Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус челядинов и холопов





Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. Таким образом, холоп не имел почти никаких человеческих прав. В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа.Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), тИное название холопов – челядь. Челядь – наименование зависимого населения в феодальной Руси. В Древней Руси VI-X веков это наименование употреблялось для обозначения рабов, а в дальнейшем стало применяться по отношению к более широкому кругу феодально-зависимого населения. Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота», - говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящее орудие». Однако на Руси рабство было преимущественно патриархальным, домашним, холопы не составляли основу производства. В связи с этим выделялись категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора – слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени холопы были превращены в феодально-зависимых крестьян, которые и стали первыми крепостными.В Древнерусском государстве еще отсутствовало закрепощение крестьян, а феодальная зависимость существовала в разных формах. Для изучаемой стадии истории характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала, и даже закуп, если у него получалось набрать денег для уплаты долга, мог в некоторых случаях уйти от своего господина. Таким образом, уже в Древнерусском государстве были заложены сословия, то есть большие группы людей, объединенные единством правового статуса.акже ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный чело­век должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа». Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда предусматривала следующие случаи: самопродажа в рабство (одного человека либо всей семьи), рождение от раба, женитьба на рабе, «ключничество» — поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также совершение преступления (такое наказание, как «поток и разграбление», предусматривало выдачу преступника «головой», превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество). Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской Правде, был плен. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота» — говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящим орудием». Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслу­живающий персонал княжеского и боярского двора — слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными. Зависимых от церкви, - «челядь» (холопов), перешедшую в дар церкви от светских владельцев. Церковные уставы князей так описывают состав церковного общества: «А се церковные люди: игумен, игуменья, поп, диакон и дети их, а се кто в крылосе: попадья, чернец, черница, проскурница, паломник, свещегас, сторожник, слепец, хромец, вдовица, пущенник (т.е. вольноотпущенный по духовному завещанию.

 

 


Список использованной литературы:

1. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996.- 448 с.

2. Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.

3. Кузнецов И. Н. История государства и права России. Минск. 1999г

4. Ключевский П.О. Курс русской истории. 1том. Москва. 1987г

5. История отечественного государства и права 1часть. Под редакцией ЧистяковаО. И.М.1992г

6. История России с древнейших времен до конца 17 века. Под редакцией САХАРОВА А. Н. и БУГАНОВА В.И. М. Просвещение. 1997.

7. РОГОВ В.А. Государственный строй Древней Руси: учебное пособие. М. ВЮЗИ. 1984.

8. СВЕРДЛОВ М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.

9. ПРЕСНЯКОВ А.Е. Княжое право в Древней Руси: очерки по 10-12 векам. М. Наука. 1993.

10. ЗИМИН А.А. Холопы на Руси. М. Наука. 1973.

11. Моця О., Рычко В., История политических и правовых учений, - М: Юридическая литература, 1997

12 Политическая теория и политическая практика. Словарь –справочник/ Под ред. Миголатьева А.А., М: Высшая школа, 1995


13 Коваль М.В., История Украины, - К: Освита, 1994


14 История Украины // под ред. Кригьякевича И., - К: Либидь, 1994;


15 История/ под ред. Русановский В.М., Гончаренко Н.В., - К: Либидь, 1994.


[1] Музыченко П.П. История государства и права Украины. - К.: Юринком, 2008. - С. 1

[2] Савильев Н. С. Русская правда как памятник феодального права. // Государство и право. - 2011. - № 1. - С 2.

[3] Музыченко П.П История государства и права Украины. - К:. Юринком, 2008. - С. 12.

[4] Иванов Н.Н Киевская Русь как ранефеодальная монархия. // Право Украины. - 2010. - №7. - С. 6.

Date: 2015-09-18; view: 2244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию