Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий





    Номера и наименования разделов и тем   Всего часов по учебн. дисципл. В т.ч. аудиторных учебных занятий     Из них по видам учебных занятий Самост.работа    
Лекции   Семинары В том числе тестирование Интер. ф.обуч. Всего часов     Из них    
Дом.задание доклады     Эссе Подг. к к/р, тестир., интер. формам Сессия
                         
Тема № 1.. Теоретические и концептуальные проблемы истории государственных учреждений в России     Лек ция- визу ализ ация                  
Тема № 2.Государственность Древней Руси: исторические особенности формирования и эволюции институтов власти и управления в IX – X1V в.     Лек ция- визу ализ ация                  
Тема № 3 Становление российского самодержавия и сословного управления обществом в XV-XVII вв..     4 Лек ция- визу ализ ация       Дис пут       Подг. К диспу Ту    
Тема № 4. Эволюция российской государственности и национальной модели государственного управления в России в XVIII веке. Государственный аппарат Российской империи     Лек ция- визу ализ ация     тест         Подг.. к тест 2.    
Тема № 5. Политическая система и государственное управление Российской империи в XIX - начале XX века. Реорганизации государственного аппарата.     4 Лек ция- визу ализ ация       Кол лок виум       Подг. К кол Лок Виум У    
Итого                        
Сессия 18     - - - - -     - -    
Итого: 2 кр.ед.         - - -          

Форма текущего контроля: проверка домашних заданий, эссе, контрольных работ, тестирование.

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ лекции Название темы Содержание темы Кол-во часов
1. Теоретические и концептуальные проблемы истории государственных учреждений в России: Основные понятия учебного курса. Предмет, место и значение курса истории отечественного государственного аппарата. Исторические типы бюрократической организации, принципы рациональной (М. Вебер) и патримониальной бюрократии, особенности российской бюрократии.. Основы классификации государственных учреждений дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Основные объекты изучения истории государственного аппарата: закономерности его развития в целом, внутренняя организация, направления деятельности, место государственного учреждения в аппарате государства, система учреждений. Государство. Государственность. Форма правления. Политический режим. Государственный аппарат. Государственные учреждения. Государственные органы. Ведомство. Бюрократия и чиновничество. Номенклатура.  
2. Государственность Древней Руси: исторические особенности формирования и эволюции институтов власти и управления в IX – X1V вв. Особенности возникновения государственности и государства у восточных славян, основные черты древнерусской (патриархальной) модели государственного управления. Основные этапы развития системы управления в Киевской Руси. Князь. Княжеский совет. Дружина. Посадники. Наместники. Тиуны. Данщики. Народное вече и его роль. Основные элементы древнерусского аппарата управления и их эволюция в период феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия. Система управления в Новгороде и Пскове.  
3. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом в XV-XVII вв. Особенности организации политической власти и сословной модели государственного управления в Московском государстве. Боярская дума, ее состав и функции. Первое государственное учреждение – Казна (Казенный двор). Административно-территориальное деление. Наместники и волостители. Система «кормлений».. Создание системы государственных учреждений. Сословно-представительные органы. Боярская дума. Земские соборы: система представительства, состав, функции и значение. Центральные учреждения. Формирование приказной системы управления. Отраслевые, территориальные и дворцовые приказы. Организация государственной службы. Судебник (1497 г.). Реформы 50-ых гг. XVI в. Местные учреждения. Институт городовых приказчиков. Должностные лица земского самоуправления. Система воеводского управления. Специфика формирования и развития приказной системы управления. Противоречия вертикальной организации власти в России и содержания административных реформ Избранной рады в XVI в. Кризис власти на рубеже XVI-XVII вв. Земский собор (1613 г.). Преодоление последствий Смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке. Тенденции формирования государственной службы и изменения в структуре местной администрации в XVII в. Причины и предпосылки модернизации государственного управления в конце XVII - начале XVIII вв.  
4. Эволюция российской государственности и национальной модели государственного управления в России в XVIII веке. Государственный аппарат Российской империи в XVIII в. Начало модернизации и европеизации России. Особенности петровской модернизации государственного управления в начале XVIII в. Структура и функции новых государственных органов Российской империи (Сенат, Коллегии, Верховный тайный совет и др.) Оформление основ бюрократического административного устройства государственного управления: «Генеральный регламент», «Табель о рангах», «Указ о должности Сената». Регламентация производства. Создание специальной системы контроля за работой государственного аппарата. Чиновничество. Сущность и содержание нового этапа рационализации государственного управления в условиях «просвещенного абсолютизма» Екатерины II (создание единой системы территориального управления, развитие городского самоуправления). Социально-классовая структура Российской империи. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Завершение формирования дворянского сословия в России. Городские сословные органы. Купеческие гильдии и ремесленные цехи. Управы. Управление государственными крестьянами.    
5. Политическая система и государственное управление Российской империи в XIX - начале XX века. Реорганизация государственного аппарата. Попытки модернизации российской администрации в правительственной политике России в XIX в. Содержание и значение для страны плана государственного преобразования М.М. Сперанского. Причины дальнейшей бюрократизации государственного управления, его централизации и регламентации в правление Николая I. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. (земская, судебная и городская реформы). Высшие государственные учреждения. Роль Государственного совета в подготовке и проведении реформ 60-70-х гг. XIX в. Компетенция Комитета министров. Изменения в устройстве Правительствующего Сената в ходе судебной реформы. Контрреформы 80-90-х гг. Укрепление полицейско-бюрократических основ самодержавия. Реорганизация МВД. Расширение полномочий губернаторов Причины кризиса государственного управления на рубеже Х1Х-ХХ вв. Характер и направления эволюции российской государственности на этапе буржуазной революции 1905-1907 гг.. Изменения в политической системе. Изменения в системе государственного управления в условиях Первой мировой войны. Опыт российского парламентаризма. Учреждение Совета министров: цель создания, назначение, структура, функции. Значение ст. 87 Основных государственных законов. Расширение полномочий правительства в годы первой мировой войны. Причины кризиса управления. Свержение самодержавия. Образование новых органов власти. Октябрьский переворот.  

Вопросы для подготовки к семинарским занятиям

Занятие 1. Теоретические и концептуальные проблемы истории государственного управления в России .

 

1. Государство: понятие, признаки, атрибуты. Генезис государства. Теории его возникновения.

2. Основы классификации государственных учреждений дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Основные объекты изучения истории государственного аппарата: закономерности его развития в целом, внутренняя организация, направления деятельности, место государственного учреждения в аппарате государства, система учреждений

3. Исторические типы бюрократической организации. Принципы рациональной (М. Вебер) и патримониальной бюрократии.

4. Особенности российской бюрократии.

5. Особенности российского опыта государственного управления

 

 

Занятие 2. Государственность Древней Руси: исторические особенности формирования и эволюции институтов власти и управления в IX – X1V вв.

1. Особенности российского опыта государственного управления. Вопрос группе.

2. Элементы управления родоплеменного строя. Становление государственности у восточных славян.

3. Княжеская власть в Киевской Руси Князь и дружина. Аппарат управления.

4. Система управления в Западной Европе (на примере Империи Карла Великого). Доклад-презентация

5. Особенности системы управления в Византии. Доклад-презентация

6. Особенности системы управления в Киевской Руси.

7. Причины, последствия политической раздробленности. Вопрос группе

8. Особенности управления в отдельных центрах Руси (Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество). Сравнительный анализ. Доклад-презентация

9. Особенности системы управления в период монгольских завоеваний. Роль монголо-татарского ига в дальнейшей судьбе российского государства. Вопрос группе.

Занятие 3-4. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом в XV-XVII вв .

1. Отличия процесса складывания Российского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Доклад-презентация

2. Характерные особенности централизованного Русского государства и его высшие центральные и местные государственные учреждения. Вопрос группе

1. Концепция государственного устройства Ивана Грозного. Доклад-презентация

2. Реформы государственного управления «Избранной Рады». Доклад-презентация

3. Что такое "опричнина"? Какова цель и каковы итоги? Вопрос группе

4. Иван Грозный. Точки Зрения. Вопрос группе

5. Государственное управление в России и Европе в ХУ1 в.: сравнительный анализ. Презентация

2. Кризис государственности в Смутное время. Вопрос группе

6. Значение Соборного уложения 1649 г. для государственного управления. Презентация

7. Диспут: Крепостное право в системе управления в России и Европе. Вопрос группе.

 

 

Занятие 5-6. Эволюция российской государственности и национальной модели государственного управления в России в XVIII веке.

1. Высшие и центральные учреждения в первой четверти ХУШ в. в России. Становление государственного аппарата абсолютизма. Презентация

2. Абсолютизм в Западной Европе. Основные особенности и отличия российского абсолютизма ХVIII в. Презентация

3. Местные управление при Петре 1.Презентация

4. Складывание российской бюрократии. Особенности российской бюрократии. Вопрос группе.

5. Петр 1 как государственный деятель. Точки зрения. Вопрос группе.

6. «Просвещенный абсолютизм» в Западной Европе во второй половине ХУШ в. Презентация

7. Реорганизация высших государственных органов Российской империи в середине – второй половине ХVIII в. Презентация

8. Особенности и этапы реорганизации местного управления в XVIII в. Презентация

9. Особенности российской имперской модели государственности. Вопрос группе

10. Екатерина П как государственный деятель. Точки зрения. Вопрос группе.

Date: 2015-09-19; view: 271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию