Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Вопрос 2. Органы исполнительной власти: понятие, основы правового положения. Соотношения Положения об органе исполнительной власти и его Административного регламента





 

 

Государственный орган - часть (звено) государственного аппарата (механизма):

А) созданная государством и предназначенную для осуществле­ния его функции;

Б) обладающая юридически властными полно­мочиями;

В) наделенная определенной компетенцией;

Г) высту­пающая от имени государства;

Д) имеющая территориальный мас­штаб деятельности;

 

Орган исполнительной власти - учреждение (обра­зование, установление), созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной вла­сти является учреждением, обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением. Дан­ное обстоятельство надо особо подчеркнуть: в некоторых норма­тивных правовых актах органами объявлены структурные под­разделения центрального аппарата федеральных органов исполни­тельной власти. Одним из признаков, позволяющих отличить подобные под­разделения от органов исполнительной власти, является то, что в наименовании этих органов имеются слова "Российской Феде­рации", "России", "Российское";

б) функционально. Главное назначение — исполнение за­конов и других нормативно-правовых актов, состоящее в органи­зующей деятельности по руководству в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах общест­венной жизни в соответствии с установленными для него функ­циями и компетенцией.

в) юридически. Данный орган имеет самостоятельный адми­нистративно-правовой статус, характерный для органов исполни­тельной власти и ее конкретных видов. Его элементами выступают:

1) право принимать управленческие решения в форме правовых, и прежде всего общеобязательных, нормативных актов.

2) право обеспечивать ис­полнение принимаемых решений с использованием различных правомерных актов, форм и методов;

3) право самостоятельно при­менять административное принуждение за неисполнение, например, его решений.

Органы исполнительной власти — это разновидность госу­дарственных органов и одновременно органов государственной вла­сти. Именно они юридически и фактически призваны реализовывать данную власть путем осуществления специфической по сво­ему содержанию и методам государственной деятельности —

Ø Однако не всякий государственный исполнительный орган при­знается органом исполнительной власти: структура (перечень) федеральных органов исполнительной власти устанавливается лишь указами Президента РФ, а субъектов РФ — правовыми ак­тами каждого субъекта с соблюдением федерального законода­тельства.

 

Орган исполнительной вла­сти — всегда исполнительный орган (орган государственного уп­равления), в то время как не всякий государственный исполни­тельный орган (орган государственного управления) признается органом исполнительной власти. К таким органам относятся:

1)Со­здаваемые Правительствам РФ координационные органы,

2)Терри­ториальные и межтерритриальные органы ФОИВ (управления, департаменты и т. д.).

 

Особенности исполнительной власти и органов:

1) Следует отметить, что исполнительная власть многосубъектна.

2) Действует единая система органов, основанная на установленном Конституцией РФ и иными законами РФ разгра­ничении компетенции между федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти ее субъектов.

a. Это исключает наделение их одинаковыми полномочия­ми по одним и тем же вопросам

b. Предполагает также юридическую возможность феде­ральных органов исполнительно власти влиять на органы субъек­тов РФ путем определения общих направлений их деятельности, отмены актов.

3) Подзаконность их деятельности(подчинение их деятеьности)

4) Представляя собой одну из ветвей единой государственной влас­ти, исполнительные органы пользуются относительной юридической самостоятельно­стью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.

1. В большинстве формируются при решающем участии Президента РФ и упол­номоченных субъектов исполнительной власти;

2. Не являются объек­том руководства со стороны органов законодательной (исполни­тельной) власти, во многом не подотчетны и не подконтрольны им.

3. Основное средство направляющего воздействия этих ор­ганов - издание правовых актов в пределах предоставленной компе­тенции.

4. Имеют значительные воз­можности влиять на правотворческую деятельность представи­тельных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ,).

5. Очевидны особенности отно­шений между законодательным (представительным) органом и исполнительными органами субъекта РФ.

 

§ Законодательный орган обладает права­ми, позволяющими ему существенно влиять на формирование и функционирование исполнительных органов субъектов РФ. В ча­стности, их система устанавливается законом субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные по­следствия, установленные конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

Взаимодействие органов исполнительной власти с представи­тельными и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государ­ства. Оно осуществляется в различных организационных формах:

 

Правительство с ФС:

1) Члены Правительства РФ могут присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и ко­миссий в соответствии с регламентами палат.

2) Члены Правительства РФ обязаны по при­глашению палат ФС, полученному не менее чем за пять дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов СФ и депутатов ГД в порядке, определенном регламентами палат.

3) Члены Правительства РФ, которым комитетами и комиссия­ми палат Федерального Собрания направлены письменные обра­щения по вопросам их ведения, сообщают соответствующим ко­митетам и комиссиям в согласованные с ними сроки о результа­тах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах.

 

Правительство с судами:

1) Правительство РФ для представления своей позиций в КС РФ, ВС и ВАС назначает полномочного представителя в соответству­ющем суде

2) В случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбит­ражный суд (кроме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитраж­ного Суда РФ) исковых или иных требований к Правительству представление его интересов в суде осуществляют без дополни­тельного поручения федеральные органы исполнительной влас­ти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ или Правительство РФ, на основании направленных им Ап­паратом Правительства документов, поступивших в Правитель­ство.

3) Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство РФ в суде без доверенности.

 

Основой административно-правового положения органа испол­нительной власти является его административная правосубъект­ность.

o Она принципиально отличается от нее по структуре и сути составляющих ее элементов. Помимо административной правоспособности и дееспособности в структуру административ­ной правосубъектности данного органа входит также его компе­тенция.

 

1) Административная пра­воспособность органа исполнительной власти — это допускаемая нормами административного права его возможность иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполни­тельной власти.

Их административная правоспособность является специаль­ной, но ее объем для разных органов неодинаков.

a. Ее содержание - права и обязанности органа исполнительной влас­ти

 

Делится их административная правоспособность на:

1. Общая – их юридическая возможность участвовать в осуществлении го­сударственно-управленческой деятельности,

2. Специальная- обусловленная, их местом в системе гос. управ­ления, целями, задачами, функциями, связанными с такой дея­тельностью.

 

2) Компетенция - система полномочий органа исполнитель­ной власти, включающих конкретные права и обязанности, пре­доставленные ему для осуществления возложенных на него задач и функций в сфере исполнительной власти.

a. Содержание компе­тенции - полномочия, позволяющие органу исполнитель­ной власти принимать правовые акты и совершать иные юриди­чески властные действия, в том числе применять в установлен­ных случаях административное принуждение.

Ø При этом реализация АП не пред­полагает совершения во всех случаях юридически властных дей­ствий, например, внесение в компетентный орган предложений о применении мер поощрения к государственному служащему, о со­вершенствовании правовых актов, касающихся его деятельности, и т. п.

 

3) Административная дееспособность органа исполнительной вла­сти —способность самостоятельно осу­ществлять установленную ему административную правоспособ­ность, компетенцию, приобретать и осуществлять права, прини­мать на себя и исполнять обязанности административно-право­вого характера в процессе его участия в государственно-управленческой деятельности.

Ø От имени органа исполнительной власти его административ­ная правосубъектность реализуется непосредственно самими кол­легиальными органами, уполномоченными должностными лицами.

 

Соотношение Административного регламента и Положения об органе исполнительной власти.

 

Регламенты федерального минист ерства, федеральной службы и федеральногоагентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, положения о федеральном органе исполнительной власти и Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Регламенты утверждаются руководителем соответствующего ФОИВ.

 


Административный регламент федерального органа исполнительной власти составляют: 1) регламент федерального органа исполнительной власти;

2) административные регламенты исполнения государственных функций;

3) административные регламенты предоставления государственных услуг;

4) должностные регламенты государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти.
Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг утверждаются федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, государственными внебюджетными фондами по согласованию с федеральными министерствами, координирующими их деятельность, Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 утвердило Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. Этот нормативный правовой акт устанавливает об щие требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламен тов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. Эти регламенты определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными под разделениями и должностными лицами, а также его взаимодей ствия с другими федеральными органами исполнительной вла сти и организациями при исполнении государственных функ ций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

Вопрос 3. Основы классификации и виды органов исполнительной власти; Иные государственные исполнительные органы.

1. В соответствии с федеративным государственным устройством:

1.1.Федеральные органы исполнительной власти

1.2.Орга­ны исполнительной власти субъектов РФ

 

2. По правовым основаниям создания органы исполнительной власти на органы, образование которых предусмотрено

2.1.Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ, законами

2.2.Подзаконны­ми правовыми актами: Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, Правительства РФ и других уполномоченных ФОИВ.

 

3. По способу формирования различают органы, формируемые:

3.1.путем издания правовых актов;

3.2.путем сочетания издания акта с элементами выборности определенных должностных лиц орга­на, например, при замещении должностей по конкурсу.

 

4. В зависимости от положения в иерархической системе выде­ляются:

4.1.Высшие - Правительство РФ, а на уровне субъекта РФ — его орган испол­нительной власти общей компетенции, независимо от его органи- иационно-правовой формы.

4.2.Иные органы исполнительной власти.

 

5. По организационно-правовым формам различаются:

5.1.Правительства;

5.2.Советы министров;

5.3.Кабинеты министров;

5.4.Министерства;

5.5.Государственные комитеты;

5.6.Комитеты;

5.7.Службы;

5.8.главные управления, управления;

5.9.Инспекции;

5.10.Агентства и др.

Ø Организационные формы органов исполнительной власти сами пи себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения под­ведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нор­мативных правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

Ø По Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. формами феде­ральных органов исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

 

Федеральное министерство –ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента и Правительства осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральная служба -ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

 

Федеральное агентство – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

 

Иногда в литературе фигуриру­ет термин "ведомство". Этим понятием охватывались в одних слу­чаях все центральные органы отраслевого и межотраслевого уп­равления, включая министерства, государственные комитеты; в другом — все такого рода органы, кроме министерств и государ­ственных комитетов, т. е. комитеты, главные управления и др.

 

Администрации — органы исполнительной власти ряда субъектов РФ.

 

Органы этих администраций - департаменты, глав­ные управления (управления), отделы.

Ø Конкретика определяется самим субъектами.

 

6. По характеру компетенции выделяются:

 

6.1.Органы общей компетенции - руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления.. К ним относятся правительства (совет министров, или Кабинет министров), администрации субъектов РФ и др.

6.2.Органы отраслевой (ведомственной) компетенции, выполняю­щие функции отраслевого профиля: Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство связи и др.

6.3.Органы межотраслевой (межведомственной) компетенции:

1) Федеральные министерства, имеющие подведомственные им фе­деральные службы и агентства, деятельность которых они коор­динируют и контролируют. Указанные службы, агентства могут иметь различный отраслевой, межотраслевой и иной профиль деятельности

2) Органы, выполняющие специализированные функции, общие для всех или большинства отраслей и сфер управления, например, Федераль­ная служба государственной статистики;

3) Органы, ведающие специализированным видом деятельности, имеющей значение для обеспечения общественной безопасности, обороны страны, напри­мер, Федеральная служба по оборонному заказу.

6.4.Органы внутриведомственной компетенции руководят в рам­ках ведомственных или межведомственных органов порученны­ми участками работ (например, органы в федеральных округах, территориальные, межтерриториальные органы федеральных ор­ганов исполнительной власти).

 

7. По порядку разрешения подведомственных вопросов разли­чаются:

1. Единоначальные органы. - органы, в которых решающая класть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглав­ляющему данный орган руководителю(Министерства)

2. Коллегиальные органы:

а) объединение группы лиц, основан­ное на членстве;

б) создается в случаях и составе, прямо предус­мотренных нормативными правовыми актами;

в) обладает само­стоятельной компетенцией, являющейся не производной от ком­петенции какого-либо другого органа;

г) состоит из членов с пра­вом решающего голоса по всем вопросам, решаемым на его засе­дании;

д) принимает решения, которым принадлежит приоритет по отношению к решениям, принимаемым руководителем органа, его заместителями и другими уполномоченными субъектами, вхо­дящими в его внутреннюю структуру;

е) принимает решения на заседаниях, а не опросным способом, большинством голосов об­щего состава.

 

В системе исполнительной власти происходит сочетание коллегиальных и единоначальных органов. Оно способствует как всестороннему и квалифи­цированному обсуждению, так и оперативному решению вопро­сов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии, являющиеся совещательным органом.

Ø Назначение и освобождение членов коллегии, не являющихся таковыми по должности, производятся Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа ру­ководителей ведущих департаментов, управлений, отделов, тер­риториальных органов и при необходимости представителей дру­гих федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число которых, как правило, не должно превышать пяти человек.

Ø Полномочия между членами коллегии распределяются пред­седателем коллегии, которым является руководитель федераль­ного органа исполнительной власти.

 

Особое организационно-правовое положение занимают созда­ваемые в системе государственного управления координационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспомогательными органами органов исполнительной власти, не наделенными юридически-властными полномочиями, хотя и вы­полняющими важные задачи. На федеральном уровне статус таких органов определен Указом Президента РФ от 28 сентября 1992 г. "О координационных и консультативных органах, создаваемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации.

I) Правительством РФ могут создаваться:

а) консультативные органы в виде советов, рекомендации ко­торых проводятся при необходимости в жизнь решениями Пра­вительства;

б) координационные органы в виде комиссий со статусом пра­вительственных или межведомственных.

Правительственные комиссии создаются, как правило, для рассмотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим общегосударственное значение. Их рекомендации оформляются при необходимости в виде постановлений или распоряжений Пра­вительства.

Однако Правительство РФ не может наделять такие органы правом принимать решения общего характера, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

II) Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требу­ющие межотраслевой координации. Решения этих комиссий, при­нимаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссиях, а также предприя­тий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов. По вопросам, требующим решения Правительства РФ, эти комис­сии вносят предложения.

Ø По вопросам, отнесенным к компетенции министерств и дру­гих федеральных органов государственного управления, ими мо­гут образовываться межведомственные комиссии и межведом­ственные советы. Полномочия комиссий и советов определяются совместными решениями указанных органов в пределах их ком­петенции.








Date: 2015-09-18; view: 483; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.019 sec.) - Пожаловаться на публикацию