Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Поведенческий подход





Именно этот подход создал основу для классификации стилей руково­дства. Согласно поведенческому подходу, эффективность руководства определя­ется неличностными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Т.е. согласно данному подходу СТИЛЬ РУКО­ВОДСТВА в контексте управления - это привычная манера поведения руково­дителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побу­дить их к достижению целей организации.

Рассмотрим основные концепции руководства в рамках данного подхода.

1. Теория X-Y руководства Д. МакГрегора. Это, пожалуй, самая извест­ная на сегодняшний день теория руководства. Наиболее значительной книгой МакГрегора была «Человеческая сторона предпринимательства», в которой он и предложил так называемую «теорию X-Y руководства», ставшую сегодня тра­диционной.

Теорию Х МакГрегор назвал «традиционным взглядом на управление и контроль». В соответствии с этой точкой зрения руководитель формулирует сле­дующие предположения относительно персонала, который находится под его руководством:

1. Каждый нормальный человек не имеет желания трудиться и стремится укло­няться от работы, насколько это возможно.

2. В силу того, что люди не расположены к труду,их следует принуждать, кон­тролировать, руководить ими и угрожать наказанием, если они не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы достичь поставленных органи­зацией целей.

3. Каждый нормальный человек предпочитает, чтобы им управляли, он стре­мится избежать, ответственности и относительно нечестолюбив.

4. Больше всего люди желают личного спокойствия и защищенности.

Вместе с тем лидер, усвоивший теорию Y, которую МакГрегор рекомендует как средство «интеграции индивидуальных и групповых целей», исходит из дру­гих допущений в отношении подчиненных:

1. Затраты физических и духовных сил на работе столь естественны, что и при игре или отдыхе.

2. Угроза наказания или внешний контроль не являются единственными средст­вами, стимулирующими достижение поставленных организацией целей. Лю­ди наделены способностью к самоуправлению и самоконтролю при достиже­нии целей, которыми они привержены.

3. Приверженность целям является функцией вознаграждения, ассоциирующе­гося с достижением этих целей.

4. Нормальный человек, поставленный в соответствующие условия, не только берет на себя ответственность, но и стремится к ней.

5. Склонность к творчеству, богатое воображение, изобретательность и созидательность при решении организационных проблем часто встречаются у нор­мальных людей.

6. В условиях современного индустриального общества интеллектуальный по­тенциал нормального человека лишь в редких случаях используется полно­стью.

В таб. 1 представлено описание авторитарного (стиль X) и демокра­тичного (Y) стиля руководства, а так же ситуации, когда каждый из стилей явля­ется наиболее эффективным.

АВТОРИТАРНЫЙ (директивный, автократиче­ский)   ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (коллегиальный, кооперативный)   ЛИБЕРАЛЬНЫЙ (не вмешивающийся, анархи­ческий, попустительский) попустительский)  
1. Полномочия.  
Все сосредоточивает у себя (чрезмерная централизация власти)   Делит с работниками.   Предпочитает действовать по указанию сверху.  
2. Ответственность.  
Замыкает на себе.   Делит с подчиненными.   Старается уменьшить свою ответственность.  
3. Принятие решений.  
Принимает и отменяет еди­нолично.   Привлекает подчиненных к подготовке и принятию реше­ний.   Обходит решение, посто­янно откладывает или пе­рекладывает на других.  
4. Отношение к самостоятельности подчиненных.  
Навязывает свое мнение, пресекает мнения, взгляды, идеи, противоречащие руко­водству.   Предоставляет и поощряет са­мостоятельность подчиненным, соразмерную их квалификации и выполняемым функциям.   Предоставляет подчинен­ных самим себе; Сам несамостоятельный (легко поддается влиянию извне).  
5. Методы руководства.  
Чаще приказывает, понужда­ет, принуждает; часто делает замечания, использует свое волевое давление; исключе­ние методов убеждения, разъяснения, просьбы.   Чаще обращается за советом, убеждает, стимулирует, служит примером вежливости.   Уговаривает, чаще просит, запугивает на словах; вы­полняет преимущественно функции представительства.  
6. Контроль работы.  
Вмешивается в действия подчиненных, мелочно опе­кает, придирается неспра­ведливо.   Чаще отмечает успехи, хвалит исполнителей, обеспечивает справедливую оценку труда подчиненных.   Контролирует от случая к случаю, стихийно, систе­ма контроля отсутствует.  
7. Характер требовательности.  
Не позволяет давать совет, груб и несправедлив в заме­чаниях.   Регулярно советуется, прислу­шивается к мнению коллег, справедливо требует.   Подчиненные чаще дают советы, требует не регу­лярно.  
8. Отношение к критике.  
Отрицательное, не признает критики в свой адрес.   Нe обижается, адекватно реаги­рует, всегда прислушивается.   Критику выслушивает, но недостатки, поведение не корректирует, работу не исправляет.  
9. Отношение к нововведениям.  
Консервативен, признает только свою инициативу.   Новатор, поддерживает ини­циативу других.   Избегает всяческих начи­наний, боится инициативы.  
10. Контакт с подчиненными.  
Сознательно ограничивает контакты с подчиненными, держит их на расстоянии.   Общается регулярно, информирует о проблемах.   Испытывает трудности в общении, общается от случая к случаю, без осо­бого желания.  
11. Такт в общении.  
Обращается, не считаясь с нормами морали, груб, уни­жает личность.   Вежлив, доброжелателен, не унижает достоинство личности, уважительное отношение к лю­дям.   В общении равнодушен, не видит личности.  
12. Оценка себя.  
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя кол­лективу, отказывается от са­мо корректировки, снижен­ный самоконтроль.   Ничем не обнаруживает пре­восходства, не противопостав­ляет себя коллективу, адекват­ная самооценка.   Терпит позицию зависи­мого, и идет на поводу у подчиненных.  
13. Продуктивность работы при отсутствии руководителя.  
Снижается   Не хуже   Лучше  

 

Date: 2015-09-18; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию