Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к знаниям и умениям по дисциплинам





2.1.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

Специалист должен:

В области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:

· иметь представление о научных, философских и религиозных картах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

· понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

· быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарных и социально-экономических знаний, основными научными школами, направлениями, концепциями;

· понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

· знать условия формирования и самореализации личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и себе;

· иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

· понимать природу психики, знать основные психические функции и физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

· уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

· иметь представление о соотношении наследственности и социальной среды, роли и значении национальных и культурно-исторических факторов в образовании личности и ее воспитании;

· иметь представление о политических отношениях и процессах, роли и значении политических систем в жизни общества, уметь анализировать современную политическую ситуацию;

· иметь представление о языке, символике и образности искусства, использовать накопленный мировой культурой опыт для развития творческих способностей личности;

· знать методы, формы, средства педагогической деятельности;

· владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

· понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

· применять современные методы научного познания, конкретно-социологических исследований, средства и методы педагогического воздействия на личность;

· знать типы и формы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

· уметь оценить достижения культуры; быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения этнокультур (республики, края, области);

· иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

· уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

В области социологии, экономики, политологии и права:

· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;

· знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

· владеть основами социологического анализа;

· знать основы экономической теории, фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

· уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

· иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики, понимать значение и роль политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном мире;

· знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

· знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

· знать основы российской правовой системы и законодательства, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

· уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к его профессиональной деятельности, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

В области филологии:

· свободно владеть государственным языком Российской Федерации;

· знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; иметь фундаментальную терминологическую подготовку;

· владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200–2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устной и письменной форме общения;

· уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.

В области физической культуры:

· осознавать роль физической культуры и здорового образа жизни;

· владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств.

Требования по дисциплинам медико-биологической подготовки

Специалист владеет:

· знаниями о биологической природе и целостности организма человека;

· знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих принципах;

· знаниями о наиболее распространенных заболеваниях, являющихся главной причиной ранней инвалидности и смертности населения, о факторах риска и основных методах профилактики;

· знаниями об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, развитии их организма, функциональных нарушениях и их коррекции;

· знаниями о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью;

· знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;

· знаниями о правовых, нормативно-технических и организационных основах безопасности жизнедеятельности;

· знаниями о структуре системы гражданской обороны, ее предназначении и задачах;

· навыками оказания первой медицинской помощи.

Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки

Специалист:

· владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

· владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик;

· владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

· владеет системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности;

· знает особенности детей с отклонениями в развитии;

· владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения;

· соблюдает права и свободы обучающихся;

· обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения;

· владеет основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе;

· умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;

· владеет умениями психолого-педагогической диагностики;

· владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;

· знаком с основами организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

Требования по дисциплинам предметной подготовки

Специалист:

· знает основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов;

· знает специфику формирования отношений в социуме;

· знает теорию и методику диагностики личности и ее микросреды;

· владеет системой знаний о содержании, формах и методах социального воспитания детей;

· знает формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения;

· владеет умениями анализа и проектирования социально-педагогической работы;

· владеет инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования;

· знает методы и формы педагогической социологии;

· осуществляет выбор педагогических технологий: выявляет интересы и потребности детей и подростков, создает условия для развития их талантов, умственных и физических способностей;

· умеет диагностировать девиантность поведения детей и осуществлять коррекцию их поведения;

· организует практико-ориентированную деятельность детей и подростков;

· взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб и т.д. в оказании помощи детям и подросткам;

· применяет методы социологических исследований в своей профессиональной деятельности.

2.2.2. Требования по общим математическим и естественно-научным дисциплинам

Специалист должен иметь представление:

В области математики и информатики:

· о месте и роли математики в современном мире и истории;

· о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

· о неевклидовых геометрических системах; о математическом моделировании;

· об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

· о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);

· о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.

В области современного естествознания:

· об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

· о концепциях пространства и времени;

· о принципах симметрии и законах сохранения;

· о понятии состояния в естествознании;

· о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

· о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, перехода из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

· о самоорганизации в живой и неживой природе;

· об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

· о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

· о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

· о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

· об основах психического развития, социального поведения, экологии и здоровья человека;

· о взаимодействии организма и окружающей среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

· о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам

Специалист должен:

· обладать основательной гуманитарной подготовкой, передовыми представлениями о национальных и общечеловеческих ценностях науки и культуры, об основных аспектах современной материальной и духовной жизни общества;

· знать основы теории литературы, важнейшие этапы и направления развития мировой литературы, основные произведения мировой литературы;

· уметь пользоваться критической литературой, самостоятельно анализировать литературные произведения и творчество писателей;

· иметь обширные и в то же время глубокие представления о структуре, закономерностях возникновения, развития и функционирования системы социальных коммуникаций, формах коммуникативной деятельности, системе коммуникационных служб (общественных институтов), обеспечивающих функционирование системы, в первую очередь применительно к организационной и функциональной структурам системы документально-информационных коммуникаций;

· знать историю системы документально-информационных коммуникаций, в первую очередь – историю книги и книжного дела, библиотечно-библиографической деятельности;

· обладать грамотной и развитой речью, профессионально пользоваться двумя иностранными языками;

· обладать основательной подготовкой по библиотековедению и библиографоведению.

2.2.4. Требования по специальным дисциплинам:

Специалист должен:

· знать и уметь использовать основные документально-информационные ресурсы современного общества в целях организации и осуществления библиотечного, справочно-библиографического обслуживания и библиографического информирования потребителей информации;

· владеть традиционной и автоматизированной технологиями выявления нужных источников информации; формирования документальных фондов, справочно-библиографического аппарата;

· знать правила, владеть навыками аналитико-синтетической обработки документов, в частности библиографического описания документов для традиционных и автоматизированных документографических информационно-поисковых систем;

· владеть методологией и методикой конкретно-социологических библиотечно-библиографических исследований, методами изучения информационных потребностей и запросов;

· знать и уметь использовать современные технические средства библиотечной и информационной работы, и прежде всего компьютерную технику, создавать и профессионально использовать автоматизированные рабочие места;

· знать необходимые базы и банки данных, владеть технологией доступа к ним, уметь создавать и поддерживать собственные базы библиографических и фактографических данных;

· совершенствовать организацию труда, планирование, учет и отчетность;

· изучать и использовать передовой опыт применения новейших информационных технологий;

· владеть методикой профессионального самообразования и повышения квалификации.

2.2.5. Требования по медико-биологическим дисциплинам

Специалист должен применять в своей профессиональной деятельности знания:

· об общих закономерностях происхождения и развития жизни, жизнедеятельности организма и законах генетики;

· о химической природе веществ, химических явлениях и процессах в организме, классификации и основных характеристиках лекарственных веществ;

· о строении, развитии и индивидуальных особенностях человеческого тела в норме и патологии;

· о закономерностях функционирования отдельных органов и систем, их регуляции и саморегуляции в норме и патологии;

· о морфологии и физиологии микроорганизмов, их влиянии на здоровье человека.

2.2.6. Требования по специальным клиническим дисциплинам

В процессе медицинской подготовки по специальным дисциплинам и курсам у специалиста должны быть сформированы врачебное поведение и основы медицинского мышления, а также умение решать профессиональные задачи по оказанию помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; по профилактике, предварительной диагностике.

Кроме того, специалист должен уметь:

· оценить физическое развитие человека в сопоставлении с возрастной нормой и физическую подготовленность в целом;

· оценить состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;

· выполнять следующие манипуляции на догоспитальном этапе: искусственное дыхание, остановка наружного и внутреннего кровотечения, обработка, перевязка, тампонирование ран, инъекции лекарственных средств (внутримышечные, подкожные), измерение артериального давления.

2.2.7. Требования по соблюдению здорового образа жизни

В системе профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения библиотерапевт должен уметь:

· обосновать необходимость проведения социальных и медицинских мероприятий в рамках оздоровительных программ в масштабах учреждения, предприятия, населенных пунктов, административных районов;

· разрабатывать предложения по улучшению условий труда на объектах народного хозяйства, профилактике профессиональных заболеваний и травматизма, снижению общей заболеваемости и обеспечению рационального режима труда и отдыха; по улучшению условий физического, эстетического, трудового воспитания детей и подростков;

· вести работу по гигиеническому и эпидемиологическому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни;

· осуществлять взаимодействие с администрациями поселка, города и области, с лечебно-профилактическими и другими учреждениями при решении профессиональных задач;

· соблюдать правила охраны труда и техники безопасности на своем рабочем месте;

· оценивать эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий среди различных контингентов населения и качество их проведения;

· в своей профессиональной области составлять обзор литературы, формулировать цель, задачи исследования, рабочую гипотезу;

· планировать, проводить эксперимент, статистическую обработку результатов; вести дискуссию; делать выводы и предложения.

Библиотерапевт должен знать основные проблемы в области охраны здоровья населения и перспективные пути их решения:

· интеграция деятельности врачей лечебного и медико-профилактического профиля в поиске информативных показателей при оценке состояния здоровья пациента;

· разработка системной диагностики здоровья в количественном выражении и его прогнозирование;

· интеграция деятельности врачей и инженеров в поиске и разработке приборов для диагностики функционального состояния органов и систем человека, а также его физического состояния в целом;

· совершенствование медицинской помощи населению в условиях медицинского страхования;

· использование новых средств и методов профилактики заболеваний, разрабатываемых в научно-исследовательских учреждениях;

· активное участие в накоплении новых знаний о причинах, условиях и механизмах развития различных заболеваний.

2.2.8. Требования по дисциплинам специализаций

Выпускник должен иметь глубокие знания по дисциплинам специализаций, владеть практическими навыками работы на конкретных участках библиотечно-библиографической деятельности.

Дополнительные требования к специализированной подготовке в рамках выбранной специализации устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.

 

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности «Библиотерапия»

ГСЭ. 00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

ОК 01 История мировых цивилизаций

Понятие цивилизации, соотношение цивилизации и культуры, историческое разнообразие культур. Типология цивилизаций, основные теории цивилизованного развития. Основные факторы исторического развития цивилизаций, накопление изменений в процессе развития человеческих обществ. Этапы истории древних цивилизаций, цивилизации Востока, европейской цивилизации, ее западно-христианской и восточно-христианской ветвей. Основные концепции истории российской цивилизации, ее специфика и основные этапы цивилизационного развития России. Менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе, России и других регионах мира. Глобализация цивилизованного процесса.

ГСЭ.01 Философия

Роль философии в жизни человека и общества: исторические типы философии; человек во Вселенной; философская, религиозная и научная картины мира; природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге культур: личность; проблемы свободы и ответственность; человек в информационно-техническом мире; роль научной рационализации в развитии общества; человечество перед лицом глобальных проблем.

ГСЭ.02 История

Сущность, формы, функции исторического сознания; типы цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; цивилизация Древней Руси; место средневековья во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских землях; проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе; складывание Московского государства; Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации; Россия в XV–XVII вв.; XVIII в. в европейской и североамериканской истории; проблема перехода в «царство разума»; особенности российской модернизации XVIII в.; духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в XIX в.; пути развития всемирной истории в XIX в. во всемирно-историческом процессе; новый уровень исторического синтеза; глобальная история; менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе и России, в других регионах мира.

ОК 03 Концепция современного естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культура. История естествознания. Панорама современного естествознания, тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Структурные уровни организации материи. Пространство, время. Принципы относительности, симметрии. Законы сохранения. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Принцип возрастания энтропии.

ОК 04 Логика

Предмет логики, ее теоретическое и прикладное значение. Логика и язык. Логика и философия, логика и психология. Понятие, суждение, основные принципы логического мышления, умозаключение. Логика высказываний; логическая структура аргументации, оценка аргументации реципиентом. Дискуссия как форма обмена мнениями. Логика и процесс обучения, развитие навыков логического мышления.

ОК 05 Этика

Предмет этики, ее основные категории и понятия. Соотношение морали и нравственности. Этика и религия, этика и право. История этических учений. Этические проблемы в художественной литературе и искусстве. Нравственная культура личности и ее формирование. Профессиональная этика, этика педагогической деятельности. Этикет и его социокультурные функции.

ОК 06 Эстетика

Предмет эстетики, специфика эстетического, основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика и этика, эстетика и искусствознание. Система эстетических категорий и понятий; искусство как предмет эстетической науки, специфика творческого художественного процесса. Материал, форма и содержание в искусстве, морфология искусства. Проблемы художественного восприятия. Эстетическая культура личности и проблемы ее формирования.

ГСЭ.03 Культурология

Предмет и методы теории культуры; основные категории, понятия и термины; направления, концепции, школы; культурология в системе современного гуманитарного знания. История мировой культуры; культуры Востока, Древней Греции и Древнего Рима, средневековой Европы, эпохи Возрождения, новоевропейская культура; основные этапы истории культуры России, роль Византии и Европы в истории русской культуры, взаимовлияние культур в XVIII–XIX вв., проблемы культуры ХХ в.; охрана и использование культурного наследия.

ГСЭ.04 Психология и педагогика

Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души); психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека.

Педагогика: предмет педагогики; цели образования и воспитания; педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение; средства и методы психологического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога; мастерство педагогического общения.

ОК 09 Этнология

Предмет и задачи этнологии, ее основные понятия и концепции; этнология и социология, этнология и культурная антропология. Этнос как социокультурная единица. Антропогенез и этногенез, этнолингвистическая классификация народов. Этническая культура, ее составляющие, многообразие и равноценность этнических культур; этническое самосознание, основания этнической идентичности. Традиционная культура, ее основные элементы и механизмы воспроизведения; народное искусство и фольклор. Этнический компонент обыденной культуры. Особенности межэтнической коммуникации, этнокультурное влияние и ассимиляция. Этнические конфликты и принципы их разрешения.

ОК 10 История религии

Религия и ее социокультурные функции, особенности религиозного сознания; мирское и трансцендентное, природа сакрального. Религия и философия, религия и наука, религия и искусство, религия и право, религия и политика. Типология религий, эзотерические культы; ранние формы религии, история и институциональные формы национальных религий (синто, даосизм, иудаизм и др.), мировых религий (буддизм, ислам). Происхождение христианства, библейская история и формирование Церкви; христианство и отечественная культура. Современные христианские секты, неортодоксальные движения. Экуменическое движение.

ОК 11 Мировая художественная культура

Содержание понятия «мировая художественная культура», стили и направления в мировой художественной культуре. Основные этапы истории мировой художественной культуры, дифференциация древнейшего художественного синкретизма и становление современной системы искусств. Историческая морфология мировой художественной культуры, синтез искусств в художественной культуре ХХ в.

История отечественной художественной культуры и ее выдающиеся достижения, их связь с мировым художественным процессом.

Разграничение понятий «всемирная», «национальная» и «мировая» литература. Мировая литература как диалог вершинных достижений национальных литератур в аспекте их мирового значения. Методы выявления диалогических связей национальных литератур. Основные этапы истории мировой литературы, проблемы современного литературного процесса и перспективы мировой литературы.

ГСЭ.05 Социология

История становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений; культура как система ценностей, смыслов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты, социальная организация; гражданское общество; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества, возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования.

ГСЭ.06 Экономика

Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности; экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос, предложение, ценовой уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы; мировая экономика и экономический рост; спрос, потребительский выбор, издержки и предложения; формы конкуренции; структура бизнеса, регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов; экономика сельскохозяйственных и природных ресурсов; сравнительные экономические системы.

ГСЭ.07 Политология

Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политологических учений; теория власти и властных отношений; политическая жизнь, ее основные характеристики; политическая система, институциональные аспекты политики; политические отношения и процессы; субъекты политики; политическая культура; политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы); политический процесс в России; мировая политика и международные отношения; сравнительная политология.

ОК 14 Право

Понятие права, правовой нормы и правоотношений. Функции права и сферы его применения. Право как нормативная форма культуры, взаимосвязь права и социального порядка. Конституционные основы правовой системы и ее структура. Субъекты права. Правовая политика. Формирование правосознания, его связь с системой социокультурных ценностей. Исторические формы права, его связь с экономической и политической сферами. Право в сфере образовательной деятельности и культуры. Закон Российской Федерации «Об образовании». Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Международные правовые нормы в сфере образования и культуры. Правовые основы деятельности учителя, механизмы реализации и защиты его прав.

ГСЭ.09 Иностранный язык

Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической), овладение лексико-грамматическим минимумом; курс реферирования и аннотирования научной литературы, курс научно-технического перевода
и т.п.

ОК 16 Культура речи

Правильность, стилистическая целесообразность, выразительность речи. Социальные и собственно языковые причины языковых изменений.

Нормы акцентологические, произносительные, морфологические, синтаксические, лексические. Вариантность нормы и принципы, ее обусловливающие. Стилистическая дифференциация языковых средств. Нормы устной и письменной речи. Типичные ошибки современной речи. Словари и справочники. Требования, предъявляемые к речи педагога.

ОК 18 Экология

Основные законы и принципы экологии. Экосистемы. Структура. Принципы функционирования. Устойчивость экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Круговороты вещества и энергии. Человек и окружающая среда. Антропогенное воздействие на природу. Экологические проблемы современности: изменение природных процессов, уменьшение биологического разнообразия, загрязнение окружающей среды, демографические проблемы. Экология человека. Биосоциальная сущность человека. Факторы экологического риска. Возможности адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Экологическая напряженность и генофонд человека. Экологические основы рационального природопользования. Концепция устойчивого развития.

Педагогическая экология. Концептуальные основы и принципы экологического образования.

ОК 20 Курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

 

МБ 00 Дисциплины медико-биологической подготовки

МБ 01 Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков

Человек как целостная биологическая система. Основные закономерности роста и развития организма человека. Анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков, психофизиологические функции на разных этапах его развития. Физическая и умственная работоспособность в различные периоды развития организма ребенка. Психофизиологические проявления сексуальности детей и подростков. Адаптация. Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма ребенка и подростка. Биоритмы и биоритмология. Понятие о функциональных нарушениях у детей и подростков и их коррекция. Гигиена детей и подростков.

МБ 02 Основы здорового образа жизни и профилактика болезней

Понятие «здоровье» и «образ жизни». Микро- и макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества. Здоровье в иерархии ценностей. Мотивация здоровья и здорового образа жизни. Понятие нормы.

Концепция здорового образа жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Сознание и здоровье. Движение и здоровье. Питание и здоровье. Информация и здоровье. Труд и здоровье. Экология и здоровье. Культура и здоровье. Возраст и здоровье. Вредные привычки, их профилактика и коррекция.

Система самооздоровления и самосовершенствования. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Лекарства для здоровых. Девочка-подросток и здоровье будущих поколений. Сексуальная культура детей и подростков.

Хронические неинфекционные заболевания как главная причина ранней инвалидизации и смертности населения. Основные факторы риска, их причины, распространенность среди различных возрастных групп населения России и других стран, связь с образом жизни.

Школьные формы патологии: нарушение осанки, сколиоз, близорукость, нервные расстройства и др.

Профилактика наркомании и токсикомании. Значение и преимущества профилактики факторов риска в детстве.

Инфекционные болезни в современном обществе. Механизмы развития инфекционных заболеваний. Эпидемии. Основные принципы профилактики. СПИД и его профилактика. Венерические болезни и их профилактика.

МБ 03 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Опасные и вредные факторы среды обитания, их характеристика, закономерности появления и способы защиты от их последствий.

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального происхождения. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Защита учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. Организация и проведение «Дня защиты детей» в общеобразовательных учебных заведениях.

МБ 04 Первая медицинская помощь

Методы и средства оказания первой неотложной медицинской помощи при ранах, кровотечениях, травмах, ожогах, обмороках и других острых нарушениях кровообращения, укусах насекомых и животных, болях в животе, отравлениях, судорогах, попадании инородных тел в дыхательные пути, в конъюнктиву и уши, при утоплении, изнасиловании, при остановке сердца и дыхания, электротравме, ударе молнии, солнечном ударе.

МБ 05 Курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

 

ПП 00 Дисциплины психолого-педагогической подготовки

 

ПП 01 Введение в педагогическую профессию

Профессия педагога. Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии. Педагогическая деятельность. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Личность ребенка. Педагогическая культура.

Профессионально значимые личностные качества педагога. Педагогические способности. Педагогическая позиция. Профессиональные знания и умения. Пути овладения профессией. Педагогические учебные заведения.

Содержание, структура, формы и методы освоения профессии педагога. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы. Способы саморазвития. Педагогическая карьера.

ПП. 02 Психология человека

Человек. Обыденная и научная психология. История научной психологии. Структурализм и функционализм. Бихевиоризм. Психоанализ. Гештальтпсихология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Методы психологии. Онтология и психология жизни человека. Организм, индивид, личность, субъект. Деятельность человека.

Общение. Человек как индивид. Пол и возраст. Темперамент. Характер. Способности.

Человек как субъект. Желания (воля), чувства, разум. Потребности, мотивы, цели. Эмоции, настроения, аффекты, страсти. Роль, статус, позиция. Восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Сознание. Структура сознания. Самосознание. Духовная жизнь человека. Человек как личность и индивидуальность.

ПП 03 Возрастная психология

Предмет и история развития психологии человека. Категории развития. Теории психического развития. Концепция усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Предпосылки, условия и движущие силы развития. Периодизация психического развития. Категории возраста. Развитие как процесс и деятельность. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности. Основные ступени развития человека. Родовой кризис. Стадия новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Раннее детство. Предметная деятельность. Символизм. Кризис трех лет. Дошкольное детство. Игра. Сознание и самосознание дошкольника. Кризис детства. Психологическая готовность к школе. Отрочество. Учебная деятельность. Теоретическое мышление. Развитие личности. Кризис отрочества. Подросток и взрослые. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Юность. Осознание себя как личности. Мировоззрение. Самоопределение. Кризис юности. Определение смысла жизни. Молодость. Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости. Стадия взрослости. Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость.

ПП 04 Социальная психология

Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Приемы и техника управления партнером в процессе общения. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Формальная и неформальная группы. Нормативно-ролевые феномены малой группы. Лидерство. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности. Проблема эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы. Эффективные способы управлений малой группой. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовых явлений. Личность и общество. Понятие социализации. Содержание процесса социализации. Формирование и изменение социальных установок личности. Проблема прогнозирования социального поведения человека.

ПП 05 Педагогическая психология

Концепции педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива.

Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания.

Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий.

Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

ПП 06 Педагогические теории, системы, технологии

Объект, предмет, методология и структура педагогической науки. Системный, личностный, деятельностный подходы. Категории педагогики. Функции педагогического процесса: информатизация, развитие, социализация личности.

Личность ребенка – объект и субъект воспитания и обучения. Целостность педагогического процесса. Закономерности, противоречия, принципы целостного педагогического процесса.

Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: характерные особенности, движущие силы. Воспитание как система. Сущность системного подхода в воспитании. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь. Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе. Содержание и источники воспитания. Система методов воспитания. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы. Современные концепции воспитания.

Основы социальной педагогики. Организация внеучебной деятельности учащихся. Взаимодействие с социумом.

Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Цели обучения, содержание образования. Информационный, операционный, аксеологический компоненты. Учебные планы, программы, учебно-методические комплекты. Гуманитаризация обучения. Методы и средства обучения. Многомерные классификации методов. Формы организации обучения.

Основные технологии: сущностные и описательные, репродуктивные, продуктивные, алгоритмические, информационные, дифференциация и интеграция, суггестотехнология, техника игры.

Новые информационные технологии (НИТ) в образовании. Психолого-педагогические основы использования средств НИТ в образовании. Педагогические программные средства (ППС). Типология ППС. Инструментальные системы для разработки ППС. Мультимедиатехнологии. Учебные телекоммуникационные проекты. Банки данных педагогической информации. Автоматизированные рабочие места.

Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый и поститоговый контроль. Характеристика результатов обучения. Государственный образовательный стандарт.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Технологии педагогической диагностики, непедагогического прогнозирования, взаимодействия, саморазвития, коррекции. Педагогическое общение. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

ПП 07 Специальная психология и коррекционная педагогика

Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения. Их причины, единство биологических и социальных факторов. Категории и классификации нарушений, отклонения в развитии человека. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека. Цели и задачи, основные категории специальной психологии. Компенсация, коррекция, адаптация, развитие в специальной психологии. Зона актуального и ближайшего развития. Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие.

Коррекционная (специальная) педагогика: цели, задачи, принципы, категории, основные научные теории. Аксиологическая концепция гуманизма как философская и нравственно-этическая основа теории и практики коррекционной педагогики.

Сегрегация и интеграция в коррекционной педагогике. Современные педагогические теории и системы воспитания, обучения и социальной интеграции лиц с проблемами. Основные ступени развития и социализации человека при наличии у него отклонений, задержек развития (медико-биологическая, психологическая, социально-психологическая, педагогическая характеристики).

Система социальных институтов для оказания детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи.

ПП 08 Философия и история образования

Социальная природа образования, его общечеловеческий конкретно-исторический характер. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании. Непрерывность воспитания и образования. Индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в личности, природные и социальные предпосылки и факторы развития личности.

Социально-деятельностная сущность личности и ее отношения с окружающим миром. Философские аспекты целеполагания в образовании.

История образования и педагогических учений.

Культурно-исторический характер воспитания. Зарождение идей о всестороннем развитии человека. Концепция свободного воспитания. Идея развивающего и воспитывающего обучения. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Реформаторская педагогика XIX – начала ХХ века. Современная зарубежная школа.

Развитие педагогики в России: характерные черты воспитания и обучения детей в период перехода к феодализму. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли. Просветительские реформы начала XVIII века. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования. Развитие революционно-демократических педагогических идей. Развитие педагогики как науки и искусства. Школа и педагогика в России XIX – начала ХХ века.

Советская школа и педагогика: основные принципы единой и трудовой школы. Обновление содержания, организационных форм и методов обучения. Введение единой системы народного образования в СССР. Разработка теории и практики воспитания в коллективе. Педология и ее влияние на развитие педагогики. Осуществление всеобщего среднего образования. Педагогика сотрудничества. Реформа 1984 г. – истоки и итоги ее реализации. Российская школа и педагогика в новой социально-экономической ситуации.

ПП 09 Основы управления педагогическими системами

Социально-педагогические системы, понятия и виды. Система образования. Образовательные учреждения как система. Система образования в РФ, зарубежных странах.

Основные понятия научного управления. Эволюция управленческой мысли. Системный и ситуационный подходы как методология управления. Управление функционированием и развитием.

Основы управления социальным коллективом. Педагогический коллектив и его развитие. Основные функции педагогического управления. Управление неформальными организациями. Показатели качества управления. Особенности управления образовательными учреждениями. Управление развитием образования в образовательном учреждении.

Новые информационные технологии в управлении образованием.

Аттестация педагогических кадров.

ПП. 10 Курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

 

ПР 00 Дисциплины предметной подготовки

 

ПР 01 Введение в специальность

Социальный педагог как педагогическая профессия. Функции деятельности социального педагога: диагностическая, адаптационная, коррекционная, реабилитационная, воспитательная, организационная, исследовательская. Квалификационные требования к специалисту: профессиональные знания и умения, профессионально-личностные качества.

Специализация в работе социального педагога: деятельность с различными категориями детей (одаренными, педагогически запущенными и др.); цели деятельности (коррекция, социальная изоляция, воспитательная работа в семье, организация молодежных объединений и др.). Виды социальных институтов (образовательно-воспитательные учреждения, социальные службы, детские дома и др.). Этика деятельности социального педагога. Профессиональная подготовка социального педагога в моно- и многоуровневой системе педагогического образования. Аттестация и повышение квалификации.

ПР 02 Социальная политика

Предмет и задачи курса. Сущность и содержание понятия «социальная политика». Нормативно-правовые акты социальной политики государства. Социальное законодательство, правотворчество местных органов, механизм коррекции социальной политики.

Система социальных прав, социальных гарантий и социальных льгот. Законодательная, исполнительная и судебная власти в разрешении проблем по защите наиболее уязвимых слоев населения.

Службы социальной помощи населению: типы и виды учреждений, их статус, принципы построения, виды оказания социальных услуг населению.

Государственная система социальной помощи семье и детству. Правовые, политические, экономические, управленческие проблемы укрепления семьи: повышение ее статуса в обществе, физического и социального здоровья семьи, нравственного и психологического климата в семье.

ПР 03 Теория и история социальной педагогики

Предмет и задачи курса. Философские, этнографические, историко-культурные, социологические, медико-психологические истоки социальной педагогики.

Основные теории социальных отклонений и особенности их распространения в России. Медицинская теория социального отклонения, концепция социального выпадения, психолого-педагогическая теория. Практика развития социальных служб в России: система благотворительности и меценатства; развитие социальных служб в дореволюционной России, советском и постсоветском периодах.

Возникновение социальной педагогики в конце XIX века. Проблемы социальной педагогики и пути их решения в разные исторические периоды. Влияние педологии на развитие социальной педагогики.

Период торможения в развитии социального воспитания и социальной педагогики. 60–70-е годы – восстановление деятельностной сущности социальной педагогики, ее организационных форм. Введение институтов социальной педагогики и социальной работы. Развитие социальной педагогики как науки в современных условиях.

Проблемы социальной педагогики. Развитие профессиональной деятельности социального педагога.

ПР 04 Основы социальной работы

Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность. Сущность и цели социальной работы.

Социальный работник как субъект помощи. Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника и индивида, имеющего проблему на уровне социальных, ментальных и психоментальных связей с обществом, группой или самим собой. Клиент как объект познания социального работника. Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер, виды.

Социальная работа с семьей, молодежью, престарелыми, безработными, мигрантами и другими группами населения.

Методы социальной работы: коммуникативная техника, правовой инструментарий, медико-социологические, социально-психологические и др. Технология социальной работы: диагностика, адаптация, реабилитация, обеспечение в старости, помощь, обслуживание, попечительство, консультирование, прогноз, инновации.

ПР 05 История зарубежной социальной работы

Становление социальной работы в обществе, ее специфические особенности, связанные с историей народа, его культурными и национальными традициями, географическим расселением и экономическим развитием.

Теории и этапы становления социальной работы. Архаичная филантропия. Филантропия как явление социальной помощи в Древней Греции и Древнем Риме. Период общественной благотворительности (I–XVI века): Основные морально-этические принципы деятельности в сфере социального обеспечения, целенаправленная помощь нуждающимся.

Период социального обеспечения (XVI – конец XIX века) в странах Западной Европы и США: государственная система помощи, органы социального обеспечения, развитие социального законодательства. Особенности социального обеспечения в Англии, Франции, США, Германии. Конец XIX века – начало социальной работы. Развитие системы социального сервиса. Развитие социальной работы в США и Западной Европе. Подготовка социальных педагогов и социальных работников за рубежом.

ПР 06 Семьеведение

Сущность брака и семьи. Социология детей в семье. Функция семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Особенности современной семьи, ее структура, динамика.

Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов, правовое регулирование семейных отношений. Воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания, воспитание детей в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

Работа социального педагога и социального работника с семьей.

ПР 07 Педагогическая коммуникация

Становление и развитие педагогической коммуникации как теории информационного подхода в педагогике. Основные понятия, их сущность. Функции педагогической коммуникации: информационная, познавательная, развивающая, детерминирующая, экспрессивная, управляющая. Источники и виды информации (синтаксическая, семантическая, прагматическая, эмоциональная, рациональная и др.). Измерение педагогической коммуникации и степени воздействия ее на личность. Этапы коммуникативной деятельности. Экспрессивные и управляющие свойства коммуникативности. Сценическое мастерство и ораторское искусство в педагогической коммуникации. Педагогическая коммуникация в конфликтных ситуациях. Формирование культуры поведения и взаимоотношений между людьми с помощью педагогической коммуникации. Формирование коммуникативности у социального педагога.

ПР 08 Педагогическая социология

Социальное воспитание и образование как целостный процесс. Место и роль педагогической социологии в системе других наук и ее практическое значение. Социальные институты и неинституционные сферы воспитания и образования. Анализ проблем семейного воспитания: стиль воспитания, ребенок в «семье риска» и др.

Исследование педагогического коллектива: социально-психологический климат, социальный портрет педагога, готовность его к педагогическим инновациям, социальные последствия инноваций. Социологический анализ ученического коллектива: формирование коллектива, адаптация личности к коллективу, проблемы общения.

Изучение динамики и причин отклонения поведения «трудных» подростков и несовершеннолетних правонарушителей. Анализ профессионального самоопределения молодежи: готовность к профессиональному самоопределению и социальной мобильности.

Разработка программ и методик исследования.

Социологические методы планирования и прогнозирования развития системы социально-педагогических учреждений.

ПР 09 Методика и технология работы социального педагога

Предмет и задачи курса. Сущность понятий «методика», «технология», «техника», их соотношение. Содержание деятельности социального педагога, методы его работы.

Методика диагностики личности ребенка и окружающей его микросреды. Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб. Методика социальной помощи. Методика социальной профилактики, коррекции, адаптации и реабилитации. Технология работы социального педагога с семьей. Технология работы социального педагога в школе. Технология организации культурно-досуговой деятельности детей, творческой деятельности. Технология работы по социально-педагогической поддержке детских и молодежных инициатив (детских и молодежных движений). Технология медико-оздоровительной деятельности детей в социуме. Технология социального планирования и управления.

ПР 10 Управление системой социальной защиты детства

Федеральные и региональные законодательные и нормативные акты по защите прав детей. Механизм их реализации. Содержание и сущность социальной защиты детства. Разработка и реализация социальных программ.

Система социальной защиты детей в России. Планирование и организация социальных служб для детей. Создание структур и учреждений. Государственный, общественный и общественно-государственный характер учреждений, их цели, задачи и содержание деятельности. Кадровое обеспечение социальных служб. Финансово-экономическое обеспечение, материальная база. Прогнозирование развития социальных служб. Цели и задачи управления, методы и средства, анализ результатов управленческой деятельности. Психологический портрет руководителя. Деятельность социального педагога в органах управления социальными службами.

 

ГСЭ. 10 Физическая культура – 408 часов

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика); профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

ГСЭ. 11 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

ЕН.0 Общие математические и естественно-научные дисциплины

 

ЕН.01 Математика и информатика

Геометрия Евклида как первая естественно-научная теория; аксиоматический метод; основные этапы становления современной математики; структура современной математики; основные черты математического мышления; математические доказательства; элементы, множества, отношения, отображения; числа, комбинаторика; конечные и бесконечные множества; основные структуры на множестве; неевклидовы геометрии; геометрия микро- и макромира; основные идеи математического анализа; дифференциальные уравнения; общая постановка задачи о принятии решения; математические методы в целенаправленной деятельности; математика случайного; элементы теории вероятностей; основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках; основные понятия и методы теории информации и кодирования; аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенных для обработки информации.

ЕН.02 Концепции современного естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные урони организации материи; микро- и мегамиры; пространство, время; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции; творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре; современные проблемы экологии.

ЕН.03 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

 

ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины

 

ОПД.01 Теория и история литературы

Теория литературы: место литературоведения в структуре гуманитарного знания; жанры и стили литературного творчества; соотношение теории и истории литературы; роль литературной критики; эстетические категории и система основных понятий науки о литературе; методы анализа литературного произведения и литературного процесса; литература в соотношении с другими видами искусства; история литературы в контексте гражданской истории и общей истории культуры; основные этапы развития литературы; важнейшие течения и школы; литература традиционного Востока, литература античности, европейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени; история русской литературы; взаимодействие и взаимообогащение литератур различных регионов, понятие мировой литературы.

ОПД.02 Социальные коммуникации

Структура, предмет, задачи, категории и понятия науки о социальных коммуникациях. Движение социальной информации в обществе; механизмы взаимодействия коммуниканта с реципиентом в социальной среде. Возникновение и развитие системы коммуникационных каналов в человеческом обществе; виды коммуникационных явлений, формы коммуникационной деятельности. Система коммуникационных служб (общественных институтов), обеспечивающих функционирование системы социальных коммуникаций, прежде всего – системы документально-информационных коммуникаций.

Информационная культура личности. Психофизиологические основания информационной культуры. Формирование информационной культуры в системе библиотечно-библиографических и др. информационных служб государственных и частных учреждений.

ОПД.03 Документоведение

Предмет, задачи, структура документоведения. Понятия «документ» и «документальная информация». Документ как носитель и источник информации, феномен материальной и духовной культуры. Функции, свойства и признаки: типология документов. Книга и книжное дело в системе документально-информационных коммуникаций; типология книги; система производства и распространения книги. Периодическая печать, ее типология. Патентная и нормативно-техническая документация. Неопубликованные документы. Аудиовизуальные документы.

История книги: предмет и задачи истории книги; историография истории книги; проблемы периодизации истории отечественной и зарубежной книги.

История книги и книжного дела в России. Книжное дело в России на современном этапе. История книги и книжного дела за рубежом. Международное сотрудничество в области книжного дела.

ОПД.04 Библиотековедение. Общий курс

Предмет и структура библиотековедения. Место библиотековедения в системе наук. Библиотека и библиотечное дело как центральные категории библиотековедения. Социальная роль и функции библиотеки. Развитие отечественной и мировой библиотековедческой мысли. Методология библиотечной науки. Организация научно-исследовательской работы в области библиотековедения. Ведущие направления современных библиотековедческих исследований.

Предмет и задачи истории библиотечного дела. История библиотечного дела в России. Его современное состояние. История библиотечного дела за рубежом. Международное библиотечное сотрудничество.

Основы теории формирования библиотечного фонда. Общая характеристика системы библиотечного обслуживания. Основы теории уп

Date: 2015-09-18; view: 1013; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию