная.

2. В качестве основного критерия отличия общества от природы чаще всего, в настоящее время, называют (один отв.):

а) совместную жизнь людей;

б) разумность людей;

в) совместную адаптивно-адаптирующую деятельность людей;

г) стихийность общественной жизни.

3. С точки зрения социальной философии, общество, в процессе структурирования, представляет собой (несколько отв.):

а) механизм;

б) организм;

в) хаотический конгломерат разнородных составляющих;

г) систему.

4. Фактор «происхождения», как отличительная черта между об­ществом и природой, является определяющим в (один отв.):

а) субстанциональном подходе;

б) функциональном подходе;

в) субстратном подходе.

5. Платон разделил общество на (один отв.):

а) два класса;

б) четыре класса;

в) три класса.

6. Общество в широком смысле слова – это (один отв.):

а) территория обитания людей;

б) история человечества;

в) совокупность форм объединения людей;

г) способ удовлетворения человеческих потребностей.

7. В индустриальном обществе в отличие от аграрного (несколько отв.):

а) развивается денежный обмен;

б) часть населения живет в городах;

в) решающую роль в социальной жизни играют промышленники;

г) производство ориентировано не на объем, а на качество про­дукции.

8. Взаимосвязь природы и общества не характеризуется (один отв.):

а) взаимным влиянием природы и общества;

б) рассмотрением общества в неразрывной связи с природой;

в) отрицательным влиянием общества на экологическую обстановку;

г) возможностью автономного развития общества от природы.

9. Демографические изменения в государстве отражают, прежде всего, проявление сферы жизни общества (один отв.):

а) экономической;

б) социальной;

в) политико-правовой;

г) духовно-нравственной.

10. Из положений А и Б верно (один отв.):

а) только А;

б) только Б;

в) и А, и Б;

г) ни А, ни Б.

Вариант 18

1. Наиболее ранним способом постижения истории является (один отв.):

а) наука;

б) миф;

в) искусство;

г) философия.

2. Древние греки представляли развитие истории как движение (один отв.):

а) по кругу;

б) по прямой;

в) по спирали;

г) нет верного ответа.

3. Геометрическим образом теории прогресса в философии исто­рии выступает (один отв.):

а) окружность;

б) прямая линия;

в) волна;

г) многоугольник.

4. В основе исторического развития, по мысли Г. Гегеля, лежит (один отв.):

а) классовая борьба;

б) абсолютная идея;

в) законы истории;

г) развитие культуры.

5. Автором ковариантной модели истории является (один отв.):

а) Геродот;

б) Кондорсе;

в) О. Шпенглер;

г) К. Ясперс.

6. Какие мыслители, утверждали, что человеческая история движется по пути регресса (один отв.)?

а) Гесиод, Ницше, Шпенглер;

б) Кондорсе, Конт, Маркс;

в) Гегель, Ницше, Конт.

7. Согласно, какой позиции, человеческая история рассматрива­ется как осуществление высших идей или принципов, принад­лежащих к особому, не зависящему от человека, миру (несколько отв.):

а) провиденциализм;

б) идеализм;

в) теория локальных цивилизаций, «осевого времени».

Вариант 19

1. Какая культура из нижеперечисленных относится к материальным видам (один отв.)?

а) экономическая;

б) нравственная;

в) эстетическая;

г) политическая.

2. Понятие «культура» в латинском языке впервые обозначало (один отв.):

а) возделывание, обработка земли;

б) воспитание детей и подростков;

в) защита своей родины;

г) почитание родителей.

3. Просветительской философии культуры впервые открылась противоположность (один отв.):

а) культуры и истории;

б) культуры и человека;

в) культуры и бескультурья;

г) культуры и природы.

4. К видам материальной культуры относится (один отв.):

а) техническая;

б) религиозная;

в) правовая;

г) научная.

5. Значимость средневековой культуры определяется тем, что че­ловек впервые открывает в ней (один отв.):

а) пути к творческому преобразованию мира;

б) противоположность культуры и натуры;

в) себя как личность, бесконечный потенциал личностного совершенствования;

г) способы гармоничного сосуществования с природой.

6. В понятие цивилизации его создатели вкладывали значение (один отв.):

а) общества, основанного на принципах разума, свободы, спра­ведливости;

б) общества, благосостояние которого основано на широком ис­пользовании техники;

в) стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством;

г) отдельной социальной общности, объединенной принадлежно­стью к некоторой географической области.

7. Понятие «культура» возникло (один отв.):

а) в Античности;

б) в эпоху Средневековья;

в) в эпоху Возрождения;

г) в эпоху Просвещения.

8. Представителем теории культурно-исторических типов являет­ся (один отв.):

а) О. Шпенглер;

б) А. Тойнби;

в) И. Данилевский;

г) все перечисленные.

9. «Цивилизация как смерть культуры», по О. Шпенглеру, – это (один отв.):

а) вырождение государственного управления европейцев;

б) циклическое развитие любой культуры: возникновение, разви­тие, упадок, смерть;

в) грядущий экологический кризис;

г) превращение человека в придаток машины в условиях индуст­риальной цивилизации.

10. Наиболее масштабными культурно-историческими типами являются (два отв.):

а) Индия и Китай;

б) Россия и Европа;

в) Запад и Восток;

г) Старый Свет и Новый Свет.

11. Наиболее характерные черты цивилизаций Востока (два отв.):

а) отсутствие научных знаний о мире;

б) стремление к активному преобразованию внешнего мира;

в) преобладание агрессивности в деятельности человека и в поли­тике государств;

г) традиционность социального порядка, гармоничное сосущест­вование с природой.

12. К видам духовной культуры относится (один отв.):

а) религиозная;

б) экономическая;

в) техническая;

г) материального производства.

13. Духовность – это (два отв.):

а) совокупность смыслообразующих ценностей человеческой жизни;

б) синоним внутреннего мира человека;

в) общественное или групповое сознание;

г) религиозность, религиозное основание.

14. Философское учение о ценностях называется:

а) антропологией;

б) аксиологией;

в) этикой;

г) эстетикой.

15. Подчеркивание метафизической природы ценностей харак­терно для философии:

а) западноевропейской;

в) отечественной;

г) характерно для обеих философских систем.

 

 

Date: 2015-09-19; view: 757; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию