Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый мир после конца света. Совет философов

 

Посланник: (медленно бредет, понурив голову) Пустошь и тишина…страшную картину я наблюдаю в мире. Земля, что с тобой стало? 21 декабря наступил конец света, и как дальше быть?.. Ведь мир должен существовать! Его нужно заново создать! Именно за этим сегодня здесь состоится высший совет видных умов человечества всех тысячелетий. Великим философам дано право заново мир создавать, чтоб, подобно Фениксу возродившись, он стал идеальным! А, вот и первые мудрецы, три титана. Вижу, вижу! Сократ, Платон, Аристотель.

 

(Философы, медленно идя, между собой)

Сократ: Платон, сын Аристона, почто ты свой широкий лоб покрываешь морщинами? Над чем ты задумался? Поделитесь, друг, с товарищами.

 

Платон: Думу думаю я, Сократ. Думу сложную, да серьезную. Нам свыше дано право на основе своих философских учений мир заново создавать, но как, имея в ведении лишь одну философию, сможем мы заложить основу всем сторонам жизни? Как не допустить здесь просчет?

 

Аристотель: Платон, ты мне друг, но истина дороже. И потому укажу я на твое заблуждение. Учитель, ты, видимо, забыл, что первичное название философии – это алитея, так Парменид в свое время сказал. И термин этот раскрывает как нельзя лучше суть философской деятельности: философия – это разгадывание загадок, откровение, которое выводит человека непосредственно к реальности в ее первозданном виде. Потому и получается, что философия всеобъемлюща, и включает в себя знание обо всех сферах жизни. Она основа всех основ.

Сократ: Какой потрясающий пример подлинной мудрости и рассудительности! Грек, поведай мне краткую историю свою, дабы знал я, с кем имею честь вести разговор.

 

Аристотель: Я Аристотель, сын Никомаха, живший в 4 веке до нашей эры. Я тот, кто заложил основы ликея, и любовь к мудрости воспитал в самом Александре Македонском.

 

Сократ: Четвертый век, говоришь?.. Тогда уж ядом отравленный я от жизни земной отошел. Потому тебя и не застал я при той жизни. К счастью, успела свести меня жизнь с твоим учителем Платоном. Последние восемь лет моей жизни вплоть до ее окончания он был со мной, среди моих учеников (обращается к Платону) Платон, не напомнишь ли ты мне свою историю?

 

Платон: Я Платон, при рождении названный Аристоклом, был рожден как Аполлон в 7 таргелиону 427 года до нашей эры. Мое аристократичное происхождение дало мне прекрасное калокагатийное образование и предопределило успехи в философской деятельности. Однако, друзья, мы отошли от темы беседы!

Аристотель: Ты прав. Так вот я говорил о том, что философия всеобъемлюща. Она представляет собой совокупность четырех классических аспектов предмета философии: онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии. Имея разные параметры, они, однако ж, имею и ряд общих признаков (по лекции).

 

Платон: Да, все верно, мой младший товарищ! Но, несмотря на наличие общих признаков, данные аспекты предмета философии стоит все же разводить. Предлагают обсудить их подробнее. Вот первый аспект – онтология. (задумывается) Так, так, онтология…Интенция этого аспекта? Здесь фиксируется и определяется существование, оно же бытие объекта исследования. Что значит «существовать»??? (слова Августина Блаженного, Соловьева). Пространство. Исторически складываются темы. Выявляются: критерии объективного существования, виды и формы объективного существования, единство всего существующего. Общие и необходимые свойства и параметры закономерного бытия.

 

 

Сократ: Мне бы хотелось. в свою очередь, развернуть посредством двух параметров гносеологический аспект. Гносеология (учение о знании). Интенция гносеологического спектра в этом аспекте фиксируется и определяется (не существованием изучаемого) знание соответствием объекта (и не знания о нем). Исторически определилось и пространство гносеологии. Оно включает помнимому следующие термины: 1) критерии истинного знания; 2) Виды познавательной деятельности (а) Чувственные познания; б) рациональные познания; в) интуитивные познания; г) иррациональные познания)

 

Аристотель: Не менее важно знание о ценностях, о нем говорит третий аспект. Аксиология – наука о ценностях. Интенция аксиологического аспекта. Здесь фиксируются и определяется (не существование и не знание) ценность изучаемого аспекта.

Исторически формируется пространство аксиологического аспекта. Здесь выявляются критерии подлинных ценностей.

Виды ценностей (подлинных)

Способы функционирования ценностей.

Социально историческая обусловленность наличных ценностей.

Типы упорядоченности ценностей (различают иерархический тип ценностей) православных культур

Выявляются принципы оценки и переоценки ценностей.

 

 

Платон: И последний, но не по значимости, классический аспект предмета философии – учение о деятельности, она же праксиология. Интенция праксиологии. Фиксируются и определяются не существования, не знания и не ценности изучаемого, а целеполагание и целесообразность.

+ творческий смысл и деятельная проекция объекта познания

Активность социального субъекта (= и его пассивность)

Пространство этого измерения.

 

Сократ: Да, да, друзья, все верно мы говорим. Однако, я знаю лишь, что ничего не знаю. И вот сейчас задаюсь очередным вопросом в моей голове: все эти классические аспекты предмета философии отражают всецело картину мира, а вот каково в этой картине место человека? Что есть система «мир-человек»? Допустим (материал)

 

Платон: Однако, уважаемые мудрецы, мы не должны забывать, что в этой системе «мир-человек» действуют и другие аспекты, а перечисленные нами аспекты не являются окончательными, не даром ведь они именуются классическими.

 

Аристотель: О чем ты, учитель? Какими деталями ты предлагаешь дополнить систему мира?

Платон: Аристотель, я веду речь о парафилософии. Ведь отношение философской деятельности с направлениями другой деятельности также по праву могут считаться аспектами предмета сферы философии.

 

Сократ: Конечно же! Ты прав, сын Аристона! Абсолютно прав! Действительно, наш новый мир, дабы быть гармоничным, должен строиться на отношении философии с другими дисциплинами. В этом случае складываются и такие аспекты, как философия и наука, философия и религия, философия и история, философия и право.

 

Платон: Да, философия существовала и существует

не в духовном вакууме, а в контексте всех форм духовности и

на основе всех форм материальности. Назовем этот контекст парафилософией.

В парафилософии различимы две части: мировоззренческая

и научная. Одна часть окружающей философию духовности создана в

основном воображением (анатомически этому соответствует правое

полушарие головного мозга). Мы подчеркиваем, что в основном,

потому что и в искусстве в той или иной мере присутствуют моменты

рациональности.

А другая часть — в основном рассудком (анатомически этому

соответствует левое полушарие головного мозга).

Поэтому в нашей схеме справа от философии расположатся искусство,

мифология и религия, или, если взять эти формы духовности в

их мировоззренческой сути, художественно-мифолого-религиозный

мировоззренческий комплекс, а слева — науки. Между философией и

названными формами духовности есть как бы пограничная зона, в

которой справа, со стороны философии находятся философия искусства,

философия мифологии и философия религии, то есть понимание

и истолкование искусства, мифологии и религии с позиций философии,

а со стороны религии — теоретическая теология, то есть система

защиты религии от философского свободомыслия якобы средствами

самой философии: рассуждениями и обоснованиями, однако при

сохранении и ради сохранения религиозной догматики, которую следует

принимать на веру.

Слева же в пограничной зоне расположатся со стороны философии

философия науки, а со стороны наук — самодеятельные философствования

ученых-специалистов. В числе же наук мы найдем там искусствоведение,

мифологоведение, религиоведение, науковедение и даже

философоведение. Философия и философоведение не одно и то же.

Философами, как и поэтами, рождаются, а фйлософоведами становятся.

Эти две части парафилософии антагонистичны друг другу.

Науки поддерживают философию как мировоззрение второго уровня.

И как только философия утрачивает связь с науками, она скатывается

на первый уровень, фактически переставая быть философией,

т. е. системно рационализированным мировоззрением.

Однако роль науки, ее влияние на философию не только благоприятны.

Полная победа науки над мировоззренческой парафилософией

лишает философию ее мировоззренческого характера. Философия

сводится к методологии науки, становится своего рода служанкой

науки.

Мировоззренческая парафилософия поддерживает в философии ее

мировоззренческий статус, питает философию соками жизни, прежде

всего социальной. Но она же влечет философию со второго уровня на

первый, лишает ее системности и рационализированно превращает

в лучшем случае в философский иррационализм, а в худшем вообще

растворяет в искусстве, мифологии, религии.

В обоих случаях философия становится однобокой, искривленной

в ту или иную сторону.

 

В объективной истории философии немало примеров такой односторонней, хотя по-своему весьма интересной и впечатляющей философии.

Но объективная история философии дает нам примеры цельной

и гармоничной философии — такой философии, в которой системно-

рационализированная форма и содержание находятся в состоянии

равновесия и соразмерности.

 

Аристотель: Друзья, полагаю: в нашу беседу сейчас будут привнесены свежие мысли. Так как вижу, что к нам приближаются новые лица.

(Философы идут друг к другу навстречу)

Сократ: День добрый, господа. Сегодня перед нами стоит невероятно важная задача: придумать концепцию создания нового мира, что стал бы лучше прежнего во много крат. Поэтому рады вас видеть: свежие мысли нам кстати. Но для начала считаю нужным, представиться. Перед вами философы античной эпохи, те, кто стоит у истоков философии: Сократ, Платон, Аристотель.

 

Кант: Приветствую вас, афинские философы тысячелетия до нашей эры. спешу представиться, дабы быстрее к делу преступить. Итак, я Иммануил Кант, немецкий философ, чья земная жизнь протекала в 18 веке. Согласно истории меня принято считать родоначальником немецкой классической философии. Теперь же рад представить вам моих спутников: Гегеля и Шопенгауэра.

 

Гегель: (чинно и важно) Я Георг Вильгельм Фридрих Гегель – философ 19 века, кто оставил после себя традиции гегельянства. Значительной же моей идеей, коей горжусь, является абсолютный идеализм.

 

Шопенгауэр: Я Артур Шопенгауэр, также философ 19 века, один из самых известных мыслителей иррационализма. В кругу философов получил прозвище философа-пессимиста.

 

Посланник: Господа, что же вы стоите, прошу проходить вас за стол. Располагайтесь в нашем мусионе так, как комфортно, дабы на вас лежит важная задача по возрождению мира.

 

Платон: Да, в самом деле, что же мы стоим у входа?

 

(усаживаются за стол)

Гегель: Принимая во внимание нашу задачу по созданию новой картины мира на основе философских учений, считаю целесообразным выделить из общего пространства философской деятельности ее предметную сферу. О! вижу вы нахмурили брови? Позвольте, сейчас обосную свое предложение. Здесь соберутся философы разных эпох и школ, и у каждого из нас свое учение; и согласитесь, что это приведет к разногласиям и в итоге будет нами создан не мир, а хаос. Потому и предлагаю, рассмотреть для основы предметную сферу философии.

 

Шопенгауэр: Разумное решение, Георг! (в этот момент остальные философы одобрительно кивают головами). Однако чтобы понять природу предметной философии, предлагают проследить процесс формирования данной сферы.

 

Кант: Иначе говоря, Артур Шопенгауэр, нужно выделить концепции формирования предметной сферы философии

 

Шопенгауэр: Итак, концепции формирования предметной сферы философии (материал: 9 вопрос – дополнител.источник=учебники)

Гегель: Господин Шопенгауэр, в своих рассуждениях вы конечно как всегда держите марку иррационалиста. Но позвольте внести разумное дополнение: для полной картины предметной сферы философии необходимо иметь представление о предметной характеристике философии. Вот на что, я считаю, нам надобно, обратить наше внимание.

Шопенгауэр: Господин, Гегель, несмотря на свое мезантропство. я не стану сейчас спорить с вашей правотой. Но однако, не торжествуйте, сейчас же я исправлю свое упущение.

 

Кант: Уважаемые, позвольте мне вмешаться в ваш спор. Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". (материал для 5 вопроса о предмете философии).

 

Посланник приближается к столу в сопровождении еще трех новых философов

Посланник: Уважаемые философы, рад представить вам ваших товарищей. Итак, извольте принять в ваш совет Хосе Ортега-и-Гассет, испанского философа и социолога 20 века, известного своими идеями перспективизма и рацио-витализма. (Ортега-и-Гассет в этот момент кивает в знак приветствия головой, садится за стол). Фридрих Вильгельм Ницше, немецкий мыслитель 19 столетия, создатель самобытного философского учения, которое имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Это философ, который развил идеи сверхчеловека и перспективистского субъективизма (кивает головой и присаживается). И Джордж Сантаяна, американский философ 19 века, чья философия имела гуманистическую направленность. В его видении задача философии должна состоять не в объяснении мира, а в выработке «моральной позиции» по отношению к нему (также кивает, садится).

Однако оставляю вас для исполнения своего высшего предназначения.

 

Ортега: Извините, друзья, подходя, я случайно услышал ваш разговор про предметную сферу философии. Позвольте спросить, как это поможет нашему делу? Предметная характеристика философии интересна и важная в рамках учебной философии, но ведь не в создании же мира!

 

Ницше: Господин Ортега-и-Гассет, в силу быть может вашей испанской горячности, вы, поспешно делая выводы, заблуждается,. Предмет философии это вопрос, которым следует задаться, не только во время разговора об учебной философии, но и во время рассмотрения, в целом, философского пространства. Ведь предмет философии – это то, что указывает философу на локал его исследования. Да и кроме того, важно еще как этот предмет философии преподнести, ведь существуют разные модели преподавания философии. И коль у нас здесь сегодня собрался разнонациональный коллектив, предлагаю поделиться опытом разных моделей преподавания философии.

Сантаяна: Однако прежде, хочу, не касаясь национальных особенностей, сказать об основных базовых моделях преподавания. Как известно, вам наверняка, их существует две: монистическая и плюралистическая. Так вот модель монистическая …. (материал лекции)

Ортега: Сантаяна, позвольте продолжить мне, друг. Модель плюралистическая (материал лекции)

 

Ницше: Хочу я добавить к сказанному вами описание моей родной немецкой модели (материал дополнительно). Господин Сантаяна, может и вы покормите умы философов описанием своей национальной американской модели преподавания философии?

Сантаяна: Не могу отказать! мне известно об американской островной модели (материал дополнительно).

 

Ортега: Разные модели – замечательная вещь, ведь их существование - прямое доказательство жизнеспособности плюрализма. И вот хотелось бы вспомнить еще одну модель, это, как подсказывает мне моя память, модель философского универсализма (материал дополнительно).

 

Кант: Не сочтите за невежество, однако вынужден, господа, вас прервать. Так как вижу, что не все мы здесь в сборе, и вон к нашему столу приближаются еще новые члены философского совета. Давайте, их встретим.

 

К столу подходят советские философы: Соловьев, Бердяев и Мамардашвили

Соловьев: Рад приветствовать вас, господа философы, издалека слышно, как бурно ведутся ваши споры. Предвижу: нелегкую работку нам с вами предстоит сегодня проделать. Однако же соблюдем, этикет и потому для начала позвольте представиться. Я Владимир Сергеевич Соловьев, русский философ, богослов и публицист России 19 века. (с важным видом) И не буду скромничать, кроме того я почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности и именно я стою у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Со мною сегодня еще русские философы советского периода.

Бердяев: имею честь представиться: Бердяев Николай Александрович, русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

 

Мамардашвили: Мераб Константинович Мамардашвили, советский философ, профессор и доктор наук. В философских кругах мое философствование принято называть сократическим, так как после себя я не оставил письменного наследия, да и работы мои не желали публиковать (с иронией) по идеологическим соображениям. Но всю свою земную жизнь я настаивал на том, что имеется «реальная философия» и имеются философские системы.

 

Его перебивает посланник

 

Посланник: Уважаемый Мераб Константинович, я нисколь не сомневаюсь в том, что ваши философские учения достойны признания и внимания. Однако сегодня мы собрались не за тем. Задача важнее перед вашим мудрым советом стоит: новый мир создавать.

 

Соловьев: Он прав, господа! Хочу вернуть вас к вашему последнему разговору. Когда мы подходили, слышал я обсуждение вопроса о предметной характеристике философии. Позвольте и мне высказаться по этому вопросу. Характеризуя предметную сферу философии, считаю нужным указать предметные темы философской деятельности. (материал лекции)

Бердяев: Хочется добавить, что когда в моей отечественной философии обсуждается этот вопрос, то тут же возникает проблемная ситуация: что наработано в отечественной литературе о предмете философии. И в этом случае выделяется четыре ключевых тезиса:

1. Перманентные размышления о предмете философии;

2. Основные версии (проще говоря – формат описания предмета философии). Исторически сложилось две версии:

а) обертедиктум (мимоходом, к слову)

б) экспрофессо (специально, фундаментально).

3. Плавающий стандарт в понимании предмета философии. Опять же, сложился он исторически. Суть этого стандарта в том, что философия изучает реальность как целостность, как некоторые единство, в то время как частные науки изучают отдельные конкретные фрагменты действительности.

4. И, наконец, четвертый ключевой тезис, который звучит так: предмет философии дискуссионен! Это говорит о предметной неопределённости философии.

 

Мамардашвили: Да, да, знакомо мне то, о чем вы, Николай Александрович, говорите. Хотел бы остановить (обращаясь ко всем), друзья, ваше внимание на последнем тезисе. Он достоин внимания, так как представляемый им список ключевых дискуссионных моментов помогает глубже понять предмет философии. Освещу этот список, дабы глубже могли мы проникнуться дискуссионностью философии и дабы после не допустить просчетов в создании мира. (материал лекции «дискуссионный тип философии»)

Соловьев: Друзья, как много же всего лежит в наших светлых умах. Если бы Декарт нас сейчас видел, он бы назвал нас мыслящими субъектами, сказав свое легендарное: «Я мыслю, значит, я существую».

 

Бердяев: Верно подмечено, господин Соловьев, все мы философы – носители массы мыслей, которые отражаем в своих трудах и работах. А после эти работы исследуются и создают основу для содержания учебников по философии. Все эти источники знания о философии относят нас к учебной сфере философии.

 

Мамардашвили: Учебная философия, говорите?... (задумчиво) любопытный, конечно, феномен в общем философском пространстве. В этом пространстве учебная философия суверенный, относительно самостоятельный и специфический феномен. И все это, оно конечно,верно, Но вот деталь одна!.. так ли уж важна буде для человека нового мира к мудрости любовь? в чем необходимость учебной философии?

Посланник: (притворно покашливая): Вы уж простите, что перебиваю вас, господа. Но не могу остаться безучастным. Вы спрашиваете, в чем необходимость учебной философии? Каковы ее мотивы? Для этого нужно понять сущность учебной дисциплины философии…

Главная цель философского образования - формирование высокого уровня философской культуры и рационального мышления, правильного понимания сущности современных мировоззренческих проблем, их источников и теоретических вариантов решения, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

«Философия есть культура духа», сказал однажды Цицерон, это качество души и ума человека. Поэтому уметь правильно философствовать также необходимо, как грамотно писать, использовать правила логики или соблюдать нормы морали. Учебная дисциплина философии направлена на формирование научных основ мировоззрения людей, на анализ развития и функционирования различных сфер жизни общества, его социальных институтов, на научное обеспечение деятельности органов управления в системе государственной власти, в общественных организациях и коммерческих структурах.

Соловьев: С удовольствием выслушаем вас, друг.

Мамардашвили: Всё это, конечно, верно… Но вот мы, философы, пытавшиеся развить свои философские учения в тоталитарном режиме Советского Союза, привыкли рассматривать учебную философию ещё в одном аспекте: по её спекулятивной характеристике.

 

Что вы так нахмурили лбы? Вижу, не совсем понятно я разъяснился. Что же, разъясню вам значение последнего аспекта. Спекулятивная характеристика учебной философии включает в себя:

а) константы учебной философии (т.е. некоторые постоянные, неизменные её положения);

б) основные принципы описания философии в учебной литературе.

Повторюсь: в пространстве философии именно учебная философия предстаёт суверенным, относительно самостоятельным специфическим феноменом. Но что же задаёт её специфику? Опытными исследованиями выяснено: специфика учебной философии задаётся её константами.

Итак, константы: неизменные признаки. Принято выделять константы факта и константы построения. Чувствую, это будет для вас в новинку. Так что внимайте мне со всей серьёзностью!

В первом случае константы представляют философию с очевидностью факта в законченном, логически оформленном виде. Фактичность эта легко и непринужденно обнаруживается в следующих константах:

1. Константа специального термина (т. е. учебная философия имеет свои собственные имена);

2. Константа цели (для чего предлагается философия?);

3. Константа адресата (для кого – профессионала, любителя, неопытного новичка?);

4. Константа введения в философию;

5. Константа содержания (которая в свою очередь делится на константу начала изучения, константу тематизации и константу структуры;

6. Константа языка (категория, на которой говорят философ);

7. Константа стиля изложения;

8. Константа «по гамбургскому счёту».

Соловьев: Весьма, весьма. Что же, константы построения я возьму на себя.

Известно, что всякая учебная философия выстраивается определённым образом. Зададимся с вами вопросом: какие же константы составляют это положение?

1. Константа авторской позиции;

2. Константа фундаментальности;

3. Константа теоретичности;

4. Константа ориентации на лучшие философские теории;

5. Константа предметной целостности;

6. Константа актуальности;

7. Константа плюрализма;

8. Константа концептуальной системности;

9. константа осторожности в адаптации курса философии (физикам – физику, историкам – историю);

10. Константа «Не опрощайте философию!»;

11. Константа «не поучайте от имени философии!»;

12. Константа «Против безымянной философии!»

13. Константа интересности.

Посланник: Вы уж простите меня, что опять вмешиваюсь в ваши разговор, но я бы добавил к этим константам, которые считаются формальными, ещё и константы личностные:

во-первых, как бы её выразить… Константа с высоты птичьего полёта. Немного высокопарно, зато точно. Это объясняет тот факт, вам общеизвестный, что философия постигается не сразу.

Во-вторых, константа проблемной ситуации;

в-третьих, константа основных проекций (т.е. описания и изучения явлений; это своеобразное изображение философии на плоскости).

Бердяев: Очень хорошо. Вот вы затронули вы эти основные проекции. А сможете ли вы рассказать о них подробнее?

Посланник: Я отнюдь не философ, Николай Александрович. Могу лишь обозначить их. Это проекции генетическая и статическая.

Бердяев: Что ж, ваши знания достойны похвалы. Думаю, господа, самое время о них рассказать.

Эти проекции – генетическая и историческая – сложились исторически и, признаться, принципиально различаются. Специальные исследования констатируют: эти проекции не отрицают друг друга, они не взаимосводимы. Но эти проекции успешно друг друга взаимодополняют. Безусловно, каждое даёт знания о изучаемом, но знание это усечённое, неконкретное, неполное. Только дополняя друг друга, эти проекции дают полное, конкретное знание о изучаемом предмете.

Представим себе философию как изображение на плоскости. Плоскость в данном случае – наше сознание. То, как философия отобразится на этой плоскости, и будет генетической проекцией. Рассмотрим её в собственных акцентах и результатах…

Посланник: Позвольте заметить об этих акцентах. Прежде чем перейти к ним, необходимо заметить, что внешне эти акценты просты и достаточно очевидны, и в их трактовке не обнаруживается принципиальных расхождений. Редакции акцентов не противоречат друг другу, но акценты эти расставляют по-разному.

Во-первых, стоит упомянуть редакцию абстрактную. Её суть – в описании становления философии..Во-вторых, редакция конкретная. Её предназначение куда шире. Она служит для того, чтобы:

а) становящееся философское знание представить с очевидностью факта в окружении эмпирически обозримых условий и предпосылок. Замечу, что методологи это именуют «эмпирически-предпосылочными основаниями философии»;

б) реконструировать начальные формы философии, в которых природа философского знания генетически развернута и обнажена;

в) выявить те генеалогические родословные истоки философии, которые в её развитых формах представляются неочевидными и полными тайн.

Бердяев: Всё верно, действительно. На мой взгляд, именно эта неочевидность и загадочность генетических истоков вынуждает философию задавать самой себе вопросы, ставшие для неё традиционными, в частности, что такое философия, её назначение и функции.

Думаю, самое время озвучить результаты генетической проекции?

1. Философия – реальный суверенный относительно самостоятельный феномен среди множества других столь же суверенных и реальных феноменов духовной культуры.

2. Она не является первичным духовным феноменом, ибо к моменту возникновения философии уже имеются дофилософское духовное, и философия таким образом «въезжает» в имеющееся пространство духовной культуры.

3. Философия – рефлексия особого порядка; вторичный тип общественного сознания. Уточню рефлексия (от позднелатинского – «обращение назад) – это такой тип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание. Таким образом, философия – это деятельность самопознания, раскрывающая специфику внутреннего строения и духовного мира человека.

4.Философия – уровневое отражение действительности;

5. Философия как необходимое для общества перевёрнутое сознание.

6. Философия не является продуктом массового познания (поэтому-то и существуем мы, философы).

7. Философия – необходимый феномен в эволюции духовной культуры.

8. Необходимость философии – результат пересечения различных факторов, среди которых выделяют социальный, духовный и личностный.

9. Необходимость философии реализуется исторически конкретно! В этом случае рассматриваются: а) модели генезиса философии и б) вопросы генезиса философии.

10. Начальные формы философии – протофилософия.

11. Философия многовариативна, иначе говоря – плюралистична!

12. Философия – исторический феномен. Здесь стоит различать

ü этапы эволюции философии;

ü страноведение;

ü национальная окрашенность философии;

ü типы философствования.

Ницше: Дааа…друзья, ваша советская отечественная философия для моего немецкого ума нова и весьма занимательна. Благодарю за столь познавательный рассказ. Однако вижу не все мы здесь в сборе: нет с нами современный философ (Сепита Вика).

Посланник: Не беспокойтесь, господа, скоро он будет здесь: я его вижу.

современный философ: Прошу меня простить за опоздание. Совсем затерялся я в этой пустоши Земли, непривычна она мне, ведь еще совсем недавно меня окружала цивилизация, а теперь пустота…пустота.

Ортега-и-Гассет: Друг, не переживай. Будет мир на земле! За тем мы сегодня здесь и собрались, чтоб его заново создать! Потому, господин …. (заминается). Прошу простить не знаю, как к вам обратиться.

современный философ: Ах, да моя вина! Я …. (о себе)

Сантаяна: Однако, друзья, мы вновь отвлеклись! И тебе, когда весь совет в сборе, думаю: наше дело по созданию мира начнет развиваться быстрее. Итак, современный философ, прошу подключаться к нашему разговору. Последнее что мы обсудили, это генетическая проекция. Может быть вам есть что добавить по этому вопросу?

Современный философ: Что касается генетической проекции, я не знаю. Зато полно могу осветить для вас проекцию статической проекции.

Ницше: извольте, ….

Совр. философ: С удовольствием, господа философы. (материал-билет)

Ницше: (протяжно и важным видом) Десять раз на дню должен ты находить истину, иначе будешь искать ее и ночью, и душа твоя останется голодной…

Ортега: (удивленно) К чему это, господин Ницше?

Ницше: Слушая рассуждения наших советских товарищей о генетической проекции, о необходимости философии, я пришел к открытию еще одной истины. Наша картина не будет полной, если мы не рассмотрим генезис философии. Это важно, так как в вопросах генезиса обнаруживается историческая конкретика необходимости философии. Учитывание того, что необходимость философии реализуется исторически конкретно, позволит нам отследить исторический прогресс философского знания. Это поможет нам создавать новый мир уже с опорой на закономерности и просчеты прошлого.

Сантаяна: Одобряю ваше предложение, мистер Фридрих. И хочу начать рассмотрение этого вопроса с моделей генезиса философского знания (материал лекции)

Ортега: Осветим друзья и вопросы генезиса философии. (материал)

Сократ: Вернемся же к нашим баранам, так сказать, мои дорогие. Итак, мы строим мир на основе философских учений – наша функция здесь ясна и прозрачна. Однако вот, какая проблемная ситуация возникает, как определить функции самой философии?

Платон: Прежде чем дать конкретный ответ на заявленный тобой вопрос, я бы сначала сказал бы о том, что такое философия вообще.

Сократ одобрительно кивает головой

Платон: Что же, понятие функция включает в себя… (найти! материал)

Аристотель: Однако, учитель, предлагаю конкретизировать функции философии, выстроив их в список и охарактеризовав каждую из них.

Платон: Аристотель, ты удивительно рассудителен! Так и поступим. Итак, если понимать функции философии как основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение, то первой функцией будет считаться мировоззренческая. Эта функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром .(можно еще немного добавить)

Кант: Говоря о том, что философия помогает взаимодействовать с миром, необходимо отметить тогда еще одну функцию философии – методологическую. Она заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. (немного можно добавить)

Шопенгауэр: Почему же никто не говорит о мыслительно-теоретической функции философии. Важность этой функции выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гегель: Что же мы хмурим лбы? Ведьесли, господа, мы обернемся назад к нашим сегодняшним размышлениям, то вероятно сможем выделить еще несколько важных функций философии.

Аристотель: Эврика! Я знаю, чем пополнить наш список!

Сократ: Поделись же, Аристотель, внезапно тебя осенившей мыслью и с нами скорее.

Аристотель: Я вспомнил то, что мы сегодня говорили о классических аспектах предмета философии. Так вот, помня о них, следует еще добавить к списку функции гносеологическую и аксиологическую. Вот функция гносеологическая имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, то есть отвечает за механизм познания.

Сантаяна: Как вы это назвали? Функция аксиологическая, я прав?..Да, вы правы. Эта функция, в переводе с греческого axios означающая «ценный», заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Важно отметить, что аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории. Мир философии наблюдал это в период начала средних веков, когда велся поиск новых, теологических, ценностей после крушения Рима; в период эпохи Возрождения; Реформации; кризиса капитализма конца XIX – начала ХХ вв.

Мамардашвили: Позвольте, почему никто не говорит о критической функции? Ведь и она имеет место быть. Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Ницше: Я бы пожалуй, добавил к общему списку еще такие функции, как социальную и воспитательно-гуманитарную. Роль социальной функции состоит в том, чтобы объяснять общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. А воспитательно-гуманитарная функция философии необходима затем, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Ортега-и-Гассет: Господа! Удивительно длинный список у нас получается! Только подумать!..Да…! Во истину, философия – основа всех основ!

Бердяев: Постойте, уважаемый господин Ортега-и-Гассет, не спешите предаваться восторгу. Боюсь: он будет неполным, если не подвести итог рассмотрения функций философии включением в этот список последней функции, функции прогностической. Она заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Николай Журавлёв | Способ приготовления

Date: 2015-09-18; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию