Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути решения демографических проблем в Республике Беларусь





 

 

На данный момент в белорусском обществе образ идеальной семьи, существовавшей прежде, в последние десятилетия утратил свое значение. Параллельно ему возник целый ряд брачно-семейных моделей, которые раньше не имели большого распространения. В их числе – популярные у молодежи пробные браки, сожительство, «материнские» семьи. Парсоновский тезис о том, что модернизация социальных отношений в мире в целом развивается по западному образцу, распространяется и на брачно-семейную сферу. Западная же модель демонстрирует супружеское партнерство, малодетность и очень быстрые и кардинальные изменения по этим позициям. Глобализация, характеризуемая стремительным и некритическим проникновением, распространением западных стереотипов и присущих им ценностей в национальных культурах, вызывает сходные процессы и структурные влияния в семейной сфере.

Белорусский институт семьи в условиях глобализации испытывает многофакторное воздействие, причем не столько позитивное, сколько негативное. Все это ведет к тому, что сегодня возрождение модели семьи с тремя-четырьмя детьми является достаточно трудно решаемой проблемой, что, безусловно, необходимо учитывать в современной семейной политике. Но и в случае достижения устойчивой демографической динамики не удастся сразу ощутить ее результаты. По мнению ведущего демографа страны, профессора Л. Шахотько, если добиться среднего уровня рождаемости 2,14 (ребенка на одну женщину детородного возраста), а именно таким он и должен быть для воспроизводства населения, то даже если такой уровень рождаемости установится с завтрашнего дня, то выйти на нулевую убыль населения удастся только к середине столетия. Если же предположить невозможное, что рождаемость повышается до уровня 2,4, то только во второй половине столетия начнется рост численности населения республики. А ведь для этого необходимо, чтобы больше половины всех женщин детородного возраста в Беларуси родили по три ребенка, а остальные по два. И совсем не осталось семей с одним ребенком или без детей.

Кроме того, проявляется парадокс государственной поддержки семей: помогая материально, государство как бы берет на себя роль отца, но оно тем самым как бы поощряет отсутствие социальной и семейной ответственности у настоящих отцов. Выходит, что политика социальной поддержки государством неполных семей косвенно порождает те моральные нарушения, на ликвидацию которых она и нацелена.

Во многом эти нарушения связаны с размыванием ролевого мужского начала в семье, снижением его социально-культурной ценности и материальной значимости. Никакая финансовая помощь государства или родных не способна компенсировать отсутствие мужской линии воспитания в семье, мужской модели поведения, неотъемлемой для формирования сознания не только мальчиков, но и девочек. Необходимо защитить положение мужчины как главы белорусской семьи, повысить его социальную ответственность за содержание и сохранение семьи. Система государственной помощи не решает важной социальной проблемы – гражданской и нравственной ответственности личности за создание семьи. За это, как всегда, отвечают семья и школа.

Следует пропагандировать приоритет интересов семьи над иными социальными интересами, пока личность не почувствует больших преимуществ в семейном образе жизни по сравнению с несемейным, одиноким. Только появление сильной в социально-экономическом и социально-психологическом плане семьи может создать предпосылки для реализации тех ожиданий и потребностей, которые свойственны всему обществу. В этом плане целесообразно объединить усилия науки, общества и государства с ведущими религиозно-конфессиональными структурами по формированию единого идеала семьи.

Необходимо идеологически обеспечивать и всячески подчеркивать более высокий социальный статус семьи с двумя-тремя детьми, организовать в женских консультациях отделы защиты материнства и детства, где женщин, имеющих мужа и одного ребенка, отговаривали бы от абортов. Роль церкви тут тоже неоспорима. Сохранение второй-третьей беременности может дать огромный прирост рождаемости. С этой точки зрения совершенно правильно положение Национальной программы демографической безопасности на 2007–2010 гг. о прогрессивном росте выплат на каждого последующего ребенка и соответствующем снижении процентной ставки кредитования молодых семей для строительства жилья.

Ясно, что рост выплат на рождение ребенка, кредиты на жилье – это мера повышения экономической стабильности молодой семьи, но это не постоянный стимул для рождения детей. Сколько ни заплати государство, все равно будет казаться мало, если дети не стали ценностью, условием повышения социального статуса семьи, женщины, мужчины, фактором их самореализации. Важно воздействовать на идеологическом уровне (расширяя понятие патриотизма, подчеркивая роль каждой семьи в утверждении белорусской модели жизни на общеевропейском и глобальном фоне). Тут понадобится и образно-эмоциональная, и информационная составляющие пропаганды, и хорошая публицистика.

Основной путь решения задачи подъема рождаемости лежит не только в материально-экономическом стимулировании. Западноевропейский опыт показывает, что экономическое, даже весьма значительное стимулирование рождаемости приносит краткосрочные эффекты продолжительностью от трех до пяти лет. При этом экономические стимулы способны поддержать, но не сформировать потребность в детях. Любая государственная программа, направленная на рост рождаемости, даст результаты (в плане четко очерченной потребности в детях как духовно-культурной ценности) не ранее, чем через 20 лет, через целое поколение. В эти сроки рождаемость будет продолжать расти медленными темпами, а население сокращаться.

Для получения весомых результатов в проведении политики демографической безопасности важно помнить, что не существует универсального рецепта повышения рождаемости: то, что сработало в одной стране, вполне может не сработать в другой. Исследования показывают, что в одних странах корреляция между размером социальных трансфертов семьям и уровнем рождаемости существует, а в других такой корреляции нет.

Достичь же более быстрого эффекта в демографической сфере по сравнению с мерами повышения рождаемости может политика повышения ожидаемой продолжительности жизни, которая способна уже в ближайшие 10–15 лет дать ощутимые результаты, если устранить причины избыточной смертности. Поэтапного снижения смертности населения от всех причин с выходом к 2011 г. на уровень 8% в год в Национальной программе демографической безопасности планировалось достичь за счет повышения качества жизни населения, осуществления технологических и инновационных мероприятий, совершенствования информационно-образовательной системы, улучшения социального обслуживания пожилых людей.

В первую очередь необходимо устранить причины алкогольной смертности. Эта проблема стало масштабной, а решать ее придется постепенно, на первом этапе путем введения разумных ограничений на распространение алкоголя и ужесточения контроля над его нелегальным производством (самогоноварением). Во-вторых, нужно проводить политику, нацеленную как на все население, так и на группы риска с целью сокращения спроса на алкоголь. Населением приветствуется решение Правительства Беларуси о запрещении распития спиртного в общественных местах. Это не призыв к новой антиалкогольной кампании, а шаг к цивилизованной антиалкогольной политике. Опыт европейских стран свидетельствует об эффективности этих мер. Реклама должна быть не о вредных привычках, а об активных формах досуга и оздоровления. Не изобиловать информацией о целителях, магах и колдунах, а давать примеры активного участия населения, в том числе и пожилых людей, и людей с ограниченными возможностями в социальной жизни. Вот почему вопрос переориентирования СМИ на вопросы здорового образа жизни – это не только проблема спонсорства пока еще мало развитого сектора услуг в этой сфере, это и проблема ответственности самих СМИ за последствия сообщаемой информации.

Несмотря на то, что согласно опросам большинство белорусов признает ценность здоровья, в социально-экономической сфере в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: стабильный уровень реальных доходов населения сопровождается не только сокращением продолжительности жизни, но и возрастанием удельного веса очень серьезных заболеваний, причем на стадии глубокой запущенности.

В современных условиях, осложняемых многочисленными проявлениями глобальной нестабильности, демографическая политика белорусского государства исходит из принципа справедливости, принципа демократии в интересах большинства, принципа социально-экономического и инновационного реформирования в интересах живущих и будущих поколений белорусского народа. Основными векторами политики демографической безопасности в современных условиях становятся (наряду с повышением рождаемости и эффективности миграционной политики) рост продолжительности жизни, снижение смертности населения от заболеваний и несчастных случаев, а также оптимизация политики в отношении пожилых.

Заключение

 

 

Таким образом, по результатам исследования, проведенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы.

1) Тенденции движения населения влияют на экономический рост по крайней мере на четырех уровнях: непосредственно на размер и структуру населения как производителя и потребителя; на другие экономически значимые стороны поведения людей (трудовое поведение, характер потребления); на технику и социальные отношения, включая ряд институтов, воздействующих на население; на отношения и взгляды людей на прогресс человеческого общества.

2) Рождаемость в стране находится на уровне 11,5 на 1000 человек, что сравнимо с аналогичным показателем в странах Западной Европы. Благоприятной социальной тенденцией является снижение количества абортов: с 2000 года – почти в четыре, а с 1990-го – почти в восемь раз. Тем не менее, на троих рождённых детей у нас приходится один не рождённый.

Смертность составляет 14,4 на 1000 населения, что выше, чем в странах-соседях, за исключением Украины. Данный показатель достаточно стабилен в течение последних 5 лет, равно как и структура причин смерти населения (в лидерах – болезни кровообращения, злокачественные новообразования, а также внешние причины – самоубийства, травмы, отравления, ДТП и пр.). Предметом особой тревоги является высокая смертность работоспособного населения (около 25% от всех умерших и 30% среди мужчин).

По оценкам учёных, демографические перспективы Беларуси весьма печальны. Соотношение рождаемости и смертности, вкупе с серьёзно нарушенной возрастной структурой населения, свидетельствуют о том, что процесс депопуляции не удастся остановить в ближайшие 20 лет, а может быть и никогда.

3) Находясь в центре Европы, сохраняя и совершенствуя условия развития человеческого потенциала, наша страна выполняет и свою историческую, цивилизационную миссию. При этом сверхзадачей национальной стратегии демографической безопасности становится сохранение жизненно важных интересов личности и общества, прямо или косвенно исходящих из количественных и качественных показателей воспроизводства населения, особенно в связи с депопуляцией, изменением структуры человеческого капитала и возрастающими требованиями инновационного развития.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 4328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию