Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новое государственное устройство





Законы. Манифест 17 октября, при всей его важности, не вводил новый порядок государственного устройства, а только обещал это сделать. В следующие месяцы шла разработка соответствующего законодательства. 11 декабря 1905 года оказался издан новый избирательный закон, 10 февраля 1906 года последовало "Учреждение Государственной Думы" - документ, подробно прописывающий её порядок работы, а 23 апреля новое здание государственного устройства России увенчалось конституцией, получившей название "Основных государственных законов". Система, созданная этими документами, состояла в следующем.
Демократические свободы. Во-первых, в "Основных законах" были оговорены обещанные Манифестом демократические свободы - неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Отменялась и предварительная цензура.
Дума. Во-вторых, Россия получала двухпалатный парламент. Нижнюю палату составляла выборная Государственная Дума. Выборы происходили по куриям. Курий было четыре: землевладельцы, городские избиратели (владельцы недвижимости), крестьяне, рабочие крупных предприятий (в губерниях, где их число превышало 10 тысяч). Выборы не были всеобщими - к ним не допускались женщины, а также рабочие мелких предприятий и промышленно неразвитых губерний. Не были они и прямыми: для землевладельческой и городской курий предусматривались двухстепенные выборы, для крестьянской и рабочей - четырёхстепенные. В целом же система выборов обеспечивала заведомо неравное представительство разных слоёв населения. По землевладельческой курии один выборщик приходился на 1 тысячу избирателей, по городской - на 4 тысячи, по крестьянской - на 50 тысяч, по рабочей - на 90 тысяч.
Дума избиралась тайным голосованием на пять лет, но в течение этих пяти лет она работала не непрерывно, а лишь во время сессий. Продолжительность сессий каждый раз определял царь. Царь же получал возможность досрочно распускать Думу с условием, что тем же законом будет назначена дата новых думских выборов.
Госсовет. Верхней палатой парламента стал бывший совещательный орган Государственный Совет. Госсовет на половину назначался царём, другая половина избиралась губернскими обществами, биржевыми комитетами и православным духовенством; непременным условием для избрания в члены Госсовета стало соответствие высокому имущественному цензу.
Законодательная система. Самая интересная часть - соотношение полномочий этих трёх органов - Думы, Госсовета и Императора. Общее соотношение таково: ни один закон не мог вступить в силу без одобрения Госдумой, но законопроекты, одобренные Думой, должны были получить поддержку Госсовета и утверждение царя.
Полномочия Думы ограничивались радом значительных положений. Министры назначались царём и ни в малейшей степени не были ответственный перед Думой. Ведению Думы не подлежали вопросы внешней политики. Секретные (в основном, военные) статьи, составлявшие более половины бюджета из рассмотрения Думы изымались. Право законодательной инициативы у Думы было, но не распространялось на законы о государственном устройстве.
Главная же ущербность этой "законодательной" Думы состояла в невозможности преодоления ею вето остальных участников законодательного процесса. Традиционно в парламентском законодательстве предусмотрена возможность преодоления нижней палатой несогласия верхней палаты и президента путём дополнительных голосований. По "основным законам" 1906 года, если Госсовет не соглашался с думским законопроектом, Дума могла его снова выдвинуть, но после переработки, причём Госсовет мог отвергать проект до бесконечности, и преодолеть несогласие Госсовета Дума не имела возможности. Такая же схема действовала и в отношении царя. Если даже проект одобрили обе палаты, но его не поддержал император, то проект возвращался на переработку в Думу… и так до бесконечности.
Таким образом, законопроект, не соответствующий желаниям царя, не имел возможности стать законом. В то же время сам царь имел возможность провести закон в обход Думы. Для этого в "Основных законах" существовала знаменитая 87-я статья, которая предоставляла царю право изменять любые законы (кроме определяющих государственное устройство) в период между сессиями Госдумы. В сочетании с правом царя единолично определять сроки и продолжительность думских сессий 87-я статья оказалась настолько удобной, что ею пользовались сплошь и рядом, для проведения не только спорных законов, но и таких, которые думских возражений не вызывали. Правда, по закону, мера, проведённая по 87-й статье, теряла силу, если в течение 2 месяцев не была внесена правительством на обсуждение в Госдуму. Но очевидно, что по истечении этих двух месяцев она могла быть заново введена посредством той же 87-й статьи.
Итак, даже в 1906 - первой половине 1907 года, период наиболее демократичного в дореволюционной истории государственного устройства России, народные представители не имели возможности принять закон против воли императора.

Date: 2015-09-18; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию