Чернопузы, форель и усачи озера Амктел

Если вам когда-нибудь доведется побывать в Абхазии, обязательно съездите порыбачить в горы на озеро Амктел. Оно славится своей красотой и обилием разнообразной рыбы. Из-за необычности этого водоема рыбалка на нем имеет свои особенности. А на впадающей в озеро одноименной речке прекрасно клюет форель…

Отдыхая этой осенью в поселке Агудзера близ Сухуми, я, как обычно, занимался морской рыбалкой. Утром отправлялся на катере искать косяки ставриды, а вечером прямо напротив гостиницы ловил донными удочками барабульку, кефаль и морских карасей. Иногда мне нравилось уехать куда-нибудь подальше в поисках рыбацкого счастья. И вот однажды в устье реки Мачары я познакомился с местным рыболовом, назвавшимся Давидом. На мои сетования, что рыба клюет мелкая, он предложил отвезти меня на рыбалку в горы, к озеру Амктел.

– Это второе по красоте озеро Абхазии после Рицы, – сказал он, – и очень рыбное. – Находится оно в сорока километрах от Агудзеры по направлению к перевалу Аданге. Сейчас там хорошо клюет голавль, чернопуз, усач, форель. Рыба идет довольно крупная. Дорога труднопроходимая, но у меня есть «УАЗ».

Позвонил я Давиду через два дня после утомительных размышлений – все же человек для меня незнакомый, а тут с ночевкой в горы, где и мобильный-то не берет. Договорились выехать на следующий день в полдень, чтобы успеть на вечернюю зорьку. Давид спросил моего согласия на предмет взять своего соседа, так как тот обещал накопать ведерко червей.

– С червями в этом году из-за жары вообще проблема, – заключил Давид. – Даже в навозных кучах найти трудно.

В результате выехали вчетвером: сосед прихватил еще и четырнадцатилетнего сына. Впрочем, команда оказалась замечательная, и мы с шутками-прибаутками (армянин и абхазец всю дорогу подтрунивали друг над другом) добрались до озера.

При разгрузке машины я увидел, что Давид достает из машины карабин. На мой недоуменный взгляд он ответил:

– Медведей тут много. В целях безопасности…

На берегу, на открытой возвышенности оказался просторный рыбацкий балаган, обтянутый полиэтиленом. В нем на нарах нам и предстояло заночевать. Под древним платаном стоял дощатый стол. В балагане, словно в таежном зимовье, были запасы кое-каких продуктов и необходимая для походного быта утварь.

Озеро действительно оказалось красивым. Противоположный берег состоял почти сплошь из отвесной желто-серо-белой скалы, в верхней части которой тянулась полоса хвойного леса. Правый берег был также труднопроходим из-за скальных обнажений.

Наскоро покушав, взяли поплавочные удочки и спустились по крутой тропе к озеру.

Я увидел на воде два металлических катамарана, привязанных канатами к лежащим на берегу толстым бревнам.

– По-другому на ту сторону трудно перебраться, – пояснил Давид. – Завтра на одном из них переплывем – там, в устье речки, говорят, сейчас рыба берет лучше. Да и в реке форели много.

На бревнах. Слева в углу озера у скалы был обширный завал из бревен, и мы направились рыбачить к нему – под укрытиями часто держится крупная рыба. Расположились на навалах береговых бревен, передвигаться по которым оказалось довольно опасно, поскольку многие из них лежали шатко. Несмотря на это, я выбрал самое экстремальное место, потому что здесь у берега глубина была больше, чем где-либо, да и от попутчиков своих расположился подальше, считая, что они своими громкими разговорами отпугивают рыбу.

Судя по расположению бревен, в месте завала имелось течение, но куда оно уходило, было не ясно, очевидно, под землю. Позже в Википедии я прочитал: «Амктел – озеро запрудного типа в Гульрипшском районе Абхазии образовалось в результате горного обвала во время сильного землетрясения 3 октября 1891 г. Это был не первый обвал в истории ущелья реки Амктел, о чем говорят торчащие из воды стволы деревьев, выросших до обвала. Длина озера 2400 м, ширина 450 м, глубина около 80 м… Поступление воды зависит от интенсивности таяния снегов в горах и от дождей. Часть воды просачивается под завалами (Холодная речка). Большая же часть уходит через карстовые воронки на юго-западе водоема (там всегда скапливаются бревна) и дальше подземными ходами стекает к устью соседней реки Джаммал. Возможность стока ограниченна, поэтому когда приток превышает сток, уровень воды быстро поднимается».

Пока прислушивался к гулу текущей где-то в недрах земли реки и экспериментировал с уровнем отпуска насадки, мальчишка успел выудить трехсотграммового голавля. На мой вопрос, с какой глубины поймал, он ответил, что насадку пускал вполводы. Я перешел на ловлю вполводы, и мне тоже сразу стали попадаться небольшие голавлики. Однако хотелось поймать что-нибудь покрупнее. Я стал нащупывать поток, на котором насадка бы привлекательно волочилась по дну, и вскоре его обнаружил. В этом месте под бревнами была наибольшая глубина – 4 м. Я делал заброс оснастки на 4–5 м дальше бревен, и течение затем тащило ее в сторону Холодной реки.

В глухой оснастке шестиметрового удилища использовал основную леску 0,25 мм, не очень длинный поводок – 0,2 мм, один элемент огрузки, крючок № 5, поплавок с оливковообразным телом и металлическим килем (тестом 3 г).

Поклевок долго не было, и в какой-то момент я уже снова было решил ловить вполводы мелочовку, но тут упорство моих проводок неожиданно оправдалось: поплавок притопило, а затем уверенно повело в сторону. После подсечки и борьбы с рыбой мне удалось подхватить подсаком полукилограммового голавля.

Потом я нащупал струю и с нее одного за другим выловил нескольких упитанных подустов, которых местные почему-то называют чернопузами. Никакой прикормки не требовалось. Главное было точно попасть на струю, где насадку слегка волочило по дну прямо к подустовой стае, и поклевки тут же начинались. Такая ловля захватывала. Ловить на необычном водоеме необычную рыбу… Об этом мечтают многие рыболовы! Поэтому, зная, что в озере водится крупный усач, я решил, что пора переключится на него, и отправился исследовать берега в поисках подходящих рыбных точек. Но в тот вечер усача поймать не удалось.

Поход за форелью. Наутро, наскоро позавтракав, сели в катамаран и поплыли на другой берег к устью реки. Расталкивая плавающие бревна, стали подыскивать место для причаливания, но река нанесла много селя, и была опасность в нем увязнуть. Наконец оказались на твердой почве. Но теперь необходимо было перейти через устье под отвесную скалу, где в тихой озерной заводи у затопленных деревьев могла держаться крупная рыба. Удалось решить и эту задачу, перейдя вброд сильный поток выше по течению. Абхазец с сыном дальше не пошли, остались вблизи устья, а мы с Давидом пробрались козьей тропой под скалу и, чудом примостившись на выступах, расположились рыбачить.

Надеясь зацепить усача, я ловил со дна. Поплавок долго стоял неподвижно, и можно было подумать, что рыба вообще здесь отсутствует. Течение в месте моей ловли было совсем слабое, а там, где возле устьевого потока начиналась суводь, негде было встать. Несмотря на риск зацепа (ловили практически в затопленном лесу), я решил делать принудительную проводку. Забрасывал насадку как можно дальше между стволов, а потом легкими толчками подтаскивал ее по дну к себе. Эффект сразу сказался. Был выловлен голавль на 600 граммов, небольшой усач, а потом я зацепил что-то такое, что в момент завело леску за корягу и оборвало ее.

– Это голавль порвал! – высказал догадку Давид. – Тут такие чурки – до четырех килограммов, бывало, вламывались.

– А может быть, усач, – предположил я с надеждой, переделывая снасть на более прочную.

В процессе работы следил за действиями Давида, но тот с уровня вполводы таскал только небольших голавликов и плотву, а после моего совета перейти на ловлю со дна выудил пару маленьких усачей. Усачей он отпустил обратно в воду. Я оценил его радение об озере: действительно, зачем брать мелкую ценную рыбу, которая может вырасти большой и стать достойным объектом ловли… Однако уже через несколько минут я был снова огорчен. Давид пробрался дальше за меня под скалу, сделал заброс удочкой и сразу зацепил оставленную кем-то сеть. В сети оказалось много крупной испорченной рыбы. Невозможно передать слова, которые мы высказали в адрес тех безалаберных хапуг, которые думают только о том, как бы взять, а после них хоть трава не расти! Припомнилось, что и на наших подмосковных реках мне часто попадались брошенные кем-то сети. Просто хочется крикнуть: люди, как можно так относиться к природе!

После этого решили идти вверх по реке. Хорошие форелевые участки, по словам Давида, начинались километрах в трех-четырех от озера. Приходилось раз двадцать переходить реку вброд на довольно сильном потоке. По пути неоднократно встречали медвежьи следы и свежий помет, в котором сплошь были маленькие желтые косточки от какой-то ягоды.

Наконец, за поворотом ущелья стали пробовать ловить. Тактика ловли была простая. Находишь ямку после порога или среднюю по скорости струю переката и пускаешь червя на расстоянии 10–20 см от дна впроводку. Не забываешь облавливать места подкруток течений, суводи. Поскольку подходы к руслу из-за низкой воды оказались открытые, то приходилось маскироваться, подкрадываясь к воде на корточках.

Зная особенности форелевой ловли, я прихватил с собой болонскую удочку, а маховую оставил возле катамарана. В оснастке использовал поплавок с маленьким обтекаемым телом и утяжеленным килем. Леска – 0,2 мм без поводка. В случае зацепа легко можно зайти в воду и отцепить крючок, так как глубины ловли были небольшие – до 1 м.

Вначале клевала мелочь, и я ее отпускал. Отличный результат давала такая тактика ловли, когда оснастку забрасываешь на быстрый поток переката, а потом насадка падает в ямку с небольшого обрывчика – тут-то обычно и следовала хватка. Иногда, найдя средний по силе поток на широком разливе, я начинал применять волочение насадки по дну, но форели таким способом ни одной не поймал, а вот некрупные плотва и чернопузы попадалась довольно часто.

Первую крупную форель на 450 г поймал, когда ушел вперед от своих попутчиков. Правда, для этого пришлось обходить приглянувшийся узкий поворот реки по сильно заросшей протоке, чтобы не вспугнуть рыбу. Ну и наломался же, пока перелезал через завалы! Выйдя к речному мысу, стал ловить с дальним отпуском насадки, пуская оснастку вдоль скалы, где поток был не таким сильным. Вот тут-то под нависшими кронами деревьев она и взяла. Эту тактику я и дальше стал использовать, поскольку, когда ловил более открыто накоротке, клевала форель до 200 г, не крупнее.

Взяв еще пару крупных экземпляров, стал наслаждаться созерцанием природы, поджидая своих товарищей: в большом улове необходимости не было, ведь главное для меня было протестировать речку.

Вскоре подошли мои спутники. Давид предложил пообедать и повел нас к еще одному рыбацкому балагану, который оказался чуть впереди на берегу реки под деревьями. После обеда с диким медом (его на этой стоянке оставили для путников друзья Давида) повернули назад к озеру и снова встретили медвежий след, на сей раз совсем свежий.

– А ведь его, когда мы туда шли, не было, – сказал Давид, поправляя на плече карабин, с которым он не расставался всю дорогу.

И опять бесконечные переходы вброд через реку. Далеко же мы ушли… Вернувшись на берег озера, мы с Давидом снова стали пытаться ловить в устье на удочку. Уставшие отец с сыном отдыхали. И, о чудо! Почти сразу мой напарник зацепил полукилограммового усача, а потом и я выудил усача, но поменьше.

– Ну теперь можно и переправляться, – сказал Давид, приглаживая пышные усы, – программу-максимум мы выполнили, да и домой пора.

Все еще впечатленный рассказами спутников о военных событиях, которые происходили не так давно в здешних горах, я с ним охотно согласился.

Пока плыли на катамаране через озеро, заметили возле нашей стоянки дымок.

– Что еще за сюрприз? Кто это пожаловал? – удивился Давид.

Подплыли, поднялись по тропе к лагерю. За нашим столом разместилась шумная компания человек из пятнадцати. Оказалось, туристы, которых привезли из Сухуми молодые гиды-абхазцы, знакомые Давида, на двух открытых «уазиках». Мы угостили их пожаренным на сковороде уловом. Было веселое застолье и длинные абхазские тосты, после которых необходимо было пить до дна.

Пока народ продолжал веселиться, я, как и в предыдущий вечер, отправился к завалу у Холодной речки. И поймал-таки напоследок свою самую крупную абхазскую рыбу – голавля на кило двести. Успех я отнес к тишине на берегу и максимальной маскировке. Ну а о том, какие ощущения испытываешь от упорства голавля на тонкой снасти, думаю, бывалые рыболовы знают…

Поездка на озеро Амткел впечатлила. Никогда мне еще не удавалось ловить в одном походе сразу и усачей, и форель, и увесистых голавлей, используя лишь поплавочную удочку.

Date: 2015-09-18; view: 548; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию