Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАМЕННЫЙ ИДОЛ И… ВНОВЬ ГРЕБНИСТЫЕ ЗМЕИ 2 page





 

ПРИМОРЬЕ:

«ЛЕТАЮЩИЕ ЛЮДИ», «ЛЕТАЮЩИЕ ТИГРЫ»…

 

В предыдущих главах я только и делал, что убеждал читателей: неинтересных, изученных регионов в России нет. Заметные открытия потенциально можно совершать даже в Подмосковье. И все же… Есть на постсоветском пространстве места, по‑особому притягательные, как бы культовые для любого бродяги‑полевика, особенно натуралиста. Так вряд ли ошибусь, если скажу, что каждый любитель живой природы мечтает побывать в дальневосточном Приморье: благодаря особой геологической истории этих мест (так, здесь не было заметных оледенений и многие обитавшие в теплые эпохи растения и животные смогли приспособиться к сравнительно плавно холодавшему климату) в Уссурийском крае встречается почти треть известных в СН Г видов птиц (большинство из коих к тому же эндемики), удивительные пресмыкающиеся (например, похожая на динозаврика кожистая черепаха на оз. Ханко), да и звери – чего стоят хотя бы знаменитые тигры и леопарды! А растения: знаменитый женьшень знают все, но менее известно, что уссурийская тайга, формально давно не являясь тропическим и даже субтропическим лесом, сохранила многие элементы сельвы, например, многолетние лианы. И количество видов растений, в том числе эндемичных, в ней так же во много раз превышает обычное для палеарктического леса их число. Подобное буйство и разнообразие природы в СНГ встречается разве что в субтропиках Кавказа, но тамошние леса имеют все же меньшую площадь, лучше изучены и, так сказать, «замкнуты» – окружены горами. Уссурийская же тайга с юга ничем не ограничена – здесь чуть ли не ежегодно фиксируют новые для России виды животных, заходящих из Китая.

А рядом – Японское море! В отличие от Черного, являющегося, по сути, бухтой другой большой бухты – Средиземного моря, Приморье омывают воды открытого океана, при этом сравнительно теплые. И все сказанное о богатстве и разнообразии сухопутных обитателей этого региона тем более относится и к морским.

Словом, для себя я давно постановил, что хоть раз в жизни увидеть этот край нужно, и готовился к путешествию, сагитировав и друзей. Правда, экскурсионные туры даже в столь интересные, места я все равно не слишком люблю, а потому решил зацепить и несколько «аномальных» тем: разобраться с «летающим человеком», а также прояснить для себя возможность существования здесь все тех же необычно больших змей типа анаконд и «снежных людей» – реликтовых гоминоидов. Последние вопросы комментария не требуют, о «летающем человеке» в 1990‑е годы тоже писали немало, однако о нем все же следует рассказать особо.

Итак, авторы статей утверждают, что в районе горы Пидан, близ Находки, время от времени наблюдают в небе… «летающего человека». Описывают его по‑разному: иногда как почти обычного человека с крыльями летучей мыши, иногда монстр более экзотичен – с клювом, когтями… Издает он звуки, похожие на женские вопли. Слышал их и видел пролетевшую в тумане крупную «тварь» и В,К. Арсеньев, некоторые авторы утверждают, что там же, в районе г. Пидан и р. Бикин, но на самом деле значительно севернее – на реке Гоббили, восточнее Хабаровска[73]. Уверяют также, что в конце тех же 1990‑х годов «летающего человека» над Пиданом сняла некая то ли японская то ли корейская телекомпания. Ролик этот показывали по телевидению, однако разобрать на нем ничего, по‑моему, было нельзя – слишком мелким вышел монстр…

Это еще не все: из одного «аномального» издания в другое кочует душераздирающий рассказ о том, как в районе не то Петропавловки, не то Петропавловска, заселившись в новый дом, семья Иваницких обнаружила забившееся под диван небольшое, покрытое голубоватой шерстью существо с крыльями, трехпалыми ногами и хоботом… Чудище якобы убили с помощью швабры и дихлофоса и выбросили на свалку[74]… Многие дальневосточные аномальщики (и им сочувствующие) уверены, что гора Пидан является воротами в иной мир, из Коего и появляется монстр. Насколько я мог судить, склоняется к этой версии и известный дальневосточный аномальщик, глава существующей во Владивостоке и даже официально зарегистрированной в качестве вуза Академии уфологии, парапсихологии и астрологии А. И. Ремпель. Автор одной теорий (нашел я ее на сайте «анастасийцев») пошел еще дальше – уверял, что внутри горы находится… дольмен! Правда, из той же Публикации следовало, что его еще только предстоит раскопать (узнали о существовании мегалита, надо думать, с помощью «третьего глаза»)…

У меня после заочного знакомства с проблемой, как обычно, складывалось свое мнение: Пидан расположен вовсе не в таежной глуши, на эту гору по несложному маршруту каждые выходные поднимаются десятки, если не сотни туристов и просто пикничников‑отдыхающих из Находки, и подавляющее их большинство, как следовало из обсуждений темы на туристических форумах Дальнего Востока, ничего аномального там не видели… Так что трудно было сомневаться, что мистическая слава Пидана высосана из пальца. Но… исключать существование в Приморье неизвестной) вида крупного рукокрылого, скажем, типа индонезийской летучей собаки, никак, по‑моему, нельзя – вспомните написанное выше о геологической истории и ботанических‑зоол отческих реликтах этого края! А если так, водиться он должен на гораздо большей территории, и прежде всего в глухих, ненаселенных местах, где никто его и не искал. Безусловно, и наша группа не потянула бы планомерных поисков, но все же… прояснить для себя вопрос с «летающим человеком» очень хотелось.

Поездку на Дальний Восток мы наметили на лето 2006 года, а принять участие в путешествии выразили желание знакомые уже читателям Илья Агапов и Сергей Каминский. Готовить маршрут оказалось труднее, чем обычно: попробуйте найти в литературе или даже Сети Интернета информацию о достопримечательностях Приморья, чуть менее банальных и заезженных, чем гора Пидан и остров Попова, – поймете, почему! Временами создавалось впечатление, что Уссурийский край – это вовсе заграница. Вот простой пример: в «Школьном атласе‑определителе бабочек»[75]описаны практически все обитающие в России яркие бабочки, за исключением приморских видов!

Все же маршрут понемногу утрясался, что же до времени поездки, большинство приморцев сходились на том, что лучшим будет конец августа – начало сентября: жара спадет, период тайфунов закончится, в тайге начнут поспевать ягоды, вместе с тем море будет еще теплым.

Первоначально в оба конца решили лететь самолетом – обнаружились было сравнительно дешевые билеты до Южносаха‑линска (откуда на материк ежедневно ходит паром), непонятно, как определяют ценовую политику наши авиакомпании и почему перелет до более близкого Владивостока гораздо дороже. Впрочем, оказалось, не одни мы такие умные – билеты на интересовавшие нас рейсы были распроданы еще зимой, а потому мы с Каминским решили ехать до Хабаровска автостопом и поездом, откуда уже возвращаться по воздуху. Живущий в более богатом Питере Агапов взял авиабилет в оба конца.

Перед самым стартом неожиданно возникла еще одна проблема: родная ФСБ вдруг решила резко увеличить площадь пограничных зон, для посещения коих требуется специальный пропуск, практически восстановив их советские границы. Причем распоряжение издали, посты поставили, а четко объяснить, где и в каком порядке оформлять пропуска, «забыли». И все это в разгар курортного сезона! Между тем жители не только Приморья, но и всего Дальнего Востока за годы демократической России уже привыкли ездить на отдых в закрытые при СССР районы, в них успели построить множество баз отдыха и пансионатов…

Мы изрядно волновались, но, к счастью, власти предержащие успели осознать ситуацию и введение пропускного режима отложили. Как заявили нам во владивостокском управлении ФСБ (пришлось разориться на телефонный звонок!), минимум до середины сентября, пока не будут в Москве разработаны и утверждены «Правила посещения пограничных зон». Неужели мы будем последними туристами, коим предстоит путешествовать по Приморью без бюрократической волокиты?

Стартовали мы с Сергеем из Калуги под проливным дождем… Я не буду подробно описывать наш автостопный путь – во многом он повторяет маршрут нашей уральской экспедиции, о которой уже рассказывалось… Упомяну лишь несколько необычных эпизодов.

Первый. Когда голосовал за Цивильском (Ульяновская обл.), остановилась бежевая «Лада», но с какими‑то необычного вида номерами. На передних местах сидели двое парней лет тридцати, бородатые, в шортах… Спросил о номерах – оказалось, чехи! В отпуске, ездят на машине по древним городам. Казань у них – последний пункт, до того были в Пскове, Рязани, Москве… еще где‑то. Нечасто таких путешественников встретишь – иностранцы обычно ехать в Россию опасаются. Впрочем, один из автотуристов учился в Красноярске…

Только распрощались с ними, остановился громадный форд. За рулем почти земляк, из Тулы – везет в Пермь цистерну с какими‑то присадками для химпроизводства. Остановился, как часто бывает, от удивления – я его три раза обогнал, хотя «фрилайнер» – машина не медленная. На весовой казанской ДПС ее остановили – весы показали перегруз (водитель сам не ожидал).

– Ох‑ох‑ох, – вздыхали окружившие машину гаишники с характерными татарскими интонациями. – Что ж ты так… Весы с компьютером соединены, он через модем данные отправляет, придется тебе семь тысяч платить. Остановился бы перед постом, дал бы пятихаточку – и ехал в объезд весов. И себе плохо сделал, и нас не выручил…

Под последними словами, понятно, имелся в виду облом с получением взятки.

В Удмуртии пришлось наблюдать элементы исламской культуры: родник, над которым стояла стела с полумесяцем, а чуть дальше группу молодых парней, припарковавших свой микроавтобус у обочины и совершавших на расстеленных здесь же ковриках намаз…

Интересно, что на участке до Кемерова я практически повторял свой прошлогодний маршрут: голосовал почти в тех же пунктах и на тех же участках… Вообще передвигались мы сравнительно медленно, не знаю, с чем это связано, возможно, с перегруженностью трассы туристами‑автостопщиками – этот вид путешествий стал весьма популярен, популярно и направление (Байкал, Алтай, Дальний Восток!). Да еще и август – самый любимый туристами месяц. Люди с рюкзаками на обочинах встречались регулярно. Был момент, когда на Ишимском повороте (это между Тюменью и Омском) почти одновременно встретились шесть автостопщиков (считая и нас)! Как бы то ни было, проезжая в среднем 600 километров в сутки, мы добрались до Красноярска и тут, дабы не рисковать и не заставлять третьего участника ждать, не без труда взяли билет на поезд Новокузнецк – Владивосток. Загрузились в него на станции Решета, где освобождались места, и поехали.

В Хабаровске мы назначили встречу у знакомого туриста‑спелеолога. Немного отойдя от вокзала, решили уточнить дорогу к его дому, и первое дальневосточное впечатление: примерно дюжина человек, к коим мы обратились, а среди них были и прохожие всех полов и возрастов, и продавщицы ночных магазинчиков, и даже дежурившие на улице гаишники, оказались, что называется, крепко выпивши. Да и вообще людей на улицах было, несмотря на еще не позднее по нашим меркам время – около полуночи, – весьма мало. Правда, надо отдать должное – никто из тех, к кому мы обращались, агрессии не проявлял, все искренне старались помочь, но… в итоге мы сделали крюк в пару километров! Лишь через полчаса встретилась трезвая парочка, толково все объяснившая.

Встретившись с незадолго до того приехавшим Ильей, переночевав у нашего друга и полюбовавшись утром из окна его многоэтажки на китайский берег Амура, отправились автостопом в путь.

Дневные наблюдения полностью подтвердили возникшие еще вчера подозрения: Дальний Восток – это регион, живущий по своим обычаям, точнее, в своем времени. Словами передать трудно, но было ощущение, что мы перенеслись в середину 1990‑х

годов, когда в Европейской России кипели процессы накопления первоначального капитала и передела собственности и жизнь шла более «по понятиям», нежели по законам. Хотя для нас это не приводило к особым огорчениям, скорее наоборот. Так где это видано, чтобы на магистралях Европейской России и даже Сибири водители грузовиков брали попутчиков в кузов? Ныне такое даже на сельских дорогах редко встречается: ГАИ бдит, перевозка в неприспособленном месте пассажиров – серьезное нарушение. Здесь же первую сотню километров мы проехали именно так, в кузовах популярных здесь тойот‑полуторатонников, величиной с «газельку», но не в пример более удобных.

Стоит ли говорить, что и ближний свет днем здесь редко кто включает, а уж как за этим сейчас следят, скажем, в Московской или Калужской областях. Впрочем, кое‑где гаишники стоят, но, как я понял, на мелочи не размениваются – занимаются поборами, в основном, с перегонщиков, каковые почти сплошным потоком идут на запад. В предвидении предстоящей российской дороги перегоняемые машины укутаны листами картона и фанеры, кроме того, для повышения рентабельности часто используется принцип «три в одном»: на грузовик‑платформу ставят полуторку, а в ее кузов еще и малолитражку… Увы, в противоположной, нужном нам направлении движение было локальным: передвигались мы от города к городу, а потому медленно (хотя подвозят дальневосточники, в общем, охотно, не хуже, чем в наших краях, и «таксистов» здесь почти не встречается). Однако был в этом и свой плюс – шоферами были люди местные, как раз из интересующих в плане криптозоологии районов, а потому работу по сбору аномальных сведений можно было вести уже на трассе, что мы и делали.

Интересно, что по реакции собеседника на наши интересы можно было четко понять его социальный статус и место жительства.

Городские и интеллигентные собеседники, не сговариваясь, посылали нас на пресловутый Пидан.

– Быть на Дальнем Востоке и не сходить туда – это несерьезно! – убеждала нас молодая пара из Владивостока. Пидан – самое мистическое место в Приморье, а может, и во всей России. Хотя бывают у нас чудеса не только там. Мы как‑то ехали, глядь – на обочине белый волк стоит. Сфотографировали – он рядом был, метрах в десяти. Видели оба его четко. Однако на пленке был обычный пейзаж: обочина, лесополоса. Животное исчезло.

Сельские жители на расспросы реагировали иначе. Первое любопытное сообщение дал пожилой водитель легковушки, по его словам, бывший профессиональный охотник, много лазавший по тайге.

– Нет, ни о каком «летающем человеке» никогда не слышал. О снежных людях тоже. А вот насчет гигантских змей… Видеть не видел, но так… байки слышал. Еще с детства. Например, на реке Бикин охотники увидели завал из бревен, захотели переправиться, а одно из них зашевелилось и оказалось огромной змеей. Но серьезно я к этому никогда не относился, хотя кто знает… тайга у нас большая и дикая.

Следующий рассказ оказался куда более интригующим.

…Остановившиеся «Жигули», на передних местах коих сидели уже почти пожилые мужчина и женщина, смогли взять только нас с Ильей. Каминский остался ждать следующей оказии, а мы, как водится, разговорились с экипажем. Оказывается, нас везла чета фермеров, как показалось, довольно разумных и здравомыслящих людей. Живут они в деревне под Дальнереченском (куда и направлялись) и аномальными явлениями интересуются давно, с ходу рассказав о наблюдении из окна собственного дома «летающей тарелки». На вопрос о криптидах сначала ответили отрицательно, но потом вдруг женщина заявила:

– А ведь в прошлом году видели у нас в районе какого‑то крылатого демона. Может, о нем вы и спрашиваете? Я про этот случай сначала в нашей районной газете прочитала: дескать, в ноябре сидел он на дереве у деревни Пожига. Ну, я посмеялась: до чего допились, а потом пожигские мальчишки к нам приехали и подтвердили: да, многие видели на дереве некое существо – крылья огромные, как человек, но на ногах копыта, а на лице большой клюв…

– А что за мальчишки, какого возраста? – перебиваю собеседницу.

– Да это я так говорю. Лесорубы, лет по тридцать – тридцать пять, взрослые мужики…

Итак, свежее наблюдение, менее чем годовой давности, много очевидцев! Стоит ли говорить, что я сразу загорелся желанием изменить маршрут и ехать на место событий. Услышав о таком намерении, собеседники (а мужчина тоже подтвердил рассказ супруги) восприняли его с большим энтузиазмом.

– Конечно, приезжайте! Там и тайга замечательная и дикая – тигры водятся, корень попадается и пасеки, да и просто красивые места! Километров тридцать вас в ту сторону можем провезти, до своей деревни, а дальше пятьдесят останется – автобусы ходят два раза в неделю, но доедете раньше, это не проблема: лесовозы один за другим ездят. Лес на Дальнем Востоке почем зря рубят…

Все же на повороте с трассы мы вынуждены были покинуть машину – необходимо было подождать третьего участника экспедиции, спросить его мнение. Серега же именно в это момент прислал СМС: «Остановил фуру до Уссурийска, водитель возьмет всех троих».

Как бы обрадовало нас это сообщение, не будь новой информации! Впрочем, даже воссоединившись, товарищи мои все еще сомневались – стоит ли менять маршрут? Даже подбросили монетку – и выпало «ехать дальше»! Но все же понимание того, что уникальный случай упускать нельзя берет верх, и Каминский покидает машину. Прощаемся с ее водителем (он, кстати, посмеиваясь, рассказал, что как‑то на бардовский слет подвозил, правда, на форде, сразу семерых туристов (гаишники здесь, как уже говорилось, на подобные нарушения смотрят либерально).

Едва осмотрелись, ливанул дождь. Да какой! А утром было солнечно… Впрочем, нам уже многие говорили, что, по метеосводке, подошел очередной тайфун. А даже небольшого лесочка, чтобы хоть как‑то поставить палатку, рядом не оказалось… Выручил дежурный расположенного рядом «Шиномонтажа», ходивший в школе в походы, а потому понявший нашу проблему и пригласивший переночевать в своей комнатушке.

Подчеркну, я не сомневался в достоверности полученной от фермеров информации, но все же начать расследование мы решили с посещения районной газеты – познакомиться с публикацией, расспросить корреспондентов. В Дальнереченске издаются две «районки» (официально муниципальная и частная). Посещаем редакции обеих – и… невероятный облом: ничего о наблюдении «демона» в Пожиге ни одна из них не писала! Как не известен никому из журналистов и сам факт такового случая. Мало того, нас клятвенно заверили, что и в газетах соседних районов ничего подобного не было – по крайней мере в последние пять лет! Все же какой‑то шанс на реальность рассказанной вчера истории еще оставался, а я люблю доводить дело до конца, потому попросил редактора «Дальнереченска» позвонить в Пожигу, что он охотно и сделал, связавшись со старостой деревни. Тот же, крайне удивившись вопросу, заявил, что ни о «демонах», ни о «летающих людях» ему неизвестно, хотя он родился и всю жизнь живет в этой деревне.

Стало ясно, что мы столкнулись с редчайшим примером абсолютно немотивированной и бессмысленной дезинформации. Просто удивительно – а если бы мы поехали в Пожигу и остановились по пути туда или обратно у фермеров (те ведь приглашали), какими глазами они бы на нас смотрели? Не понимаю… впрочем, до сих пор я считаю, что сохраняется шанс, что имел место не розыгрыш, а произошла какая‑то путаница – слишком уж бесхитростно и убедительно нам рассказывали о «монстре на дереве»…

Впрочем, шанс этот крошечный, и ехать в Пожигу явно было бессмысленно. Чертыхнувшись по поводу потерянного времени, продолжаем прерванный маршрут. Вначале уезжает Каминский, потом мы вдвоем с Ильей, причем вез нас молодой парень, турист, излазавший все побережье и давший много полезных сведений и советов. Услышав про облом с «летающим человеком», он выразился так:

– Говорят, живет на Пидане «летающая женщина». Но я ее ни сам никогда не видел и не слышал, хотя лазал на этот Пидан сотни раз (туда каждые выходные толпы пшеничников поднимаются), ни среди друзей‑туристов очевидцев не знаю.

Вскоре на повороте остановился микроавтобус (меньше нашего «Соболя», очень популярная в Приморье машина, естественно, японского производства) – весьма интеллигентный водитель с дочкой лет десяти возвращался домой во Владивосток. Наконец‑то мы поймали дальнюю машину! Более того, водитель рассказывал много интересного о жизни Приморья, а также о встречавшихся достопримечательностях. Возле небольшого озерца у трассы он специально остановился.

– Здесь несколько лет назад знаменитые дальневосточные лотосы появились (с половодьем, что ли, занесло) – и прижились. Сейчас еше цветут. Все любуются.

Действительно, на обочине стояло с полдюжины машин и сновали люди с фотоаппаратами, снимая торчащие из воды великолепные ярко‑розовые цветы.

Сделали мы и еще одну остановку – возле курорта «Горные Ключи». В этом месте довольно много минеральных источников, самого разного состава. Один, прямо возле трассы, представляет собой торчащую из земли трубу с несколькими патрубками, спрятанную под полусферический павильон‑беседку. Воду посетители набирают самостоятельно, но… за деньги – источник огорожен, на входе будка. Плата взимается оригинально: входящий (!) – показывает пустую еще емкость и производит предоплату – из расчета 3 рубля / литр. Бывалые люди при этом ворчат, что еще несколько лет назад минералка была абсолютно бесплатной…

В общем, дорога проходила нескучно, хотя можно было ждать другого: здесь уже горы, скорости низкие, вдобавок – ремонт (точнее, реконструкция) трассы. Последнее – вообще‑то перманентное состояние любой российской дороги, но если в Европейской России чаще всего перекрывают (для ремонта) один ряд, пуская транспортный поток по половине полотна, то на трассе Хабаровск – Владивосток – Хасан ремонтируемые участки выводят из эксплуатации целиком, машины же посылают в объезд, по грунтовкам. Комментарии, полагаю, излишни.

Уже после обеда на повороте во Владивосток мы покинули машину и тут же застопили огромный автобус, шедший аж до Хасана, как объяснил водитель, в пансионат за туристами. На предупреждение, что надеемся на альтруизм, шофер отмахнулся, но оказался не так прост, поинтересовавшись при прощании: «Нет ли калужских сувениров?» Таковых у нас не оказалось, и водитель изрек странную сентенцию: «А еще автостопом едете…» Между тем подобного любителя сувениров мы до этого встречали только раз – шестью годами раньше, в Молдавии.

…Только сейчас, когда мы уже заехали гораздо южнее Владивостока, я наконец‑то психологически почувствовал себя в Приморье. Как‑то резко пропали березы, До того изрядно меня раздражавшие (ну не ассоциируется с ними уссурийская тайга, иное дело – бархат или лианы!). Зато параллельная трассе лесополоса почти сплошь состояла из деревьев ореха маньчжурского, плоды коего похожи на известный всем грецкий, только чуть мельче… Да и вообще из знакомых растений остались лишь ястребинка да камыш… Впрочем, дубы и клены попадались, но тоже специфически дальневосточных видов, желуди, например, у здешних дубов не цилиндрические, а сужающиеся к одному концу. Забавный казус произошел с местной лещиной: увидев знакомые кусты (формой и листьями от нашего лесного ореха местный вид отличается мало), Каминский сорвал гроздь поспевающих плодов и тут же озадаченно стал тереть руку.

– Вся «обертка» в мельчайших колючках, будто горсть стекловаты взял. А сами орехи обычные, как у нас…

И всюду цветет не знакомый у нас сиренево‑розовый кустарник из семейства бобовых. Да и вообще цветов, несмотря на конец лета, удивительно много – представляю, как буйствуют они здесь весной!

Аналогичные изменения произошли и с бабочками (между делом я увлекаюсь их макросъемкой, а потому обращаю на этих насекомых внимание в первую очередь): знакомы были только белянки, все же другие расцветкой и формой резко отличались от наших…

А отойдя чуть дальше, я с восторгом увидел чешуекрылых, встречи с которыми ждал в первую очередь, – великолепных хвостоносцев Маака (они же махаоны Маака). Это самая крупная дневная бабочка России, размером почти с воробья, принадлежит к тропическому семейству Парусников. Помимо размеров, она выделяется «хвостиками», на задних крыльях и изумительной окраской, сочетающей черные, зеленые и бирюзовые тона. Даже полет у бабочки своеобразный: не машущий, а, в основном, планирующий.

Хвостоносцы эти на Дальнем Востоке, в общем, нередки, однако с ними связан один весьма поучительный разговор, случившийся тут же, в следующей машине. Водитель ее, весьма интеллигентный человек, как и многие приморцы, увлекался охотой, и, по всему чувствовалось, серьезно – бывать в тайге ему на самом деле приходилось.

– О ваших неведомых животных я никогда не слышал. Вот леопарда один раз видел, просто потряс он меня: какая красота движений, какая грация… Я не столько пострелять хожу, сколько отдохнуть от городских муравейников. А загадок, конечно, в природе хватает. Как‑то смотрю, растет ель, а к ее верхушке «протянута» лиана‑актинидия. На манер оттяжки у радиомачты: корень метрах в двадцати от елки, ствол, как веревка, в воздухе… Как такое могло получиться? А на днях удивительную бабочку видел: черно‑зеленую, и на крыльях как бы выросты. Никогда такой не видел, хотя всю жизнь живу!

И ведь это говорил действительно часто бывающий на природе человек! Очередной пример на тему «магического взгляда»: якобы в старинных книгах говорится о том, что магом может стать тот, кто видит и замечает ВСЕ, а не только относящееся к сфере удовлетворения его потребностей…

Достигнув берега Японского моря у д. Андреевка, первое, что мы увидели, стоящие в три ряда палатки (и на платных кемпингах, и на «диких участках» берега), толпы отдыхающих, торгующие вареной кукурузой, морепродуктами и сувенирами из раковин мини‑рынки, а надо всем этим то и дело проносились мотодельтапланы и парапланы… Такое столпотворение и на Черном море редко увидишь – при том что отъехали мы уже довольно далеко от Владивостока…

Правда, заметно, что развиваться пляжный туризм здесь стал сравнительно недавно – маловато гостиниц, да и те слеплены на скорую руку и частенько занимают приспособленные помещения, то же можно сказать и об индустрии развлечений… Нет занимающихся сервисом крупных компаний – скажем, отдыхающих на лодках и «бананах» катают исключительно жители (кто попредприимчивей) ближайших деревень и поселков, они же на превращенных в автолавки личных машинах развозят воду и продукты… Нас никак не покидало ощущение, что перенеслись мы назад во времени лет на десять. Вот характерный пример: заглянули по дороге в три андреевских продмага – и везде половина товара была без ценников! Даже столь популярные, как хлеб и мороженое! Покупателю приходится, как на рынке, тыкать пальцем и вопрошать: сколько стоит? А многих товаров, даже столь элементарных, как масло и макароны, даже нет на витрине, приходится спрашивать об их наличии продавца! Причем подобное встречается не только в мелких «пляжных» магазинчиках, но, как мы позже убедились, пусть и в чуть меньшем масштабе, даже в «столичном» Владивостоке! Как в таких условиях может работать налоговая инспекция? Впрочем, догадаться несложно…

Как ни удивительно, но купающихся, несмотря на теплую воду, было мало, я сразу понял, что это неспроста, и аборигены подтвердили: нашествие медузы‑крестовика. Размеры ее – всего‑то с рублевую монету, но жалит она гораздо сильнее шершня, хотя до летального исхода дело обычно не доходит.

Любитель моря Каминский все же не удержался, чтобы не нырнуть с маской на первом же пляже, и, появившись на поверхности, показал добычу: несколько морских ежей, звезд и даже трепанга! И это у муниципального пляжа с сотнями отдыхающих! Что же, отправимся в более дикие места, каковые мы надеялись обнаружить на другом конце полуострова Гамова.

Вдумчивое разглядывание карты не подвело: проселок к присмотренной по ней бухте Алексеевской представляет собой горный серпантин, да еще и с глубокими колеями, для обычных легковых машин малодоступен, а потому отдыхающих с каждым следующим километром было все меньше. Всего до цели идти предстояло около десяти верст, но нам повезло – не прошли и четверти пути, как сзади показалась колонна из двух машин: мини‑грузовичка – тойоты и громадного нашенского «Урала» с бытовкой‑кунгом.

В компании было около десятка мужиков, они пояснили, что едут восстанавливать батарею береговой обороны, заброшенную после развала СССР, и с ходу пригласили посмотреть сей укрепленный пункт.

Машины остановились возле установленной на вершине горушки, уже порядком заржавевшей вращающейся башни, из коей торчали два ствола среднего калибра.

– Через неделю приходите – будут как новые, можно будет по Корее стрелять! – усмехаясь, говорили спутники.

Итак, времена «железного занавеса» возвращаются? Так я и думал, однако, когда все же спросил, можно ли фотографировать, ответ получил неожиданный:

– Да ради бога! Сейчас еще в казематы спустимся – там под землей три этажа. Мы ведь для туристов все это и восстанавливаем – экскурсии водить.

А мы‑то думали, почему ремонтники в гражданской одежде… Тут же, посмеиваясь над приезжими, нам пояснили, что, хотя военных объектов на полуострове и хватает, все же закрытой территорией он отнюдь не является. О планах восстановления погранзоны собеседники слышали, но относятся к ним отрицательно и не очень верят в возможность нового закрытия Приморья. Кстати, практически все жители края, с коими мы затрагивали эту больную тему, высказывались практически одинаково:

– Чепуха какая‑то. Какой смысл берег закрывать?! Лучше бы за китайской границей следили. И не с помощью погранзоны, а патрулей и колючей проволоки побольше организовали! А то она практически открыта и не контролируется. И наши ходят, а уж китайцы – просто толпами. Через тайгу. И за корнем, и браконьерят почем зря… Вот за мигрантами надо следить! Но для этого ни пропуска, ни даже паспорта не нужны – их по лицам видно! Да куда там, пограничники и менты – тоже люди, за мзду на все глаза закроют. А люди сюда все равно будут ездить отдыхать. Привыкли уже. Это как в пословице – пряник дали, а теперь хотят отобрать. Нереально…

Date: 2015-09-18; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию