Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика Hend-test





Hend-test - это проективная методика исследования агрессивного поведения личности. Ее возможно использовать в диагностике детей и подростков. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

1. агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

2. указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

3. страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

4. привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

5. коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

6. зависимость - рука выражает подчинение другим лицам;

7. эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ;

8. увечность - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

9. активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия;

10. пассивная безличность - также проявление «тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

11. описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действием, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е.

Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм», и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

По мнению ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург). интерпретации этого проективного теста и способы обработки полученных результатов представляют широкие возможности для практических психологов, в особенности для тех, кто работает в сферах изучения отклоняющегося поведения и медицинской психологии.

Существуют и другие методики диагностики агрессивного поведения, но эти две наиболее известны и эффективны.

Для исследования агрессивного поведения в психологии используются следующие методы и методики:

Метод архивного исследования - состоит в сборе информации из публичных источников. Например, сведения автоинспекции, статистика преступности и бракоразводные записи, данные о массовых беспорядках и милиции о насильственных преступлениях в качестве источников информации об агрессивном поведении.

Одно из главных достоинств архивных данных заключается в том, что они относительно свободны от вносимых исследователем искажений (так как не он их собирал). Но так как данные изначально собирались для других целей, исследователю бывает трудно найти сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы. Это является одной из самых больших проблем архивных исследований.

Метод «вербальная информация». Психологи часто используют ответы людей для получения необходимой информации. Эти сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и знакомыми этого человека. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие же предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности.

Инциденты, лежащие в подоплеке гнева и агрессии, как правило, таятся в прошлом, в истории взаимоотношений, которая недоступна непосредственно, поэтому исследователю не удается выявить подлинные мотивы. Таким образом, утверждает Эврилл, опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть не хотят признаваться.

Анкетирование. В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивным поведением других. Большинство подобных опросников предназначено для оценки агрессии в конкретных ситуациях.

Штраус и Штаймец применяли анкеты в исследовательской программе, предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье. Их стандартный опросник называется «Шкала тактики поведения в конфликтах».

Галли Денджерник, Пеппинг и Бергстром использовали версию «Шкалы тактики поведения в конфликтах» в исследовании влияния сибсов (дети из одной семьи) на агрессивное поведение. Исследователи заключили, что переживания насилия в семье могут способствовать будущей агрессивности, в частности, благодаря возможности тренировки такой формы поведения на сибсах.

Личностные шкалы. Иногда опросники предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов.

Наиболее часто употребляемая мера агрессии и враждебности — это тест враждебности по Бассу и Дарки. Басс и Дарки установили меру двух видов враждебности (негодование и подозрение) и пяти видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

Метод «оценивание другими». Еще один вид вербальной информации - оценивание другими - состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него: знакомые, друзья, родители, одноклассники, сибсы. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Преимущества такого оценивания заключаются в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

Проективные методы. Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Одна из главных проблем заключается в том, что методы могут быть довольно трудны для интерпретации, и поэтому непросто найти людей, согласных с одной и той же интерпретацией.

Наиболее часто используемые проективные методики: тест тематической апперцепции (ТАТ). Этот тест состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке.

В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или о чем они ему напоминают. Например, если человеку одно из пятен напоминает схватку зверей или пистолет, значит, он описывает агрессивное поведение, и ответ должен засчитываться в качестве агрессивного.

Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу является полупроективной методикой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс, где на каждой картинке персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнется с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого — вписать ответ фрустрирующего героя в облачко, выходящее из его рта. Ответы классифицируются по «направленности» и «типу агрессии». Направленность может быть во вне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем обстоятельстве; нападении или обвинении; попытке, несмотря на препятствие, разрешить фрустрирующую проблему.

Тест «Несуществующее животное» направлен на диагностику агрессивности, которая определяется количеством, расположением и характером в рисунке острых углов, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, острые клювы, зубы, иглы [24].

В отличие от теста «Несуществующее животное» и большинства других проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности, а не на измерении отдельных ее свойств, «Hand-тест» допускает обе эти возможности. Открытое агрессивное поведение описывалось Э.Вагнером (автором данной методики) как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности [1].

Метод наблюдения. Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вид повреждение.

Полевые наблюдения. Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.

Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая неагрессивное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений агрессивного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения.

Натуралистические наблюдения. Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений. Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведения детей и животных.

Автомобильные сигналы. Неформальные наблюдения свидетельствуют, что автомобилисты при интенсивном движении нередко бывают раздражены: они кричат, жестикулируют и сигналят друг другу даже из-за незначительных заминок. В связи с этим дорожные ситуации могут оказаться полезным контекстом для полевых исследований агрессивного поведения. Например, машина помощника не трогалась с места в течение 15 секунд после загорания зеленого сигнала светофора.

Межличностные конфронтации. В экспериментах Харриса, испытуемые, которым случилось оказаться в магазинах, ресторанах, аэропортах и прочих заведениях, подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. В одних случаях помощники экспериментатора намеренно налетали на людей сзади. В других случаях ассистенты влезали перед человеком, ждущим своей очереди в магазинах, ресторанах и банках. Затем записывались вербальные и невербальные реакции испытуемых на эту провокацию.

Лабораторные наблюдения. Наиболее общий способ наблюдения агрессии состоит в наблюдении за поведением контролируемых в лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.

Большинство методов исследования агрессивного поведения относятся к одной из четырех категорий: 1) «игровые» методы; 2) вербальные нападения на других; 3) «безопасное» не приносящее вреда нападение на живого человека; 4) «якобы причиняющее вред» нападение.

«Игровые» методы исследования агрессивного поведения.

Типичная процедура состоит из следующих этапов:

1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии - зачастую
демонстрируя или агрессивные действия на примере;

2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще
каким-то образом нападать на неживые мишени;

3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий
против «жертв».

Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение.

Подобные процедуры стали объектом критики со стороны некоторых ученых, которые утверждали, что поскольку действия испытуемых не приносят вреда ни одному живому существу, их нельзя считать проявлениями агрессивного поведения, а лучше интерпретировать как форму игры.

По мнению А.Бандуры, подростки, усвоившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать подобное поведение как на кукле, так и на любом человеке.

Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят.

В подобных экспериментах испытуемых предварительно фрустрируют или подстрекают в какой-либо форме. Затем представляют возможность посчитаться со своим обидчиком посредством вербальных комментариев, письменных отзывов или более формальных оценок. Какие ответы следует считать агрессивными - приходится определять исследователю. Например, отзывы, в которых употреблялись слова идиот, ненормальный, чудило, придурок, псих или в которых предлагали этих людей расстрелять, засадить - оцениваются как крайне агрессивные.

Наиболее часто в методе изучения вербальной агрессии используют процедуру, когда испытуемых сначала фрустрируют или иными способами подстрекают к агрессии, а затем просят дополнить опросник, в котором они оценивают подстрекателя.

Прямая физическая агрессия: вред без ущерба.

Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения агрессивного поведения, который предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву.

Методика основана на обмане, посредством которого участников эксперимента заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому человеку физический вред, хотя в действительности они этого сделать не могут. Например, использование против объекта агрессии игрушечного пистолета, шариков, игрушечных кирпичей. В такой процедуре удается изучить намерение причинить вред, избегая при этом физических увечий.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что исследованию агрессивного поведения посвящено много трудов таких ученых, как Бандура, Розенцвейг, Штраус, Штаймец и других. Разработано множество методов и методик, направленных на исследование вербальной, физической, косвенной и других видов агрессии.

Метод беседы. Выясняется слабость личностной мотивации поведения диктуется группой (применяется в основном для диагностики агрессивного поведения подростков). Выявляются эмоциональная обедненность, легко возникающие архаические аффекты (гнев, злоба) с двигательным возбуждением, агрессивным поведением или, при невозможности последнего, аутоагрессией.

Метод тестирования. Используются тесты на выявление тревожности ((не) склонность к избеганию); агрессивности ((не) склонность к внешнему или внутреннему конфликту). К ним относятся: тест «стиль педагогического общения», тест Векслера на интеллектуальное развитие ребёнка, «Тест Руки» Э. Вагнера (раздельное тестирование мальчиков и девочек). Наиболее известной диагностической процедурой изучения агрессивных проявлений с помощью опросного метода является методика Басса-Дарки. Этот опросник направлен на диагностику так называемой мотивационной агрессии - прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

«Социометрическая методика» (изучение межличностных отношений ребёнка с классом). В этом случае выявляется психологическая несовместимость с коллективом или классом, неумение общаться со сверстниками, в результате чего развивается агрессивность.()

Виды наблюдения:

1.Систематическое и несистематическое.

Несистематическое - не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое — предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. «Сплошное» и «выборочное».

При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

3. Непосредственное и опосредованное.

При опосредованном наблюдении используют наблюдательные приборы и средства фиксации результатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).

4. Включенное и внешнее.

Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесном естественном общении с ним.

1 вид включенного наблюдения - наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2 вид - наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла).

Этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные
индивиды или группы), ситуаций.

2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.

3. Построение плана наблюдения (ситуации - объект - время).

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Обработка и интерпретация полученной информации. Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.

А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем.

В процессе учебной деятельности испытуемых проводилось наблюдение за поведением, вербальными, эмоциональными реакциями, реакциями на взаимодействие с окружающими, использовалось активное и пассивное наблюдение. Данные наблюдения заносятся в бланк (критерии наблюдения М. Алворд) (см. таблицу 1).

Метод беседы с педагогом.

Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Как дополнительный метод беседа включается в структуру эксперимента на первом этапе, при сборе первичной информации об испытуемом, которому дается инструкция и на последнем этапе - в форме экспериментального интервью. Различают клиническую беседу и целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью.

Клиническая беседа - способ исследования целостной личности, исследователь стремится получить максимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании сознания и подсознания испытуемого. Чаще проводится в специально оборудованном помещении, не обязательно с пациентом клиники, также может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Целенаправленный опрос - интервью, определяется как «псевдобеседа». Широкое распространение получила в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, главная сфера его применения - социология. Задачи интервьюера - не упускать из внимания план, вести разговор в нужном русле, сохранять нейтральную позицию в процессе интервью, стараться не демонстрировать свое отношение к содержанию ответов и вопросов к собеседнику [26].

Проективная методика «Несуществующее животное» [1].

Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное, затем назвать его несуществующим именем.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики доминантной руки), зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка).

По своему характеру тест относится к проективной методике. Статистической проверке или стандартизации не подвергается, поэтому анализируется подобно свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательных формах. Экспериментальный материал.

Для исследования лучше использовать белый или слегка кремовый, не глянцевый лист бумаги; набор цветных карандашей средней мягкости.

Интерпретация рисунка.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у подростка агрессии, можно выделить следующие:

• рот с зубами;

• присутствие на голове дополнительных деталей (рога — защита, в
сочетании с другими признаками агрессии);

• когти, иглы, щетина;

• контур фигуры выполнен в острых углах.

Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" - отсутствие признака (см. таблицу 2):

Проективная методика «Кактус».

Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Во время создания ребенком рисунка фиксируются все его высказывания. Методика исследования построена на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики доминантной руки), зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка).

По своему характеру тест относится к проективной методике. Статистической проверке или стандартизации не подвергается, поэтому анализируется подобно свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательных формах.

Экспериментальный материал.

Для исследования лучше использовать белый или слегка кремовый, не глянцевый лист бумаги; набор цветных карандашей средней мягкости.

Интерпретация рисунка.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у человека агрессии, можно выделить следующие:

• крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте;

• частые иголки, расположенные по всему рисунку;

• иголки острые, длинные;

• промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку.

• Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака (см. таблицу 3)

Таким образом мы видим что существует огромное количество методов диагностики агрессивного поведения подростков. С помощью которых мы можем определить не только наличие проблемы, но и источники ее возникновения.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 2428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию