Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Оценка роста и развития ребенка





Оценка роста и развития ребенка

 

(учебное пособие)

 

 

 

- 2006 -

Санкт-Петербург


Авторы:

Сотрудники кафедры пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми СПбГПМА:

Профессора: Симаходский А. С., Пуринь В. И., Юрьев В. В., Хомич М. М.

Доценты: Алешина Е. И., Воронович Н.Н., Пучкова А. Я.

Ассистенты: Артемова В. Б., Баирова С. В., Батанова Н. А., Болуева О. Ю., Власова Т. М., Гуркина Е. Ю., Ильина И. Я., Леонова И. А., Майорова О. Н., Пахаренко Н. В., Храмцова Е. Г.

Редакторы:

Заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми СПбГПМА, профессор, доктор медицинских наук В. В. Юрьев.

 

Профессор кафедры пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми СПбГПМА, доктор медицинских наук М. М. Хомич.

 

Утверждено Учебно-методическим Советом СПбГПМА 25.05.2006.

В учебно-методическом пособии обобщен опыт преподавания одного из разделов курса пропедевтики детских болезней — «рост и развитие ребенка».

Дано определение терминам, приведена методика антропометрического исследования ребенка.

Представлены основные методы оценки роста и развития ребенка.

В приложении приведен большой справочный материал, отражающий показатели роста и развития ребенка, примеры решения практических задач.

Пособие предназначено как для подготовки к практическим занятиям по данному разделу, так и для непосредственной работы студента.


ВВЕДЕНИЕ

Под термином рост понимают количественное изменение размеров всего тела или его частей. Рост осуществляется согласно двум биологическим феноменам (феномены роста) — клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом, их цитоплазмы (гипертрофия).

Качественная функциональная специализация и морфологическая дифференцировка органов и систем называется развитием. Под термином физическое развитие подразумевается динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности. Под термином психомоторное развитие подразумевают период формирования и становления основных психомоторных функций. Под термином половое развитие подразумевают соз­ре­ва­ние полового аппарата и достижение репродуктивной зрелости. Под термином биологическое развитие подразумевают морфологическое и функциональное созревание органов и систем.

Интегральный подход к изучению роста и физического развития предусматривает проведение антропометрии (измерение размеров тела и его массы), соматоскопии (осмотр и описание признаков телосложения), динамометрии (определение мышечной силы), работоспособности (проведение степ теста, велоэргометрии), физиометрии (исследование дыхания, пульса и т.д.). Однако в практической работе обычно физическое развитие является синонимом возрастной антропометрии и антропологии, где основными критериями являются темпы и качество роста и развития. Физическое состояние — статическая оценка антропометрических данных на момент обследования — определяется индивидуальными особенностями темповых характеристик роста.

Антропометрические данные (показатели) — количественный признак — размеры отдельных участков тела. Выделяют основные (длина тела, масса тела, окружность груди, окружность головы) и дополнительные (например, высота верхнего лица, высота головы, нижний сегмент, верхний сегмент, средняя точка тела, длина ноги, окружность груди, окружность головы, окружность бедра, окружность голени, окружность плеча и так далее). Также антропометрические показатели можно разделить на продольные (длинниковые) — длина ноги, длина тела, высота верхнего лица и так далее и поперечные — масса тела, окружность груди, окружность плеча и так далее. Основные антропометрические показатели уместно разделять на независимые (длина тела, окружность головы) и зависимые (масса тела, окружность груди).

Антропометрический индекс — качественный признак — сотношение между отдельными антропометрическими показателями. Различают индексы, характеризующие упитанность (например, Кетле I, Чулицкой, Кетле II), степень развития грудной клетки (например, Эрисмана), индексы пропорциональности, отражающие соотношение между отдельными сегментами тела (например, окружность головы к длине тела, длина ноги к длине тела, высота верхнего лица к длине тела, высота верхнего лица к длине ноги). Индексы пропорциональности, наряду с филиппинским тестом, локализацией средней точки тела, каноном Гиппократа (соотношение высоты головы к длине тела), а также показатель длины тела могут быть использованы в качестве антропометрических критериев биологического возраста ребенка.

Контроль за ростом и развитием ребенка — один из основных разделов профилактической работы врача-педиатра. Успех в этом направлении может быть достигнут только при условии динамического наблюдения за ребенком в установленные декретированные сроки: на первом году — ежемесячно, до трех лет — ежеквартально, до шести лет — один раз в полгода, в дальнейшем — ежегодно. Подобная частота наблюдения в нашей стране считается оптимальной и определяется возрастными интервалами — минимальными временными промежутками, за которые в растущем организме происходят значимые качественные изменения. Исходя из возрастного интервала, формируется возрастная группа — группирование по возрасту для сравнительной оценки индивидуальных показателей роста и развития с общепринятыми средневозрастными стандартами.

На первом году жизни возрастной интервал составляет 1 ме­сяц, поэтому при оценке роста и развития:

· к новорожденным относятся дети до 15 дней жизни;

· к возрасту 1 месяца — от 16 дней до 1 мес. 15 дней;

· к возрасту 2 месяцев — от 1 мес. 16 дней до 2 мес. 15 дней;

· к возрасту 3 месяцев — от 2 мес. 16 дней до 3 мес. 15 дней и т.д.

С года и до трех лет возрастной ин­тер­­вал составляет 3 месяца, поэтому при оценке роста и развития к возрасту:

· 1 года относятся дети от 11 мес. 16 дней до 1 г 1 мес. 15 дней;

· 1 г 3 мес. (15 мес.) — от 1 г 1 мес. 16 дней до 1 г 4 мес. 15 дней;

· 1,5 лет (18 мес.) — от 1 г 4 мес. 16 дней до 1 г 7 мес. 15 дней;

· 1 г 9 мес. (21 мес.) — от 1 г 7 мес. 16 дней до 1 г 10 мес. 15 дней;

· 2 лет (24 мес.) — от 1 г 10 мес. 16 дней до 2 лет 1 мес. 15 дней и т.д.

С трех до шести лет возрастной интервал составляет 6 ме­с­яцев, поэтому при оценке роста и развития к возрасту:

· 3 лет относятся дети от 2 лет 10 мес. 16 дней до 3 лет 3 мес.;

· 3,5 лет — от 3 лет 3 мес. 1 дня до 3 лет 9 мес.;

· 4 лет — от 3 лет 9 мес. 1 дня до 4 лет 3 мес. и т.д.

Старше шести лет возрастной интервал составляет 1 год, поэто­му при оценке роста и развития к возрасту:

· 6 лет относятся дети от 5 лет 9 мес. 1 дня до 6 лет 6 мес.;

· 7 лет — дети от 6 лет 6 мес. 1 дня до 7 лет 6 мес.;

· 8 лет — дети от 7 лет 6 мес. 1 дня до 8 лет 6 мес. и т.д.

Date: 2015-09-18; view: 1205; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию