Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность понятий «патриот» и «патриотизм». С.Н. Томилина, А.М. Дорофеев





16 сентября 2014 - Алексей Дорофеев

В условиях острейшего обострения военно-политической обстановки, когда границы блока НАТО вплотную приблизились к рубежам России, проблема патриотического воспитания граждан и, прежде всего, молодежи приобретает особую актуальность.

Правовой и теоретической основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция РФ, действующие федеральные законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности РФ», постановления Правительства РФ от 31. 12. 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе», от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», от 11 июля 2005 г. №422«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», и др.

Для всестороннего изучения системы патриотического воспитания, организации активного процесса формирования и развития патриотических качеств у современной молодежи, необходимо проанализировать смысловую нагрузку основных понятий относящихся к теме патриотизма.

Существенным источником позволяющих проанализировать сущность понятий «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание» являются философские, психологические, педагогические и военные словари.

Так, в многочисленных словарях [3, 4, 6, 7, 11, 14, 17] утверждается, что слова патриот и патриотизм происходят от греческих слов «patriotеs» – земляк, соотечественник, и от «patris» – родина, отечество. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. В те годы патриотами назывались борцы за народное дело, защитники республики как антипод монархистам, изменникам и предателям родины.

В.И. Даль в «Толковом словаре» объясняет слово «патриот» как: «Любитель отечества, ревнитель о благе его» [6]. Авторы «Краткого политического словаря» определяют термин «патриот» как человека, преданного своему отечеству, служащего его интересам [7, с. 247]. С.И. Ожегов в своем знаменитом творении «Толковом словаре русского языка» поясняет: «Патриот – человек, проникнутый патриотизмом …преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь» [11, с. 496]. В «Словаре современного русского литературного языка» понятие «патриот» формулируется как «человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [14, с. 296].

Следовательно, на основании вышеизложенных определений мы можем констатировать, что патриот, это:

- гражданин, любящий и верный своему Отечеству;

- человек, проникнутый патриотизмом, преданный своему народу и Отечеству;

- служащий интересам Отечества;

- ревнитель о благе Отечества;

- человек, стремящийся своим трудом, своими делами укреплять могущество своего Отечества;

- человек, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Вышеизложенные личностные качества характеризуют подлинного, настоящего гражданина и патриота. Наличие этих качеств играют определяющую роль в современных условиях, когда необходимо не только любить и быть преданным своему Отечеству, но и, исходя из сложившейся ситуации в стране, делать всё возможное для её возрождения, построения экономически мощной, политически независимой и стабильной державы и защищать её рубежи. Образно говоря: жить, учиться, работать и творить, быть в гуще политических событий, словами и делами своими укреплять экономическое, политическое и оборонное могущество своего Отечества.

Следующим понятием требующего своего рассмотрения является «патриотизм».

Так, В.И. Даль слово «патриотизм» толкует как «любовь к отчизне [к отечеству]» [6, с. 55]. С. И. Ожегов поясняет как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [11, с. 496]. В энциклопедическом словаре, составленном Ф.А. Брокгаузом и И.А. Ефроном, находим: «Патриотизм – любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации» [3, с. 434]. Достаточно емко определено моральное содержание этого понятия в «Философском словаре» [17] описанному как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

Военно-энциклопедический словарь объясняет рассматриваемое понятие шире: «патриотизм, любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам» [4, с. 279].

Таким образом, рассмотрение вышеприведенных формулировок позволяет утверждать, что «патриотизм» это конкретное личностное качество. Суть, сущность данного понятия заключается: а) в любви к Отечеству, к своей родине, к своему народу, его истории, культуре, обычаям и традициям; б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своей родине, её процветанию и независимости.

Проблема патриотизма привлекала большое внимание отечественных мыслителей – философов, ученых, политических деятелей, писателей, поэтов, полководцев и флотоводцев фактически на протяжении всей истории человечества. Широкую известность в России получили труды В.Г. Белинского [2], А.Н. Радищева [13], К.Д. Ушинского [16], А.И. Солженицына [15], и др.

Так, А.Н. Радищев [13] указывал нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины. Под термином патриот А.Н. Радищев понимает «сына Отечества» и в то же время он указывает, что «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)» [13, с. 215]. Автор считает, что подлинный патриот это тот гражданин, который отдает свои силы на благо народа, всем жертвует для своего Отечества и если уверен в том, что «смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью» [13, с. 221]. По мнению А.Н. Радищева патриота отличают три качества, три «знака»: он честолюбив, благонравен и благороден. Быть истинным сыном Отечества – патриотом – означает не только героически отстаивать Родину от внешних врагов, но и бороться за народную свободу и народные права.

В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому [2, с. 488-489]. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» [16, с. 160]. Автор видел в воспитании и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями человека.

Практически все государства всего мира занимаются патриотическим воспитанием своих граждан. Так на протяжении более 200 лет в Соединённых Штатах Америки непрерывно ведется серьезная работа по воспитанию патриотизма у всего населения. Патриотизм – это важнейший фактор развития государства, сохранения его единства, укрепления военной мощи. Патриотизмом здесь гордятся, ему учат с рождения: каждый шаг гражданина сопровождается пояснением, что он живет в лучшей стране, что его страна самая демократическая, что он обязан быть патриотом и защищать свою страну. На это работает вся государственная структура, детские сады, школа, киноиндустрия, мощный идеологический аппарат вооруженных сил. На воспитательную работу выделяются миллиарды долларов.

А. И. Солженицын [15], проживший в Америке более 15 лет, утверждает, что в США патриотизм стоит высоко. Не только никто его не стыдится, но Америка дышит своим патриотизмом, гордится им – и разные народные группы сливаются в нём едино. В каждом американском школьном классе висит национальный флаг, и во многих школах произносят слова клятвы верности ему.

Многие ученые, исследователи и писатели утверждают, что патриотизм составляет основу национального самосознания народа. Так, просветители: русский К.К. Россинский, белорус Ф.Л. Скорина, украинец Г.С. Сковорода, литератор молдаванин М. Еменеску и др. считали, что чувство патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет к ней его любовь, порождает стремление к её защите.

Следовательно, патриотизм составляет основу национального самосознания народа, в том числе и военнослужащих.

Отечественные полководцы и флотоводцы А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, А.А. Брусилов, М.И. Драгомиров, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Сенявин, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Н.Г. Кузнецов, А.Г. Головко, С.Г. Горшков и др. военачальники и флотоводцы пишут о патриотизме как об основном, важнейшим и непременном источнике морального духа Вооруженных Сил, главнейшем факторе мужества, стойкости и самоотверженности солдат и моряков, непременном условии победы в бою.

Современные отечественные ученые А.В. Абрамов, В.Н. Аверкин, А.В. Беляев, А.Н. Вырщиков, Е.Н. Иванов, М.Б. Кусмарцев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, И.Ф. Харламов и др. также трактуют патриотизм как наиболее значимую, судьбоносную, вечную, непреходящую ценность государства, общества и личности.

По мнению Б.Т. Лихачева, «сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» [9, с. 240]. Согласно взглядам А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева, патриотизм – это движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души [5, с. 48-49]. Именно этим авторы объясняют смысл воспитания патриотов: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине, ради которой человек живет, трудится и готов к самопожертвованию ради её свободы и независимости. В патриотизме А.Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев видят «источник мужества, героизма и силы российского народа … необходимо условие величия и могущества нашего государства» [5, с. 10].

В.Н. Аверкин [1] считает, что патриотизм – это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и всем его достижениям, в первую очередь к тем, которые обеспечивают человеку достойную жизнь, причем в сравнении не с собственным прошлым, а с лучшими мировыми образцами. Это – качественное образование и медицина, обеспечение свободы слова и передвижения. В. Г. Крысько трактует «патриотизм» как «сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей» [8, с. 323-324].

Анализ трудов вышеприведенных авторов позволяет утверждать, что патриотизм – это нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, устремленность защищать интересы Родины. Патриотизм выражается в любви и преданности к своей Родине, родной земле и своему народу, его истории и культуре.

Президент РФ В. В. Путин [12] ориентирует, что быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране. Президент России считает, что в обществе ответственность за страну формируется:

а) работоспособностью, трудолюбием и прозрачностью государственной власти;

б) учетом общественного мнения;

в) отсутствием в обществе изолированных каст.

По мнению В. В. Путина [12] формирование такого патриотизма позволит в совокупности создать прочную моральную основу для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально- ориентированного сознания. На фоне противоречивых процессов, протекающих в мире, интересы нации требуют от государственных структур решительных действий. Все это обуславливает необходимость нашего устремления только вперед, только в будущее.

Такого же взгляда придерживается великий русский писатель А. И. Солженицын, писавшего: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. … И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная» [15].

Анализ приведенных выше дефиниций патриотизма, позволяет зафиксировать, что в них, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты: а) потребностно-мотивационный (потребности, мотивы, личная мотивация); б) интеллектуально-чувственный (знания, взгляды, мировоззрение, убеждения); в) поведенческий (личное поведение, дисциплина, исполнительность, ответственность); г) волевой (воля, смелость, мужество, отвага, решительность).

Таким образом, на основе вышеприведенного анализа мы можем констатировать, что:

1. «Патриот» – это личностно-нравственное качество; гражданин, уважающий, любящий и верный своему Отечеству, ревностно служащий интересам Отечества, радеющий о его благе, стремящийся своим трудом, своими делами укреплять могущество своего Отечества; человек, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

2. «Патриотизм» – это стержневой нравственно-политический принцип, социально-личностное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, устремленность жить, учиться и трудиться во славу своей страны и своего народа, убежденная ориентированность бескомпромиссно защищать интересы Родины в мирное время и самоотверженно в военное время.

3. Большинство современных авторов придерживаются мнения, что патриотизм не застывшее качество, а формирующееся и развивающееся свойство личности в социально-культурной и образовательной среде.

 

Литература

1. Аверкин, В. Н. Патриотизм – это наше…что?: беседа с ректором НИРО В. Н. Аверкиным /беседовала Т. С. Данилова // Образование info. – 2013. - № 2. – С. 1-2; № 3. – С. 2.

2. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смирнова. – М.: Педагогика, 1982.

3. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия [Текст] / Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

4. Военный энциклопедический словарь / В 2 томах. Том 1. – Редкол.: А.П. Горкин, В.А. Золотарев, В.М. Карев и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

5. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе [Текст]: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: Л – Р / Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

7. Краткий политический словарь. – М.: Политиздат, 1989.

8. Крысько, В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

9. Лихачев, Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев // – М.: Педагогика. 1999.

10. Лутовинов, В. И. Формирование патриотизма в современных условиях: сущность, содержание и основные направления. – М.: ВУ, 1997.

11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

12. Путин, В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] Сайт: http://nextrus.ru/interes/916-ejegodnoe-poslanie-prezidenta-2013.html?start=1.

13. Радищев, А. Н. Полное собрание сочинений в 3 т. /Беседа о том, что есть сын Отечества [Текст] /А.Н. Радищев. – М.: Изд-во АН СССР, 1938. Т. 1. – С. 215-223.

14. Словарь современного русского литературного языка. Т. IX. М.—Л., 1959.

15. Солженицын, А. И. Россия в обвале / А. И. Солженицын. – М.: Русский путь, 1998.

16. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики. – М.: УРАО, 2002.

17. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986.

 

Date: 2015-09-18; view: 4410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию