Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический словарь. АКСИОЛОГИЯ– учение о ценностях, их происхождении и сущ­ности, об их месте в реальности





АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях, их происхождении и сущ­ности, об их месте в реальности.

ИДЕОЛОГИЯ –1) отражение бытия сквозь призму социально-групповых интересов; 2) социально-философская категория, обозначаю­щая один из двух уровней общественного сознания. Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эсте­тических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

ИСКУССТВО –1) специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действи­тельности в художественных образах, один из важнейших способов эсте­тического отражения мира; 2) творческая деятельность, направленная на освоение эстетических ценностей, т.е. личного смысла таких явлений благодаря которым жизнь человека становиться привлекательной, одухотворенной, осознанной.

ЛОГИКА –наука о законах человеческого мышления.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ –1) есть общая картина мира, то есть более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, пред­ставлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве; 2) совокупность результатов метафизического мышления и исследований; 3)есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире; 4) система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение человека к дейст­вительности, общее понимание им мира, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности.

МИФ (от греч. mythos – предание) –сказание, символические вы­ражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории.

МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, учение) – совокупность мифов, а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА –направление в исследовании фольклора и мифологии, сформировавшееся в Германии в первой поло­вине XIX в. и получившее распространение в других странах Европы, в том числе и в России.

Зарождение мифологической школы связано с романтической тео­рией мифа Ф. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей. В «Немецкой ми­фологии» (1844) Я. Гримма представление о мифологии как бессозна­тельном творчестве народа и первоначальном ядре, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, сочетается с опорой на сравнительно-историческое языкознание.

Идеи мифологической школы в середине XIX в. разделяли: А. Кун, В. Шварц, В. Маннгардт в Германии; М. Мюллер в Англии; А. де Губернатис в Италии; Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев в России.

Немецкие ученые ставили целью реконструкцию древних «арий­ских» мифов (А. Кун); другие видели научную основу мифов в попытке осмыслить небесные (солнечные, грозовые) явления (В. Шварц); третьи рассматривали мифологию как своеобразную «болезнь языка» (М. Мюл­лер).

Для мифологической школы в целом были характерны представ­ления об органической связи языка, мифологии и фольклора, о мифе как результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из которого с течением времени развились все жанры фольклора.

Мифологическая школа в России. Мифологические исследова­ния в России (середина XIX века) сплетались с широким кругом проблем изучения языка, фольклора, традиционной народной культуры, древне­русской литературы.

Определенная специфика в развитии мифологической школы в России была обусловлена тем, что наука практически не располагает ау­тентичными записями древних славянских мифов. Исследователям при­ходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основа­нии фольклора и других косвенных источников.

Основоположником мифологической школы в России был Ф.И. Буслаев. Наиболее последовательным сторонником мифологической школы в России был А.Н. Афанасьев. В своем трехтомном исследова­нии «Поэтические воззрения славян на природу» (1865–1869) он попы­тался совместить подход Ф. И. Буслаева с подходами, разработанными в рамках «мифологии природы» (В. Шварц), «арийской теории» (А. Кун) и лингвистической теории происхождения мифа (М. Мюллер). Он полагал, что уже в древности в верованиях могла быть определенная система, хотя сам народ о ней и не предполагал. Афанасьев проследил, как целостная система мифологических представлений выстраивается на основе про­стейших оппозиций (свет – тьма, тепло – холод, влажное – сухое), обу­словленных эмоционально-чувственным восприятием.

К так называемым «младшим мифологам» относят А.А. Потебню, А.А. Котляревского, О.Ф. Миллера, научная деятельность которых началась на рубеже 1850–1860-х гг.

А.А. Потебня в своих работах «О некоторых символах в славян­ской народной поэзии» (1860), «О мифическом значении некоторых об­рядов и поверий» (1865), «О доле и сродных с нею существах» (1867), «Переправа через воду как представление брака» (1868) дал глубокий анализ мифологической семантики многих образов славянской народной поэзии.

Отметим, что ученые, связанные с мифологической школой, ока­зали существенное влияние на становление и последующее развитие фольклористики, литературоведения, этнографии и науки о славянских древностях, их идеи актуальны во многом и в настоящее время.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. падеж ontos – сущее и логия – слово, понятие, учение) – учение о бытии как таковом, независимым от частных его разновидностей; раздел философии, изучающий фундамен­тальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рас­сматривается как ее основополагающая часть, то есть как метафизика бытия.

Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексико­не» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа.

МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия.

В истории философии слово «метафизика» долгое время употреб­лялось как синоним философии. Сам термин «метафизика» ввел древне­греческий философ Андроник Родосский (I в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля. Именно он назвал «метафизикой» группу трактатов Аристотеля о «бытии самом по себе».

Условное название произведения дало позже имя собственно предмету его исследования, который сам Аристотель определял как «первую философию», чья задача – изучать «первые начала и причины».

РЕЛИГИЯ (от лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в Бога, божества; чувство связанности, зависимости по отношению к тайной силе, дающей опору и достойное поклонения.

ВЕРА –принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в под­тверждении со стороны чувств и разума. Выделяют «религиозную» веру и «научную». Религиозная вера – это принятие за истину существование неких сверхъестественных сил (Бога). «Научная» вера связана с уверен­ностью в научных выводах, которые в данный момент еще нельзя под­твердить экспериментально, эмпирически.

ФИЛОСОФИЯ:

Пифагор (II половина VI – начало V в.): на вопрос, кто он такой, Пифагор ответил: «Философ», что значит «любомудр».

Аристотель (384–322 г. до н.э.): «Философ – это тот, кто изучает «всякую сущность вообще». «Итак, ясно, что исследование сущего как такового и того, что ему как таковому присуще, есть дело одной науки и что та же наука исследует не только сущности, но и то, что им присуще: и то, что было указано выше, и предшествующее. И последующее, род и вид, целое и часть, и тому подобное».

Альбин (II в. н.э.): «Философия есть тяга к мудрости, или отреше­ние, или отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему; мудрость состоит в познании дел божественных и чело­веческих…».

Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 750):

-«Философия есть познание сущего, поскольку оно сущее, то есть познание природы сущего»;

-«Философия есть познание вещей божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых»;

-«Философия есть помышление о смерти, как произвольной, так и естественной»;

-«Философия есть уподобление Богу» (уподобляемся мы Богу че­рез мудрость, которая есть истинное познание блага; и через справедливость);

-«Философия есть искусство искусств и наука наук, ибо филосо­фия есть начало всякого искусства. Через нее изобретается вся­кое искусство и всякая наука»;

-«Философия есть любовь к мудрости, истинная же мудрость есть Бог».

Р. Декарт (1596–1650): «… Слово «философия» обозначает заня­тие мудростью и… под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать че­ловек: это же знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохране­нию здоровья, а так же открытиям во всех искусствах».

Г.В.Ф. Гегель (1770–1831): «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов, однако фи­лософия есть особый способ мышления, благодаря которому оно стано­виться познанием, и при этом познанием в понятиях».

Г. Челпанов (1862–1936): «Идеальная цель всякой философии: она должна быть миро пониманием, которое могло бы послужить основой для жизне понимания». «… Философия должна оставаться системой наук. Если бы стали требовать, чтобы философия, как не разрешающая с пол­ной ясностью поставленных ею задач о бессмертии, о первопричине и т.п., была совершенно устранена, то вместе с этим были бы устранены и такие вопросы, которые являются необходимым условием развития са­мих наук». «Философия… влечет мысль к общим проблемам бытия, и вследствие этого она является тем сосредоточием, фокусом, в котором собираются лучи всех знаний. Она является объединительницей знаний. Объединяя знания, она дает нам то миропонимание, которое единственно доступно для человеческого ума в данный момент его развития. Так как миропонимание делается основой жизнепонимания, то в этом смысле философия может сделаться руководительницей жизни».

М.К. Мамардашвили (1930–1990): «… У философии есть своя природа. Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии буду­щим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя со­бой другие действия. Действия, в результате которых появляется карти­на, хорошо сработанный стол или создается удачная конструкция маши­ны.… В этот момент может возникнуть некоторая философская пауза, пауза причастности к какому-то первичному акту. Передать и эту паузу, и новую возможную пульсацию обязательным научением просто нельзя.

Более того, философия как я ее понимаю, и не была никогда сис­темой знаний. Люди желающие приобщиться к философии, должны хо­дить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индиви­дуальное присутствие мыслителя,… послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить.… Этому нельзя научиться у лектора, просто выполняющего функцию преподавателя…. Короче го­воря, философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта».

ЭТИКА – учение о нравственности, морали.

ЭСТЕТИКА – наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – направле­ние в философии, исходящее из положения о материальности мира, кото­рый существует объективно, вне и независимо от человеческого созна­ния. Согласно взглядам философов-материалистов, материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление – свойст­во материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин «материализм» употребляется с XVII в. для освещения физических представлений о ма­терии, а с начала XVIII в., в философском смысле, для противопоставле­ния материализма идеализму.

Исторические формы материализма: античный материализм (на­ивный) (Демокрит, Эпикур); материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно); метафизический (механистический) материализм – XVII-XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; во Франции – Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро); антропологический материализм (Л. Фейербах); диалектический мате­риализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea – идея) – направление в философии, утверждающих, что дух, идея, Бог, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.

Основные формы идеализма – объективный и субъективный. Пер­вый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, пол­ностью определяемое его активностью.

Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии – Платон, Плотин, Прокл; в новое время – Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель.

Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте.

МОНИЗМ (от греч. monos – один, единственный) – способ рас­смотрения многообразия явлений мира в свете единой (одной) основы (субстанции) всего существующего.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) –философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал, лежащих в основа­нии мира, – духа и материи. Термин введен немецким философом XVIII века – Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей дуализма – французский философ Р. Декарт.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis – множественный) – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) неза­висимых начал бытия или оснований знания.

Термин «плюрализм» введен немецким философом Х. Вольфом (1712).

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений (И.Кант).

Последовательный агностицизм представлен в учениях философов XVIII века – Дж. Беркли и Д. Юма.

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. gnōstikos – познавательный, познаю­щий; gnōsis – знание, познание) – философское учение признающее воз­можность достижения полного и объективного знания о мире.

Под гностицизмом также понимают религиозно-философское уче­ние раннего христианства, представляющее собой смесь христианских религиозных догматов с греческой идеалистической философией и вос­точными религиями. В основе гностицизма лежит учение о «гносисе» –особого рода знании, раскрывающем тайны бытия и указывающем душе путь к спасению.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos – разглядывающий, рассле­дующий) – философская позиция, характеризующаяся сомнением в суще­ствовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм.

Скептицизм – это и направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (Пиррон); скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад); поздний скептицизм (Секст-Эмпирик).

ДОГМАТИЗМ (от греч. dogma – учение) – одностороннее, схема­тичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами.

В основе догматизма – слепая вера в авторитеты (религиозные, на­учные ит.п.), а также защита устаревших положений.

БЫТИЕ – одно из важнейших философских понятий. Рассмотре­ние бытия составляет предмет особого направления в философии – онто­логии (учении о бытии). Часто бытие выступает как элемент понятийной оппозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущ­ность) «не-бытию». Традиционно выделяют следующие виды бытия:

- бытие вещей (созданных природой и человеком);

- бытие человека (как части природы и собственно самого себя);

- духовное бытие (объективированное и индивидуализированное);

- социальное бытие.

МАТЕРИЯ (лат. materia – вещество, субстрат, субстанция, содер­жание) – важнейшее понятие в философии.

Понятие материи как субстрата вещественного мира было вырабо­тано в греческой натурфилософии, а также в учениях Платона и Аристо­теля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция.

Сформулированное Декартом понятие материи как телесной суб­станции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу мате­риализма XVII–XVIII вв.

Материя – центральная категория диалектического материализма. Попытку определить понятие материи через противоположное понятие «сознания» сделал российский государственный деятель В.И. Ленин. «Материя, – писал он – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, су­ществуя независимо от них».

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia – «то, что лежит в основе»; сущ­ность) – выражение объективной реальности; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое.

Субстанция обладает двумя важнейшими характеристиками: су­ществует сама по себе, независимо ни от чего другого, и способна поро­ждать из себя (единой) все многообразие вещей.

СУБСТРАТ (от лат. substrātus – «постройка», «сооружение», «подстилка») – то, что лежит в основе каких-либо процессов и явлений.

Если субстанция – это мир как некая единая целостность с беско­нечным многообразием видов и состояний, функционирующая по своим собственным законам, то субстрат имеет отношение лишь к отдельным видам и состояниям этой целостности, их конкретному строению и структуре.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – важнейшие философские катего­рии; неотъемлемые атрибуты материи. Пространство и время имеют объ­ективный характер и неразрывно связаны друг с другом.

Пространство – форма сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем). Универсальные свойства пространства – протяженность, единст­во прерывности и непрерывности.

Время – форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Важнейшими чертами времени являются необратимость, неповторяемость и однонаправлен­ность.

ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи. В широком смыс­ле под движением понимают любое изменение вообще, всякое взаимо­действие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относи­тельного.

РАЗВИТИЕ – это направленное, необратимое, закономерное из­менение, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.

Различают две формы развития: эволюционную, связанную с по­степенными количественными изменениями объекта; революционную, характеризующуюся резкими, скачкообразными качественными изменениями в структуре объекта. Выделяют восходящую линию развития (про­гресс) и нисходящую (регресс).

В современной науке разрабатываются специально-научные тео­рии развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривающего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю) – философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий харак­тер причинности.

Традиционно выделяют следующие виды детерминизма: материа­листический, идеалистический, религиозный. В рамках разрешения во­проса о соотношении случайности и необходимости выделяют: метафи­зический (фатализм и индетерминизм) и диалектический детерминизм.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in - – приставка, означающая отри­цание, и лат. determino – определяю) – философское учение, отрицающее объективность причинной связи природных и социальных явлений (или причинное объяснение в науке). Например, воля рассматривается фило­софами-индетерминистами как самостоятельная автономная сила.

СОЗНАНИЕ – 1) важнейшая категория в философии, обозначающая человеческую способность к отражению и идеальному воспроизведению действительности. 2) высшая, свойственная только человеку форма отра­жения объективной действительности.

В широком смысле, проблема сознания – одна из основных про­блем философии, а понятие сознания является одной из связующих нитей всего гуманитарного знания. В узком смысле – это ряд взаимосвязанных проблем, требующих теоретического решения: единство сознания; клас­сификация модусов сознания, их иерархия; отношения «сознание-тело»; «сознание-значение»; «интроспекции-рефлексии»; «сознания и позна­ния» и т.п.

Начиная с Канта, термин «сознание» выступает и как предмет ис­следования, и как определенный способ человеческого существования: трансцендентальное сознание, феноменология сознания, классовое соз­нание, историческое сознание, соборное сознание и т.д.

В науке выделено две формы сознания: индивидуальная (генетиче­ски-природная) и общественная (социально-генетическая).

Важнейшей особенностью сознания является его «идеальность». Иде­альность – сосредоточие «тайны» сознания, связанное с ненаблюдаемостью его механизмов и давшей основание немецкому физиологу Дюбуа-Реймону утверждать, что понять сознание – «столь же тщетная попытка, как увидеть из окна самого себя идущим по улице».

Однако сознание не есть некая абсолютно замкнутая система, формиру­ясь в практической деятельности, оно же в ней и выявляет себя, объективируясь в практических действиях, а также в речи, искусстве, и вообще во всей «символике». Так идеальность становиться доступной для научного изуче­ния, главным образом косвенного – через указанные объективированные формы.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ –совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта.

Бессознательное – одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии; в «аналитической пси­хологии» К. Г. Юнга наряду с личным бессознательным выделяется кол­лективное бессознательное.

СУБЛИМАЦИЯ – психический процесс преобразования и пере­ключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятель­ности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влече­ний (либидо), противоположный вытеснению.

САМОСОЗНАНИЕ – осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis – познание и logos – слово, уче­ние) – раздел философии, в котором изучаются закономерности и воз­можности познания; отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности; исследуются ступени и формы про­цесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – восприятие, чувство) – направле­ние в теории познания, согласно которому ощущения, восприятие – осно­ва и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.

Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» – разделяли в основном английские (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Беркли,) и французские (К. Гельве­ций, Д. Дидро, П. Гольбах) философы.

ОЩУЩЕНИЕ – одна из ступеней эмпирического уровня позна­ния, представляющая собой отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.

Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибра­ционные, обонятельные и т. д.

ВОСПРИЯТИЕ –одна из ступеней эмпирического уровня позна­ния. Это сложный процесс отражения предмета в его цело­стности. Кроме этого в процессе восприятия происходит формирование чувственного образа, выделение отдельных признаков объекта, поиск «содержания» объекта и т.п.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ –одна из ступеней эмпирического уровня познания. Благодаря способности «представлять» человек может воссоз­дать образ ранее воспринятого предмета или явления без непосредствен­ного контакта с ним, а также сформировать «новый» образ на основе спо­собности –одна воображать, фантазировать и т.п.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio – разум) – философское направле­ние, признающее разум основой познания и поведения людей. Противо­стоит иррационализму и сенсуализму.

Объективное, всеобщее, необходимое знание, согласно рациона­лизму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности.

Сторонниками идеи рационализма были Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц и др.

ПОНЯТИЕ – одна из ступеней теоретического уровня познания. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенно­стей отдельных предметов данного класса.

СУЖДЕНИЕ –одна из ступеней теоретического уровня познания. Реализуется суждение в форме мысли, выраженной повествовательным предложением и могущая быть истинной или ложной.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ –одна из ступеней теоретического уровня познания. Умозаключение – это умственное действие, в основе которого лежат правила и законы логики. Появляется умозаключение в виде одно­го или нескольких суждений. Например: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен».

ИСТИНА – соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.

В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (классическая концепция Аристотеля), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соот­ветствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышле­ния с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).

В современной методологии науки классическая трактовка истины, как соответствия знания действительности, дополняется понятием правдоподобности (степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий) и практичности (практика как важнейший критерий истины).

НАУКА –сфера человеческой деятельности, важнейшая функция которой заключена в выработке и теоретической систематизации объек­тивных знаний о действительности.

Наука – одна из форм общественного сознания, включающая дея­тельность по получению нового знания, формирование научной картины мира, обозначение отдельных отраслей научного знания, а главное-формирование методологии научных исследований. Система наук услов­но делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Развитие науки – это сложный и трудоемкий процесс, в ходе кото­рого наблюдается периодическая смена экстенсивных и революционных периодов развития научного знания, отраслей и т.п. Научные и научно-технические революции приводят к изменению структуры науки, прин­ципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциа­ции и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследова­ний.

МЕТОД (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; сово­купность приемов или операций практического или теоретического по­знания действительности.

ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – фиксация субъектом познания некоего эмпирического знания с помощью языка науки.

ПРОБЛЕМА (от греч. problema – задача) в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая (проблемная) ситуация, высту­пающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо яв­лений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее раз­решения.

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis – основание, предположение) – пред­положительное суждение о закономерной (причинно-следственной) связи явлений. Главное – гипотеза должна удовлетворительно объяснять изу­чаемый объект, процесс или явление и быть принципиально проверяемой.

ТЕОРИЯ (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – сово­купность основных идей в той или иной отрасли знания, приведенных в систему; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Date: 2015-09-19; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию