Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Б.Иогансона





Борис Владимирович Иогансон (1893-1973) — советский живописец, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Член КПСС с 1943. В 1913—18 учился в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и С. В. Малютина. В 1922 вступил в АХРР. Иогансон — мастер реалистической картины, оказавший большое влияние на ее возрождение и развитие в советских условиях. Наблюдая явления нового быта, облик советского человека, Иогансон написал картины, отличающиеся правдивым раскрытием окружающей жизни («Советский суд», «Вузовцы», «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» — все 3 исполнены в 1928, и др.).
В 1933 Иогансон создал большое полотно «Допрос коммунистов». Картина посвящена теме гражданской войны. В 1937 появилось новое большое произведение Иогансона «На старом уральском заводе», отличающееся высоким мастерством и типичностью образов. За эту картину Иогансону в 1941 присуждена Сталинская премия. А в 1950 совместно с группой молодых художников большое полотно «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде Комсомола», удостоенное в 1951 Сталинской премии.

В советском и мировом изобразительном искусстве Б.В.Иогансон (1893-1973) занимает особое место. Он один из немногих, кто ярко и убедительно раскрыл характер героя ХХ века. До него никто с такой силой, подкупающей страстью и жизненной правдой не мог поэтически воспеть человека, рожденного революцией.
Сколько гордости и внутренней красоты у героев картины Иогансона "Допрос коммунистов" (1933)! Это люди первых лет Советской власти. Они недосыпали и голодали, вступали с оружием в руках в единоборство с врагом, валялись в мучительном бреду сыпняка и мечтали о мировой революции. Это мужественные люди поразительного терпения, стойкости, выносливости, люди-исполины. В белогвардейской ставке идет допрос двух коммунистов-подпольщиков, попавших к белым. Простые русские люди, они хорошо понимают, что минуты их жизни сочтены, но выглядят внутренне собранными, волевыми, твердыми и решительными. Зритель видит, что хотя в этом поединке сила на стороне тех, кто допрашивает, - генерала и двух офицеров, но моральную, нравственную победу одерживают подпольщики. Не коммунисты, а белые загнаны в угол. Этот драматический поединок выражает борьбу двух миров, двух противоположных идеологий, и торжествуют коммунисты - они олицетворяют самые высокие гуманистические идеалы века.
"Допрос коммунистов" - картина, воплотившая героизм народа в годы гражданской войны, - является этапным произведением советского искусства.
Рядом с этой картиной - другой холст " На старом уральском заводе " (1937). Он также решен в психологическом, остроконфликтном плане: на одной стороне - сытый, властный, всемогущий хозяин-заводчик и его верный пес - приказчик, а на другой - рабочие, изнуренные тяжелым, нечеловеческим трудом. Здесь тоже два мира, две идеологии. Но если в "Допросе коммунистов" события равзертываются уже после победы Октябрьской революции и коммунисты представляют собой величайшую организованную силу, то образ дореволюционного рабочего (а он - в центре картины) выражает собой еще не осознаный стихийный протест против эксплуататоров.
Нелегко давались Иогансону его картины. Эти самые крупные и самые значительные картины художника отличаются и высокими живописно-композиционными качествами. Богата колористическая палитра Иогансона. Его краски убедительно передают мельчайшие нюансы света, движение воздуха, материальность предметов. Наибольшее влияние на формирование творческого лица Иогансона имел К.А.Коровин - художник яркого дарования. Все доброе, хорошее, что дал ему учитель, ученик использовал в своем творчестве. Но вместе с тем он создал свою индивидуально-неповторимую манеру письма. 1928 год был весьма плодотворным для художника. Появились три крупные его работы - " Рабфак идет", "Советский суд" и "Узловая железнодорожная станция в 1919 году".
Жанровая картина " Советский суд " повествует о советском укладе жизни, где господствуют новые общественные и моральные устои. И, конечно, незабываемые образы студентов 20-х годов. "Рабфак идет" - поэтически-светлая и яркая картина. В ней художник проникновенно раскрыл обобщенный образ молодого человека, рожденного советской эпохой, - ясного в своих стремлениях, жаждущего знаний и отчетливо представляющего себе, как надо напряженно и страстно работать, чтобы посторить новый, светлый мир.
Много и плодотворно работал Иогансон над образом Владимира Ильича Ленина. Общеизвестно его историческое полотно "Выступление В.И.Ленина на III съезде комсомола", созданное в 1950 году в содружестве с художниками В.Соколовым, Д.Тегиным, Н.Файдыш-Крандиевской, Н.Чебаковым. И в этой картине Иогансон показал себя выдающимся мастером живописной композиции, художником большого колористического дарования.

В обширном собрании произведений, созданных Иогансоном за более чем пятидесятилетний срок, есть и множество красочных и ярких пейзажей, натюрмортов, портретов. однако главное в творчестве Иогансона - тематическая картина. Даже такие его ранние работы 1920-х годов, как "На борьбу с разрухой" или "Постройка ЗАГЭС", посвящены воспеванию советского образа жизни, и поэтому картины Иогансона оптимистичны в своей основе, наполнены чувством радостного восприятия мира. Это - гимн труду.
Б.В.Иогансон был первоклассным рисовальщиком. Многочисленные натурные портретные зарисовки, наброски говорят о его высокой графической культуре. И еще одна чисто профессиональная особенность творческого метода этого замечательного советского художника - он исключительно свободно владеет самыми различными средствами изобразительного искусства. Умел легко и свободно, с изумительной артистичностью писать с натуры прямо на холст.
Борис Владимирович Иогансон был художником-гражданином, художником-коммунистом, поборником искусства социалистического реализма.

 

23. Творчество Нестерова

http://art-nesterov.ru/ - там картинки

 

Михаил Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 - в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом Товарищества передвижников.

 

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны, то к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла (Пустынник, 1888; Видение отроку Варфоломею, 1889-90; Под Благовест, 1895, и др.) окрашены созерцательным любованием.

 

С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911). Здесь закрепляется традиция "церковного модерна", наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. И даже портреты его часто связаны с тем же православноцерковным кругом (Философы, "Архиепископ", оба 1917).

 

В больших, "соборных" картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления (Великий постриг, 1897; Святая Русь, 1901-1906). Самое большое полотно мастера, На Руси ("Душа народа", 1916), включает в толпу "очарованных странников" фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям Молчание, 1903).

 

С москвичами из Союза русских художников Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения.

 

Портреты художника по-своему монументально-лиричны; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей (Амазонка, 1906; "Философы", 1917). Портрет дочери ("Амазонка") - одна из самых поэтических его работ, воплощающая характерную для начала XX века грусть по нравственному идеалу и полноте бытия. В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х годов - присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически конкретно. Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период.

 

После революции Нестеров уединяется в творчестве. После долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека.

 

Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) по-прежнему присутствуют в творчестве, но а эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах. Он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В. И. Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С. С. Юдин делает операцию (1933) или читает лекцию студентам (1935), художники братья П. Д. и А. Д. Корины работают в своей мастерской (1930). Персонажи Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И. П. Павлова (1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С. С. Юдина в портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

 

В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием "Давние дни") в год его кончины.

 

"Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок... Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их..." - эти слова Михаила Нестерова как нельзя лучше отражают суть его долгого творческого пути, длившегося более шестидесяти лет.

 

Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942.

 

24. Бакшеев

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).

 

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

 

Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах — идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы — в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».

 

Лауреат Сталинской премии 1943. Много работал как педагог: с 1894 преподавал в МУЖВЗ и других училищах.

 

Умер Бакшеев в Москве 28 сентября 1958. Посмертно вышли его Воспоминания (1963).

 

24.Творчество художника 1920-1945 г. не выделенного отдельным вопросом

 

Александр Ефимович ОСИПОВ

 

(1892-1981)

 

Александр Ефимович ОСИПОВ родился в 1892 г., художественное образование получил в Петербурге, Родители его – жители деревни Кашинского района бывшей Тверской губернии — занимались земледелием. Одиннадцатилетним мальчиком после окончания сельской школы он был привезен в Петербург и определен в иконописную мастерскую, а затем в 1905 г. поступил в Школу общества поощрения художеств. Здесь, занимаясь под руководством преподавателей во главе с Н. Рерихом и А.Рыловым, художник получил твердые и прочные основы рисунка и прошел хорошую школу живописи. Окончив училище в 1915 г. поступил в Академию художеств, где учился у профессоров Г.Залемана, А.Маковского и И.Творожникова. Его рисунки 20-х годов отличаются большим мастерством, лаконичностью, остротой и отточенностью штриха. Об этом можно судить по первым его выставкам 1926-1928 гг., устроенным объединением “ИСТР” (“Искусство – трудящимся”). О серьезных успехах в живописи свидетельствуют портреты 30-х годов. Портрет М.С.Осиповой (1935 г.) отличается уверенным, крепким рисунком и большими живописными достоинствами.

 

В 1939 г. А. Осипов был принят в Московскую организацию Союза художников. Отдавая большую часть времени педагогической деятельности (1920—1945 гг.), он одновременно работает как художник-корреспондент “Комсомольской правды” и других газет, занимается плакатом, книжной графикой и иллюстрацией различных изданий.

 

С 1950 г. А.Осипов усиленно занимается живописью, пишет этюды на улицах Москвы, собирает материал для задуманного цикла “Москва строится”. К этому времени относится один из лучших его пейзажей “В Краснопресненском парке”.

 

С 1960 г. А. Осипов много и успешно работает на творческих дачах, в командировках — в Закарпатье, на Украине, в Крыму, на Кавказе — создает интересные серии этюдов. Из Молдавии привозит этюды для картины “Сбор яблок”. В Прибалтике собран обширный материал из жизни рыбаков, на основании которого написаны “Рыбаки”, “Клайпеда”, “Судоремонтный завод”. Эти работы дают ему право участвовать на Всесоюзной выставке художников-маринистов в 1961 г. Он участник выставки, посвященной пограничникам (1963 г.), выставок “По родной стране” и “Памятники истории и культуры в произведениях московских художников” (1967 г.).

 

В 1973 году состоялась серия персональных выставок А.Осипова в залах Союза художников в Москве.

 

Осипов-родоначалышк династии художников Осиповых и Федоровых. Выставки этой семьи с успехом прошли в Москве (1994, 1995, 1999 гг.) и в США (1995, 1997, 2002 гг.).

 

Произведения А.Е.Осипова хранятся в Государственном историческом музее, в Государственном музее революции, Институте физики Академии наук СССР, в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова, а также в частных коллекциях в России и за рубежом: в Великобритании, США, Италии, Франции, Болгарии и других странах.

 

“…Смелые, четкие мазки передают холодные вздыбленные воды Балтики и окутанные туманом причалы Клайпеды. Спокойные воды Невы, закованные в гранит, отражают строгую архитектуру Ленинграда. Тают в сиреневой дымке набережные, скульптура четким силуэтом вырисовывается на фоне неба, золотой купол Исаакиевского собора то здесь, то там появляется в ленинградских этюдах. С теплотой и любовью пишет город своей юности Александр Ефимович.

 

Свежестью и влажным воздухом наполнены весенние этюды, написанные нf Cтарой Ладоге и в Тарусе. “Голубой ручей” и “Река в Переславле” привлекают искренностью и непосредственностью восприятия. Много работает художник и над московскими пейзажами.”

 

 

25. Творчество Машкова

 

Машков Илья Иванович

(1881, станица Михайловская области войска Донского, ныне Волгоградская обл. — 1944, Москва). Живописец.

 

И.И. Машков родился на Дону, в крестьянской семье. В 1889 родители отдали его в приходскую школу, а затем «в люди», поскольку материальные обстоятельства семьи были тяжелыми. В юности художник в равной мере увлекался техникой и живописью. В 1899 Машков познакомился с учителем рисования Борисоглебской мужской гимназии Н.А. Евсеевым, который посоветовал ему поступать в МУЖВЗ. В 1900-м Машков поступил в Училище. Его учителями были К.А. Коровин и В.А. Серов. В 1904-м он прервал занятия в Училище и открыл частную студию живописи и рисунка, которая просуществовала до сентября 1917-го. В студии занимались такие известные впоследствии мастера, как P.P. Фальк, И.В. Клюн, А.А. Осмеркин, В.И. Мухина. После революции 1917 года эта студия была преобразована в Центральную студию АХРР, она была самой популярной в Москве. В 1908-м Машков совершил первое путешествие за границу. Произведения импрессионистов и постимпрессионистов оказали большое влияние на художника на раннем этапе его творчества. По возвращении из-за границы он вернулся в Училище, которое посещал до 1909 года.

 

В 1907-м Машков познакомился с П.П. Кончаловским. Это знакомство переросло в крепкую дружбу. В 1911-м художники создали объединение «Бубновый валет». В отчете о его деятельности сказано: «Общество имело в виду дать московской публике возможность познакомиться с новейшими течениями в искусстве не только России, но и Европы». В своих ранних полотнах Машков синтезировал разные культурные и художественные элементы: от народной картинки-лубка и вывески до элементов, свойственных произведениям Ван Гога и Сезанна. В автобиографии художник писал: «Я замечал, что у меня на холсте получается нечто напоминающее Сезанна, Ван Гога. Мои работы этого времени больше напоминают современных французских мастеров». Живопись молодого художника вызывала негодование у профессуры Училища, дело дошло до отчисления. В 1909-м на выставке «Золотого руна» работы Машкова ругали больше всех. Пейзажи, портреты, натюрморты отличали нарочитая деформированность натуры и чувственная конкретность образов, грубоватая экспрессия контурного рисунка (сочная, пастозная манера письма («ФРУКТЫ НА БЛЮДЕ», 1910, ГТТ; «КАМЕЛИЯ», 1913, ГТГ; «ДАМА (ФАЗАНАМИ», 1911, ГРМ) Картина «СИНИЕ СЛИВЫ» (1910, ГТГ) - программная работа этих лет. Разложенные фрукты образуют статичную декоративную композицию Живописное решение натюрморта скорее условное, нежели реальное. Художник, как ремесленник, не писал, а делал картину, что приближает живопись к народному творчеству - вывескам, лубкам. К середине 1910-х живописная стихия в работах Машкова успокоилась, акцент сместился к передаче фактуры. Большие но размеру полотна наполнились столь же преувеличенно громадными плодами, женскими фигурами. Натюрморты и портреты обставлялись пышными аксессуарами, интерьерами («НАТЮРМОРТ С ПАРЧОЙ», 1914; «НАТЮРМОРТ С ФАРФОРОВЫМИ ФИГУРКАМИ»; «НАТЮРМОРТ. ЗЕРКАЛО И ЧЕРЕП», 1919, ГРМ).

На начало 1920-х приходится новый этап в творчестве Машкова, в котором большое место занимает тема Москвы. Художник написал ряд пейзажных композиций, отличающихся острой декоративностью, причудливостью силуэтов, цветовой контрастностью. Илья Иванович называл свои пейзажи «подносами» за их удивительный сказочно-фантастический характер. В 1924-м художник создал самые знаменитые московские натюрморты - «СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ. МЯСО, ДИЧЬ», «СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ. ХЛЕБЫ» (обе — в ГТГ). Об этих своих работах Машков писал: «...мне хотелось в этом незамысловатом сюжете показать реалистическое искусство... "Мясо, дичь" — я придерживался сознательно старых великих мастеров-классиков. "Хлебы" — это наша московская рядовая пекарня своего времени, примерно Смоленский рынок, и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская. Мясной натюрморт внешностью эффектнее, классичнее, а "Хлебы" — наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая...». С поразительной живописной силой воплощена материальность, осязаемость предметов, убедительно передана их фактура, мастерски построена композиция, гармонична цветовая гамма. Художник много работал и в последующие годы, но созданное им в поздний период было ниже его возможностей.

 

В 1928-м Илья Иванович стал членом АХРР. Он занимался преподавательской работой во Вхутемасе-Вхутеине (1918 -1930). Художник умер в Москве 20 марта 1944 года.

 

Date: 2015-09-18; view: 2972; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию