Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Философия жизни





Одно из наиболее мощных и влиятельных иррациональных философских течений – философия жизни - стало складываться в сер. XIX века в полемике с рационалистической философией и , в первую очередь , ее высшим выражением – философией Г.Гегеля. На исходе XIX (накануне того цивилизационного и мировоззренческого кризиса, который определил духовную ситуацию в начале ХХ века) философия жизни приобретает значение как широкое философское течение. Это качественно новое мировоззрение опирается не на абстрактное познание мира, а на философствование, вытекающее из полноты переживания жизни, где центром размышления является человек.

Одним из идейных истоков философии жизни является философия Артура Шопенгауэра, которую нередко определяют как философию волюнтаризма. Главное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление».

В своей философии Шопенгауэр кантовскую «вещь в себе» отождествил с мировой волей, а явление – с представлением о ней. Шопенгауэр понимает волю как «абсолютно свободное хотение», ни от чего не зависящее, не контролируемое разумом, не имеющее причин и оснований. Разу, с его точки зрения, подчинен воле. Воля – бесконечное стремление живого существа ( и в первую очередь, человека) к активности , изменению, но это – и воля к жизни. Все характеристики мира определены волей. Но сама воля бессознательна, предстает как злое саморазрушительное стремление, голая и нолодная агрессивность.

Мир является продуктом «воли к жизни», природный мир выступает как слепок бессмысленного действия сил, инстинктов и мотивов – он изначально несвободен и не-благ. Шопенгауэра определяют как «философа мировой скорби», носителя «вселенского пессимизм», первого предложившего этику абсолютного миро- и жизнеотрицания. Его Космическая воля – всегда зла, направлена против всех живых существ, и в частности, человека. «Такой вещи, как счастье нет», так как, по утверждению философа, «нереализованные желания приносят страдания, а достижение желаемого приносит только удовлетворения». Возникает «обратно-пропорциональная зависимость» - чем больше напряжение воли при достижении желаемого, тем больше страдания человека.

Причины страдательной жизни – в человеческом эгоизме. Психологически каждый чувствует и представляет себя сосредоточием мира, поэтому «хочет всего для себя», а то, что ему противится, «хотел бы уничтожить» Но тут же обнаруживается реальная рассогласованность «моего Я» и мира, индивидуальной и Космической воли. Мир ограничивает наши желания, отсюда – вечная надломленность, отчаяние злоба

Человек - наиболее страдающее от действия мировой воли существо, так как это – существо, обладающее сферой свободы (или стремящееся обладать). Но человек может и вырваться из подчинения мировой воли: философ предлагает оригинальный способ «противодействия» космической воли через пресечение индивидуальной воли: чем меньше мы напрягаем волю, тем меньше мы страдаем, считает А.Шопенгауэр. Значит, противодействием воли (а значит, проявлением человеческой свободы) является со-страдание, стремление «почувствовать боль другого». Сострадание освобождает индивида от бремени заботы о собственной жизни и поселяет в нем заботу о чужом благе. И тогда «воля обернется против самой себя».

Эстетизм философии Шопенгауэра проявился в его оценке прекрасного: именно прекрасное, искусство, являющееся продуктом свободного, независимого от утилитарных потребностей человеческого творчества, может, если не избавить, то облегчить страдания.

Но в современном мире – повседневность, утилитарность преобладает над свободой и творчеством: человек, стремясь удовлетворить свои непосредственные интересы, подчиняется «воли к жизни». Философ, рассматривая причины духовного кризиса современности, проявляющегося, по его мнению, всеобщей утилитаризацией человеческой деятельности, делает парадоксальный вывод: виновата в этом мораль, общепринятые нормы поведения, диктующие цели, стремления, ценности в обществе. Отсюда – шопенгауэровский знаменательный вопрос: а свободна ли в современном обществе сама воля? Можем ли мы хотеть то, что нам хочется?

Сам Шопенгауэр понимал свою философию как попытку объяснить мир через человека, увидеть мир как «макроантропос» - нечто живое и осмысленное. Мир – это мир человека, таков, в сущности, исходный пункт философии Шопенгауэра. Отсюда и все свойства этого мира: пространство, время, причинность – суть лишь формы нашего представления. Мир – это «мой мир» в том смысле, что я его вижу таким, каким мне позволяет видеть моя собственная способность представления.

По Шопенгауэру, предназначение и смысл жизни человека – в эстетическом и нравственном прозрении, способствующем освобождению от «воли к жизни». Сам философ только к концу жизни ощутил интерес к своей философии, но его идеи оказались необычайно актуальны в новом, ХХ веке.

 

Дальнейшее развитие идей философии жизни было продолжено в учении Фридриха Ницше. Ф. Ницше, последователь Шопенгауэра и горячий его поклонник, что особенно проявилось в ранних работах философа, заменят шопенгауэровскую мировую «волю к жизни» индивидуалистической «волей к власти» - тягой всего живого к самоутверждению. Задача, которую обозначает философ в своих знаменитых работах – «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Сумерки богов» - ни больше, ни меньше, как переоценка всех человеческих и общественных ценностей. В основе его философии – мировоззренческий конфликт между «сверхчеловеком» и «маленьким человеком». Сверхчеловек - некий образ , символ независимости и «вольности духа», утверждающий себя и свои принципы наперекор всему. Ницше специально подчеркивает, что «сверхчеловеком не рождаются», даже не становятся , «каждый отдельный человек не может стать сверхчеловеком». Но это – некий горизонт, к которому должен стремиться каждый, потому что, будучи человеком, содержит в себе потенциал творчества-свободы духа-независмости–воли как проявления своей индивидуальности. Ницше заявляет: «Бог умер» (имея в виду христианское миро- и богопонимание), и на его место ставит сверхчеловека – человекобога ( в отличие от богочеловека Христа), считая главным ( и лучшим) проявлением человеческого – стремление к «вольности духа», свободе. Но философ отдает отчет, что на это способен далеко не каждый, потому что абсолютная свобода – это абсолютное одиночество, наполняющее жизнь человека трагизмом, а в каждом человеке «тварь и творец соединены воедино». «Тварское» начало оказывается очень живуче, и в этом виноваты, по Ницше – «холодные чудовища» , государство, где «каждый теряет себя», и христианство, «уничтожившее вольность и независимость духа». Отсюда в современном обществе преобладает «маленький человек»- человек толпы, не осознающий и не чувствующий свою индивидуальность, живущий по принципу «как все», и стремящийся уничтожить все, сколько-нибудь выдающееся и отличающееся. К такому типу людей Ницше категорично призывает относиться без сострадания и жалости.

Ницшеанская этика сверхчеловека и шопенгауэровская философия воли прервали классическую философскую традицию, выраженную в абстрактно-рациональном понимании мира и стали предвестниками новой духовной ситуации, в центре которой стоят социально-этические и ценностные проблемы человека.

К философии жизни относят и идеи создателя «Творческой эволюции» Анри Бергсона. В отличие от Ницше и Шопенгауэра, Бергсон не стремился выявить некую субстанциональную иррациональную основу жизни («воля к жизни» или «воля к власти»), он рассматривал жизнь саму по себе, как феномен, и пытался выяснить, каковы пути познания этого феномена. Но в философском творчестве Бергсона также можно выявить некое противостояние- жизнь, понимаемая философом как непрерывное взаимодействие всех элементов мира (жизнь – это «поток, в котором все неразделимо и взаимосвязано») и материя (разложение жизни на составляющие элементы, объективация и схематизация жизни). Жизнь – поток., устремленный вверх, жизнь –это творчество, свобода и взаимодействие ; материя – ниспадение, порядок и - распад жизни на отдельные элементы. Жизнь непрерывно эволюционирует; материя –статичное закостеневшее начало.

Бергсон выявляет два способа познания жизни – интеллект и интуицию. Но рациональное познание, на самом деле, иллюзорно, благодаря аналитическому действию разума можно познать лишь отдельные фрагменты, материальные объекты жизни, но не саму жизнь во всем многообразии ее проявлений и взаимодействий. Разум может дать лишь схематичное описание жизни, но проникнуть в суть жизни, «схватить» ее смысл во всей полноте возможно лишь с помощью иррациональной части психики, инстинкта, который у человека принимает форму интуиции. Интуиция есть, по Бергсону, «интеллектуальное слияние с предметом». Только так, «слившись» с предметом, «вчувствовавшись» в предмет познания (одновременно- элемент жизни) можно понять (скорее, почувствовать) и жизнь данного предмета, и жизнь вообще.

Проблема человечества, и особенно, современного общества, в том, что разум (интеллект) постепенно подчинил интуицию. Возможностями интуитивного познания владеют лишь некоторые деятели искусства, часто выступающие как первовестники будущих событий. Задача, которую ставит Бергсон ( или, точнее, это - призыв к человечеству) – освободить интуицию из под опеки интеллекта. Только тогда возможна в полной мере творческая эволюция жизни.

Идеи «философов жизни» были подхвачены и развиты в философии существования – экзистенциализме.

 








Date: 2015-09-18; view: 1225; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию