Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение праваПричины генезиса права во многом сходны с причинами зарождения государственности. В первобытном обществе роль права исполняли обычаи. Проверенные многовековым опытом предков, честные и справедливые, на них смотрели как на нечто божественное, данное свыше. Основные и важнейшие стали предпосылками для появления обычного права и были приняты государством. В возникновении права нет ничего необычного, это естественное последствие взросления общества, усложнение внутренних связей и противоречий в обществе. Обычаи уже не могли контролировать порядок в обществе, а, следовательно, требовались новые регуляторы общественных отношений. Развитие права разделилось на два пути. В странах где собственность была национализирована, главным источником права становятся сборники нравственных правил, зачастую с религиозной подоплекой, такие как индийские Законы Ману или Коран в мусульманских странах. Нормы, изложенные в них, носили казуальный характер. В странах где общества основывались на частной собственности, право развивалось более формально и обширно. В первую очередь формируется гражданское законодательство, регулирующее имущественные отношения, в частности римское право. Вопросы генезиса государства и права связывает между собой кроме параллельного развития так же и обсуждаемость их до сих пор в научном сообществе. Так же как не найден консенсус в споре о происхождении государства, так и в вопросах генезиса права ученые мужи не могут прийти к общему мнению. Обобщая сказанное в научной литературе мнения, можно выделить три основные теории появления права. Первая категория теоретиков государства и права, вторя советским исследователям связывают генезис права и государства, причем причину возникновения государства они видят не в расслоении общества, а в развитии производства и острой необходимости регулировать складывающиеся в связи с этим отношения. Вторая категория исследователей считает, что право возникло раньше государства, в момент появления рынка, поскольку торговля требует правового вмешательства. Причем возникновение государства они связывают с возникновением необходимости организации рыночных отношений и такой силой должно было стать государство. Ученые придерживающиеся третьей точки зрения высказывают свое мнение так – право возникает там, где возникает общество, то есть понятие общества неразрывно связано с понятием права. Не будем подробно останавливаться на анализе всех трех точек зрения. Прежде всего стоит разделить понятие права на естественное и позитивное право. Позитивное право - официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве. Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право — это право, сведенное исключительно к закону.[4] Естественное право - понятие, отображающее совокупность принципов, правил и ценностей, обусловленных природой человека и вследствие этого не связанные признанием их конкретным государством. Естественное право существует и оказывает свое действие наряду с позитивным. Веками человечество вырабатывало наиболее разумные и полезные стандарты поведения и деятельности, фиксируя их в мифологии, религиозных текстах, моральных принципах и воззрениях. Такие стандарты, или нормы, воплощали представления о высшей справедливости, правде, являлись масштабом свободы и равенства, и воспринимались как «естественное», «природное» право[5] Естественное и позитивное право связаны между собой, однако они не тождественны друг-друг и возникли не единовременно. Естественно, что исторически первым возникает естественное право, получая свое закрепление в обычаях первобытного общества. Не имея письменного воплощения, на протяжении веков эти обычаи жили в умах людей, в отдельных случаях становясь обрядами и ритуалами. Понятие права и обычая не тождественно и поставить между ними знак равенства можно лишь в том случае если под правом понимается естественное право, да и в этом случае это не совсем правильно, так как в первобытных обычаях так же можно усмотреть и первобытную религию, и моральные ценности. Развитие рыночных отношений вызывает появление новых традиций и обычаев, зарождаются обычаи с именно правовыми предпосылками. Новое право уже различает права и обязанности, таким образом возникает обычное право, пришедшее на смену обычаям. Но можно ли назвать его правом в юридическом смысле слова? Пока нет, ведь право устанавливает государство, а на тот момент имел место быть лишь протогосударственный период, поэтому и обычаи того времени можно с полной уверенностью назвать протоправом, то есть оно по-прежнему носит естественный характер, но получает юридическую окраску, что мы можем наблюдать в выделении прав и обязанностей. Позитивное право появляется позже, с возникновением государства. Теперь оно обеспечивается и охраняется государством, придает четкий смысл законам, окончательно разграничивает права и обязанности. Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права – санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов. Санкционирование обычаев – ранний способ возникновения права. Он выразился прежде всего в судах, где судьи выносили вердикт по делу основывая его на обычаях. С течением времени обычаи стали систематизироваться и принимать конкретную форму. В результате возникли первые источники права. Создание юридических прецедентов – один из ранних способов воплощения права. В отдельных государствах, (яркий пример – Англия), решения, данные по делу становились канонами, письменно оформлялись и применялись при последующих судебных заседаниях. Таким образом сформировалась прецедентное право, судебный прецедент стал судебной системой и приобрел название по месту появления – англо-саксонской. Самым поздним их способов появления права считается установление нормативно-правовых актов. Этот способ выразился в издании специальными органами документов, регулирующих общественные отношения. Поводом для появления подобного рода документов стало недостаточное уже влияние на общественную жизнь судебных правовых прецедентов и обычаев. К тому же государство все активнее старалось воздействовать на жизнь общества. Такой тип особенно характерен для современных государств.
|