Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения философских проблем





Итак, философия изучает мир как целостность. В мире, рассматриваемом таким образом, можно выделить материальные и духовные процессы, которые связаны между собой. Вопрос об отношении сознания к материи, духовного к материальному вообще Фридрих Энгельс, один из основоположников марксизма, назвал основным вопросом философии (см. его работу “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”) и выделил у него две стороны:

1) что первично (в смысле что было ранее или что породило что);

2) познаваем ли мир?

Прежде чем рассмотреть первую сторону (первый подвопрос), дадим определения материи и сознанию. Для этого воспользуемся определением В.И.Ленина, который попытался обобщить все известные к началу 20в. формы существования материи: материя (от лат. “вещество”) – “философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.”1 Что же касается сознания, то его можно представить как поток мыслей, идей, представлений, эмоций, чувств и т.д. Сознание - это свойство человеческого мозга, заключающееся в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной реальности.2

Если в качестве первоначала философ выбирает материю, то его самого можно считать материалистом, а его учение - материализмом. Например, материалистическим является такой взгляд на эволюцию: некогда была пылегазовая туманность (такая форма материи, которая существовала объективно, не от Бога, а сама по себе, и появилась в результате Большого взрыва или какого-либо другого естественного процесса), затем образовалась твердь, вода, в воде зародилась жизнь, появились микроорганизмы, растения, животные, наконец, человекообразная обезьяна развилась в человека, наделенного сознанием и способностью творить мир духовного, идеального. То есть, материя была первична и на определенном этапе своего развития породила сознание, т.е. идеальное, духовное. Если в качестве первичного философ выбирает сознание, мышление, идею, духовное, то он - идеалист, а его учение - идеализм (от греч. “идея”). Термины “материализм” и “идеализм” ввел в 18в. немецкий философ Готфрид Лейбниц. Можно принять такую точку зрения: мир и человек сотворены Богом, Мировым Разумом. То есть вначале была божественная воля, высшая духовная реальность. Такая позиция называется объективным идеализмом: в качестве исходного начала берется сознание абсолютное, мировой разум, абсолютный дух, Бог, и материя от них производна. Возможна и другая точка зрения, когда мир объявляется таким, каким он представляется человеку, каким он его воспринимает, и в этом смысле сознание человека творит этот мир. Это позиция субъективного идеализма, когда в качестве исходного начала берется сознание человека (субъекта), от которого все и зависит, в отношении к которому все и рассматривается. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. “один”, “единственный” и “сам”), в котором несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в его сознании. Заметим, что такая форма идеализма встречалась в истории философии крайне редко.

Исторические истоки идеализма многие ученые видят в присущем мышлению древних людей антропоморфизме. Гносеологические корни (т.е. теоретико-познавательные корни) идеализма ученые усматривают в постепенном развитии у первобытного человека способности мышления к абстрагированию, к созданию общих понятий. Обобщая свой трудовой и вообще житейский опыт, человек учился образовывать общие понятия: “твердое”, “мягкое”, “сухое”, “влажное”, “вода”, “дерево”, “человек” и т.д. Так вот, приписывание самостоятельного реального существования этим общим понятиям (в отрыве от их материальных носителей или корней) и способствовало появлению идеализма. Этому также способствовало и разделение труда на физический и умственный. Однако вопрос о происхождении идеализма и его разновидностей намного сложнее, чем мы сейчас схематично наметили.

Вернемся к материализму. Что значит – “материя первична”? То, что материальный мир существует сам по себе, а законы природы не навязаны ей извне. В истории философии выделяют такие основные виды материализма:

1) “наивный” материализм древних греков и римлян;

2)“механистический” материализм 17-18вв., основное свойство материи усматривающий в ее протяженности;

3)диалектический материализм (философия марксизма).

Можно еще выделить так называемый “вульгарный” материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе.

Философов, признающих существование двух самостоятельных первооснов (материальной и духовной) называют дуалистами (от лат. “двойственный”). Когда выбирают только одну первооснову - это монизм (от греч. “один, единица”). Когда выбирают много (по крайней мере, больше двух) первооснов - это плюрализм (от лат. “множественный”).

Рассмотрим вторую сторону основного вопроса философии. Как правило, большинство философов демонстрируют познавательный оптимизм, отвечая на вопрос о познаваемости мира и человека положительно. Но есть философы, которых называют агностиками. (Частичка “а” означает отрицание, “гносис” по-гречески “познание”; “агностос” – “недоступный познанию”). Иногда агностицизм определяют так: учение, отрицающее познаваемость мира и человека. Но такой взгляд встречается довольно редко. Большинство агностиков не так категоричны. Их агностицизм - это учение (установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности предметов и процессов природы и общества. Именно сущности, глубинного, основного. При этом не отрицается, что чувства дают нам определенную информацию о вещах и процессах - об их “внешности”, о внешних проявлениях их сущности.

Гносеологическими корнями агностицизма является возведение в абсолют относительности, несовершенства и изменчивости наших знаний. Агностицизм является отражением сложности процесса познания и сомнений в человеческих познавательных способностях, при этом сложность и сомнения преувеличиваются. Может способствовать появлению агностицизма и нестабильная историческая обстановка.

С агностицизмом связан и скептицизм (от греч. “размышляющий”, “исследующий”). Скептицизм связан с сомнением в истинности даже общепринятых, аксиоматических положений.

Одной из разновидностей агностицизма в науке является конвенционализм (от лат. “соглашение”), который возник на рубеже 19-20вв. Согласно этому учению научные теории и понятия представляют собой не отражение объективного мира, а произвольные соглашения между учеными по поводу научных терминов, их связи между собой. Соглашения, конечно, важны, но данное учение забывает об их объективной основе, об их пределах, которые содержатся в самой объективной реальности.

Хотелось бы предостеречь от упрощенных параллелей: на мой взгляд, ошибочно считать всех идеалистов агностиками, а всех материалистов - познавательными оптимистами.

Приведенная выше трактовка основного вопроса философии - не единственная в философской литературе. Например, французский экзистенциалист 20в. Альбер Камю считал, что фундаментальным вопросом философии является вопрос: “Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?”. В формулировке основного вопроса (а точнее, вопроса основного), которую дал Ф.Энгельс, не обозначены явно ценностный и смысложизненный аспекты, вопрос о сущности человека. С.Э.Крапивенский в своем учебнике по философии выделяет не один основной вопрос философии, а несколько и при этом подчеркивает, что под основными вопросами философии обычно имеются в виду те ее вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, с точки зрения ученого, являются:

- познаваем ли окружающий мир? (основной гносеологический вопрос);

- каковы первичные, фундаментальные основы этого мира? (основной субстанциональный вопрос; от лат. substantia “сущность, то, что лежит в основе”);

- каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека? (основной смысложизненный вопрос);

- каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений? (основной методологический вопрос).1

 

 

3. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОГО МЕТОДА.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

 

Метод философии(от греч. “способ”, “путь исследования, познания”) - это способ, каким ведется философствование, каким получается философское знание. Основными философскими методами являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод отличается тем, что вещи, явления, процессы окружающего мира и мышления исследуются во взаимной связи и развитии. Диалектический метод опирается на диалектику. Диалектика как таковая (от греч. “искусство вести беседу, спор”) - это учение о наиболее общих закономерных связях (или о развитии) в природе, обществе и мышлении. Нужно заметить, что в античности и в средние века под диалектикой понимали в первую очередь искусство доказывать истинное и опровергать ложное, искусство определять и классифицировать понятия, строить суждения и умозаключения. То есть понятие “диалектика” в истории философии могло наполняться различным смыслом, однако всегда так или иначе речь шла об осмыслении противоположностей, которыми полна наша жизнь, об их взаимоотношениях. Поэтому диалектику можно определить и как учение о противоречивости сущего (с таким определением согласятся даже те, кто не увязывает диалектику с проблемой развития). Под развитием в самом общем смысле будем понимать появление чего-то совершенно нового.

Противоположный диалектическому методу метафизический метод философствования рассматривает вещи, явления окружающего мира и мышления вне взаимной связи и вне развития, отвлеченно, обособленно, сами по себе. Метафизический метод связан с абсолютизацией того или иного момента, стороны, аспекта вещи, процесса, явления, например, с абсолютизацией устойчивости или абсолютизацией изменчивости. Современные метафизики могут соглашаться с идеей развития, но понимают они его по-своему - как простое повторение одного и того же, как простое количественное изменение, без возникновения принципиально нового. Характерной чертой данного метода является статичность и однозначность создаваемой с его помощью картины мира в целом. А мир - динамичен, постоянно развивается. Название метафизического данный метод получил в марксистской философии. Однако, как мне представляется, такое название не является удачным. Почему? Систематизатор трудов древнегреческого философа Аристотеля (4в. до н.э.) Андроник Родосский в 1в. до н.э. расположил то сочинение, в котором Аристотель рассматривал собственно философские проблемы (т.е. первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению) после его учения о природе, т.е. “Физики”, поэтому оно и получило название “Метафизика” (букв. “то, что идет после физики”). Метафизика с тех пор и рассматривается в основном как учение об идеальном, умозрительном понимании мира, принципах и началах бытия в противовес опытно-практическому пониманию. И как умозрительная теоретическая дисциплина о первоначалах бытия метафизика близка онтологии. Так, собственно, метафизика и понимается многими зарубежными философами. В истории философии бывало так, что термин “метафизика” становился синонимом философии вообще. В Новое время (17-18вв.), в период бурного развития естественных наук, метафизика активно исследовала природу и попала под влияние естествознания. Это привело к тому, что метафизика Нового времени переключилась с проблем бытия на исследование проблем познания, увлеклась систематизаторской деятельностью, упорядочением, классификацией результатов частных наук, т.е. утратила диалектичность. Выдающийся немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (18-19вв.) подверг современную ему метафизику острой критике за ее недиалектичность, за отсутствие признания внутренней противоречивости всего сущего и противопоставил ей свой диалектический метод. Основоположники марксизма стали рассматривать метафизику как антипод диалектики, как метод, противоположный диалектическому. Я бы предложила в качестве рабочего названия термин “догматический”, хотя и это - не совсем точно. Я думаю, что задача философии заключается не в том, чтобы решить ее “вечные” вопросы окончательно, раз и навсегда, а в том, чтобы помочь человеку воспитать свое мышление гибким, глубоким, способным ко всестороннему анализу рассматриваемых проблем, способным критически относиться к существующим взглядам, как чужим, так и собственным. Критическое отношение не означает простое перечеркивание и отбрасывание того, что было наработано ранее. Критика должна быть конструктивной, творческой. Из прошлого культурного багажа следует оставить все самое ценное и полезное для последующего развития научной мысли. Критическое отношение означает вечное творческое беспокойство духа, иммунитет против догматизма. Современные украинские философы справедливо отмечают, что человеческая деятельность является деятельностью преимущественно репродуктивной, “такою, що постійно відтворює певні еталони, зразки, встановлені попередньою діяльністю; вона тиражує досягнення людської цивілізації, щоб зробити їх предметами використання і споживання якомога більшого числа індивідів.

Така діяльність <...> реалізується за максимально спрощеними, стандартизованими схемами. Оскільки репродуктивна діяльність явно домінує в нашому повсякденному житті, вона породжує й відповідний стиль повсякденного мислення – схематично-інструктивний”1. Однако решающую роль в жизни людей играет все-таки деятельность творческая. Философия и помогает научиться мыслить и действовать творчески, хотя в своей истории она выполняла различные задачи, в том числе и не очень-то творческие. Думается, что сама попытка философии представить мир как нечто целостное уже предполагает рассмотрение различных областей природы и общества во взаимосвязи, в единстве, как подчиненных всеобщим законам и принципам.

 


Date: 2015-09-18; view: 1240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию