Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие государства и церкви в современной России





Все больше и больше с течением времени в современной России начинает прослеживаться тенденция к сближению церкви и государства. И хотя наше государство считается светским, но уже как патриархи, так и другие служители церкви проявляют свой интерес к внедрению политики во все большие сферы жизни человека и общества в целом. Например, все больше органов государства подвержены клерикализации и сакрализации власти. Так, с недавнего времени появились неофициальные формы участия в некоторых важных мероприятиях. Вот некоторые из них:

1. Создание в воинских частях пункта пребывания священников1, а так же оборудование специализированной комнаты преимущественно для православных. Кроме того, храмы возникают даже в местах лишения свободы;

2. Участие священнослужителей в различных церемониях, например, освящения ракет, зданий и т.п.;

3. Передача церкви отобранных ранее у нее зданий, находившихся в ее эксплуатации. Данный пункт уже узаконен в государстве в соответствии с Федеральным законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности";

4. Присутствие светских лиц на богослужениях во время больших православных праздников, а так же присутствие лиц духовных на светских мероприятиях (например, инаугурация президента);

5. Объявление Рождества Христова выходным днем2;

6. Освящение деятельности церкви во множествах СМИ.

Помимо этого, в школах была введена новая дисциплина - «Основы религиозных культур и светской этики». Согласно материалам Российской газеты, таким образом патриарх Кирилл предлагает решать власть имущим проблемы, связанные с «религиозной безграмотностью» и экстремизмом3. Стремления служителей церкви войти в науку насторожили ученых. В

_____________

  1. Гаврилов Ю. Батюшка на контракте // «Российская газета», 16.03.2010.
  2. Статья 112. Нерабочие праздничные дни // Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  3. Петров В. Право на силу и веру // Российская газета. – 2014. – 29 января.

частности, наиболее известно «Письмо десяти академиков» президенту. Выразив в нем свою обеспокоенность по поводу внедрения религии практически во все сферы общественной и даже политической жизни, они подчеркнули, что подобные действия противоречат Конституции РФ. Валерий Кувакин, так же, как и большинство общественных деятелей и ученых, поддержали это письмо. В частности, Кувакин подчеркнул, что «если мы хотим дать научное образование и если это образование должно быть нравственно приемлемо для всех, то мы должны исходить из принципов научности и принципов морали, которая объединяет всех нас, а не какую-то определённую конфессию»1.

Но подобная озабоченность проблемами чрезмерной сакрализации существует достаточно давно. Так, например, знаменитый писатель Л.Н. Толстой даже был отлучен от церкви из-за того, что выступал против религиозных обрядов. Он писал: "В елеосвящении так же, как и в миропомазании, вижу приемы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми наполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, — прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8-10)".2 Знаменитый писатель отмечал так же в своем письме, что церковь все больше начинает действовать не во благо народа, а даже во вред, опуская уровень его образования и пользуясь безграмотностью.

Существует одно весьма интересное высказывание Бажанова в газете, издававшейся специально для священнослужителей: «Замечено, что по мере развития у нас «просвещения и образования» обратно пропорционально уменьшается число людей, с любовью преданных святой вере и церкви. Если такое явление признается характерным и типичным даже для русского крестьянства, то, следовательно, наше просвещение и образование, находясь в непримиримом противоречии с началами религиозной жизни, должно считаться ненормальным, а потому — и неполезным».3 Оглянувшись вокруг

___________

1. Кувакин В. Никакой «религиозной науки» не бывает… // «Русский журнал». – 2007 – 31 июля.

2. Л.Н. Толстой, из письма 04 апреля 1901 года // Русский мир. – Алгоритм. – 264.

3. Бажанов В. О необходимости воспитания христианского идеализма в русском народе // Руководство для сельских пастырей. – 1909. № 2 – с. 49

и сравнив современность с этими историческими данными, можно прийти к выводу, что служители церкви до сих пор считают образование не совсем полезной для населения мерой. Способствует укреплению этой мысли и слова журналиста Александра Невзорова: «Современная клерикальная идеология лукавит, делая вид, что напрочь позабыла и еще один пикантный факт: уровень умственного развития основы Св. Руси, т.е. русского крепостного крестьянина (того самого «богоносца»), не только в X—XVIII вв., но даже в начале XX века не отличался от уровня туземца Соломоновых островов, Новой Зеландии, Новой Гвинеи или народностей Нижнего Конго. Мировоззрение тех и других, их представления о болезнях, зачатии, родах, жизни, смерти, механике мира, добре и зле были практически идентичны».1

Многие общественные деятели продолжают поддерживать мнение, что в России необходимо развивать общественную и политическую жизнь, опираясь на теорию симфонии властей. По телевидению вновь начинают вещать о том, что президента поддерживает во всех его начинаниях Патриарх Кирилл, по центральным каналам в прямом эфире транслируются торжественные богослужения, а когда в России привозят печально известные «Дары волхвов», то новостные ленты пестрят громкими заголовками о том, что к святым мощам приложились практически все политики. Постепенно, но неуклонно в России едва ли не насильно начинают прививать «любовь» к церкви и ее деятелям. Хотя историческая практика показывает, что управлять религиозными фанатиками гораздо легче, чем образованными людьми.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что в России понятие «симфонии властей» как равноправия церкви и государства немного извращается. Что же происходит на самом деле? С первого взгляда ситуация между государством и церковными организациями выглядит так, словно политическая власть использует рычаги воздействия человеком православным, которых в РФ, как известно, большинство.

Осуществляется, помимо всего прочего, передача недвижимого имущества, которое находится в муниципальном или государственном пользовании, в бессрочное пользование церковным органам в рамках принятого недавно

____________

1. Александр Невзоров. Муки блаженного старца Офшория // Московский Комсомолец № 26258 от 19 июня 2013 г.

Федерального закона1. Кроме того, начинается активная постройка в городах храмов, зачастую даже в ущерб постройки детских садов и школ.

Таким образом, легко можно прийти к выводу, что в России постепенно задается такой вектор политического развития, при котором церкви отводится достаточно важная роль. Путин в последнее время очень активно придерживается позиции, схожей в чем-то с концепцией «Москва – третий Рим», и неустанно подчеркивает о роли православия в России и от отличия русских духовных ценностей от западных. Постепенно государственная власть отходит от полноты термина «светское государство», вследствие чего создается ощущение, что Россия возвращается в те времена, когда церковь и слепая вера властвовали над человеком безраздельно. Согласно русской истории, это длилось вплоть до 1917 года. Видимо, желание человека подчинять слепо-доверчивый народ при помощи веры гораздо более сильно, чем желание возродить государство более сильными и действенными методами.

 

 

___________

1. Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" // Российская газета - 3 декабря 2010 г.


Заключение

 

Проведя всестороннее исследование проблемы взаимоотношений церкви и государства, я могу, согласно поставленным мной целям, прийти к следующим выводам:

1. Между светской и духовной властью существуют три способа взаимодействия власти: цезарепапизм, папоцезаризм и симфония властей. Каждая из концепций построения диалога между двумя крупными институтами имеет свои плюсы и минусы, однако, для полноценного дальнейшего развития общества следует найти некую «золотую середину», которая выведет качество взаимодействия на достойный уровень;

2. В разные эпохи истории можно проследить, что церковь и государство постоянно находились в развитии: за упадком власти с одной стороны следовал подъем и величие другой;

3. Изучив нормативно-правовые акты, нетрудно сделать вывод о том, что в России активно защищаются права верующих. Поправки, принятые к Уголовному кодексу, ужесточают наказание за оскорбление чувств верующих. Кроме того, политики достаточно часто проводят обсуждения вместе с высшими духовными лицами по тем или иным вопросам. Это говорит о том, что православная церковь имеет влияние не только на обычных своих прихожан, но ее авторитет признается и в высших правительственных кругах.

Исходя из проведенной мною работы, можно выработать некоторые рекомендации по выбору правильного вектора развития Российской Федерации. Итак, в первую очередь следует отсечь у церкви в целом возможность влиять на образование и науку. Исходя из позиции, что эти сферы общественных отношений взаимоисключаемы, так как в большинстве случаев отрицают друг друга, следует оставить школу и ВУЗы полностью светскими. Возможно создание кафедр с теологическим уклоном, но только лишь в специализированных учебных заведениях, в которых готовят кадры для церкви.

Во-вторых, необходимо полностью исключить возможность церковных деятелей влиять на политическую власть. Прерогативой церкви остается воспитание духовное и нравственное, однако, в умеренном виде и не во вред образованию, а так же светским учреждениям.

В-третьих, для воспитания нового поколения государству необходимо выработать достаточно мощную идеологическую кампанию, не привлекая при этом обычных для советского и постсоветского государств жестких методов. Церкви в этом вопросе тоже отводится своя роль, однако она должна быть не ведущей. В условиях современной жизни практика показывает, что церковь и церковные учреждения хоть и уважаемы в обществе, однако не имеют на него особенного влияния. По статистике, храмы не посещает более 70-ти процентов православных. Исходя из этих соображений, государство должно вкладывать деньги в развитие инфраструктур, создание новых рабочих мест, постройку детских садов, больниц и школ, создавать новую политику, в которой для воспитания нравственной и духовной молодежи будут использоваться средства, не отодвигающие вновь уровень развития человека в 15-16 века, а позволяющие строить образованное общество современными методами.

Россия должна выработать некий симбиоз между такими методами развития общества, как цезарепапизм и симфония властей. Государству и человеку должна отводиться особенная роль, в то время когда церковь должна быть подчинена не государству, но людям, живущим в нем.
Список использованной литературы

 

Нормативная литература:

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета.

2. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан" // Российская газета – 2013. – 2 июля.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. – 2011. - 31 декабря. – Ст. 112

4. Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" // Российская газета. – 2010. – 3 декабря.

5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Российская газета. – 1997. – 1 октября.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российской газете. – 1996. – 19 июня.


 

Литература:

 

1. Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. – 1995. - № 3. – Наука. – С. 86-95

2. Радько Т.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.

3. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2006. - 768 с.

4. Письмо десяти академиков «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?»

<http://old.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html>

5. Бурьянов Сергей «Сакрализация власти лежит в основе нарушений прав и свобод человека, угрожает конституционному строю Российской Федерации».

<http://www.atheism.ru/old/BurAth1.html>

6. Валерий Кувакин. Никакой «религиозной науки» не бывает… // «Русский журнал», 31.07.2007

7. Гаврилов Ю. Батюшка на контракте // «Российская газета», 16.03.2010

8. Малер А. Возвращение к симфонии// Агентство политических новостей – 2005.

<http://www.apn.ru/publications/article1539.htm>

9. Цыпин В. Симфония церкви и государства // Православная государственность: 12 писем об империи. – СПб., 2003. – С. 15.

10. Петров В. Право на силу и веру // Российская газета. – 2014. – 29 января.

11. Л.Н. Толстой, из письма 04 апреля 1901 года // Русский мир. – Алгоритм. – 264 с.

12. Бажанов В. О необходимости воспитания христианского идеализма в русском народе // Руководство для сельских пастырей. – 1909. № 2 – с. 49.

13. Александр Невзоров. Муки блаженного старца Офшория // Московский Комсомолец № 26258 от 19 июня 2013 г.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 1733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию