Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие языковой способности. Уровни ЯССтр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция №2. Развитие языковой способности у детей с речевой патологией. 1. Понятие языковой способности. Уровни ЯС. 2. Различные подходы к пониманию сущности языковой способности 3. Развитие языковой способности у детей с нарушениями речи.
Понятие языковой способности. Уровни ЯС. Языковая способность – это механизм, психофизиологический по природе, но формируемый прижизненно, под воздействием социальных влияний. Это механизм функциональный, действующий по определенным правилам. Система этих правил обеспечивает как раз то использование элементов системы языка в коммуникативных целях, которое характеризует коммуникативную компетенцию. Вероятно, эти правила имеют предписывающий характер, составляют систему, и эта система не осознается субъектом, однако ведет он себя так, словно знает эти правила. Существуют две точки зрения на природу ЯС: 1. Языковая способность – генетически наследуемое «заложенное» в человеке образование. «Заложенный» языковой материал поначалу беден и неправилен. Он обогащается и исправляется по мере развития субъекта, по мере расширения круга общения, «с возрастом и упражнением» (Н. Хомский). 2. Языковая способность – социальное по природе образование, формирующееся под влиянием социальных факторов, главным образом, потребности в общении. Эта позиция выражена в работах, берущих начало в психологической школе Л.С. Выготского. Исследования онтогенеза речи показывают именно социальный, а не врожденный характер языковой способности человека. Являясь необходимым условием реализации психических свойств и способностей человека, врожденные механизмы поведения, не обеспечивают возникновения этих свойств и способностей. Источником языкового развития является не врожденная схема, а деятельность и правила деятельности. Свое начало эти правила берут в практической (предметной) деятельности.
Г.И. Богин рассматривает следующие уровни речевой (языковой) способности: 1. Уровень правильности - соблюдение некоторого минимума правил. 2. Уровень скорости - обоснованное распределение речевого поступка во времени на основе достигнутой способности к интериозации речи. 3. Уровень насыщенности - богатство словаря и грамматических форм, выходящее за пределы минимума средств, необходимых для достижения первого уровня. 4. Уровень адекватного выбора - выбор языковых форм на основе адекватности высказывания программе сообщения и ситуации общения. 5. Уровень адекватного синтеза целого текста - готовность и умение правильно выбрать способ соединения предложений. Реальный носитель языка с хорошо развитой речевой способностью владеет большинством компонентов высших уровней речевой способности. Владение каждым уровнем «включает в себя» и владение всеми предыдущими (с 1 по 5 пункт). Данная модель отражает уровни готовности к речевой деятельности. В структуре ЯС также выделяют подсистемы, соответствующие компонентам языковой системы – фонологическую, семантическую и синтаксическую.
|