Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистический и классический периоды





Изменение философской проблематики было связано с деятельностью Сократа и софистов. Именно с этого момента в философии появился новый объект, которого до этого в ней не было, - человек. Само это время (5 – 4 вв. до н.э.) для Греции – время расцвета, политического и культурного. Битва при Марафоне (490 г.) закончилась победой афинян над персами, стремившимися сокрушить греческую демократию, все близлежащие полисы стали стремиться к союзу с Афинами. 490 – 430 гг. – век Перикла, золотой век афинской аристократии, культурная жизнь била ключом: интеллектуальный кружок Аспазии, драматургия Эсхила, Софокла, Эврипида посвящена философским проблемам. Софисты выступили как первые греческие ученые-гуманисты, софисты начали век греческого просвещения. Софисты – платные учителя мудрости, преподаватели красноречия. Наиболее известны старшие софисты Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и т.д. Что касается философский идей, то их отличает субъективизм и релятивизм: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» (Протагор), «Ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, если познаваемо, то невыразимо для ближнего» (Горгий). Однако роль софистов в истории неоднозначна. В современном языке слова «софизм», «софистика» являются ругательными, означая умозаключение, внешне выглядящее правильным, но построенное на сознательном нарушении правил логики – с целью ввести собеседника в заблуждение и победить в споре любой ценой; а также использование таких умозаключений при доказательстве. Именно этому софисты и обучали за соответствующую плату. С другой стороны, именно благодаря софистам начали развиваться риторика, грамматика, филология, логика.

Сократ (469 – 399), афинянин, никаких письменных трудов не оставил, его идеи изложены в «Диалогах» его ученика Платона (правда, неизвестно, подлинный ли это Сократ или «платонизированный») и сочинениях Ксенофонта. Современники часто отождествляли Сократа с софистами, например, Аристофан в комедии «Облака» вывел Сократа в виде «махрово»-отрицательного персонажа. С софистами Сократа роднит переориентация от натурфилософии к антропологической тематике, но разделяют сами цели: для софистов была важна победа в споре, для Сократа – поиск истины. В отличие от софистов, он вовсе не считал истину относительной, напротив, полагал, что она едина для всех, объективна и общеобязательна. Был сыном камнетеса и повитухи. Служил гоплитом в армии, был патриотом Афин настолько, что не любил путешествовать. Был женат на Ксантиппе, сварливый характер которой вошел в историю. Казнен по обвинению в святотатстве и в развращении юношества, и хотя оба обвинения были ложными, отказался и от защиты, и от бегства, считая, что смерть лучше послужит его делу, выпил яд в тюрьме.

Философской системы Сократ не оставил, не стремясь к этому, зато ввел первый в истории философский метод, называемый им маевтикой – искусством повивальной бабки (считал, что он помогает родиться истине). Поиск истины он начинал с того, что прикидывался человеком несведущим в данном вопросе (знаменитый афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю») и просил собеседника ему объяснить. Он задавал вопросы собеседнику так, чтобы собеседник обнаружил противоречие в своей собственной позиции. Разрушая стереотипы собеседника, он создавал проблемную ситуацию и тем самым стимулировал работу мысли. Этот метод еще получил название диалектики. Сократ имел множество самых разных учеников, от Платона до Антисфена, основателя школы киников.

Киники (по названию портика Киносарг, где они собирались, греч. «кинос» - собака), наиболее ярко представлены Диогеном из Синопа (ок. 400 – ок. 325), о котором осталось множество анекдотов. Был сыном менялы-фальшивомонетчика (иногда этот грех приписывают самому Диогену), целью своей жизни считал свободу от всех условностей, гордясь званием «собаки».

Платон (427 – 347) – ученик Сократа, увековечивший образ и метод Сократа в своих «Диалогах». Настоящее имя – Аристокл (Платон по-греч. – полный, широкоплечий). Происходил из знатного рода, обладал необычайным поэтическим даром, но его поэзия дошла до нас только частично, т.к. он сжег свои свитки. Зато во многом его художественный дар отразился в «Диалогах».

Платон является ключевой фигурой для западноевропейской философии, он создал первую в Западной цивилизации философскую систему, т.е. не просто разрозненное учение, а целостную философскую теорию, где все части связаны друг с другом. Свою философию он делил на три основные части:

1) учение о бытии;

2) учение о природе (физика);

3) учение о нравственности (этика).

Онтология Платона представлена учением об идеях, физику (точнее, космологию) мы рассматривать не будем, что касается этических воззрений, то сюда поместим его учение об обществе (модель идеального государства, которая построена по аналогии с моделью души).

Теория идей

Все сущее Платон разделил на два мира:

1. Мир идей – истинная реальность, действительный, правильный мир, он порождает видимую нами реальность.

2. Мир вещей – мнимая реальность, ложный, неправильный мир, вещи – лишь проекции идей.

Идея – сущность вещи, то, что делает вещь тем, что она есть, как бы вневременная (постоянная) модель вещи. Иначе говоря, в идее выражается то общее, что есть в вещах одной природы, понятие. Мир идей – сверхчувственная реальность, постижимая только разумом. Таким образом, от учения об идеях можно перейти к модели души.

Учение о душе

Душа – посредница между миром идей и миром вещей. Она бессмертна, и пребывает попеременно в двух мирах. Находясь вне тела, она пребывает в мире идей, где созерцает истинную реальность, тем самым обладая абсолютным знанием. Однако почему им не обладаем мы? Дело в том, что тело – гробница души, тело загрязняет душу, и попадая в тело, душа сразу все забывает. Таким образом, наше знание – это лишь воспоминание души о виденном ею в мире идей (анамнесис). Душа состоит из трех частей:

1) разумная – высшая, бессмертная часть души;

2) волевая;

3) чувствующая – низшая. 2 и 3 – смертны.

Учение о государстве

Платон пытался описать, каким должно быть справедливое государство. Чтобы в нем был порядок, по Платону, в нем должно быть три сословия, соответствующие трем частям души. Во главе государства – философы- правители, принцип воли воплощают стражи, воины, чувственное начало – работники. Принадлежность к сословию определяется рождением, вернее, тем, какая часть души в человеке доминирует. «Жеребьевка» определяется правителями. У Платона показана и деградация такого аристократического государства из-за порчи нравов: если власть переходит к воинам, то это устройство – тимократия. Но люди, обладающие воинской доблестью, но не обладающие государственной мудростью, не смогут удержать власть, тогда мы получим олигархию – власть стяжателей, которая легко может превратиться в демократию (подобие анархии), с которой, в свою очередь, может справиться только тирания. Эти платоновские схемы использовали нацисты.

Поскольку, говоря о справедливом государстве, Платон достаточно ясно высказывается об общей собственности в нем (особенно это касается стражей) и общности жен и детей, то можно с уверенностью назвать Платона автором первой в Западной цивилизации коммунистической утопии. Видно также, что это государство тоталитарное, почему К. Поппер назвал Платона «врагом открытого общества». Кстати, Платон пытался предложить сиракузскому тирану Дионисию реализовать эту модель, но у того не получилось.

Аристотель (384 – 322, прозвище Стагирит – по месту рождения) – ученик Платона. Был воспитателем знаменитого полководца Александра Македонского. Создал в Афинах свою школу – Ликей (по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название перипатетической).

Онтология

Как подобает настоящему философу, Аристотель начал с критики теории идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Он критиковал Платона за «раздвоенность» мира, считая мир единым, духовно-материальным, в отличие от абстрактных идей и лишенных сущности вещей Платона. По Аристотелю, общее содержится в самих вещах (в отличие от запредельного мира идей Платона). Сущность вещи, то, по образцу чего, Аристотель называет формой (постигается умом), а то, из чего вещь, - материей (постигается чувствами). Материя – возможность, форма – действительность, материя существует как возможность реального мира, которая превращается в действительность в результате соединения с формой. И форма, и материя содержатся в самой вещи. При этом форма – активное начало, материя - пассивное (не имеющее возможности самодвижения и саморазвития). Отсюда один из важнейших физических выводов Аристотеля: самодвижение невозможно, следовательно, чтобы ряд движущихся тел не уходил в бесконечность, необходим Перводвигатель. Он также является Формой всех форм (тем, по образцу чего все), и Целью, к которой стремится все сущее. Поэтому мир представляет собой иерархическую организацию:

Бог

Духи

Человек

Животные

Растения

Мертвая материя

Так в учении Аристотеля появляется Бог, что во многом обеспечило впоследствии незыблемый авторитет Аристотеля в средневековой схоластике.

Учение о категориях (теория познания)

Понятием «категории» (греч. «высказываться, утверждать, судить) Аристотель обозначает наиболее общие характеристики бытия (законы логики и законы бытия тождественны). Таких категорий у него 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Социальное учение.

Аристотель не различает понятия «общество» и «государство». Он определяет человека как zoon politikon – политическое животное. Государство – естественный и необходимый способ существования людей, ведущий сограждан к благой жизни, «Вне общества может существовать либо бог, либо идиот». Поскольку положение человека в государстве определяется собственностью (тоже критика Платона), то бедность и богатство – две крайности, порожденные издержками, отсюда наиболее приемлем средний класс – теория среднего класса как основы общественной стабильности. Также Аристотель различает правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы государства (делит по цели: общественная польза и собственная польза).

Таким образом, влияние Аристотеля на последующее развитие философии сложно переоценить. Не случайно античная (в узком смысле) философия на Аристотеле заканчивается, далее – эллинистическая. Почему? Во-первых, Аристотель выступил как систематизатор всей предшествующей философии, обобщив все существующие отрасли знания. Если говорить о трудах Аристотеля, то их можно поделить на 8 групп:

1. Логические труды: «Категории», «Аналитики» I и II, «Топика» и др.

2. Философия природы: «Физика», «Метеорологика» и др.

3. Психология: «О душе», «Малые труды по естествознанию» и др.

4. Биологические труды: «О животных» и др.

5. Первая философия (метафизика) в 14 книгах.

6. Этика: «Никомахова этика», «Эвдемова этика».

7. Политика и экономика: «Политика» в 8 кн., «Экономика» в 3 кн. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих полисов.

8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в 3 кн., «Поэтика».

Кроме того, после Аристотеля фактически началась совершенно другая эпоха, отличная от классической полисной Греции, - эпоха эллинизма.

Date: 2015-09-18; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию