Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая власть, механизм ее реализации





Возьмем за основу дальнейшего анализа власти такое опреде­ление: «Власть есть способность и возможность оказывать опре­деленное воздействие на деятельность, поведение людей с помо­щью каких-либо средств — воли авторитета, права, насилия».

Основания, источники и ресурсы власти.

Власть, чтобы быть эффективной должна опираться на определенные ресурсы.

Основания, или источники, власти, многообразны. Основани­ями власти называются средства, используемые для воздействия на объекты власти.

Ресурсы власти — это средства властного воздействия, ко­торые, в принципе, могут быть использованы, но еще не использу­ются или используются в недостаточной степени. Совокупность всех возможных оснований и ресурсов власти дает представление о потенциале власти.

Сопоставление оснований власти, имеющихся в распоряжении субъекта власти, и ресурсов сопротивления властной воле со сторо­ны объекта позволяют определить силу власти.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны сред­ства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нор­мативные.

Утилитарные ресурсы — это материальные и другие соци­альные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ре­сурсы используются как для поощрения, так и для наказания (на­пример, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономичес­ких санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения чело­века. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Для выделения различных видов власти широко распростране­на классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сфера­ми жизнедеятельности на:

Экономические ресурсы —это материальные ценности, необ­ходимые для общественного и личного производства и потребле­ния, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные зем­ли, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы — способность повышения или пониже­ния социального статуса или ранга, места в социальной страти­фикации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресур­сом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако со­циальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обес­печение и т. п.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исче­зают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обла­дание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в со­временном мире проявляется достаточно отчетливо.

Принудительные (силовые) ресурсы —это оружие, институ­ты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными ат­рибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т. п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей.

Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей сте­пени обладающим всеми видами ресурсов.

Специфическим ресурсом власти является сам человек — де­мографические ресурсы. Люди — это универсальный, много­функциональный ресурс, который производит другие ресурсы.

Человек — создатель материальных благ (экономические ре­сурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), облада­тель и распространитель знаний и информации (культурно-информа­ционные ресурсы) и т. д. Личность выступает ресурсом власти толь­ко в одном из своих многочисленных измерений: будучи использо­вана как средство реализации чужой воли. В целом же человек не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Каждый тип ресурсов имеет свою сферу реализации и предел эффективности, объекты воздействия и время. В развитом граж­данском обществе, например, наиболее эффективно обращение к интересу; принуждение распространено в странах, где демократия слабо развита. В странах с развивающейся экономикой активно ис­пользуются такие ресурсы, как материальный интерес и принуждение.

Однако важно помнить, что субъект власти в реализации своей воли всегда использует (или должен использовать) совокупность всех ресурсов власти, что и позволяет ему достичь поставленной цели.

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, при­нудительную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценнос­ти.

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределе­ния материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и приви­легий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть — это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религи­озная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов ду­ховного влияния на первый план выдвигается научно-информаци­онная власть. Знания используются как при подготовке правитель­ственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а так­же с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности пра­вительства, положении в обществе, но и манипулированию — уп­равлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана:

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и озна­чает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отож­дествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность послед­ней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи — и ее члена­ми, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т. д.

 

Политическая власть, механизм ее реализации.

 

Политическая власть, как одно из важнейших проявлений вла­сти, отличается реальной способностью данного индивида или груп­пы, социальной общности проводить свою волю, выраженную в политике.

Политическая власть — понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной большой социальной груп­пы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие ин­тересы и цели насильственными и ненасильственными средства­ми.

Политологическая наука отмечает четыре структурных уровня власти, различающихся масштабом, объемом полномочий (то есть свободы принимать решения), средствами, характером и свойства­ми субъектов власти.

· Это: макроуровень (высший уровень) — центральные институ­ты власти;

· мезоуровень (средний уровень) — органы и аппараты власти, подчиненные политические институты;

· микроуровень (низ­ший уровень), связанный с малыми группами, взаимодействиями между ними;

· мегауровень — власть международного сообщества.

Каждый из названных уровней может подразделяться на две формы: легально-официальную, представленную в виде формали­зованных структур, и нелегальную (неформальную, неофициаль­ную) — это власть влиятельных лиц, группировок, приближенных к властвующим субъектам особ, лидеров, кланов и т. д.

Основными компонентами политической власти являются ее объект, субъект, основания, ресурсы власти и процесс, приводя­щий в движение все ее элементы, — процесс властвования.

Субъект и объект — непосредственные носители, агенты вла­сти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объеди­ненное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властво­вать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, или прика­зах. Большинство людей

не испытывает психологического удоволь­ствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения раз­личного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т. д. Для них стремление к власти имеет инструмен­тальный характер, т. е. служит средством достижения других це­лей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответст­венность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важ­нейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, ре­альные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуров­невый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представ­ляющими во властных отношениях различные группы и организа­ции, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровня­ми может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрывают­ся от масс и даже от собственных партий.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях вла­сти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей их. п., подразумевая под властью уп­равленческие органы.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия че­рез распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются по­ощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зави­сит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важней­шего элемента власти.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминировани­ем воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она не возможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обла­дает ярко выраженной волей властвования и даже мощными сред­ствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населе­ния нашло практическое политическое выражение в акциях граж­данского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.

Границы отношения объекта к субъекту властвования прости­раются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимае­мого с радостью, повиновения. В принципе подчинение так же ес­тественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Го­товность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми распола­гает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта полити­ческого властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Механизм реализации политической власти. Этим понятием обозначаются разнообразные способы и средства властвования.

Политическая власть обеспечивается путем принуждения в различ­ных формах: прямого физического насилия, сотрудничества, со­гласования или, наоборот, конфронтационного общения, информа­ционного воздействия — обучения, трансляции информации, посред­ством организаций и общественно-политических движений, идео­логического и психологического воздействия.

Словом, политическая власть обеспечивается прямой грубой силой, угрозой ее применения, зависимостью, богатством, прести­жем, авторитетом, поощрением, контролем, примером, личным обаянием, харизмой, успехом. Она основывается на общепризнан­ной, узаконенной системе ценностей и на базе культурных тради­ций или просто произвольной веры в какие-то сверхъестественные способности личности.

Власть функционирует по закону и вопреки ему. Законность и незаконность — составляющие части одной институциональной структуры политических отношений, главным образом диктатуры.

В истории политической мысли отложились понятия: власть тираническая, аристократическая, демократическая, монархическая и т. д. Каждое из этих понятий характеризует соответственную си­стему отношений властвования. Различие их определяется центра­ми и непосредственными субъектами власти. Ими выступают мо­нарх или олигархия, диктатор или представляющие народ институ­ты. В каждой из этих систем механизмы властвования различны.

 

Существуют также и принципы осуществления власти. Это, например,

- ЦЕНТРАЛИЗМ как способ одностороннего субординационного воздействия ' субъекта власти на объект;

- ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, предполагающий сочетание регулирования сверху с самостоятельностью и обратным влиянием низших звеньев в процессе совместной выработки и реализации решений.

- И, наконец, ДЕЦЕНТРАЛИЗМ и САМОУПРАВЛЕНИЕ, при которых происходит саморегуляция общественным образованием своей жизнедеятельности, наблюдается совпадение субъекта и объекта властных

отношений в виде самоуправляемой системы;

В современных концепциях власти главным является вопрос об источни­ках или основаниях власти. Объективные основы возникновения и осуществления власти кроются в экономической организации общества. В любом обществе власть принадле­жит исторической общности собственников основных средств производства, т.к. именно в их руках находится прибавочный продукт - источник жизни всего общества

Впадение средствами производства представляет собой не только элемент собственности, но и элемент власти, с вязанный с распоряжением средствами производства непосредственно, т.е.экономи­ческой власти, Те, кто обладает экономической властью, нужда­ются в средствах принуждения, которые позволили бы им эффективно защи­щать свою собственность. Отсюда следует вывод методологического харак­тера: анализ политики должен учитывать её экономический аспект, а им­енно то, каким образом отношения власти воздействуют на экономические отношения. Это позволяет представить явления политической жизни в их широком социально-экономическом контексте. СУБЪЕКТИВНЫЕ основы власти кроются,в общественных интересах и их носителях. Иначе говоря,исходным пунктом анализа власти стоит вопрос, чьим интересам эта власть служит.

 

В политологии принято выделять следующие важные общественные группы - носители интересов:

1- общественные классы и их интересы, вытекающие из их от­ношения к средствам производства и роли в распределении национального дохода;

2- нации, народности, национальные и этнические группы;

3 - демографические группы с интересами, вытекающими из разницы в возрасте и поле;

4 - социальные слои с различиями в доходах, в образе жизни,

образовании, характере труда и т.д.;

5 - региональные, религиозные, иные группы, имеющие определенные интересы в сфере общественной жизни, регулируемой полити­ческой властью.

Существование в политической жизни интересов классов и социальных групп, слоев говоит о том, что власть имеет ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, т.е. служит реализации таких целей, которые отве­чают чьим-то групповым интересам, v

Важное значение при анализе власти имеет и то,_кто осуществляет власть, т.е. из кого складывается группа политических руководителей. В настоящее время в мире сложились следующие типы политического

руководства;

· в развитых странах Запада в социальном составе управляющих преобла­дают люди, происходящие либо из имущих классов, либо из привилегированной интеллигенции. Это в ооновском люди с университетским образованием, профессиональные политики, либо юристы, либо экономисты;

· в странах третьего мира в социальном составе управляющих значительно влияние военных, Это связано со слабостью буржуазии, отсутствием ква­лифицированных кадров интеллигенции и с неразвитостью политических дви­жений народных масс;

· в бывших и настоящих социалистических странах в руководстве велика доля людей, которые либо сами были рабочими и крестьянами, либо их детьми. С течением времени в политическом руководстве увеличивается доля людей с высшим образованием, профессионально работающих в органах государственного и политического управления.

Большой интерес вызывает МЕХАНИЗМ или СПОСОБ осуществления власти. Он составляет важнейшую черту любой политической системы, связан с другими её чертами, в том числе и с типом политического руководства.

СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ включает в себя:

1 - процесс принятия политических решении;

2 - процесс проведения в жизнь уже принятых решений.

Принятие политических решений состоит в осуществлении определенного выбора целей и средств деятельности, связанных с борьбой за власть или с осуществлением политической власти. А когда решения уже приняты, качество осуществления власти зависит от того, как они реализуются.

Для правиль­ного или, лучше сказать, эффективного и оптимального претворения в жизнь решений необходимы следующие условия:

1 - последовательная деятельность политического руководства, выражаю­щаяся в том, что от принятого решения не отступают до тех пор, пока не реализованы поставленные цели;

2 - полное использование средств;

3 - нейтрализация действий, направленных против цели, которую желают достичь, при использовании наиболее походящих средств, вызывающих минимум отрицательных последствий;

4 - способность обеспечить для реализации решения поддержку тех групп

ОБЩЕСТВА, ПОЗИЦИЯ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ДЛЯ ЭТОГО наибоьшее значение.

Когда эти условия в основном выполняются - власть сильна и эффективна. Сильная власть не противопоставляет себя обществу, не навязывает своих взглядов, противоречащих взглядам общества. Власть знает, что она должна быть сильной не толыко в отношении управляемых, но также в отношении своего исполнительного аппарата?

в рамках государственного функционирования. Долгое вре­мя у нас теория разделения властей, впервые обоснованная Монтескье, отвергалась на том основании, что она не учитывает классовую природу государства, В противовес выдвигалась идея единства власти, при котором главная роль отведена представительным органам. Мировая практика пока­зала исключительную эффективность разделения властей на представительную, исполнительную и судебную, которые дополняют друг друга, контролируют и взаимоуравновешивают друг друга так, что ни одна из них не может пода­вить другие и присвоить себе весь объем полномочий.

Date: 2015-09-18; view: 5010; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию