Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подробнее о правовых вопросах обеспечения качества медицинской помощи можно узнать в главе 7дистанционного курса «Управление качеством медицинской помощи»





 

 

Медицинские науки

УДК 614.2:004(470.344)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ И УРОВНИ)

Богданова Т.Г. 1, Зинетуллина Н.Х. 1, Гурьянова Е.А. 1, Шувалова Н.В. 2

1. Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

2. АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии

Резюме | Комментарии | PDF (132 K) | Дата публикации: 25.12.2013

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (ФЗ РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В соответствии со ст. 87 ФЗ РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, формы осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности подразделяются на государственный контроль (Рособрнадзор и его территориальные управления), ведомственный контроль (Министерство здравоохранения Чувашской Республики) и внутренний контроль (учреждения здравоохранения) [1,3,7, 9].

Эффективное управление качеством медицинской услуги возможно тогда, когда определены ведущие факторы, влияющие на ее качество, и начался процесс решения выявленных проблем, связанных с этими факторами. Важнейшим условием оценки качества медицинской помощи является наличие стандартов качества медицинской помощи [10]. Исходя из общего определения под термином «стандарт качества медицинской помощи» следует понимать нормативные документы, устанавливающие требования к качеству медицинской помощи при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретного медицинского учреждения [2,6,8].

Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики (далее - внутренний контроль) является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики (далее - учреждение) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи, а также в рамках утвержденной приказами Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Министерство) маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи в Чувашской Республике, требований, предъявляемых к медицинской помощи в медицинской практике, с учетом современного уровня развития медицинской науки и медицинских технологий [4,5].

Объектом внутреннего контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Задачи внутреннего контроля:

  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  • принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках ведомственного, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • обеспечение качества медицинской помощи, в том числе проведение контроля качества медицинской помощи, оказанной конкретным пациентам;
  • выявление дефектов лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, установление причин их возникновения, выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов учреждений при оказании медицинской помощи;
  • определение критериев эффективности деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг, подразделений учреждения;
  • соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в разрезе подразделений и учреждения в целом, оценка оптимальности использования кадровых и материально-технических ресурсов при оказании медицинской помощи;
  • осуществление мониторинга безопасности медицинских изделий в целях выявления и предотвращения побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий;
  • регистрация результатов проведенного внутреннего контроля, выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов в учреждении при оказании медицинской помощи;
  • изучение удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью.

Внутренний контроль осуществляется работниками, назначенными приказами руководителя учреждения, ответственными за проведение внутреннего контроля (далее - ответственные за проведение контроля).

Внутренний контроль не может проводиться ответственными за проведение контроля в случаях, когда медицинская помощь оказывалась самими ответственными за проведение контроля.

Ответственные за проведение контроля несут ответственность за объективность оценки качества оказанной медицинской помощи при проведении внутреннего контроля в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и должностными инструкциями. Ответственным за организацию внутреннего контроля в учреждении является заместитель руководителя учреждения.

В необходимых случаях для проведения внутреннего контроля могут привлекаться (по согласованию) в качестве экспертов работники медицинских высших учебных заведений, работники медицинских научно-исследовательских институтов, а также работники других учреждений (организаций) здравоохранения.

В необходимых случаях при проведении внутреннего контроля может проводиться осмотр пациента.

Внутренний контроль осуществляется на трех уровнях:

  • первый уровень контроля - руководителем структурного подразделения учреждения;
  • второй уровень контроля - заместителем руководителя учреждения;
  • третий уровень контроля - врачебной комиссией учреждения (далее - Комиссия).

Руководитель структурного подразделения в течение месяца осуществляет внутренний контроль путем оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи. Результаты контроля качества на первом уровне фиксируются в карте внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - карта).

Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются и докладываются с предложениями в виде служебных записок ежемесячно заместителю руководителя учреждения для принятия управленческого решения.

Заместитель руководителя учреждения осуществляет внутренний контроль на втором уровне контроля в соответствии с приказом руководителя и должностной инструкцией, в разрезе структурных подразделений и учреждения в целом путем проведения контроля качества случаев оказания медицинской помощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи (осмотр пациента, оценка тактики его ведения и др.) с заполнением карты.

Заместитель руководителя учреждения проводит контроль в течение квартала с оформлением результатов в журнале внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - журнал) в соответствии с инструкцией. Журналы хранятся в учреждении не менее 3 лет.

Врачебная комиссия осуществляет внутренний контроль на третьем уровне. При осуществлении внутреннего контроля комиссия оценивает соблюдение структурным подразделением и учреждением в целом порядков оказания медицинской помощи, а именно:

1) соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний, а также порядков маршрутизации, регламентированных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики;

2) соответствие организации деятельности структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;

3) соблюдение требований стандартов оснащения структурных подразделений;

4) соответствие штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам; соблюдение стандартов медицинской помощи, а именно:

  • соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полнота выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;
  • обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;
  • обоснованность и полнота назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;
  • обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
  • иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния);

5) соблюдение безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению), а именно:

  • оптимальность выбора медицинских технологий при оказании медицинской помощи с учетом минимизации риска их применения для конкретного пациента, а также соблюдение в учреждении правил хранения и применения лекарственных препаратов и расходных материалов;
  • исполнение утвержденного порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского на всех этапах обращения согласно действующим нормативным правовым актам;
  • соответствие норматива численности службы охраны труда требованиям трудового законодательства Российской Федерации;
  • уровень подготовки специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
  • организация обучения работников безопасным методам и приемам труда;
  • предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, молоком или продуктами, его заменяющими, лечебно-профилактическим питанием;
  • соблюдение требований безопасности медицинских изделий, предусмотренных нормативной документацией производителя;
  • соблюдение требований к утилизации (уничтожению) медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя;
  • соблюдение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий;
  • выполнение обязанностей по сообщению сведений, указанных в ч. 3 ст. 96 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; соблюдение медицинскими работниками, фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

Внутренний контроль проводится по случаям медицинской помощи (законченным или незаконченным), оказанной в учреждении, независимо от источника финансирования оказанной медицинской помощи, должностей и квалификации работников, оказывавших медицинскую помощь, диагноза, возраста пациентов, оформления листка нетрудоспособности и других факторов.

Внутренний контроль проводится по медицинской документации (медицинской карте амбулаторного больного, иной медицинской документации, содержащей информацию о медицинской помощи, оказанной в конкретном проверяемом случае).

В обязательном порядке внутреннему контролю подлежат следующие случаи:

  • случаи летальных исходов;
  • случаи первичного выявления запущенных онкологических заболеваний;
  • случаи внутрибольничного инфицирования и нежелательных реакций на применение лекарственных препаратов;
  • случаи заболеваний со значительно (более 30% от средних) удлиненными или укороченными сроками лечения;
  • случаи расхождений заключительных клинических диагнозов и патологоанатомических диагнозов;
  • случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их законных представителей на качество оказания медицинской помощи;
  • случаи выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями;
  • иные случаи, указанные в нормативно-правовых документах, регламентирующих порядок осуществления внутреннего контроля.

Случаи, подлежащие внутреннему контролю, отбираются для проверки и проверяются в первую очередь. Все случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми проверке.

Таким образом, чтобы улучшить достижения в области здоровья, нужно сочетать популяционные профилактические стратегии с более узкими, адресными подходами (индивидуальный уровень) - обеспечение простой многокомпонетной лекарственной терапии лицам, перенесшим инфаркт миокарда, инсульт с целью предотвращения повторных сосудистых катастроф (вторичная профилактика); индивидуальный контроль артериального давления, глюкозы, холестерина (дистанционная коррекция факторов риска с целью снижения смертности от БСК посредством Интернета, сотовой связи). Умеренное увеличение объемов финансирования здравоохранения, может быть внедрено даже в регионах с низким уровнем доходов.

Рецензенты:

Герасимова Л.И., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии Россия, г.Чебоксары.

Денисова Т.Г., д.м.н., доцент, проректор по научной работе и международным связям АУ Чувашии Чувашской Республики «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г.Чебоксары.

Пристатейные списки литературы

1. Абушинов В.В. Об экспертизе качества медицинской помощи и роли врачебной комиссии в осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности /В.В. Абушинов // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2013. - № 9.

2. Александров М.А. Восемь принципов управления качеством медицинской помощи/ М.А.Александров// Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2010. - № 11. - С. 3-7.

3. Коротков Ю.А. Организация управления здравоохранением в муниципальных образованиях /Ю.А. Коротков, В.П. Чуднов// Главный врач. - 2010. - № 2.

4. О совершенствовании ведомственного контроля качества медицинской помощи в Чувашской Республике: приказ Минздравсоцразвития Чувашской Республики от 14 июня 2012г. №806.

5. Об организации и проведении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Чувашской Республике: приказ Минздравсоцразвития Чувашской Республики от 02.10.2013г. №1716.

6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

7. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»: распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р.

8. Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012г.№502н

9. Суглобов А.Е. Оценка системы внутреннего контроля (на примере медицинских учреждений) / А.Е. Суглобов// Аудиторские ведомости. - 2009. - № 9.

10. Тимофеев И.В. Качество медицинской помощи (терминология, критерии оценки)/ И.В.Тимофеев // Социальная политика. Медицинское обозрение. - 2006. - № 8. - С. 4-5.

ОЦЕНКА РАБОТЫ: 0
оценок: 0оценить Подробный график оценки

обновить

Библиографическая ссылка

Богданова Т.Г., Зинетуллина Н.Х., Гурьянова Е.А., Шувалова Н.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ И УРОВНИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6;
URL: www.science-education.ru/113-11336 (дата обращения: 08.10.2014).

 

 

Статья: Оценка системы внутреннего контроля (на примере медицинских учреждений) (Суглобов А.Е.) ("Аудиторские ведомости", 2009, n 9)

"Аудиторские ведомости", 2009, N 9
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
(НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
Рассматриваются вопросы организации и оценки системы внутреннего контроля в медицинских учреждениях с учетом требований российского законодательства и правил (стандартов) аудиторской деятельности. Приведены основные направления работы аудитора, связанные с анализом систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Возрастание требований к достоверности финансовой отчетности изменило подходы к анализу системы внутреннего контроля (далее - СВК) в организации. Это выразилось в разработке стандартов, обеспечивающих учет качества контроля аудируемых лиц. Появились международные стандарты аудита ISA 315, ISA 330, которые увязывают оценку аудиторских рисков и аудиторские процедуры по оцененным рискам с анализом надежности СВК аудируемых лиц с точки зрения возможного искажения финансовой отчетности, что привело к внесению дополнений и поправок практически во все МСА. В соответствии с МСА анализ СВК должен проводиться постоянно. Начиная с 2006 г. вносятся изменения, вводящие ответственность руководства аудируемого лица за разработку, внедрение и поддержание СВК, которая обеспечила бы представление достоверной финансовой отчетности.
В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" основу внутреннего контроля экономического субъекта составляют контрольная среда, система бухгалтерского учета и средства контроля.
Важнейшими функциями внутреннего контроля в медицинских учреждениях являются обеспечение выполнения работниками своих должностных обязанностей, соблюдение государственных гарантий в сфере оказания медицинской помощи. Эффективный внутренний контроль позволяет руководителям медицинских учреждений снижать существующие риски.
Внутренний контроль включает:
- бухгалтерский (финансовый) учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
- управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
- ревизию, контроль, аудит (проверку документов, проверку арифметических расчетов, проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризацию, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание). Приступая к работе, аудитор изучает СВК медицинского учреждения, для того чтобы спланировать аудиторскую проверку и определить содержание, объем и время проведения необходимых процедур. Такое изучение дает возможность оценить риск искажения в финансовой отчетности учреждения. При этом аудитору следует сделать акцент на изучении средств контроля, которые имеют непосредственное отношение к финансовой информации. Средства контроля, которые не влияют на финансовую информацию, не являются существенными для аудитора, если только они косвенно не затрагивают финансовую отчетность.
Аудит СВК медицинских учреждений призван оценить эффективность деятельности руководства медицинского учреждения по организации системы внутреннего контроля, уберечь от неэффективного использования ресурсов: человеческих, финансовых и материальных; непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности; прямого мошенничества со стороны персонала и руководства медицинского учреждения.
В аудите СВК целесообразно выделить несколько направлений проверки:
- разделение полномочий;
- ротация персонала;
- использование и анализ учетных записей, а также организация и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов;
- надежность учетной информации;
- повышение эффективности операций;
- следование проводимой учреждением социальной политике.
Понятие внутреннего контроля охватывает круг вопросов, выходящих за рамки обычного бухгалтерского учета. Сегодня СВК в медицинских учреждениях представляет собой инструмент контроля за соблюдением предоставления регламентированных российским законодательством медицинских услуг установленного объема и качества.
В ходе аудита выясняется, во-первых, роль руководства в формировании цели и постановке задач медицинского учреждения и отдельных его структурных подразделений, соответствие этим задачам структуры учреждения. Во-вторых, устанавливается, существуют ли в учреждении эффективная система документирования и отчетности, разделение полномочий, авторизация, мониторинг для достижения поставленных целей.
Аудитор должен организовать проверку и оценить согласованность работу действий поставленных в учреждении систем учета и внутреннего контроля. Все аудиторские процедуры по оценке СВК должны документироваться. Схема организации работы аудитора по анализу системы внутреннего контроля медицинских учреждений приведена в табл. 1.
Таблица 1
Организация работы аудитора
по анализу СВК медицинских учреждений
-------------------------T--------------------T---------------------------
¦ Цели СВК ¦Оценка аудитором СВК¦ Рекомендации аудитора по ¦
¦ ¦ и выполнения ¦ улучшению СВК ¦
¦ ¦ поставленных перед ¦ ¦
¦ ¦ ней целей ¦ ¦
+------------------------+--------------------+---------------------------+
¦Упорядоченная и ¦Низкая ¦Систематическая работа по ¦
¦эффективная деятельность¦ ¦организации СВК ¦
¦медицинского учреждения +--------------------+---------------------------+
¦ ¦Средняя ¦То же ¦
¦ +--------------------+---------------------------+
¦ ¦Высокая ¦Мероприятия по сохранению ¦
¦ ¦ ¦высокой эффективности СВК ¦
+------------------------+--------------------+---------------------------+
¦Соблюдение ¦Низкая ¦Постоянная работа по ¦
¦государственной политики¦ ¦налаживанию внутреннего ¦
¦в области ¦ ¦контроля за соблюдением ¦
¦здравоохранения ¦ ¦государственной политики в ¦
¦руководством и каждым ¦ ¦области здравоохранения ¦
¦сотрудником медицинского¦ ¦руководством в отношении ¦
¦учреждения ¦ ¦каждого работника ¦
¦ +--------------------+---------------------------+
¦ ¦Средняя ¦Сохранение и развитие ¦
¦ ¦ ¦достигнутых результатов ¦
¦ +--------------------+---------------------------+
¦ ¦Высокая ¦Сохранение достигнутых ¦
¦ ¦ ¦результатов ¦
+------------------------+--------------------+---------------------------+
¦Сохранность имущества ¦Полная ¦Разработка механизмов, ¦
¦учреждения ¦ ¦обеспечивающих сохранность ¦
¦ ¦ ¦имущества медицинского ¦
¦ ¦ ¦учреждения ¦
¦ +--------------------+---------------------------+
¦ ¦Частичная ¦Пресечение неправомерных ¦
¦ ¦ ¦действий сотрудников, ¦
¦ ¦ ¦принятие мер для ¦
¦ ¦ ¦обеспечения сохранности ¦
¦ ¦ ¦имущества ¦
+------------------------+--------------------+---------------------------+
¦Достоверность и ¦Неполное отражение ¦Обучение сотрудников ¦
¦объективность ¦показателей ¦медицинского учреждения ¦
¦бухгалтерской ¦имущественного ¦методике учета и контроля ¦
¦(финансовой) отчетности ¦состояния и ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦медицинского ¦ ¦
¦ ¦учреждения в ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерской ¦ ¦
¦ ¦(финансовой) ¦ ¦
¦ ¦отчетности ¦ ¦
+------------------------+--------------------+---------------------------+
¦Оценка возможности ¦Имеются случаи ¦Усиление контроля, ¦
¦незаконного присвоения ¦несоблюдения ¦соблюдение принципа ¦
¦или неэффективного ¦принципов разделения¦разделения полномочий по ¦
¦использования средств ¦обязанностей и ¦контролю между ¦
¦учреждения ¦контроля ¦сотрудниками, ¦
¦ ¦ ¦осуществляющими работу с ¦
¦ ¦ ¦ценностями и учет в ¦
¦ ¦ ¦медицинском учреждении ¦
+------------------------+--------------------+---------------------------+
¦Своевременное выявление ¦Анализ и оценка ¦Введение методики ¦
¦и анализ отклонения от ¦плановых показателей¦внутреннего планирования и ¦
¦плановых показателей, ¦носит нерегулярный ¦стимулирования в ¦
¦определение ¦характер, не ¦медицинском учреждении ¦
¦ответственных лиц ¦изучаются отклонения¦ ¦
¦ ¦от заданных ¦ ¦
¦ ¦показателей ¦ ¦
+------------------------+--------------------+---------------------------+
¦Оперативная передача ¦Результаты ¦Разработка порядка ¦
¦внутренней отчетности ¦деятельности ¦внутренней отчетности ¦
¦медицинского учреждения ¦медицинского ¦медицинского учреждения и ¦
¦лицам, уполномоченным ¦учреждения ¦алгоритма принятия решений ¦
¦принимать управленческие¦нерегулярно ¦по результатам анализа ¦
¦решения ¦рассматриваются ¦полученной информации ¦
L------------------------+--------------------+----------------------------
Аудитору в ходе анализа необходимо изучить каждый из элементов СВК медицинского учреждения. В ходе оценки этой системы выполняются следующие работы. На первом этапе необходимо разработать структуру (модель) СВК и определить критерии для оценки надежности и эффективности ее элементов. На втором этапе аудитор выясняет, существуют ли данные элементы в медицинском учреждении. Далее с помощью тестов он устанавливает, выполняет ли контроль необходимые функции. Тесты применяются только для тех составляющих СВК, которые были признаны аудитором надлежащими для предотвращения, обнаружения и исправления нарушений. Все описанные действия аудитора должны быть отражены в рабочей документации.
В случае обнаружения существенных недостатков в СВК руководитель медицинского учреждения совместно с аудитором должен принять меры, способствующие улучшению работы системы учета и контроля. В связи с этим аудитору следует произвести необходимый объем организационных мероприятий, с тем чтобы наладить функционирование СВК. Рекомендации, направленные на устранение обнаруженных недостатков, отражаются в письменной форме и предоставляются руководству.
В ходе изучения и анализа СВК медицинского учреждения аудитор принимает во внимание присущие любой системе внутреннего контроля ограничения. Наиболее очевидное ограничение обусловлено необходимостью удерживать в разумных пределах затраты на проведение контрольных процедур, с тем чтобы эти затраты не оказались несоразмерными по отношению к оценкам выявленного ущерба от ошибок и мошенничеств.
В широком смысле внутренний контроль можно рассматривать как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев (центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета).
Для организации СВК медицинского учреждения аудитор проводит ряд мер, повышающих эффективность установленных процедур внутреннего контроля.
Во-первых, разрабатываются должностные инструкции работников, в которых должен быть формально определен и документально закреплен порядок деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников медицинского учреждения по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа операций в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций.
Во-вторых, определяется перечень первичных документов или других носителей информации, содержащих данные об исполнении соответствующими работниками своих функций по отражению финансовых и хозяйственных операций.
В-третьих, выделяются точки контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций медицинского учреждения и оценивается состояние или наличие ресурсов. Устанавливаются контролируемые параметры объектов контроля, критические точки контроля, в которых риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик.
В-четвертых, выбираются типы и методы проведения контроля, соответствующие среде внутреннего контроля, которая включает:
- стиль работы руководителей медицинского учреждения;
- адекватное понимание руководством роли внутреннего контроля в управлении учреждением;
- конкретные действия руководителей в плане организации СВК и ее совершенствования;
- организационный статус отдела внутреннего аудита;
- определение и документальное закрепление процедур контроля;
- оформление полномочий и ответственности сотрудников, способов информирования сотрудников об установленных правилах;
- изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений и своевременное принятие ими соответствующих решений;
- четкую работу системы коммуникаций и информационного обеспечения управления; налаженность систем бюджетирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
- соблюдение действующего законодательства и работу с органами внешнего контроля.
Таким образом, СВК представляет собой достаточно сложный блок взаимодействий внутри организации. Степень этой сложности внутреннего контроля должна соответствовать масштабам деятельности, организационной структуре медицинского учреждения, численности персонала, качеству постановки бухгалтерского учета и другим характеристикам учреждения в целом.
Понимание аудитором среды внутреннего контроля имеет особое значение при изучении вопросов, связанных с риском мошенничества. Аудитор должен изучить, каким образом руководство медицинского учреждения создает атмосферу честного, этичного поведения и какие используются средства контроля для предотвращения злоупотреблений. При этом особое внимание уделяется применению элементов контрольной среды на практике.
После оценки среды внутреннего контроля следует приступить к анализу постановки бухгалтерского учета. Эта работа играет важную роль, поскольку система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета, определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль. Аудитор проверяет точность выполнения процедур сбора данных, их регистрации и обработки. Оценка средств внутреннего контроля в области бухгалтерского учета представлена в табл. 2.
Таблица 2
Оценка аудитором средств внутреннего контроля
в области бухгалтерского учета
------------------T------------------------------T------------------------
¦ Цели внутреннего¦ Оценка аудитором средств ¦ Разработка мер для ¦
¦ контроля в ¦ внутреннего контроля ¦ совершенствования СВК ¦
¦ области ¦ ¦ ¦
¦ бухгалтерского ¦ ¦ ¦
¦ учета ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------------+------------------------+
¦Полное отражение ¦Контроль доступа к терминалам,¦Установление регламентов¦
¦всех ¦с которых осуществляется ¦(паролей и других ¦
¦санкционированных¦непосредственный ввод ¦справочных и ¦
¦операций ¦информации (пароли и прочие ¦идентификационных ¦
¦ ¦идентификационные процедуры); ¦процедур), порядка ¦
¦ ¦исключительный доступ для ¦ведения бухгалтерского ¦
¦ ¦ограниченного круга ¦учета; ¦
¦ ¦пользователей; ¦закрепление в ¦
¦ ¦контроль за взаимосвязанными ¦должностных инструкциях ¦
¦ ¦операциями; ¦контрольных функций ¦
¦ ¦документальное подтверждение и¦ ¦
¦ ¦санкционирование всех ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерских записей, ¦ ¦
¦ ¦проверка их полноты и ¦ ¦
¦ ¦правильности; ¦ ¦
¦ ¦разделение операций, связанных¦ ¦
¦ ¦с подготовкой первичных ¦ ¦
¦ ¦документов, санкционированием ¦ ¦
¦ ¦хозяйственных операций и ¦ ¦
¦ ¦отнесением на счета ¦ ¦
¦ ¦бухгалтерского учета ¦ ¦
+-----------------+------------------------------+------------------------+
¦Точность входящей¦Выборочные проверки ¦Организация работы ¦
¦информации ¦суммирования расчетов, ¦постоянно действующих ¦
¦ ¦использования должностных ¦контрольных структур; ¦
¦ ¦инструкций, профессиональной ¦систематизация взаимного¦
¦ ¦подготовки; ¦контроля операций; ¦
¦ ¦эффективный надзор, регулярные¦закрепление функций ¦
¦ ¦проверки качества выполненного¦контроля и надзора в ¦
¦ ¦анализа, выявление ошибок ¦должностных инструкциях ¦
¦ ¦кодирования ¦ ¦
+-----------------+------------------------------+------------------------+
¦Правильная ¦Регулярная сверка счетов: ¦Формирование учетных ¦
¦корреспонденция ¦регулярное составление ¦политик для целей ¦
¦счетов ¦пробного баланса; ¦бухгалтерского и ¦
¦ ¦использование документов ¦налогового учета; ¦
¦ ¦дебиторов и средств кредиторов¦определение ¦
¦ ¦для проверки точности остатков¦внутрифирменных ¦
¦ ¦на счетах; ¦регламентов, ¦
¦ ¦сверка данных выписок банка и ¦регулирующих ¦
¦ ¦кассовой книги, контроль за ¦деятельность работников ¦
¦ ¦соблюдением сметы и прочие ¦службы бухгалтерского ¦
¦ ¦виды контроля за существенными¦учета и внутреннего ¦
¦ ¦денежными суммами ¦контроля ¦
+-----------------+------------------------------+------------------------+
¦Сохранность ¦Создание надежных копий файлов¦Создание внутрифирменных¦
¦учетных ¦данных (для компьютеризованной¦регламентов о порядке ¦
¦документов ¦системы), изменяющихся при ¦подготовки надежных ¦
¦ ¦каждом новом появлении ¦копий файлов данных ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦
¦ ¦ограниченный доступ к массиву ¦ ¦
¦ ¦информации; ¦ ¦
¦ ¦обеспечение конфиденциальности¦ ¦
¦ ¦и сохранности всех ¦ ¦
¦ ¦недублируемых данных ¦ ¦
+-----------------+------------------------------+------------------------+
¦Соответствие ¦Постоянно действующий контроль¦Составление внутренних ¦
¦бухгалтерских ¦за соответствием бухгалтерских¦регламентов (положений) ¦
¦записей ¦записей действующим ¦по ведению ¦
¦действующим ¦нормативным и законодательным ¦бухгалтерского учета, их¦
¦нормативным и ¦актам; ¦регулярное обновление; ¦
¦законодательным ¦оценка достаточности и ¦изучение работниками ¦
¦актам ¦регулярности проведения ¦бухгалтерско- ¦
¦ ¦занятий по повышению ¦экономической службы ¦
¦ ¦квалификации ¦изменений в ¦
¦ ¦ ¦законодательстве ¦
+-----------------+------------------------------+------------------------+
¦Предотвращение ¦Разделение обязанностей; ¦Закрепление в ¦
¦злоупотреблений ¦ротация обязанностей; ¦должностных инструкциях ¦
¦работниками ¦своевременная регистрация ¦разделения обязанностей ¦
¦медицинского ¦документов; ¦и их ротации; ¦
¦учреждения ¦регулярная сверка счетов ¦организация постоянно ¦
¦ ¦бухгалтерского учета; ¦действующего ¦
¦ ¦достаточные трудовые ресурсы ¦аудиторского контроля ¦
¦ ¦ ¦(внутреннего и внешнего)¦
+-----------------+------------------------------+------------------------+
¦Обеспечение ¦Представление внутренней ¦Участие в разработке ¦
¦руководства ¦отчетности в минимальные ¦форм внутренней ¦
¦оперативной ¦сроки; ¦отчетности ¦
¦управленческой ¦регулярные консультации о ¦ ¦
¦информации ¦ценности и достаточности ¦ ¦
¦ ¦представляемой информации ¦ ¦
+-----------------+------------------------------+------------------------+
¦Выявление ¦Обязательное представление ¦Указание примерных ¦
¦необычных ¦документов, если операция не ¦фактов, на которые ¦
¦операций в ¦соответствует действующим ¦следует обратить ¦
¦бухгалтерском ¦нормативным актам ¦внимание ¦
¦учете ¦ ¦ ¦
L-----------------+------------------------------+-------------------------
Эффективная СВК требует наличия компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями. В связи с этим большое значение приобретает регулярное повышение квалификации сотрудниками медицинского учреждения. Следует разрабатывать и внедрять в практику повседневной деятельности учреждений комплексные планы повышения квалификации сотрудников экономической и бухгалтерской служб, включающие программы обучения по направлениям:
- новое в бухгалтерском учете и аудите;
- использование в практике работы российских положений по бухгалтерскому учету и МСФО;
- методика управленческого учета;
- налоговый учет.
Реализация приведенных рекомендаций по организации СВК в медицинских учреждениях позволит существенно повысить эффективность их деятельности.
Литература
1. Аудит. Учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Макальская М.Л., Константинова С.Б., Пирожкова Н.А. Аудит некоммерческих организаций. М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2006.
3. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Основы аудита. Учебник. М.: Изд-во "Флинта", 2008.
4. Суглобов А.Е. Методология и организация аудита объектов сельской социальной инфраструктуры. Монография. М.: ИКФ "Каталог", 2007.
5. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудиторской деятельности. Учебник. М.: Экономист, 2008.
А.Е.Суглобов
Д. э. н.,
профессор,
начальник кафедры
экономического анализа,
финансов и статистики
Московский университет
МВД России
Подписано в печать
28.08.2009

 

 

Date: 2015-09-18; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию