Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военный и гражданский патриотизм как результат патриотического воспитания молодежи





Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов» [2]. Думается, что именно такое определения понимается под понятием «военный патриотизм». При этом согласно социологическому словарю, гражданский патриотизм - это система знаний правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга [10]. Как видно эти два понятия схожи. Так, например, в том и другом определении подчеркивается:
  • необходимость служения Отечеству;
  • исполнение своего долга, что само по себе подразумевает любовь к своей Родине.
Однако в определении военного патриотизма больше акцентируется внимание на защите государственных интересов и государственной целостности. Тогда как в определении понятия «гражданский патриотизм» подчеркивается важность взаимодействия гражданина и государства. Иными словами, военный патриотизм подразумевает осознание каждым значимости служения Отечеству, изучение военной истории, воинских традиций, развитие морально-волевых качеств, готовности защищать Родину, подготовка к службе в Вооруженных Силах. Гражданский патриотизм, в свою очередь, подразумевает осознание мотивов поведения, сути взаимоотношений государства и гражданина, воспитание мыслящего гражданина, способного противостоять манипуляциям со стороны деструктивных политических сил и средств массовой информации, имеющего независимое суждение, умеющего рационально обосновать свою точку зрения. Определяющим в подготовке к самостоятельной жизни нового поколения является соединение двух начал: воспитание граждан в духе уважения к закону и обществу, а также — развитие их инициативы, ответственности и умения пользоваться личными свободами, то есть формирование гражданской компетенции. Отметим, что компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [1]. Гражданственность, в свою очередь, означает, как отмечает А.А. Козлов [5], динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство [5]. Термин «гражданской компетенция» был введен И.А. Зимней [4]. Она понимает под ним совокупность знаний и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн). При этом такие знания носят название «гражданских компетенций» (по И.А. Зимней [4]). На наш взгляд такое определение недостаточно емко. Более удачно определение, которое дала Г.Л. Котова, а именно: «суммарный показатель вышеназванных компетенций гражданственности, а также как комплекс гражданских знаний и умений, гражданских качеств; навыков и практического опыта гражданской деятельности, вызванных ориентацией субъекта на реализацию гражданских ценностей» [7; c. 191]. Таким образом, военный патриотизм подразумевает под собой знание и умение военной защиты государства. Гражданский патриотизм подразумевает опыт гражданской активности. Однако, так или иначе, но и гражданский и военный патриотизм формируется в процессе патриотического воспитания. Рассмотрим его суть. Воспитание - целенаправленное, в специально организованных условиях, формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями [3] Следовательно, в самом общем виде патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, трудовых коллективов, образовательных учреждений по формированию у растущих граждан высокопатриотического сознания, убеждений, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Л.А. Петрова [9]). Таким образом, цель патриотического воспитания – это формирование национального сознания, убеждений, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, но обязательным признанием равных прав и свобод всех других этнических групп, народов, наций [8]. Возникает вопрос: как достичь столь сложной цели на практике? В. А. Кольцова, В. А. Соснин [6], в связи со своей трехкомпонентной моделью патриотизма предлагают действовать в следующих трех направлениях. 1. В когнитивной области. Необходимо ориентировать систему образования и воспитания, средства массовой информации, пропагандистский аппарат государства на формирование у российских граждан знаний о героических страницах истории и богатейших культурных традициях России, самоотверженной борьбе ее народа за сохранение суверенитета и государственной независимости страны, о подвигах наших патриотов-соотечественников, как в прошлом, так и в настоящее время. 2. В эмоциональной области. Используя разные средства и методы воздействия, необходимо формировать у людей патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за ее богатейшую, высокодуховную культуру и историческое прошлое, оптимистические настроения относительно перспектив развития России и творческих созидательных возможностей российского народа. 3. В поведенческой сфере. Все средства общественного воспитания должны быть нацелены на формирование у людей общественно-ориентированных форм поведения, готовности руководствоваться не только личными интересами, но и учитывать интересы общества, государства, отстаивать и защищать их, как свои собственные. Способность действовать на основе надличностных, общественно значимых задач и ценностей - критерий сформированности патриотизма как устойчивой подструктуры личности, мировоззрения и морального регулятора поведения. Этому предшествует переход от знания о достоинствах и ценности объекта патриотических чувств к развитию глубоко личностного, позитивного отношения к нему и формированию патриотических убеждений как основы мировоззрения, привычки через его призму воспринимать, оценивать все социальные события и реагировать на них. Наконец, к возникновению установки, детерминирующей общественно-ориентированное, патриотичное поведение как естественное и единственно возможное для человека [6]. Безусловно, для достижения цели патриотического воспитания необходимо взаимосвязное воздействие на все три компонента патриотизма. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения в нашей стране необходимо подчеркнуть, что оно носит акцентированный военный характер, т.е. формируется, главным образом, военный патриотизм. И тому на наш взгляд, есть три основных причины: 1)идейная; 2)организационная; 3)финансовая. Рассмотрим их подробнее. Идейная проблема заключается в том, что Россия на данном этапе своего развития находится в поиске интегрирующей национальной идеи, на базе которой мог бы формироваться патриотизм гражданского характера. Другими словами, коммунистическая идеология исчерпала свой потенциал, а новая идеология, интегрирующая нацию, не достаточна ясна и не вошла в национальное сознание граждан: остается понятным лишь, только то, что необходимо сохранить суверенитет, ее границы. Тем самым не может быть построена система формирования гражданского патриотизма россиянина. Отсюда вытекает организационная проблема: в сфере патриотического воспитания до сих пор нет системного, постоянного, эффективного механизма управления гражданским воспитанием (например, по типу скаутской организации).   Вывод По итогам сравнительного анализа понятий «гражданский патриотизм» и «военный патриотизм» можно заключить следующее. В определении военного патриотизма больше акцентируется внимание на защите государственных интересов и государственной целостности. Тогда как в определении понятия «гражданский патриотизм» подчеркивается важность взаимодействия гражданина и государства. По итогам рассмотрения сущности патриотического воспитания молодежи в современной России можно заключить, что в связи с трехкомпонентной моделью патриотизма предлагают действовать в трех направлениях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Отметим, что сейчас такое действие осуществляется, как правило, в военном русле. Этому есть несколько причин: идейная, организационная и финансовая.   Список литературы
  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. 632 с.
  2. Военный энциклопедический словарь. – М.: «Эксмо-Пресс»,2007. 1024 с.
  3. Глоссарий по возрастной психологии и психологии развития / сост. О.А. Рудей. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. Проф.-пед. Ун-та, 2004. 64 с.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 33 – 45.
  5. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект/ О патриотизме и гражданственности: Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / Под ред. д.с.н., проф. А.А.Козлова. – СПб. «Элексис Принт», 2005. 228 с. С. 12 – 26.
  6. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал, 2005. №4. С. 89 – 98.
  7. Котова Г.Л. Индикаторы сформированности гражданской компетентности. // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 189 – 195.
  8. Милютина Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе [Электронный ресурс] / Фестиваль педагоических идей «Открытый урок». – Режим доступа к журн.: http://festival.1september.ru/articles/subjects/22
  9. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. – Март, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресунрсу: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349
  10. Социологический словарь /Авт.-сост.: Осипов Г.В, Москвичев Л.Н., Чернощек О.Е. – М.: «Норма», 2010. 608 с.

 

Date: 2015-09-18; view: 3370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию