Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каноническая ЗЛП





Основная ЗЛП

ЗЛП во многих случаях оказывается ассоциированной с задачей распределительного типа или с задачей производственного планирования, в которой требуется распределить ограниченные ресурсы по нескольким видам производственной деятельности.

Такую ЗЛП можно поставить следующим образом: найти значения переменных Х12,…,Хn, максимизирующие линейную форму

= (3.4)

при условиях

, i= 1,…,m (3.5)

xj ³0, j=1,…,n (3.6)

или в векторно-матричной форме

(3.7)

A £ (3.8)

x ³ , (3.9)

где =(с12,…,сn); =(b1,b2,…,bm); А=(aij) – матрицы коэффициентов ограничений (3.5). Задача (3.4)- (3.6) или (3.7) – (3.9) называется основной ЗЛП. Основная ЗЛП является частным случаем общей ЗЛП при m1=m, p=n.

 

Каноническая ЗЛП

 

Для построения общего метода решения ЗЛП разные формы ЗЛП должны быть приведены к некоторой стандартной форме, называемой канонической задачей линейного программирования (КЗЛП).

В канонической форме

1. все функциональные ограничения записываются в виде равенств с неотрицательной правой частью;

2. все переменные неотрицательны;

3. целевая функция подлежит максимизации

Таким образом, КЗЛП имеет вид

(3.10)

, (3.11)

 

(3.12)

или в векторно-матричной форме

(3.13)

(3.14)

(3.15)

КЗЛП является частным случаем общей ЗЛП при m1=0, p=n

 

Любую ЗЛП можно привести к каноническому виду, используя следующие правила:

а) максимизация целевой функции = c1x1+…+cnxn равносильна минимизации целевой функции - =-c1x1 -…-cnxn;

б) ограничение в виде неравенства, например, 3Х1+2Х23£6, может быть приведено к стандартной форме 3Х1+2Х234=6, где новая переменная Х4 неотрицательна. Ограничение Х12+3Х3³10 может быть приведено к стандартной форме Х12+3Х35=10, где новая переменная Х5 неотрицательна;

в) если некоторая переменная Хk может принимать любые значения, а требуется, чтобы она была неотрицательная, ее можно привести к виду , где ³0 и ³0.

Max f (x) = 3X1 + 2X2

X1 + 2X2 ≤ 11

2X1 - X2 ≥ 5

X1 + 3X2 = 14

X2 ≥ 0

КЗЛП:

F(x)=3х1+2х2+0х3+0х4

Х1+2х2+х3=11

2х1-х2-х4=5

Х1+3х2+0х3+0х4=14

Х1,2,3,4 ≥ 0

2. Алгоритм графического метода решения ЗЛП.

Решить ЗЛП графическим методом:

Minf (x) = 4х1+ 3х2

х1+ 2х2 £ 12

х1+ 2х2³3

1 + х2£ 12

х1³ 0, х2 ³ 0

Графическим методом целесообразно решать ЗЛП, содержащие не более двух переменных.

Алгоритм графического метода рассмотрим применительно к задаче:

1 + 2Х2 (3.16)

при

Х1 + 2Х2 6 (а)

1 + Х2 8 (б)

Р = Х1+0,8Х2 5 (в) (3.17)

1 + Х2 1 (г)

Х2 2 (д)

Х1 0, Х2 0 (е)

Шаг 1. Строим область допустимых решений (3.17) - область Р, т.е. геометрическое место точек, в котором одновременно удовлетворяются все ограничения ЗЛП. Каждое из неравенств (а)-(д) системы ограничений (3.17) задачи геометрически определяет полуплоскость соответственно с граничными прямыми:

Х1 + 2Х2 = 6 (а)

1 + Х2= 8 (б)

Х1+0,8Х2= 5 (в)

1 + Х2= 1 (г)

Х2= 2 (д)

Условия неотрицательности переменных (е) ограничивают область допустимых решений первым квадратом. Области, в которых выполняются соответствующие ограничения (3.17) в виде неравенств, указываются стрелками, направленными в сторону допустимых значений переменных (рис. 3.1).

Рис. 3.1

Если система неравенств (3.17) совместна, область ее решений есть множество точек, принадлежащих всем указанным полуплоскостям.

Полученная таким образом область допустимых решений Р - планов ЗЛП (рис. 3.1) есть многоугольник ABCDEF - замкнутое, ограниченное, выпуклое множество с шестью крайними или угловыми точками: A, B, C, D, E, F.

Шаг 2. Строим вектор-градиент линейной формы , указывающий направления возрастания функции .

Шаг 3. Строим прямую С1Х12Х2 = const - линию уровня функции , перпендикулярную вектору-градиенту :

1 + 2Х2 = const (рис.3.2)

 

Рис. 3.2

Шаг 4. В случае максимизации передвигают прямую 3Х1 + 2Х2 = const в направлении вектора до тех пор, пока она не покинет область Р. Крайняя точка (или точки) области, в которой линия уровня покидает допустимую область, и является решением задачи (рис. 3.3).

Крайняя точка С - точка максимума , С = лежит на пересечении прямых (а) и (б). Для определения ее координат решим систему уравнений:

Х1 + 2Х2 = 6

1 + Х2 = 8.

Откуда Х*1 = 10/3; X*2 = 4/3 или = (10/3; 4/3).

Подставляя значения Х*1 и X*2 в функцию , найдем

max = = 3 . 10/3 + 2 . 4/3 = 38/3.

Замечания.

1. В случае минимизации прямую С1Х12Х2 = const надо перемещать в направлении (- ), противоположном .

2. Если допустимая область решений Р представляет собой неограниченную область и прямая при движении в направлении вектора (или противоположном ему) не покидает Р, то в этом случае не ограничена сверху (или снизу), те

(или ).

3. Основные теоремы линейного программирования: сформулировать все, доказать теорему о крайней точке (Т 1).

Теорема 1. (о крайней точке) Опорный план ЗЛП является крайней точкой множества P’ и наоборот.

Следствие 1. Крайняя точка множества P’ может иметь не более m строго положительных компонент.

Следствие 2. Число крайних точек множества P’ конечно не превышает .

Следствие 3. Если множество P’ ограниченное, то оно является выпуклым многогранником.

Теорема 2 (о существовании опорного плана или решения ЗЛП) Если линейная форма ограничена сверху на непустом множестве P’, то ЗЛП разрешима, то есть существует такая точка , что .

 

Теорема 3 Если множество P’ не пусто, то оно имеет опорный план (или крайнюю точку).

Теорема 4. Пусть векторы - планы задачи линейного программирования. Тогда вектор

(3.34)

 

 

где (3.35)

 

будет решением задачи линейного программирования тогда и только тогда, когда её решением является каждый из векторов.

 

Теорема 5 Пусть вектор является решением задачи линейного программирования. Тогда существует опорный план, на котором функция достигает своего глобального максимума.

 

Теорема 1 (о крайней точке) Опорный план (вектора a линейно независимы) КЗЛП является крайней точкой множества P` и наоборот. Доказательство. Пусть вектор - опорный план ЗЛП, у которого компоненты строго положительные, а остальные (n-k) компонент равны нулю. Тогда согласно определению опорного плана векторы линейно независимы. Предположим, что вектор не является крайней точкой множества, т.е. существуют векторы

и такие что . Векторы и - планы ЗЛП. Это означает, во-первых, что компоненты векторов и неотрицательные и ровно k компонент данных векторов могут быть строго положительными. Остальные (n-k) компонент каждого из этих векторов равны нулю. Во-вторых, компоненты векторов и удовлетворяют функциональным ограничениям ЗЛП. Следовательно Вычитая из первого равенства второе получим так как векторы линейно независимы, то следует что Следовательно Получено противоречие, следовательно -крайняя точка множества .

 

 

4. Основные теоремы линейного программирования: сформулировать все, доказать теорему о существовании опорного плана (теорема 3).

 

Теорема 1. (о крайней точке) Опорный план ЗЛП является крайней точкой множества P’ и наоборот.

Следствие 1. Крайняя точка множества P’ может иметь не более m строго положительных компонент.

Следствие 2. Число крайних точек множества P’ конечно не превышает .

Следствие 3. Если множество P’ ограниченное, то оно является выпуклым многогранником.

Теорема 2 (о существовании опорного плана или решения ЗЛП) Если линейная форма ограничена сверху на непустом множестве P’, то ЗЛП разрешима, то есть существует такая точка , что .

 

Теорема 3 Если множество P’ не пусто, то оно имеет опорный план (или крайнюю точку).

Теорема 4. Пусть векторы - планы задачи линейного программирования. Тогда вектор

(3.34)

 

 

где (3.35)

 

будет решением задачи линейного программирования тогда и только тогда, когда её решением является каждый из векторов.

 

Теорема 5 Пусть вектор является решением задачи линейного программирования. Тогда существует опорный план, на котором функция достигает своего глобального максимума.

 

Теорема 3

Если множество P’ не пусто, то оно имеет опорный план (или крайнюю точку).

Date: 2015-09-18; view: 851; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию