Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Католичество в Интернете





 

1. http://www.vatican.va – Официальный сайт Ватикана

2. http://katechein.ru – Центр катехизации

3. http://cathmos.ru – Официальный сайт Архиепархии Матери Божией с центром в Москве

4. http://sibcatholic.ru – Пресс‑служба Преображенской епархии в Новосибирске

5. http://catholicmartyrs.org – Католические новомученики России

6. http://www.catholic.uz – Католическая информационная служба «Agnuz»

7. http://praedicatores.ru – Орден Проповедников в России (Доминиканцы)

8. http://www.francis.ru – Францисканский портал

9. http://credoindeum.ru – Неофициальный сайт католиков‑мирян.

 

 

 

Библиография

1. Азбука христианства. М., 1997.

2. Алов А.А. Католицизм, протестантизм, армянская апостольская церковь в России. М., 1995.

3. Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007.

4. Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII в. М., 1999.

5. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: Сб. ст. СПб, 1905.

6. Артамов П. Русский заграничный сборник. Как иезуиты красного петуха к нам пустили или развратится ли Россия в латинский католицизм? Париж, 1859.

7. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.

8. Бильбасов В.А. Иноземное предание об Александре I // Русская старина. 1901. № 4.

9. Бородина Н.Ю. Становление идей толерантности в русской мысли // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 5. 2002 г.

10. Бруин К. Путешествие в Московию // Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л., 1989.

11. Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005.

12. Булгаков С.Н. Христианский социализм. М., 1991.

13. Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопросы религии. М., 1906. Вып. I.

14. Винтер Э. Папство и папизм. М., 1964.

15. Волконский В.П. Краткий очерк организации русской Католической Церкви в России. Львов, 1930.

16. Волконский П.М. Экзарх Леонид Федоров (Некролог) // Логос, №48, Брюссель‑Москва, 1993.

17. Воронцова Л., Филатов С. Судьба католицизма в России // Дружба Народов. №11. 1998 г.

18. Вудс Т. Как католическая церковь создала западную цивилизацию. М., 2010.

19. Гагарин И.С. Католические тенденции в русском обществе // Символ. 1994.

20. Глезарова Ю. Кавалергард, бретер и русский католик // НГ‑Религии. 2005.

21. Горский А.В. История Флорентийского Собора. М., 1847.

22. Гусев В. Легенда о синем гусаре: Повесть о Михаиле Лунине. М., 1976.

23. Давид И. Современное состояние Великой России, или Московии // Вопросы истории. 1968. № 1.

24. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955.

25. Драч Г.В. Учебный курс по культурологии. Ростов‑на‑Дону, 1999.

26. Дремлюг А.И. Эволюция католицизма на Северо‑Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2000.

27. Егоров А.Б. Россия и Запад: некоторые исторические параллели // Россия и Запад. СПб., 1996.

28. Емохонова Л.Г. Художественная культура христианства. М., 2011.

29. Задворный В., Юдин А. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. М., 1995.

30. Записки Петроградского Религиозно‑философского общества. Пг., 1916.

31. Записки Религиозно‑философских собраний в С.‑Петербурге // Новый путь. Приложение. 1903. № 4.

32. Захаров П. А. Зайончковский, 1904‑1983 гг.: Статьи, публикации и воспоминания о нем. М., 1998.

33. Зубарь В.М. Херсонес Таврический. Киев 1997.

34. Иван Грозный и иезуиты. Миссия Антонио Поссевино в Москве. Сост. и предисл. И. В. Курукина. М., 2005.

35. Иконников В.С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.

36. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991.

37. Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991.

38. Католицизм в России // Христианство: Энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1993.

39. Католическая Церковь в Санкт‑Петербурге и Ленинградской области. Краткие исторические очерки. СПб., 2009.

40. Католическая энциклопедия. Т. 1.М., 2002.

41. Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005.

42. Катян‑Ярцев М.Ю. Балтийско‑немецкое дворянство на российской службе. XVII – конец XVI11 в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. М., 2000.

43. Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. Ростов‑на‑Дону, 1997.

44. Койта К.К. В поисках истины. Минск, 1982.

45. Костомаров Н.И. Кто был первый Лжедмитрий. СПб., 1864.

46. Костомаров, Н.И. Названный Дмитрий // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2006.

47. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009.

48. Красножен М.Е. Иноверцы на Руси. Юрьев, 1903.

49. Курило О.В. Лютеране в России XVI‑XX вв. М., 2002.

50. Лебедев В.Ю. Религиоведение. М., 2011.

51. Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006.

52. Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001.

53. Лунин М.С. Письма из Сибири. М., 1988.

54. Мараш Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии. Минск, 1971.

55. Мейендорф И. Церковь и государство // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991.

56. Местр Ж. де. Четыре неизданные главы о России. СПб, 2007.

57. Мильчина В.А., Осповат А.Л. О Чаадаеве и его философии истории // Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

58. Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до наших дней. СПб., 1888.

59. Муравьёв А.Н. Правда Вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 1841.

60. Недзелюк Т.Г. Римско‑католическая церковь в Западной Сибири, 1881‑1918 гг.: диссертация… кандидата исторических наук. Новосибирск. 2001.

61. Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005.

62. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2004.

63. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584‑1605) СПб., 1992.

64. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002.

65. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

66. Пельц В. Памяти М.Н. Гаврилова // Россия и Вселенская Церковь № 3‑4. 1954.

67. Пирлинг П.О. Не умер ли католиком Александр I? Историческая загадка. М., 1914.

68. Пирлинг П.О. Россия и папский престол. М., 1912.

69. Пирлинг П.О. Россия и Св. Престол: дипломатические исследования. СПб., 1912.

70. Пирлинг П.О. С.П. Свечина, её жизнь и переписка. // Русская старина. № 12. 1900.

71. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1908.

72. Попов И.В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1‑2. Сергиев Посад, 1916.

73. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983.

74. Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М., 2005.

75. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X‑XV вв., М.‑Л., 1959.

76. Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995.

77. Российское законодательство Х‑ХХ веков. М., 1987.

78. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М., 2001.

79. Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России, М., 1868.

80. Современная религиозная жизнь России. М., 2004.

81. Солженицын А. Публицистика в трех томах. Ярославль, 1996.

82. Соловьёв В.С. Россия и Вселенская Церковь. Париж, 1889.

83. Соловьёв В.С. Сочинения: в 2. Т. М., 1989.

84. Соловьев С.М. История России с древнейших времён. М. 2001.

85. Смолин И.К. История русской церкви 1700‑1917. Ч 2. М., 1996.

86. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. – СПб., 1876.

87. Ульянов Н.И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. № 4.

88. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М., 2007.

89. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.

90. Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Тридентский собор. М., 2011.

91. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

92. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж., 1983.

93. Хомяков А.С. Сочинения. М., 1994.

94. Храповицкий А.В. Памятные записки А.В. Храповицкого, статс‑секретаря императрицы Екатерины II. М., 1990.

95. Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. – М., 1993.

96. Цветаев Д.В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI – XVII вв. М., 1886.

97. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века, М., 2008.

98. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1987.

99. Чарторижский А. Мемуары. М., 1998.

100. Шкаровский М.В., Черепнина Н.Ю. Шикер А.К. Римско‑католическая Церковь на Северо‑Западе России в 1917‑1945 гг. Сб., 1998.

101. Шмурло Е.Ф. Римская курия на русском православном Востоке в 1609‑1654 гг. Прага, 1928.

102. Щебальский П.К. Католичество в России при Екатерине и после неё. // Русский вестник. 1872.

103. Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия. М., 1992.

104. Элбакян Е. Государственно‑церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // Религия и СМИ, 18 июня 2003 г.

105. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890‑1907.

106. Юдин, А.В. Леонид Фёдоров. М., 2002.

107. Юдин А.В. Россия и Вселенская церковь: судьбы русского католичества. // Религия и демократия. М., 1993.

 

Иллюстрации:

 

На обложке использована фотография Римско‑католического Кафедрального Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Адрес храма: 123557, Россия, г. Москва, ул. Малая Грузинская, дом 27/13 (проезд до ст. м. "ул. 1905 года"). Телефон: +7 (499) 252‑39‑11. Фото из личного архива автора книги.

 

 


[1][1] Пролегомены (др.‑греч.??????????? ‑введение, предисловие) – предварительные сведения о предмете последующего изложения; разъясняющее введение в изучение той или иной области знаний, ставящие перед собой цель предварительного ознакомления с её методами и задачами.

 

[2][2] По данным на 2007, в мире насчитывалось 1,147 млрд. католиков.

 

[3][3] Католичество является основной религией в таких странах Европы, как Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др. Так же католичество распространено во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США. Католики живут на Филиппинах и в Восточном Тиморе, много католиков проживает во Вьетнаме, Южной Корее и Китае. В одной только Африке обитают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков.

 

[4][4] Католические приходы есть практически во всех странах нашей планеты, независимо от того, какая конфессия является там доминирующей по числу своих приверженцев.

 

[5][5] Точное количество католиков, проживающих на территории России – неизвестно. Чаще всего называются цифры от 200 до 600 тыс. человек. Интернет‑справочник Catholic‑hierarchy приводит информацию о 785 тыс. католиках, живущих в нашей стране.

 

[6][6] Кроме двух: один в Москве, другой в Ленинграде. Этим храмам был присвоен статус церквей при французском посольстве, поэтому им удалось устоять.

 

[7][7] Исторический вестник. СПб., 1886. Т. 25. № 9. С. 588.

 

[8][8] Этот «Сборник», кстати, имеет характерный для государственной царской антикатолической пропаганды подзаголовок: «Как иезуиты красного петуха к нам пустили или развратится ли Россия в латинский католицизм?».

 

[9][9] Артамов П. Русский заграничный сборник. Как иезуиты красного петуха к нам пустили или развратится ли Россия в латинский католицизм? Париж, 1859. С.1.

 

[10][10] Там же.

 

[11][11] Там же.

 

[12][12] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001. С. 10‑11.

 

[13][13] Градировский С., Малахова Е. Противоречия статусности религиозных организаций и объединений. // Преодолевая государственно‑конфессиональные отношения. Н. Новгород, 2003.

 

[14][14] Хотя были и исключения из этого правила, о которых я скажу позже.

 

[15][15] Воронцова Л., Филатов С. Судьба католицизма в России // Дружба Народов. №11. 1998.

 

[16][16] Текст указа можно найти здесь: Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3‑е. T.XXV: 1905. СПб., 1908. С.237‑238.

 

[17][17] В 1991 и 1998 годах на территории РФ были созданы четыре Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые в 2002 году были преобразованы в полноценные епархии.

 

[18][18] В Москве в 1991 году открылся Колледж католической теологии св. Фомы Аквинского, преобразованный позже в Институт философии, теологии и истории святого Фомы.

 

[19][19] В 1993 году в Москве была открыта высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов», позднее переведённая в Санкт‑Петербург.

 

[20][20] В качестве примера можно привести роман‑бестселлер австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике», а так же роман «Крестоносцы» классика польской литературы Генрика Сенкевича.

 

[21][21] Подробнее см. следующую главу этой книги – «Ecclesia Catholica Romana»

 

[22][22] См. Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007.

 

[23][23] Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876.

 

[24][24] Самарин Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России, М., 1868.

 

[25][25] Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 1912, С. 4.

 

[26][26] Винтер Э. Папство и папизм. М., 1964.

 

[27][27] Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005. С. 280‑281.

 

[28][28] Маракушина Е.В. Католические монашеские миссии на Северо‑Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2007. С. 16.

 

[29][29] Там же.

 

[30][30] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М., 2007. С. 342.

 

[31][31] Азбука христианства. М., 1997. С. 5.

 

[32][32] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 909.

 

[33][33] Там же. Ст. 910.

 

[34][34] Там же.

 

[35][35] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 911.

 

[36][36] Катехизис Католической церкви является органичным изложением католической веры. Последний на сегодняшний день вариант Катехизиса был создан по решению чрезвычайного Синода епископов, состоявшегося в 1985 г., утвержден папой Иоанном Павлом II 25 июня 1992 г. папским посланием Laetamur magnopere и обнародованный 11 октября того же года апостольской конституцией Fidei depositum. Включает 2865 статей, связанных перекрёстными ссылками.

 

[37][37] Катехизис Католической Церкви. П. 834.

 

[38][38] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Стт. 913‑914.

 

[39][39] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Стт. 916‑917.

 

[40][40] Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005. С. 3.

 

[41][41] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 911.

 

[42][42] Вудс Т. Как католическая церковь создала западную цивилизацию. М., 2010. С. 229.

 

[43][43] У православных этот святой известен как Блаженный Августин.

 

[44][44] Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1‑2. Сергиев Посад, 1916.

 

[45][45] Фома Аквинский (1225‑1274) – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель философии томизма, член ордена доминиканцев.

 

[46][46] Вудс Т. Как католическая церковь создала западную цивилизацию. М., 2010., С. 231.

 

[47][47] Там же.

 

[48][48] Там же, С. 223.

 

[49][49] Там же. С. 239.

 

[50][50] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 919.

 

[51][51] Там же. Ст. 920.

 

[52][52] Там же.

 

[53][53] Апостольском, Никейскoм и Афанасьевском Символах веры.

 

[54][54] Кроме семи первых Вселенских соборов, общих с православной церковью, католическая церковь признаёт так же ещё целый ряд Вселенских соборов, проведённых уже без участия православных иерархов.

 

[55][55] Догматическая конституция о Церкви II Ватиканского собора «Lumen gentium». Глава 1‑2

 

[56][56] Катехизис Католической Церкви, ст. 766.

 

[57][57] Или его отречения – что случается крайне редко.

 

[58][58] Presbyterorum Ordinis &16.

 

[59][59] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 924.

 

[60][60] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 923.

 

[61][61] Там же. Ст. 926.

 

[62][62] Святые Дары – это хлеб и вино, Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Таинство Евхаристии осуществляется священником на каждой Св. Мессе. В католичестве латинского обряда литургический хлеб, называемый гостией, обязательно пресный, представляет собой небольшие пластинки круглой формы. Традиционно для евхаристии в католичестве используется белое вино, которое обязательно смешивается с водой.

 

[63][63] Святой Розарий – католические чётки используемые верующими для молитвы. Использование чёток Розария имеет многовековую историю. По преданию, появление Св. Розария связано с именем святого католической церкви – Доминика де Гусмана (1170‑1221) – основателя монашеского Ордена Проповедников (Доминиканского Ордена). По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. самой Девой Марией.

 

[64][64] Народов, принявших крещение и ставших христианскими.

 

[65][65] Емохонова Л.Г. Художественная культура христианства. М., 2011. С. 10.

 

[66][66] Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М., 2005. С. 37.

 

[67][67] Священное Предание – это не только собрание множества письменных документов, это передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом, Символы веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые реликвии и проч.

 

[68][68] Лебедев В. Ю. Религиоведение. М., 2011. С. 295.

 

[69][69] Тышкевич С. Католичество. Рим. 1950.

 

[70][70] Католическая энциклопедия. Т. 1.М., 2002. Ст. 326.

 

[71][71] Т.н. «filioque».

 

[72][72] Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М., 2001. С. 497‑508.

 

[73][73] Подробнейшим образом православное учение о мытарствах изложено в книге свящ. о. Серафима Роуза «Душа после смерти».

 

[74][74] Развёрнутое обоснование этих выводов см. в кн. Волконский А.М. Католичество и Священное Предание Востока. Париж. 1933.

 

[75][75] Слово (греч.????????) (вселенская, католическая) передается в церковно‑славянской традиции как «кафолическая» (см. Митр. Филарет. Христианский катехизис. М., 1997. С. 65.).

 

[76][76] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.

 

[77][77] Такая модель имеет глубокие корни, например, движение противников икон в Византии было, в своё время, инициировано императорской властью.

 

[78][78] См. Лебедев В. Ю. Религиоведение. М., 2011. С. 294.

 

[79][79] Элбакян Е. Государственно‑церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // Религия и СМИ, 18 июня 2003 г.

 

[80][80] Мейендорф И. Церковь и государство // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С.283.

 

[81][81] Записки Петроградского Религиозно‑философского общества. Пг., 1916. Вып. IV. С.118.

 

[82][82] Там же. С. 126.

 

[83][83] Там же. С. 131.

 

[84][84] Католическая энциклопедия

 

[85][85] Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 1912, С. 8.

 

[86][86] Апостольская преемственность – принцип церковного права, в соответствии с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположений к поставленным Самим Иисусом Христом апостолам.

 

[87][87] Т.е. католики не могут причащаться у православных и наоборот (иногда в отдельных случаях делаются исключения из этого правила).

 

[88][88] Катехизис Католической Церкви, п. 838.

 

[89][89] Православие и Католичество: от конфронтации к диалогу. М., 2005. С. 10.

 

[90][90]Там же. С. 9.

 

[91][91] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов. 2001, С. 29.

 

[92][92] В восточной части Крыма можно встретить топонимы: «Киммерийские переправы», «Киммерик».

 

[93][93] Таврика, Таврия.

 

[94][94] Отсюда название знаменитого крымского города‑курорта – Евпатория.

 

[95][95] Крымское ханство – государство крымских татар, существовавшее с 1441 по 1783 годы.

 

[96][96] Первое христианское надгробие на полуострове датируется 304 годом.

 

[97][97] Согласно Евангелию от Матфея (4:18‑19) и от Марка (1:16‑18).

 

[98][98] Греческие предания о св. апостоле Андрее. Т.1. Жития. – СПб., 2005.

 

[99][99] Карташёв Антон Владимирович занимал в своё время должности обер‑прокурора Священного синода; министра исповеданий Временного правительства. Был либеральным теологом, историком Русской Православной церкви, церковным и общественным деятелем.

 

[100][100] Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. С.46.

 

[101][101] Римский император Траян сослал св. Климента в каменоломни Херсонеса, где к тому времени уже томилось около 2000 христиан.

 

[102][102] Кроме Траяна гонения на христиан так же устраивали при Нероне, Диоклетиане, Деции, Валериане и некоторых других римских императорах.

 

[103][103] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 1131‑1132.

 

[104][104] Зубарь В.М. Херсонес Таврический. Киев 1997. С. 97.

 

[105][105] Там же, С. 98.

 

[106][106] Риму принадлежали бывшие греческие поселения Боспорского царства и Херсонес. Остальная территория Крыма была захвачена в III веке германским племенем готов.

 

[107][107] Боспорской и Готской епархий.

 

[108][108] Никейский собор проходил в 325 году.

 

[109][109] 381 г.

 

[110][110] Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005. С. 4.

 

[111][111] Рамм Б.Я. Папство и Русь в X‑XV вв., М.‑Л., 1959. С. 26‑27.

 

[112][112] Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 707‑711.

 

[113][113] В смысле – не признанная большинством российских историков.

 

[114][114] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001. С.18.

 

[115][115] См. там же.

 

[116][116] По другим сведениям Адальберт, прибыв в Киев и застав на Киевском престоле вместо Ольги ее сына Святослава, который был язычником, бежал.

 

[117][117] Скрышшков Р.Г. Русская история IX‑XVII веков. СПб., 2006. С. 29.

 

[118][118] Предание повествует нам о том, что ранее так же, как Ольга, поступил болгарский царь Борис.

 

[119][119] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.

 

[120][120] Никоновская летопись сообщает, что в 988 году послы из Рима передали князю Владимиру мощи Св. Климента.

 

[121][121] Схизма – (др.‑греч.?????? – «расщепление, раскол, распря») – раскол в Церкви.

 

[122][122] Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 55.

 

[123][123] В 1054 году Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом Киево‑Печерской лавры.

 

[124][124] Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 372.

 

[125][125] Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2‑3, С.207.

 

[126][126] Точнее будет сказать – «крещёный в Византийском обряде, т.к. как такового деления на православных и католиков тогда ещё не было.

 

[127][127] Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. М., 1991. С.327.

 

[128][128]Это тот самый Норвежский король Олаф Трюггвасон, который по одной из версий якобы крестил Русь, о чём я писал выше.

 

[129][129] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 34.

 

[130][130] Католицизм в России // Христианство: Энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1993. Т.1: А‑К. С. 707.

 

[131][131] Каплица (польск. kaplica, белор. капліца – «часовня», от лат. сареllа небольшая (чаще неправославная) часовня – выделенное помещение с алтарем. Часть собора или отдельностоящее культовое сооружение.

 

[132][132] Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876. С. 218.

 

[133][133] Дремлюг А.И. Эволюция католицизма на Северо‑Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2000. С. 22.

 

[134][134] Орарь – (от лат. – молиться) – знак дьяконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная.

 

[135][135] Святой Вит – римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. По преданию, Св. Вит был мальчиком 7 (или 12) лет, его отцом являлся римский сенатор‑язычник. Под влиянием своего наставника ребёнок принял веру в Христа. Во времена гонений христиан римским императором Диоклетианом, был убит. Согласно преданию, святой Вит изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом, где он принял мученическую кончину.

 

[136][136] О Папе Римском Святом Клименте я подробно писал выше, в главе посвящённой католичеству в Крыму.

 

[137][137] Бенедикт Нурсийский (ок. 480 – 547) – родоначальник западного монашеского движения. Святой католической и православной церкви. В православной традиции считается преподобным. Автор «устава св. Бенедикта» – важнейшего из монашеских уставов латинской традиции. Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого, папы Римского.

 

[138][138] Азбука веры: http://azbyka.ru/dictionary/26/yurodstvo‑all.shtml

 

[139][139] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. – СПб, 1998.

 

[140][140] Там же.

 

[141][141] Там же.

 

[142][142] Там же.

 

[143][143] Пирлинг П.О. Россия и Св. Престол: дипломатические исследования. СПб., 1912. С. 18.

 

[144][144] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. – Саратов, 2001, С.24.

 

[145][145] Например, сражение русских с крестоносцами на Чудском озере в 1242 г. Под предводительством Александра Невского, о котором см. чуть ниже.

 

[146][146] Не без науськивания со стороны православного духовенства, конечно.

 

[147][147] Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876. Т.1. С.67.

 

[148][148] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.

 

[149][149] Там же.

 

[150][150] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001, С.27.

 

[151][151] См. Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 36.

 

[152][152] Уния (здесь. В знач. Церковная уния) ‑акт объединения Восточной (православной или древневосточной) и Западной (Римско‑католической) церквей на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда. Церкви, образовавшиеся в результате унии, именуются Восточно‑католическими. Восточно‑католические церкви византийского обряда называются греко‑католическими (в православных источниках также именуются униатскими).

 

[153][153] Горский А.В. История Флорентийского Собора. М., 1847.

 

[154][154] Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005. С. 5.

 

[155][155] В 1478 г.

 

[156][156] В 1485 г.

 

[157][157] В 1510 г.

 

[158][158] В 1518 г.

 

[159][159] В 1654 к России присоединилась Левобережная Украина. Земли Правобережной Украины и Белоруссии вошли в состав Российской империи в 1793 году.

 

[160][160] См. Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005. С. 285.

 

[161][161] Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М., 2005. С. 51.

 

[162][162] Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 1912. С. 9.

 

[163][163] См. в кн. Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.

 

[164][164] Монах Филофей (ок. 1465‑1542) – старец псковского Спасо‑Елеазаровского монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. В августе 2009 года сообщалось, что псковскими археологами была обнаружена могила, предположительно принадлежащая Филофею (Новость с Официального сайта Московской Патриархии: http://www.patriarchia.ru/db/text/719899.html).

 

[165][165] См. послания Филофея, впервые опубликованы в: «Православный Собеседник». Казань, 1861, май, С. 84‑96; 1863, март, С. 337‑348.

 

[166][166] Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 152‑162.

 

[167][167] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.

 

[168][168] Там же.

 

[169][169] Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Тридентский собор. М., 2011.

 

[170][170] Подробнее см. Предисловие к книге Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983.

 

[171][171] Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995. С. 350.

 

[172][172] Иван Грозный и иезуиты. Миссия Антонио Поссевино в Москве. М., 2005.

 

[173][173] Из истории иностранных вероисповеданий в России в XVI – XVII веках. М., 1886. С. 290.

 

[174][174] Там же. С. 293.

 

[175][175] Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 39.

 

[176][176] Иван Грозный и иезуиты: миссия Антонио Поссевино в Москве. М., 2005. С.11‑12.

 

[177][177] Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 22.

 

[178][178] Там же. С. 31.

 

[179][179] Курило О.В. Лютеране в России XVI‑XX вв. М., 2002. С.35.

 

[180][180] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 45.

 

[181][181] Там же.

 

[182][182] Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж., 1983. С. 43.

 

[183][183] Там же.

 

[184][184] Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584‑1605) СПб., 1992.

 

[185][185] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009.

 

[186][186] Соловьев С. М. История России с древнейших времён. М. 2001. Т.8, С.534.

 

[187][187] Костомаров Н. И. Кто был первый Лжедмитрий. СПб., 1864. С. 60.

 

[188][188] Впрочем, я так же равно допускаю и все другие версии.

 

[189][189] Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М., 2001.

 

[190][190] Великие историки о Смутном времени. М., 2007. С. 143.

 

[191][191] Там же.

 

[192][192] Великие историки о Смутном времени. М., 2007. С. 501.

 

[193][193] Пташицкий С. П. Письмо первого Самозванца к папе Клименту VIII от 24 апреля 1604 года. // Sprawozdania Akademii Umiejetnosci w Krakowie. СПо: 1899. № 10.

 

[194][194] Толстой Д.А. Римско‑католическая пропаганда в России. СПб., 1865. С. 55.

 

[195][195] Соловьёв С.М. Собр. Соч., В 29 т. М., 1960. Т. 7. С. 433.

 

[196][196] Костомаров, Н. И. Названный Дмитрий // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей М., 2006.

 

[197][197] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. – Саратов, 2001, С.39.

 

[198][198] Толстой Д.А. Римско‑католическая пропаганда в России. СПб., 1865. С. 64.

 

[199][199] Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005. С. 6.

 

[200][200] Красножен М. Иноверцы на Руси. Т. 1. С. 162.

 

[201][201] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 48.

 

[202][202] Там же.

 

[203][203] По другим источникам, Иржи Давид и Товий Тихановский появились в Москве в 1682 г. с личного позволения царевны Софьи.

 

[204][204] Давид И. Современное состояние Великой России, или Московии // Вопросы истории. 1968. № 1. С. 128‑130.

 

[205][205] Славяно‑греко‑латинская академия – первое в России всесословное учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого.

 

[206][206] Католическая энциклопедия. т. 1. М., 2002.

 

[207][207] См. Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005. С. 6.

 

[208][208] Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т.6. № 10. С. 4012.

 

[209][209] Так как царь проходил обучение в странах Европы, где господствующей верой были различные течения протестантизма.

 

[210][210] Алов А.А. Католицизм, протестантизм, армянская апостольская церковь в России. М., 1995. С. 18.

 

[211][211] Павлов А.С. Курс церковного права. М., 2002. С. 376.

 

[212][212] Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005. С. 7.

 

[213][213] Винтер Э. Папство и царизм. М., 1964. С. 146.

 

[214][214] Там же.

 

[215][215] Шульц С. Храмы Петербурга. СПб., 1994. С. 231.

 

[216][216] См. Смолин И.К. История русской церкви 1700‑1917. Ч 2. М., 1996. С. 295.

 

[217][217] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001, С.51.

 

[218][218] Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Париж. 1959. М., 1991. С.410.

 

[219][219] Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь. 2005.

 

[220][220] Российское законодательство Х‑ХХ веков. М., 1987. Т.5. С.119.

 

[221][221] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001, С.54.

 

[222][222] Екатерина II О величии России М., 2003.

 

[223][223] Известно, что до 1772 года в России действовало десять иезуитских миссий.

 

[224][224] Смолич И.К. История русской церкви. 1700‑1917. Ч.1. М., 1996. С. 191.

 

[225][225] В польском определении – «историческая область по Двине и Рижскому заливу, перешедшая в средние века под власть Ливонского ордена, и населённая балтийскими и финно‑угорскими племенами, с давних времён находившихся под влиянием немецкой и скандинавской культуры. Примерно соответствуют нынешним Эстонии и Латвии».

 

[226][226] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 80.

 

[227][227] Андреев А.Н. Иезуиты в Российской империи. М., 1998. С. 92.

 

[228][228] Там же.

 

[229][229] Там же. С. 83.

 

[230][230] По численности своих приверженцев.

 

[231][231] Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М., 1997. С.8.

 

[232][232] Егоров А.Б. Россия и Запад: некоторые исторические параллели // Россия и Запад. СПб., 1996. C.4I.

 

[233][233] Элбакян Е. Государственно‑церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // Религия и СМИ, 18 июня 2003 г.

 

[234][234] Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. – М., 1993. Т.1. С.709.

 

[235][235] Энциклопедический словарь. – М., 1993. С. 707‑711.

 

[236][236] Храповицкий А.В. Памятные записки А.В. Храповицкого, статс‑секретаря императрицы Екатерины II. М., 1990. С.250.

 

[237][237] Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2004. С. 9.

 

[238][238] Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII в. М., 1999. С. 29‑30.

 

[239][239] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 120.

 

[240][240] Так как святой Киприан жил ещё в III веке, то есть задолго до раскола церквей 1054 года, то он является святым как католической, так и православной церкви.

 

[241][241] Красножен М. Иноверцы на Руси. Т. 1. С. 162.

 

[242][242] Свод законов Российской империи. Т. 14. Ст. 36.

 

[243][243] Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005. С. 290.

 

[244][244] Фасоны одежды, например.

 

[245][245] Катян‑Ярцев М.Ю. Балтийско‑немецкое дворянство на российской службе. XVII – конец XVI11 в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. М., 2000. №2. С.ЗЗ.

 

[246][246] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 122.

 

[247][247] Санкт‑Петербургские ведомости. – 11 октября 1765 г. – № 81.

 

[248][248] Бруин К. Путешествие в Московию // Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л., 1989. С.109.

 

[249][249] Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II до наших дней. СПб., 1888. Т.1. С. 263.

 

[250][250] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1. С.53.

 

[251][251] Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С.25.

 

[252][252] Тему алкоголизма русского духовенства часто обыгрывал в своих стихах А.С. Пушкин. Так, в своём стихотворении «К другу стихотворцу» он пишет:

(это отрывок из стиха)

В деревне, помнится, с мирянами простыми,

Священник пожилой и с кудрями седыми,

В миру с соседями, в чести, довольстве жил

И первым мудрецом у всех издавна слыл.

Однажды, осушив бутылки и стаканы,

Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный;

Попалися ему навстречу мужики.

"Послушай, батюшка,‑ сказали простяки,‑

Настави грешных нас – ты пить ведь запрещаешь

Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,

И верим мы тебе: да что ж сегодня сам…"

– "Послушайте,‑ сказал священник мужикам,‑

Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,

Живите хорошо, а мне – не подражайте".

 

[253][253] Отец княгини Ирины Петровны Долгорукой, принявшей в дальнейшем католичество, о судьбе которой я буду рассказывать ниже.

 

[254][254] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007. С. 144.

 

[255][255] Андреев А.Н. Русский иезуит А.Ю. Ладыженский: неисследованная страница в истории русского католицизма XVIII столетия // Отечественная история. 2008. № 3. С. 143‑154.

 

[256][256] В то время, как большинство сменивших веру православных, под угрозами православного духовенства сдавались, «раскаивались» и возвращались в лоно Русской Православной Церкви.

 

[257][257] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 146.

 

[258][258] Нащокин В.А. Записки // Вслед подвигам Петровым… М., 1988. С. 350‑351.

 

[259][259] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей. М., 2007.

 

[260][260] Сыновьями Владимиром, Александром, Николаем и Петром, дочерями Марией, Анной и Екатериной. А вообще у И.П. Долгорукой было 9 детей.

 

[261][261] Россия и Испания. Документы и материалы. – Т.1. – С.131‑132.

 

[262][262] Существует версия, что императрица сначала защищала Долгорукую, склоняя её принять лютеранство, однако твёрдая позиция Ирины Петровны вызвала гнев императрицы и привела к разрыву между ними. См. Католическая энциклопедия. Т. 1. М., 2002. Ст. 1673.

 

[263][263] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 159.

 

[264][264] Там же. С. 160.

 

[265][265] Библиографический словарь русских писательниц. СПб. 1889. С. 301.

 

[266][266] Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. Ростов‑на‑Дону, 1997. С.206.

 

[267][267] Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С.308.

 

[268][268] Морошкин М. Иезуиты в России, СПб, 1870. Ч.2.

 

[269][269] Le Roi est mort, vive le Roi! – фр.: «Король умер. Да здравствует король!» – традиционная французская фраза, которая произносится в некоторых странах во время провозглашения нового монарха. Впервые фраза была провозглашена в 1422 году во время коронации Карла VII.

 

[270][270] Чарторижский А. Мемуары. М., 1998.

 

[271][271] Фома Кемпийский (1379 – 1471) – немецкий католический монах и священник, член духовного союза «братьев Общей жизни», предполагаемый автор известного трактата «О подражании Христу».

 

[272][272] Франциск Сальский (1567 – 1622) – католический святой, епископ Женевы, Учитель Церкви, основатель конгрегации визитанток. Известен своими трудами о духовной жизни, в особенности «Введением в благочестивую жизнь».

 

[273][273] Тереза Авильская (1515 – 1582) – Тереза Иисусова, Тереса де Аумада – испанская монахиня‑кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений, реформатор кармелитского ордена, создатель орденской ветви «босоногих кармелиток». Католическая церковь причисляет её к Учителям Церкви.

 

[274][274] Савинский С. История русско‑украинского баптизма. Одесса., 1995.

 

[275][275] Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. М., 1978‑1985. Т. 8. С. 487.

 

[276][276] См. Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I, Пг., 1916

 

[277][277] Священный союз ‑консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана.

 

[278][278] В 1808 году французские войска вновь заняли Рим. В 1809 году император присоединил папское государство к Франции, а Рим объявил свободным городом. Папа осудил «грабителей наследства св. Петра», не называя, однако, имени императора. 5 июля 1809 года французские военные власти вывезли папу в Савону, а затем – в Фонтенбло под Парижем. На Пия VII оказывали давление, чтобы он отказался от папского государства и полностью подчинился императорской власти. Королем Рима стал сын Наполеона от второго брака (с Марией Луизой Габсбург). После поражения в России Наполеон решил смягчить свои требования и заключить новый конкордат с Пием VII. (См. Пий, римские папы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) – СПб., 1890‑1907.).

 

[279][279] Щебальский П.К. Католичество в России при Екатерине и после неё. // Русский вестник. 1872. Т. 52. С. 620‑644.

 

[280][280] Подробнее см. в кн. Пирлинг П.О. Не умер ли католиком Александр I? Историческая загадка. М., 1914.

 

[281][281] Веронский конгресс проходил в 1814‑1815 гг., на нём была принята программа Священного союза.

 

[282][282] Дроздов В. Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко‑российской церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб, 1815.

 

[283][283] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006. С. 90.

 

[284][284] Ливцов В.А. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006.

 

[285][285] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907. С.41.

 

[286][286] Виат, Огюст. Граф Жозеф де Местр /Местр Ж. де Санкт‑Петербургские вечера. СПб., 1998.

 

[287][287] Местр Ж. де. Четыре неизданные главы о России. СПб, 2007.

 

[288][288] Там же.

 

[289][289] Цимбаева Е.Н. Русский католицизм. М., 1999. С. 39.

 

[290][290] По собственной оценке – «христианский философ».

 

[291][291] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. C. 767.

 

[292][292] Мильчина В.А., Осповат А.Л. О Чаадаеве и его философии истории // Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989. С.3.

 

[293][293] Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1987. С. 35‑39, 40‑42.

 

[294][294] Чаадаев П. Я. Философические письма // Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989. С. 106‑107.

 

[295][295] Бородина Н. Ю. Становление идей толерантности в русской мысли // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 5, 2002 г.

 

[296][296] Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М, 1989. С. 61.

 

[297][297] Там же.

 

[298][298] Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. С. 106‑107.

 

[299][299] Там же. С. 110.

 

[300][300] Бородина Н. Ю. Становление идей толерантности в русской мысли // София: Рукописный журнал Обще‑ства ревнителей русской философии. Выпуск 5, 2002 г.

 

[301][301] См. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008.

 

[302][302] Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. С. 111.

 

[303][303] Там же. С. 112.

 

[304][304] См. Драч Г.В. Учебный курс по культурологии. Ростов‑на‑Дону, 1999.

 

[305][305] Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008. С. 7.

 

[306][306] Там же.

 

[307][307] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001, С.89.

 

[308][308] Там же. С. 90.

 

[309][309] Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008. С. 11.

 

[310][310] Глезарова Ю. Кавалергард, бретер и русский католик // НГ‑Религии. 2005. 16 февраля.

 

[311][311] Лунин М.С. Письма из Сибири. М., 1988. С. 240.

 

[312][312] Там же.

 

[313][313] Гусев В. Легенда о синем гусаре: Повесть о Михаиле Лунине. М., 1976.

 

[314][314] Мемуары декабристов. Северное общество. М., 1981,

 

[315][315] Лунин М.С. Письма из Сибири. М., 1988

 

[316][316] Лунин М.С. Сочинения, письма, документы. Иркутск. 1988. С. 215.

 

[317][317] Там же. С. 197.

 

[318][318] Там же. С. 213.

 

[319][319] Там же, С. 197.

 

[320][320] Там же, С. 204.

 

[321][321] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006. С. 104.

 

[322][322] Цит. по: Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008. С. 71.

 

[323][323] В Библейской книге Исход, в частности, говорится, что когда, странствуя по пустыне, некоторые из иудеев вдруг восстали на своих вождей – Моисея и Аарона, после подавления восстания Бог начал карать бунтовщиков, Аарон вошел в гущу народа и остановил кровопролитие. После этого Моисей, по велению Бога, собрал жезлы от всех колен израилевых и оставил их на ночь перед ковчегом Завета в скинии откровения («святая святых»). На следующее утро жезл Аарона расцвел цветами, и все поняли, что на его владельце лежит благословение Бога. Бог велел Моисею объявить род Аарона (левитов) священным на все времена. Все остальные должны были приносить им десятую часть доходов (десятину), из нее десятую часть отдавать в жертву Богу, а остальное можно было есть самим.

 

[324][324] Там же. С. 73.

 

[325][325] Свод законов Российской империи. СПб, 1896. Т. 11. Ч. 1. Ст. 4.

 

[326][326] Известно, что салон С.П. Свечиной посещали такие выдающиеся люди, как Лакордер, Фаллу, Дон Геранже.

 

[327][327] Его даже не пустили в Россию проститься с умирающей матерью.

 

[328][328] Католическая энциклопедия. Т.1 М., 2002. Ст.1166‑1170.

 

[329][329]Там же.

 

[330][330] См. Письмо о. Гагарина Самарину // Символ. 1982. № 7.

 

[331][331] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006. С. 115.

 

[332][332] Юдин А.В. "Католическая идея" в русской культуре первой трети XX в.: Концепция и практическая деятельность Л. И. Федорова: диссертация… кандидата исторических наук. М., 2003. С. 20.

 

[333][333] Цит. по: Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008. С. 79.

 

[334][334] Там же.

 

[335][335] Там же.

 

[336][336] Там же. С. 136.

 

[337][337] Там же. С. 146.

 

[338][338] Гагарин И.С. Католические тенденции в русском обществе // Символ. 1994. № 32. С. 91‑92.

 

[339][339] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890‑1907.

 

[340][340] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001, С. 95.

 

[341][341] Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 11. Ч. 1. Ст. 3.

 

[342][342] Свод законов Российской империи. СПб, 1892. Т. 11. Ч. 1. Ст. 256.

 

[343][343] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006. С. 115.

 

[344][344] Который был открыт при Санкт‑Петербургском университете.

 

[345][345] Будущего императора Александра II.

 

[346][346] Цит. по: Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008. С. 129.

 

[347][347] Т.к. 1888 года работал в Каирской коллегии Ордена иезуитов.

 

[348][348] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006. С. 116.

 

[349][349] Юдин А.В. Россия и Вселенская церковь: судьбы русского католичества. // Религия и демократия. М., 1993. С. 456.

 

[350][350] Этот период русской истории был мастерски передан в своих произведениях классиками русской литературы XIX века, например, см. роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

 

[351][351] Пирлинг П.О. С.П. Свечина, её жизнь и переписка. // Русская старина. № 12. 1900. С. 629.

 

[352][352] Дремлюг А.И. Эволюция католицизма на Северо‑Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2000. С. 77.

 

[353][353] Вопрос догматов наиболее серьёзно отразился в трудах И.С. Гагарина и С.П. Свечиной.

 

[354][354] Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008. С. 118.

 

[355][355] Муравьёв А.Н. Правда Вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 1841. С. 111.

 

[356][356] Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005. С. 291.

 

[357][357] Бильбасов В.А. Иноземное предание об Александре I // Русская старина. 1901. № 4. С. 33‑41.

 

[358][358] Свод законов Российской империи. Т. 14. Ст. 20‑24; Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Ст. 209.

 

[359][359] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. – Саратов, 2001. С. 91.

 

[360][360] Булгаков С.Н. Христианский социализм. М., 1991. С.28.

 

[361][361] Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопросы религии. М., 1906. Вып. I. С.100.

 

[362][362] Там же. С. 61.

 

[363][363] Элбакян Е. Государственно‑церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // Религия и СМИ, 18 июня 2003 г.

 

[364][364] Записки Религиозно‑философских собраний в С.‑Петербурге // Новый путь. Приложение. 1903. № 4. С.164.

 

[365][365] Свод законов Российской империи. СПб, 1892. Т. 1. Ч. 1. Основные государственные законы. Ст. 40.

 

[366][366] Там же. С. 41.

 

[367][367] Там же. С. 42.

 

[368][368] Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

 

[369][369] Лиценбергер О.А. Римско‑католическая Церковь в России: история и правовые положения. – Саратов, 2001, С. 96.

 

[370][370] Хомяков А.С. Сочинения. М., 1994. Т 2. С. 7.

 

[371][371] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте еди‑ной церкви. М., 2006. С. 128.

 

[372][372] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте еди‑ной церкви. М., 2006. С. 137.

 

[373][373] Там же.

 

[374][374] Католическая Церковь в Санкт‑Петербурге и Ленинградской области. Краткие исторические очерки. СПб., 2009. С. 7.

 

[375][375] Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: Сб. ст. СПб, 1905. С. 3‑5.

 

[376][376] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006. С. 139.

 

[377][377] Духоборы – особая этноконфессиональная группа. Исторически русская религиозная группа, приверженцами Русской православной церкви и некоторыми социологами часто квалифицирующаяся как конфессия христианского направления, отвергающая внешнюю обрядность церкви. Идейно близка к английским квакерам. Одно из ряда учений, получивших общее название «духовных христиан».

 

[378][378] Штундисты – христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.

 

[379][379] Толстовство – религиозно‑этическое общественное течение в России конца XIX – начала XX вв. Возникло в период политической реакции 1880‑х гг. под влиянием религиозно‑философского учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности.

 

[380][380] см. Соловьёв В.С. Россия и Вселенская Церковь. Париж, 1889.

 

[381][381] Соловьёв В.С. Письма. СПб., 1908. Т.1. С. 42.

 

[382][382] Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008. С. 154.

 

[383][383] Соловьёв В.С. Сочинения: в 2. Т. М., 1989. Т.2. С. 227‑228.

 

[384][384] Там же., С. 320.

 

[385][385] Толстой Н. Исповедь священника. // Слово истины. 1914.

 

[386][386] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.

 

[387][387] Там же.

 

[388][388] Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: Сб. ст. СПб, 1905.

Date: 2015-09-18; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию