Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллигентность и прагматизм





 

В региональном библиотечном сообществе как и в постсоветском российском социуме в целом учёными и публицистами выделяются две виртуальные группы – интеллигентов и интеллектуалов. Библиотечные интеллигенты сознательно ориентируются на чеховское понятие нормы в иерархии ценностей. Чеховская норма зафиксирована в знаменитом постулате о равнообязательности и взаимообусловленности прекрасного в человеке – от лица и одежды до души и мыслей. Ценности группы библиотечных интеллигентов созвучны чеховскому понятию нормы и включают:

· преданность профессии;

· литературный и художественный вкус, книжную культурность;

· творческий подход к удовлетворению духовных потребностей людей;

· инновационность, направленную на социализацию детей, инвалидов, на патриотизм, гуманизм, нравственность.

В то же время статус библиотечной профессии в современном обществе утрачивается из-за «рухнувшего альтруизма». По результатам социологического исследования в Санкт-Петербургском университете культуры к категории интеллигентов-гуманистов отнесены 20% студентов очного обучения и 40%- заочного(29). Качеств библиотечного интеллигента недостаточно для финансового успеха и карьерного роста, поэтому активная часть сообщества усваивает ценности интеллектуалов.

Ключевые моменты их деятельности:

· платные услуги за информационную поддержку, формирование инновационной культуры с учетом результативности использования высоких технологий;

· стремление повысить статус участием в научных конференциях, форумах, бизнес-проектах, защитой диссертаций.

Доктор технических наук А. В. Соколов, исследуя постсоветское библиотечное сообщество, выделяет интеллектный слой в качестве обозначения совокупности интеллигентов и интеллектуалов (28).

Интеллектность (образованность, творческая одарённость) рассматривается как общий корневой признак интеллигентов/интеллектуалов постиндустриальной эпохи. В то же время содержательные объёмы этих понятий различны и один человек не может быть одновременно и интеллигентом и интеллектуалом. Формулы интеллигентности/ интеллектуальности, предложенные учёным, совпадают по слагаемым – образованности, креативности – и различаются по этическому самоопределению.

Для реального библиотечного сообщества, по мнению А. В. Соколова, характерен полуинтеллектный уровень массовой культуры. Её опорную базу составляют общедоступные библиотеки с фондами литературы массового спроса широкой читательской аудиторией. В библиотечных коллективах «превалируют люди массовой культуры, образующие исполнительский корпус» (28., с. 117).

Подобная точка зрения позволяет выделить лидеров региональных библиотек в элитарную группу менеджеров, способных использовать различный для интеллигентов/интеллектуалов инструментальный подход к решению нестандартных задач модернизации библиотек:

- Библиотечный интеллигент мистически «очарован книгой»; осознает общественный долг ее сохранности в фондах библиотек и продвижения культурных ценностей различным группам и поколениям.

- В отличие от альтруистического самоопределения библиотечного интеллигента, интеллектуалу «чужда гуманитарная ответственность перед обществом, непонятен пафос перед книгой, его этика – эгоцентрична и направлена на личную карьеру (34., с. 170). Библиотечные интеллектуалы постоянно дрейфуют на рабочие места в другие секторы занятости. С их уходом в библиотеках увеличивается доля персонала – «выдавальщиков книг» - добросовестных исполнителей. Данная группа включает или инфантильную молодежь, или слабых здоровьем сотрудников, а также тех, кто рассматривает свою работу как временную.

Вместе с тем, выведенные в формулах классические типы интеллигента-гуманиста и интеллектуала-циника – фигуры гипотетические. В реальности переход молодых библиотекарей-интеллектуалов в штат муниципальных Администраций, в библиотеки коммерческих вузов, книготорговые фирмы, рекламные агентства, - свидетельствуют об их конкурентности на рынке престижных рабочих мест, а не проявлением чрезмерного эгоизма или цинизма. Негативный оттенок различий по этическому самоопределению снимает социологический подход к оценке лидеров по принципу – «менее прагматичны», «более прагматичны». Альтруистическая ответственность за духовное развитие жителей в зоне деятельности библиотеки, а также за благополучие коллег делают лидеров-интеллигентов «менее прагматичными». Лидеры-интеллектуалы более прагматичны, поскольку ориентированы на экспертное знание, инновационные бизнес-проекты с участием деловых партнёров в организационном окружении.

Между данными группами библиотечного сообщества не существует особых противоречий, а их выделение носит виртуальный характер. Противоречия возникают в деловом взаимодействии лидеров региональных библиотек с потенциальными партнёрами вне библиотечного сообщества.. В среде интеллектуалов информационной сферы в настоящее время выделилась авангардная группа – сетевая элита, - ориентированная на интерактивность, прагматизм, краткосрочные бизнес-проекты (2). Для сближения культурных горизонтов разных профессиональных сообществ лидерам библиотек предстоит учитывать систему ценностей интеллектуалов Сети. Концепция «новой правящей элиты» - Netoкратии – сформулирована шведскими авторами (А. Бард, Я. Зодерквист) и включает следующие постулаты:

- «статистика – язык касты экспертов»;

- «посредник в Сети есть посланник». Даже если мы не разделяем социал-дарвинистские оттенки концепции Netoкратов, полезно учесть их оценку негативных признаков деятельности менеджеров доинтернетной эры. По мнению сетевой элиты современным информационным рынком не востребованы управленцы, подверженные:

- «тирании деталей» (ссылки, сноски, цитаты);

- стереотипам профессиональной деятельности, когда пафосность, банальность суждений «затуманивают» прагматичные пути решения проблем;

- ценностному вакууму, заполненному фрагментарной информацией. Подобный уровень характеризуется «поп-культурным восприятием информации» и присущ неконкурентным менеджерам доинтернетной эры.

Выявление признаков интеллигентности /интеллектуальности лидеров региональных библиотек (директоров и руководителей отделов, групп) выполнено в рамках интервьюирования 10-ти директоров научных библиотек г. Самары по формату эссе, а также методами самотестирования/тестирования харизматических признаков управленцев, представленных в современных технологиях менеджмента (3.,34). Тест «Лидер библиотеки: харизматические признаки» дан в «Приложениях».

Самотестирование выполнили 43 библиотекаря из регионов Поволжья, студенты заочного отделения СГАКИ. Тестировались 28 библиотекарей- управленцев, докладчиков III Международного форума библиотечных медиаспециалистов «Диалог в электронном формате» (сентябрь, 2009, СОУНБ).

Успех управления по данным социологов на 15 % зависит от профессиональных знаний и на 85% определяется харизматическими признаками менеджера (38.,с.40). Харизма (др. греч.) означает «магнетизм в привлечении к себе внимания».

Среди множества харизматических признаков выделим совпадающие с профилем евроменеджера:

- воодушевление (азартность) от управленческого решения, которое программирует успех коллектива;

- коммуникабельность, умение мотивировать себя и других;

- образец для подражания; высокая энергетика;

- личное обаяние.

А.В. Соколов включает в культурное пространство библиотекарей и группы нечитателей из числа просвещенных, образованных учредителей библиотек, предпринимателей информационного рынка, библиофилов, администраторов.

Продуктивность делового партнерства в подобном организационном окружении опирается и на книжную культурность библиотечного интеллигента, общий для культурной среды корпус прочитанных и обсуждаемых книг/текстов. Коллекция прочитанных и оцененных книг формирует общий литературный язык, символы, ассоциации и обеспечивает сплоченность и взаимопонимание культурного сообщества.

Литературная критика отмечает различия в текстах – идентификаторах разных поколений в той степени, в какой обсуждаются разные книги, фильмы, музыкальные группы (5; 33).

Чтобы добиться взаимопонимания разных поколений, библиотечные интеллигенты стремятся войти в их сознание в рамках полемики по поводу популярных среди молодежи текстов. С этой целью вузовские библиотеки позиционируют себя как Центры дискуссионного чтения.

Блоги детских библиотек (г. Мурманск) выделяют рубрики «Хроники тинэйджера», «Страницы библиотечного авантюриста».

В коллекцию текущего чтения директора МСДБ[§] г. Самары – Л.С. Колесниковой – входили популярные среди детей книги Толкиена, Роулинг, хотя жанр фэнтези никогда не являлся её чтением «для души».

Отслеживаются значимые для молодежи вопросы в телешоу Дом-2, Камеди клаб, несмотря на их юмор с низким общим знаменателем. Вырабатываются аргументы в оценке своеобразия молодежной субкультуры, в том числе, и тех ее компонентов, которые создаются как рыночный продукт. Среди лидеров продаж и популярности, наряду с высокохудожественными произведениями (Толкиен), тиражируются и продукты, учитывающие общие человеческие качества миллионов: психика, инстинкты, знаменатель «низа» в стиле Ф.Рабле. Интеллектуалы, позиционирующие себя информационщиками, сомневаются, что знание художественной литературы имеет практическую ценность. Им присуща особая прагматическая культура, для которой характерны факты, а не фантазии.

Поэтому начитанность данной группы формируется:

- уникальным жизненным опытом (мемуары, биографии);

- аналитическими данными социологов;

- новейшими технологиями в учебниках и монографиях.

В целом, это – экспертная литература.

Указанные постулаты трансформируются в деловую культуру на основе экспертных знаний и эксклюзивного доступа к информационным ресурсам с помощью утонченной поисковой работы в Сети.

На III Всероссийском Форуме медиаспециалистов студенты-исследователи в качестве харизматичного интеллектуала выделили главного специалиста исследовательского центра «Библиотека. Чтение. Интернет.» (г. Москва) – А.В. Пурник. Высоко оценено его участие в дискуссии с комментариями по поводу докладов участников Форума. Комментировались:

- рейтинг Web-сайтов библиотек России и зависимость посещаемости сайтов от своевременной их регистрации в базе данных РГБ для молодежи;

- консолидация нечитателей из групп продвинутых пользователей Интернет на форумах библиотечных сайтов по примеру Американской библиотечной Ассоциации;

- рост продаж книг популярного среди молодежи писателя П. Коэльо, представившего на личном сайте полные тексты своих произведений.

Вместе с тем, в культурном пространстве вызывает уважение библиотечная интеллигенция, владеющая литературным русским языком, хотя языковая культура и не приносит рыночного успеха.

Интеллектуально настроенные молодые библиотекари подвержены влиянию нового профессионального языка, основанной на английском «сетевой латыни». Субкультурный сетевой диалект, в котором стандартные фразы намного короче, неологизмы поощряются, а придаточные предложения выходят из употребления – все эти признаки бытового общения проникают в документы и снижают их качество. Подтверждением служит вакансия «редактора документов без ограничения по возрасту», объявленная в газете «Навигатор». Следовательно, оценка интеллектуалами языковой культуры как социальной инерции XIX века, не соответствует потребностям бизнеса.

Признаки оскудения языковой культуры вызвали подготовку Закона о русском языке как государственном. В СМИ широко обсуждались негативные последствия выпуска словарей, утвержденных приказом Минобрнауки №195 от 8.06.09. Сторонники реформы ударений, злоупотреблений иноязычной лексикой считают указанные неправильности «невинными» и делают уклончиво-двусмысленный вывод: «Нынешняя элита не перестала быть образованной, а сменила досуг на изучение экономики и юриспруденции» (34, С.177).

Языковая культура учитывается технологическими приемами формирования харизматичного менеджера, в том числе, такими как:

- выражение признательности коллегам не менее 3-х раз в день;

- избегание «опасных слов», которые парализуют волю к творчеству, взращивают пессимизм, вызывают недоверие у партнеров («в общем-то, я убеждена в своих силах»; «я ломаю голову над вопросом...»; «у меня неприятности»);

- предупреждение высоких тонов в голосе, т.к. только низкий тембр обеспечивает доверие и ощущение солидности делового партнера.

Половина респондентов с трудом зафиксировала при самотестировании положительный отзыв руководителя: «Молодец, отлично», «Перспективная умница», «Выражаю благодарность».

Зачастую служебные комплименты однообразны и формальны, а, иногда, не продуманы: «В нашем коллективе Вы одна настоящий библиотекарь».

Обсуждение результатов теста-анкеты на Факультете дополнительного образования привело библиотекарей-управленцев к выводу: «Библиотечное сообщество скупо на похвалу и нуждается в тренингах деловых комплиментов».

Выявлены организационные погрешности в обеспечении стимулов к творчеству в библиотеках. Рабочий график 42 % респондентов рационален и позволяет быть интеллигентно внимательными к посетителям. Более половины сотрудников не располагают такой возможностью по следующим причинам:

- избыток массовой работы;

- подмена заболевших коллег;

- общая немотивированная усталость.

Не призывая создавать в библиотеках резервации для пессимистов, респонденты выбирают в инновационные команды интеллигентов-прагматиков, исповедующих принцип «Мир прекрасен, а проблема – решаема творчески».

Положительное восприятие профессиональной задачи начинается с момента, когда мы отказываемся обсуждать негатив и расширяем перечень положительных установок, которые активизируют работоспособность персонала, блокируют выбросы страстей, обеспечивают самоконтроль и самоуважение.

Интеллигентность и прагматизм были характерны для стиля генерального директора МСДБ и депутата двух созывов Городской Думы г. Самары Л.С. Колесниковой по формированию нематериальных активов МСДБ, а именно, «условной стоимости деловых связей»

- в «коридорах власти»;

- в депутатском корпусе;

- среди писателей г. Самары;

- в банковских структурах;

- в административных судах разного уровня от районного до арбитражного.

Профессионализм и языковая культура, врожденная одаренность позволяли представлять коллег к государственным наградам, противостоять закрытию детских библиотек, получать гранты и субсидии на продвижение чтения среди детей.

Уместно отметить виртуозность в получении сертификатов повышения квалификации для нескольких сотрудников МСДБ, участников Всероссийского образовательного семинара «Инновационный маркетинг для библиотек» на базе СОУНБ (2007г.). Л.С. Колесникова обозначила участие своё и коллег в семинаре, задав два вопроса с места из зала по юридическим и экономическим аспектам маркетинговой деятельности библиотек.

Суть вопросов на острие инноваций способствовала:

- включению директора МСДБ в комиссию по подготовке итоговых рекомендаций;

- удовлетворению ее ходатайства о сертификатах для сотрудников Центральной библиотеки.

Таким образом, харизматический признак – азартность в решении профессиональной задачи – обеспечил еще один стимул в творческом развитии сотрудников: сертификация компетентности Министерством культуры РФ.

Интеллигентность в сочетании с прагматизмом проявляют библиотекари всех поколений. Управленцы старшего и среднего возрастов подтверждают свою преданность профессии многолетним стажем и служебным ростом.

Молодые библиотекари – инноваторы реализуют себя как интеллектуалы информационного поля деятельности.

Иллюстрацией данного утверждения служит евростиль в презентации медиаресурсов методистом Самарской областной библиотеки для слепых М.А. Волковой. Его признаки:

- официальное представление (ведущим секции «Медиаресурсы библиотеки в современном констексте») докладчика по Ф.И.О. продолжено менее официальным «Меня зовут Мария»;

- выражена признательность организаторам Форума за техническое сопровождение медиаресурсов;

- обосновано запросами читателей медиаиздание художественных книг;

испрошено разрешение аудитории продолжить презентацию на АРМе медиаспециалиста.

В целом, языковая культура, евростиль без пафоса и шаблона, утонченная техническая демонстрация обеспечили интеллектуально-артистичное публичное выступление.

Не все в библиотечном сообществе обладают харизмой интеллектуала в сочетании с обаянием молодости, красоты, завораживающего голоса, пластики движений.

«Быстры как волны дни нашей жизни», - писал русский поэт XIX века Андрей Серебрянский.

В докладе заведущей методическим отделом Нефтегорской центральной районной библиотеки Мироновой С.А. (секция «Использование медиаресурсов в обслуживании пользователей») отсутствуют элементы артистизма.

Автор – средних лет, с обычным негромким голосом без эмоциональной окраски демонстрирует стиль «опыт работы» в организации перехода «От мультимедиа класса к Центру социокультурной информации». В то же время одной фразой подтверждена результативность, которую так ценят грантодатели, и к которой стремятся интеллектуалы.

Интеллигентность и ее духовные ценности проявляются в библиотечном сообществе множеством граней. Одна из них представлена академическим стилем и интеллектуальной насыщенностью анализа информационного поведения GOOGLе – поколения, выполненного замдиректора по развитию Самарской ОДБ - Еленой Владимировной Кодейкиной: библиотечному сообществу предстоит учитывать «хватательный» рефлекс «хомяка» Интернет-пользователей в условиях, когда только 2 % из них обращаются к электронным ресурсам библиотек.

Дискуссия о векторе развития библиотечной профессии содержит вывод о необходимости библиотечному интеллигенту стать интеллектуалом или включиться в командную работу с интеллектуалами – прагматиками.

Общим основанием командной работы названо сотрудничество, как интеллигентская ценность.

Интеллектуалы, как более прагматичные, ценят взаимовыгодное сотрудничество.

Профессиональные журналы («НТБ», «Мир библиографии») и публицисты литературно-художественных журналов призывают библиотекарей «стать более свободными от интеллигентных рамок», аргументируя свой призыв суждением А.С. Пушкина «быть дельным человеком и думать о красе ногтей». Великая русская литература предлагает позицию и другого гения – Л.Н. Толстого, отвергшего «красу ногтей» за плугом или сапожным инструментом.

Модернизация библиотек реальна, если управленцы сделают ставку на молодых специалистов с лидерским потенциалом и с их помощью обеспечат посредничество между духовными ценностями библиотечных коллекций и возможными грантодателями / инвесторами по их формированию.

Подобный подход реализован многолетним лидером Самарской ОЮБ – Зоей Константиновной Рамодиной. Креативность её менеджмента основана на трансформационном лидерстве, суть которого заключается в стимулировании интеллектуального развития сотрудников.

З. К. Рамодина создаёт персоналу видение будущего в творческих дискуссиях, мозговых штурмах, мастер – классах. Исходным материалом служит постоянно пополняемая Директором папка распечаток с веб-сайтов библиотек России. Лучший опыт выявляется и осваивается в режиме реального времени, в том числе:

-форум «Молодёжные субкультуры: от геймеров до фриков». (Центр ПП, г. Новоуральск);

-виртуальная гостиная «Бестселлеры десятилетия». (Челябинская ОЮБ);

- Транснациональный Интернет-конкурс «Майя»: медиа-продукты по борьбе с наркоманией. (ЦГЮБ, г. Москва)

Профессиональный кругозор сотрудников СОЮБ трансформируется в личные цели и ценности. Весь персонал вовлечён в Интернет-деятельность библиотеки. Для пятерых молодых специалистов профессиональное предпочтение – блоггерство – стало социально значимым хобби. Образцом продуктивного участия в молодёжных акциях региона служат достижения Юлии Королёвой, заведующей отделом СОЮБ.

Среди юношества популярен её блог в социальной сети «В контакте» по теме «Любители чтения и библиотек». Интерактивные игры и интеллектуальные шоу организуются Ю. Королёвой в стенах библиотеки с участием учащихся медицинского колледжа, театрами «Витражи», «Light», социально-реабилитационными центрами. Деловая роль лидера предполагает ряд качеств, в том числе:

- умение работать в команде и брать на себя ответственность;

- честность, доверие людей;

- умение мотивировать и вдохновлять ведомых.

Основными инструментами интеллигентно-прагматичных лидеров библиотек являются: богатство циркулирующей информации, широта кругозора и опыта.

3.2 Деловая культура: инструментальный подход

В модели менеджера библиотечно-информационной деятельности (БИД) и в соответствии с профилем евроменеджера XXI века специалисты выделяют в качестве необходимых компетенций:

- единый стиль офисной и деловой культуры, продуктивный для работы в составе межпредметных команд;

- способность сформировать межпредметные/международные команды специалистов. (19, с.11)

Указанные компетенции обеспечивают статус партнеров в деловом сообществе и последующую модернизацию библиотек на интегративной основе.

В зависимости от направленности деловой культуры характеризуются ее разновидности: организационная, корпоративная и культура делового взаимодействия в организационном окружении.

Кадровый менеджмент определяет организационную культуру как «психологические активы организации в составе общих ценностей, ритуалов, фольклора, лидеров и символов». (32, с.25)

Ведущие специалисты информационно-библиотечного сообщества, исследуя профессиональное сознание библиотекарей, отмечают среди его активных компонентов «корпоративную культуру» - совокупность профессиональных ожиданий, мотивов, ценностей - и иллюстрируют ее ранговыми рядами ценностей персонала РГБ. Так, рядовые сотрудники считают ценной творческую работу под руководством компетентного лидера. Ведущие специалисты ориентированы на коллегиальность инновационных усилий и продуктивность личных контактов в профессиональном сообществе (9).

Из данных определений следует, что некоторые исследователи считают лидерство психологическим активом библиотеки, сети библиотек, культурно-информационного пространства. Инструментальный подход к лидерству акцентирует внимание управленцев на технологиях эффективного предпринимательства в условиях кризиса. Слово «кризис» (греч. кrisis) означает поворотный пункт в решениях под влиянием давления со стороны. Энциклопедический словарь «Экономика и право» (М., 1999) определяет кризис предприятия как «незапланированные, нежелательные и ограниченные во времени процессы, вызванные внешними или внутренними причинами» (37., с. 86). Подобными нежелательными процессами являются:

- сокращение бюджетного финансирования региональных библиотек в 2009 – 2010 гг.;

- старение персонала библиотек;

- заработная плата библиотекарей ниже, чем в среднем по региону. Ключевой компетенцией лидера в условиях кризиса признана корпоративная культура: «совокупность организационных, управленческих, технологических и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определённом уровне развития управленческой деятельности и знаний» (13., с. 89). По утверждению американского культуролога Э. Шайна, корпоративная культура включает набор приёмов и правил решения задач внешней адаптации и внутренней интеграции работников. Правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Внутренняя интеграция достигается созданием общего языка, единой терминологии, выработкой норм поведения, системы корпоративных ценностей и стандартов. Стандарты выражены в девизах, символах, традициях, стиле управления. Обычно речь идёт о формировании общественной репутации библиотеки и развитии персонала как творческого коллектива. Практическими инструментами решения данных задач являются имидж-технологии, в том числе:

- знание типов деловых культур, присущих потенциальным партнёрам в организационном окружении библиотек;

- метод «ревизии облика библиотеки и библиотекаря», их вклада в модернизацию обслуживания пользователей ИБУ.

Типы деловых культур выделены Р. Льюсом (США) методом кросс-культурного (перекрёстного) сравнения и деления людей по национальным /региональным, профессиональным, гендерным, корпоративным признакам(11). Ценность данного подхода для лидеров региональных библиотек заключается в основаниях классификации деловых культур:

- различиях в стиле сбора информации;

- использовании информации в параметрах делового взаимодействия. С учётом указанных критериев выделены три типа деловых культур:

- моноактивная, ориентированная на безличную, аналитическую, сертифицированную информацию;

- полиактивная, ориентированная на диалог деловых партнёров;

- реактивная, слушающая деловая культура. Метод кросс-культурного сравнения помогает выработать ядро общих базовых профессиональных ценностей и создавать схемы коммуникативной деятельности на основе:

- профиля конкретной деловой культуры;

- иерархии деловых отношений;

- методов ведения переговоров;

- способов создания межпредметных проектных групп. Другим инструментом исследования деловой культуры является метод «ревизии облика библиотеки и библиотекарей как культурно-информационного центра». Американскими библиотековедами метод использовался для разработки теста-анкеты «в целях самопроверки и усовершенствования» (3., с.260). В Приложениях размещены схемы практических заданий для самопроверки принадлежности к определённому типу деловой культуры и варианты теста-анкеты по выявлению личного и командного вклада в модернизацию библиотеки.

Анализ более сотни проектов библиотек Поволжско-Уральского региона свидетельствует об отсутствии межпредметных проектных групп.

Причина заключается в трудностях встраивания специалистов с высокой рыночной стоимостью «в жёстко структурированный мир библиотек» (В. Армс). Лидеры библиотечного сообщества находят выход в опережающей специализации сотрудников. Подтверждением служат проектные группы Тольяттинской библиотечной корпорации в составе: руководителя, менеджера активов; - аниматора, дизайнера, фотохудожника, PR-менеджера (проекты «Город глазами детей»; «Электронная библиотека «Память Тольятти»)

В большинстве библиотек проектные команды не выходят за пределы одной библиотеки и даже одной возрастной группы (30-40 лет).

Данные в Приложениях варианты теста-анкеты позволяют выявить сотрудников библиотек с лидерским потенциалом и очертить рамки их инновационной деятельности.

В качестве единиц содержания использованы концепции современного информационного потока по менеджменту персонала. В их числе:

- стиль деловой культуры;

- лидерство, способное программировать успех профессионального окружения;

- система ценностей с ядром- общим для различных сообществ деловой среды.

Значимость подхода определялась его направленностью на деловое взаимодействие в среде потенциальных и реальных инвесторов. Базовые схемы и тесты дополнены открытыми вопросами анкеты для сбора сведений о сильных и слабых сторонах образа библиотеки и библиотекарей.

Самопроверке подверглись 54 библиотекаря из числа студентов заочного отделения Института информационно-коммуникационных технологий СГАКИ и слушателей факультета дополнительного образования (ФДО).

Стиль деловой культуры менеджера БИД определялся путем его соотнесения с классификацией деловых культур в международном бизнесе. Ценность самоидентификации подтверждается основанием типологии деловых культур: различия в сборе и использовании информации для принятия управленческих решений.

Большинство респондентов (95 %) отметили свою принадлежность к полиактивному типу деловой культуры, ориентированному на информацию из диалогов, а также впечатлений от деловых партнеров, публикаций, неформального общения в кулуарах.

Результаты самотестирования свидетельствуют о консолидации библиотечного сообщества и высоком уровне социальной компетентности, которая позволяет увеличивать объем выполняемой работы за счет расширения ее содержательной части. Успешно осваиваются социально-культурные технологии (популяризаторские, образовательные, маркетинговые). Создана система взаимосвязей творческих работников учреждений культуры, образования, СМИ.

Вместе с тем, однородность деловой культуры библиотечного сообщества затрудняет преодоление коммуникативных барьеров с партнерами из профессиональных сообществ с моноактивным типом деловой культуры: информационщиков, предпринимателей информационного рынка, экономистов, чиновников госструктур.

Ориентированные на безличную, формализованную информацию статистических справочников, аналитических БД, указанные профессионалы строго придерживаются планов и фактов, разбивают проекты на этапы, последовательны в их выполнении и не доверяют партнерам, которые смешивают профессиональное и социальное взаимодействие.

Моноактивный тип деловой культуры характерен для кандидата педагогических наук – Татьяны Михайловны Кузьмишиной. Выпускница механико-математического факультета СамГУ, Татьяна Михайловна начала трудовой путь программистом КБ оборонного предприятия. Защитив диссертацию по теме «Особенности обслуживания пользователей в условиях гибридной библиотеки», Т. М. Кузьмишина реализовала элементы концепции как заведующая отделом автоматизации библиотечных процессов, а, затем, и директор Самарской ОУНБ.

В настоящее время Т. М. Кузьмишина – доцент кафедры общей информатики СГАУ и заместитель проректора (до 2010 г.) Самарского Межвузовского Медиацентра. Профессиональные предпочтения Т. М. Кузьмишиной связаны с цифровыми технологиями в обучении и находят поддержку

- в международном проекте 17-ти университетов мира (Digital Publishing), включающим и СГАУ;

- в значимых профессиональных встречах библиотечного сообщества, таких как III-й Международный Форум библиотечных медиаспециалистов (Самара, 2009).

Т. М. Кузьмишина организовала и провела для участников Форума экскурсию в Межвузовский Медиацентр с демонстрацией проектов на основе цифровых технологий. Оценивая усилия по созданию культурно-информационного пространства региона, Т. М. Кузьмишина видит его как «коридор людей, увлечённых одной задачей». В строительстве «коридора» заметен вклад молодых поколений библиотечных лидеров.

Проектные группы библиотек нуждаются в специалистах с разным типом деловой культуры, чтобы компенсировать негативные признаки полиактивности, такие как:

- недооценка пошагового планирования;

- расписание текущих дел по принципу их привлекательности / креативности;

- подгонка фактов, исходя из интуитивных оценок.

Ревизия 26-ти библиотек и вклада их сотрудников в «создание интеллектуально- эстетической среды для пользователей» выделила 11 % библиотек, облик которых «делает честь их персоналу». По мнению респондентов, облик 74 % библиотек «требует дополнительного внимания», а 15 % - «производит на людей скорее негативное впечатление, чем хорошее».

Базовыми ценностями большинства респондентов (80 %) являются реализованные усилия персонала библиотек по созданию электронной среды - от АРМов библиотечных специалистов до терминалов доступа к удаленным БД и личных блогов в социальных сетях. Высоко оценивались – косметический ремонт и мягкая мебель в сельских и районных библиотеках (40 %) как показатели комфортной среды.

Несмотря на наращивание технических ресурсов 80 % библиотек, их вклад в жизнь общества, по мнению респондентов скромнее. 40 % респондентов отметили высокий уровень таких акций как «Дельфийские игры», «Праздник славянской письменности», «День города/села», «День семьи». В то же время, успехи в реализации маркетинговых программ признаны только 12 % опрошенных (создание логотипов, совместные с художниками, писателями, поэтами - презентации). В областных и муниципальных конкурсах проектов приняли участие лишь 16 % библиотек.

Выявлены организационные погрешности в профессиональной ориентации персонала. Более половины (58 %) библиотекарей не располагают достаточным временем, чтобы «быть приветливыми» по следующим причинам:

- затраты времени на библиотечные акции превышают нормы на их подготовку;

- общая усталость из-за отсутствия стимулов творческой деятельности. Культуру профессионального общения 29 % респондентов осваивают в мастер-классах, тренингах, практикумах. Еще 9 %- изучают тему самостоятельно из профессиональных предпочтений. Следовательно, две трети опрошенных не имеют компетенций по культуре делового взаимодействия.

Для сближения культурных горизонтов разных профессиональных сообществ, лидерам библиотек предстоит учитывать новую структуру информационного рынка услуг, которая представлена бизнес-организациями, сконцентрированными на краткосрочных бизнес-проектах.

Выявлено только 3 % библиотек вне стереотипов социологических исследований. Недооценка тем «Библиотека и власть», «Библиотека и СМИ» очертила белые пятна в понимании сильных и слабых сторон образа библиотеки в глазах потенциальных инвесторов и лидеров общественного мнения.

Для трети библиотек более привлекательным оказалось анкетирование читателей по частным вопросам удовлетворенности фондом, массовыми мероприятиями, номенклатурой услуг.

10 % библиотек ограничиваются книгой отзывов, а 53 % - не стремятся «измерить впечатление от библиотеки среди перспективных с позиций маркетинга социальных групп».

Банальность суждений подтверждается завышенной самооценкой результатов частных вопросов анкетирования (7-10 баллов) и недооценкой прагматичной проблемы «Библиотека и власть» (5 баллов).

Тем самым, подтверждается «поп-культурное восприятие информации» от впечатлений из ежедневных диалогов с читателями, то есть, «тирания деталей», недооценка аналитических данных, характерная для деловой культуры исполнительского корпуса библиотечного сообщества.

Встраивание менеджеров БИД в деловую среду требует усвоения базового ядра системы ценностей «инфоэлитариев» в русле присущей им деловой культуры: ориентация на аналитическую экспертную информацию, пошаговые алгоритмы деятельности.

На специалистов «инфоэлитарного» уровня рассчитана проектная деятельность библиотек. Примером, может служить Самарский областной конкурс «Село XXI века» и его номинация: «распространение новых технологий по созданию комфортных условий жизни средствами культуры» (26). Межпредметные виртуальные организации создаются в рамках проекта «Интегрированная система библиотечно-информационного обеспечения науки и образования: г. Обнинск» (31).

Перечень компетенций соискателей в виртуальные организации включает:

- личный показатель виртуальности;

- стратегию фильтрации потока инновационных материалов;

- систематический анализ содержания и структуры веб-сайтов региональных правительств и других потенциальных инвесторов в социально-культурную сферу;

- использование веб-сайтов как образовательного и интегративного ресурса.

Социологические исследования культурно-этических характеристик лидеров региональных библиотек позволяют в табличной форме представить типы реальных деловых культур.

 

 

Таблица № 6

Классификация стилей деловой культуры

Название стиля Признаки
Достоинства «+» Недостатки «–»
  «Инфоэлитарный», [Netoкратический] - показатель личной виртуальности; - стратегия фильтрации информационного потока; - эксклюзивность источников - «сетевая латынь»; - сверхнормативная иноязычная лексика; - отсутствие гуманитарной ответственности.
Интелектуально-прагматический - прагматизм: «статистика – язык эксперта»; - краткосрочные бизнес - проекты; - стендовые доклады, графические систематизаторы; - начитанность связана с уникальным жизненным опытом (мемуары, биографии). - карьерный эгоцентризм; - отсутствие языковой и книжной культуры как не способствующей карьере.
  Евростиль (презентационный) - деловая комплиментарность; - утонченная демонстрация медиа- и информационных продуктов.  
  «Поп-культурный» - знание литературы массового спроса широкой читательской аудитории. - слабо структурированные, фрагментарные, профессиональные знания; - «тирания деталей», не востребованных рынком; - стереотипы, шаблон.
  Интеллигентно-пассивный - книжная культурность; - ориентация на продвижение культурных ценностей различным группам/поколениям; - общий для культурной среды корпус прочитанных книг; - немотивированная усталость/ пессимизм из-за низкого статуса.
  Интеллигентно-прагматичный - литературный язык; - продвижение культурных ценностей различным группам/поколениям с использованием имидж-технологии в сетевых сообществах  
  «Опыт работы» - актуальность тематики информационного обеспечения для решения социальных проблем региона; - результативность ИБУ. - преобладание традиционных форм и технологий.
  Академический стиль - информативность литературного языка и профессиональной лексики; - безличные лексические конструкции без эмоциональных оценок; - лингвистическая норма (15 %) иноязычной лексики. - недостаток прагматизма

Из таблицы следует, что наиболее продуктивен интеллигентно-прагматичный стиль деловой культуры лидеров региональных библиотек.

Использование преимуществ интерактивных технологий позволяет менеджерам БИД управлять новыми формами коммуникации, объединив экономику, бизнес, деловую культуру в компетенциях интерактивности.

Существует экономический аспект проблемы интерактивности как компонента деловой культуры менеджера БИД. Специалистами по информатике отмечены успехи Южно-Корейской кампании услуг по управлению электронными коммуникациями путем оплаты 1,5 часов доступа в Интернет в рабочее время без контроля за трафиком (36).

Таким образом, формирование деловой культуры менеджера БИД требует решения организационных, образовательных и экономических проблем.

 

 

ГЛАВА 4. ИНТЕРНЕТ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СООБЩЕСТВА ЛИДЕРОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

 

Менеджмент в библиотеках включает работу с социально значимой информацией, представляющей «публичную презентацию знаний». Современный общественный спрос на новый тип знаний – информацию, удовлетворяется компьютерными коммуникационными технологиями. Отсюда вытекают высокие аналитические требования к Интернет – деятельности библиотек и библиотечных специалистов, которая обеспечивает их общественную репутацию как в интернет-сообществе, так и в профессиональной среде. Из двух типов лидерства - инструментального (делового) и эмоционального (регулирование группового настроения) - интернет-деятельность лидеров библиотек является инструментом решения нестандартных задач, таких как вклад в устранение информационных барьеров перед молодыми поколениями России.

По аналогии с нумерацией версий прикладных программ специалисты выделяют два типа Интернет-деятельности (18, с.13):

1. традиционный интернет (веб.1) состоит из статических сайтов в текстовой форме с включением графики и реже – мультимедийных элементов, соединённых гиперссылками с другими сайтами.

2. Библиотека 2. 0 несколько условно определяется как «учреждение, присутствующее во «втором вебе» и применяющее его инструменты (интерактивность, мультимедийность) в маркетинговых целях».

Одной из целей библиотечного маркетинга является формирование имиджа, определяемого специалистами как «стереотипизированный образ, ореол, создаваемый СМИ, социальной группой или собственными усилиями» (1,с.9).

В данной главе исследуется Интернет-деятельность лидеров региональных библиотек по построению коммуникативной связи с пользователями и наполнение исходного образа имиджевыми элементами. Методом исследования послужил анализ открытых сетевых коммуникаций региональных библиотек, формирующих их репутацию интеллектуальных и культурных центров. Проанализированы интерактивные элементы 23-х сайтов библиотек Самарской области, 12 сайтов библиотек в регионах России, а также 18 блогов/групп по интересам сотрудников библиотек в социальных сетях. Научно-методической основой предпринятого анализа являются:

- концепция Библиотеки 2.0 (Б2.0), сформулированная и реализуемая зарубежными библиотековедами (18);

- практика Б2.0 с акцентом на её социальную составляющую (16; 20; 21);

- критерии оценки библиотечных сайтов (6);

- индикаторы личного статуса Библиотекаря 2.0 (6; 18).

Концептуальная модель Б2.0 представлена как «пользовательцентричная», обьединяющая традиционные библиотеки с новаторскими сервисами 2.0: гибрид блога, вики, агрегатора контента и социальной сети.

Указанные сервисы обеспечивают механизм комментирования Интернет-деятельности библиотек пользователями; формируют комфортную атмосферу общения; стимулируют диалог в виртуальном пространстве, позиционируют библиотеку как лидера в информационном мире.

В отечественной и зарубежной практике используются два вида интерактивных элементов деятельности библиотек: общедоступные и внутриорганизационные блоги.

Блог (Web-log) –это сетевой журнал, включающий краткие датируемые записи в обратной хронологии с механизмом комментирования записей.

Индикаторами эффективности Библиотекаря 2.0 и его блога являются:

- посещаемость;

- количество комментариев;

- деловые контакты как результат сетевого взаимодействия;

- владение сетевым форматом высказывания, соответствующим сетевому этикету (сетикету, нетикету).

Сетикет характеризуется сетевой элитой как «живой» документ без определённых границ, отражающий культуру поведения в Сети (2, с.198). Арбитрами сетикета выступают сетевые эксперты/кураторы Сети. Принципами сетикета являются личная виртуальность, прагматизм, интуиция, реализуемые под конкретную задачу-модуль. Отбор и структурирование эксклюзивной информации опирается на систему ценностей с её главными постулатами:

- «статистика – язык касты экспертов»;

- «конкурентны – владельцы эксклюзивного знания». Сетевые эксперты отслеживают участников Сети с позиций соответствия нормам поведения: «быть в теме», «вносить свой вклад в информационные ресурсы сетевого сообщества». Личная веб-деятельность оценивается с учётом формализации и дизайна текста, музыкального сопровождения, иллюстраций, видеофрагментов. В субкультурном диалекте используются сжатые стандартные фразы. Участие в сетевом диалоге становится особым клиповым искусством высказывания, формат которого составляет 3-5 строк. Публичная оценка экспертов в виртуальных встречах делегирует сетевую изоляцию нарушителей норм поведения самим онлайновым участникам.

Таким образом, сетевая компетентность является ключом к успеху в деловом взаимодействии и оценивается сетевым сообществом как элемент имиджа.

В отечественной и зарубежной практике представлены два типа блогов и их разновидностей: общедоступные и внутриорганизационные.

Общедоступные блоги реализуются в трёх вариантах:

- создаются на начальных страницах сайтов и поддерживают коммуникации библиотекарей и читателей/жителей в зоне обслуживания;

- персональные блоги библиотекарей в социальных сетях;

- группы по интересам в социальных сетях.

Организационные блоги представлены вариантами: внутрибиблиотечным и корпоративным.

Внутрибиблиотечные блоги решают задачи взаимоотношений в коллективе; являются эффективным средством связи, замещающим электронную почту, доску обьявлений, письменные отчёты, общие собрания, поиск данных по профессиональному развитию. Блоги директоров библиотек как элемент управления персоналом, знакомят с планами, интервью, обращениями. Разновидностью организационных блогов признаны блог-серверы библиотечных консорциумов и ассоциаций. Ими решаются задачи:

- профессионального развития и планирования карьеры членов библиотечного сообщества;

- инновационной деятельности проектных групп по разработке и продвижению наукоёмких информационно-библиотечных услуг/продуктов (ИБУ/П).

 

Date: 2015-09-18; view: 460; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию