Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия И.Канта





Общепризнанным основоположником немецкой классической философии считается И.Кант., начинавший свою деятельность как последователь просвещенческого мировоззрения. Кант прошел в своем философом развитии два этапа: докритический и критический. Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Основа философии Канта, его главный философский интерес – «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне», т.е., с одной стороны, критика и обоснование законов естественных процессов (резюме – сформулированная в докритический период в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» гипотеза о возникновении солнечной системы из газопылевой туманности) и обоснование человеческого достоинства, изучение гносеологических проблем – с другой.

На докритическом этапе Кант разрабатывал проблемы выдвинутые предшествующей философской мыслью; на критическом он выдвинул на первый план гносеологическую проблематику, совершив переворот в развитии философской мысли. Кант делает предметом анализа процесс познания, доказывая, что оно имеет свои собственные законы и многие неразрешимые философские проблемы возникают лишь потому, что мы ставим вопросы, не имеющие решения. Кант видит возможности познания не в специфике познаваемого объекта, а в особенностях познающего субъекта. Так, ответ на вопрос «Что я могу знать?», оказывается, впрямую выходит на проблему познающего субъекта, его познавательные возможности.

Таким образом, Кант радикально меняет предмет философии, сделав ядром своей философской системы не проблемы традиционной метафизики, а познающего субъекта.

Согласно Канту, прежде чем ставить и решать вопросы, касающиеся статуса и возможностей эмпирического, опытно-индивидуального познания, как эта делали Ф.Бэкон и вся последующая эмпирическая методология, с одной стороны, и статуса и возможностей рационально-дедуктивной методологии подобно Декарту и всей рационалистической традиции - с другой, необходимо выяснить, что мы в принципе можем познать и можем ли познать то, что мы стремимся познать. Процесс познания может быть рассмотрен отдельно от других.

Систематический анализ этой проблемы привел Канта к мысли, что «вещь в себе» непознаваема. Мы всегда имеем дело только с явлениями, с тем, что нам дается с помощью органов чувств, и только это можем с достоверностью познать. Вместе с тем, хотя знание начинается с опыта, оно не сводится к нему, поскольку часть наших знаний имеет до опытный априорный характер и обусловлена самой познавательной способностью человека. Именно априорность придает знаниям всеобщий и необходимый характер. Кант различает в структуре знания аналитические и синтетические суждения, понимая под первыми знания, которые носят поясняющий характер, а под вторыми – те знания, которые расширяют наши знания о познаваемом объекте. Согласно Канту, все опытные эмпирические суждения синтетичны. В связи с этим встает вопрос: как возможны априорные синтетические суждения, не зависящие от опыта.

Решению этого вопроса и посвящена «Критика чистого разума».

Кант, т.о. выделяет три формы познания:

-чувственное;

-рассудок (размышления, основанные на чувственном опыте);

-разум, который Кант называет «чистым» - размышления, не основанные на чувственном опыте.

Уже рассудок «не черпает знания в природе, а приписывает их ей», т.е., мы воспринимаем мир не хаотически, а в определенной последовательности. Синтетические же суждения «чистого разума» продуцируют антиномии. Кант выделяет четыре группы антиномий:

1.Бог есть –Бога нет.

2 Вселенная бесконечна во времени и пространстве- Вселенная имеет начало и конец во времени и пространстве.

3.Мир состоит из простых элементов – в мире не ничего простого.

4.В мире действует причинность, свободы нет – в мире действует случайность.

Антиномии – равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга, они свидетельствуют о границах познания.

От рассмотрения границ и возможностей познания Кант приходит к рассмотрению нравственных проблем, чему посвящена «Критика практического разума», в которой исследуется чистая нравственность и ее происхождение, общественное нравственное сознание, которое идивид воспринимает как собственное. Практический разум, по мнению философа, выше теоретического. Мораль автономна от условий жизни, это – область человеческой свободы. Определяемая категорическим императивом: «»Поступай так, чтобы использовать человека для себя также, как и для другого, всегда как цель и никогда как средство». Нравственный закон происходит из чистого разума, то есть мы знаем о нем априори.

 

Date: 2015-09-18; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию