Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николай Журавлёв

Отрывок из готовящегося Николаем Журавлёвым детального опровержения доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) «К вопросу о канонизации Царя Иоанна Грозного и Григория Распутина», сделанного на Архиерейском соборе 2004 года.

 

Цитаты из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия даны зеленым шрифтом, мои ответы – черным.

 

Митрополит Ювеналий делает громкое заявление, ссылаясь на книгу церковного историка митрополита Макария (Булгакова), недоброжелателя Иоанна Грозного:

Сторонники канонизации Ивана Грозного отрицают как миф многоженство царя, делая особый акцент на том, что его четвертый брак был разрешен Освященным Собором. При этом совершенно бездоказательно отрицаются факты женитьбы царя на трех последних женах […] После смерти второй жены, Марии Темрюковны, Иван Грозный венчался с Марфой Собакиной, через несколько месяцев после её кончины – с Анной Колтовской. При этом церковный собор 1572 г., разрешив четвертый брак царя, наложил на него строгую епитимью "запрет молиться в храме и приобщаться Святых Христовых Тайн"[1]

Итак, здесь даже митрополитом Ювеналием признаётся, что Церковный Собор разрешил Царю Иоанну Грозному четвёртый брак (а то мне приходилось сталкиваться с утверждениями, что Церковь никак не могла дать Царю разрешение на четвёртый брак).

Обратимся к фактам и отделим зёрна от плевел, отвечая на громкое, но бездоказательное заявление председателя синодальной комиссии по канонизации.

«Сторонники канонизации Ивана Грозного отрицают как миф многоженство царя…». Стоп. Что подразумевать под «многожёнством»? Полигамию, когда сразу несколько жён? Это отпадает, поскольку Православие это запрещает, а Царь был глубоко верующим, набожным человеком. Вот благословение Господа Бога мужчине и женщине: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Книга Бытия 1:28), «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Послание Св. Апостола Павла к Титу 1:6), «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1-е Послание Св. Апостола Павла к Коринфянам 7:2–5). В этих строках Библии мы видим благословение на единобрачие, и запрет на многожёнство.

Поэтому остаётся второй вариант – повторное вступление в брак после смерти супруги.

И тут Царю Иоанну приписывают вступление в брак 7, а то и 8 раз! Но летописи и факты свидетельствуют, что Царь вступал в брак не более 4-х раз. Во времена Царя Иоанна Грозного всё народонаселение было набожным (тем более Сам Царь Иоанн Грозный – борец за Чистоту и Полноту Православия[2], Его воспитателем и наставником был Свт. Макарий Митрополит Московский (1542–1563; не путать с митрополитом Макарием (Булгаковым), который жил в XIX веке!) – последователь Св. Преп. Иосифа Волоцкого[3], венчавший на Царство Иоанна Грозного; и единственной формой брака было ВЕНЧАНИЕ (одно из Семи Церковных Таинств). Гражданских браков в то время не было. А все свои ЧЕТЫРЕ брака Богобоязненный Царь Иоанн Грозный ВЕНЧАЛСЯ.

 

 

Дело в том, что рядом с матерью Иоанна Грозного похоронены четыре его жены: Анастасия Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Собакина и Мария Нагая. К жёнам Царя причисляют Анну Колтовскую, ссылаясь на то, что она не похоронена в царской усыпальнице ввиду того, что пострижена в монахини при Борисе Годунове. Однако четвёртая (и последняя!) жена Иоанна Грозного Мария Нагая тоже была пострижена в монахини при Борисе Годунове, что, однако, не помешало ей быть похороненной в царской усыпальнице, причём в монашеском облачении. И Мария Нагая, и Анна Колтовская, были сосланы в Горицкий девичий Воскресенский монастырь, однако после смерти одна удостоилась погребения в Москве как царица, а другая нет. Вывод: Анна Колтовская женой Царя Иоанна Грозного никогда не являлась.

«Конечно, четыре супруги — безусловное нарушение церковного канона. Но, во-первых, не семь-восемь. А, во-вторых, третья супруга царя, Марфа Собакина, тяжело заболела ещё невестой и умерла через неделю после венца, так и не став царской женой де-факто. Для подтверждения этого была созвана специальная комиссия, и на основании её выводов царь получил впоследствии разрешение на четвёртый брак»[4]. Ведь нужен был наследник Престола! И им стал Св. Царевич-Великомученик Димитрий Углический, сын Марии Нагой. «Надо помнить, что в царской жизни нет ничего личного, но всё — направлено на благо государства. Ведь даже зачатие наследника престола было… общественным делом. Вся Москва извещалась специальным колокольным звоном, когда царь входил в опочивальню к царице (они жили в отдельных теремах), дабы православный народ молился о зачатии здорового телесно и духовно царевича. Нам сегодня просто не возможно понять то чувство религиозного трепета, которое испытывали русские к своему царю, являвшемуся для них выразителем Божией воли и истины»[5]

«Интересно, что уже в XX веке, во время вскрытия её гробницы, царица Марфа была найдена исследователями совершенно нетленной. Как живая, лежала она перед поражёнными людьми. Однако вскоре, под воздействием воздуха, ее плоть обратилась в прах».

 

Хотя епитимия налагалась на трёхлетний срок, запрет на принятие Святых Тайн действовал до конца жизни царя[6]. Митрополит Макарий (Булгаков) следующим образом описывал дальнейшую историю многоженства Ивана Грозного. "...Прошло два-три года, и царь развелся со своею четвёртою женою, отпустив её в монастырь, а сам женился на пятой жене (около 1575 г.) и вскоре потом на шестой и на седьмой (в сентябре 1580 г.) и все это делал без всякого разрешения со стороны церковной власти, и не считал нужным даже просить у нее прощения и молитв, как просил по вступлении в четвёртый брак"[7].

 

Во-первых, митрополит Макарий (Булгаков) не жил во времена Иоанна Грозного, а во-вторых хочется задать ему вопрос: а можно поподробнее о пятой, шестой и седьмой жёнах? И их имена? И когда это Царь успевал так быстро жениться? И почему они не похоронены в царской усыпальнице, как Мария Нагая, пусть даже в монашеском облачении? И почему всё-таки Анна Колтовская не похоронена в царской усыпальнице, пусть даже в монашеском облачении?

А ведь есть ещё такие мифические "жёны", как Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева[8], Наталья Булгакова[9], Авдотья Романовна, Анна Романовна, Марья Романовна, Марфа Романовна, Мамельфа Тимофеевна[10] и Фетьма Тимофеевна… Вот где простор для клеветнических измышлений! Одни Романовны да Тимофеевны! Причём превышающее «традиционное» число в семь-восемь!

ВЫВОД: С уверенностью можно говорить только о четырёх жёнах Иоанна Грозного, причем четвёртый, брак был совершен по решению Освященного Собора Русской Православной Церкви и Царь понёс за него наложенную епитимию. Четвёртый брак был разрешен ввиду того, что третий брак (с Марфой Собакиной) был только номинальным, Царица умерла, так и не вступив в фактический брак. Эти четыре брака умещаются в исторический период правления Царя Иоанна Грозного. Имена четырёх жён: Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна, Марфа Васильевна Собакина и Мария Нагая. Остальные "Романовны" да "Тимофеевны", "Булгаковы" с "Мелентьевыми" да "Васильчиковыми" – не умещаются в исторический период, и являются не более, чем плодом фантазии, мифом, вымыслом.

Казимир Валишевский, сообщая, будто Царь превратил Александровскую слободу в «вертеп разврата», с иронией пишет: «Не трудно представить, что происходило у Александровских «иноков».

Представить, конечно, можно все, что угодно, но хотелось бы все же узнать, какие именно факты имел в виду автор. Или Валишевскому нечего сказать, кроме общих фраз?

«Со времени смерти Анастасии семейная жизнь его не представляла ничего поучительного», — нравоучительно вещает Валишевский «прогрессивным людям» либеральной предреволюционной поры, сплошь исповедующим «свободные нравы». Здесь наверняка сказывается закономерность, давно отмеченная психологами: каждый человек обвиняет других именно в том, к чему склонен сам – «у кого что болит – тот про то и говорит». «Культурный» исследователь сознательно или подсознательно проецирует на место Государя себя. Чем бы он занялся, имея власть Грозного? Ясное дело, выпивка, бабы… Возможность искать иные радости, духовные, ему и в голову не приходит. Да и сейчас, в наш «просвещённый» век, не менее смешно смотреть, как ужасаются «царскому разврату» те, кто с пеной у рта ратует за легализацию проституции и равные права содомитов (т.е. извращенцев – так называемых «сексуальных меньшинств»). Так и хочется спросить: а судьи кто?

Но другие исследователи все же обратили внимание: если Царь так круто оттягивался, зачем же ему требовались жены? И чтобы разрешить очевидную нестыковку, оговариваются: дескать, да, был развратником, но и педантом в религиозных делах, поэтому каждую связь старался узаконить браком[11]. Извините, а какую связь? С 50 пленницами Царь тоже венчался? И с вдовами и дочерьми репрессированных? Ещё раз повторю: в то время гражданских браков НЕ БЫЛО! На Западе (давно отступившем от Бога и Его Истинной Церкви – Православной) любовницами монархов никого нельзя было удивить, для клеветы это не годилось. Иное дело – многожёнство, преступление против религии. А в России пропагандистские сплетни подхватили Карамзин, Шлёцер, Миллер, Ключевский, Костомаров, и, к сожалению, митрополит Макарий (Булгаков), а вслед за ним, некоторые современные церковные деятели вроде митрополита Ювеналия, протоиерея Георгия Митрофанова, иерея Даниила Сысоева, иерея Максима Каскуна, диакона Андрея Кураева и сектоведа Александра Дворкина.

 

Зададимся вопросом: почему Царь вступал ЧЕТЫРЕ (а не семь-восемь) раза в брак? Ответ прост: потому что предыдущая супруга умирала от яда, который подсыпали изменники-бояре. Да и самого Царя они отравили. Содержание ядов в костях Царя Иоанна Грозного и его сына Царевича Иоанна Иоанновича превышает предельно допустимую концентрацию аж в 4 раза. А третья супруга Марфа Собакина подверглась такому отравлению, что:

1) Умерла вскоре после венчания;

2) Когда в 1963 году её гробницу вскрыли, то консервирующее действие огромного количества ядов было в анаэробных условиях таким, что она как живая лежала перед изумлённой экспертизой. Но под действием атмосферного воздуха её тело истлело.

А Наследник Престола был нужен – дело Государственной важности. Поэтому Церковь дала Царю разрешение на ЧЕТВЁРТЫЙ (И ПОСЛЕДНИЙ!) брак с Марией Нагой, от которой у него родится Царевич Димитрий.


 

 

Вот таблица содержания ядов в костях Рюриковичей – результат экспертизы 1963 года:

 

А вот Британский король Генрих VIII Тюдор вступал в брак 6 раз. А всё началось с того, что первую свою жену Екатерину Арагонскую король не любил. Она досталась ему “по наследству” от брата, была старше мужа. Король постоянно “пасся” на стороне, но нравом разительно отличался от Франциска. Он как-то и не задумывался об ухаживании, подарках, брал что хотел, а под настроение мог избить любовниц так, что они получали увечья и, как сообщают хроники, “на многие недели теряли дееспособность”.

Привыкший действовать грубо и прямолинейно, Генрих даже не подозревал об искусстве обольщения. А Анна Болейн (прозванная в Англии “французской кобылкой”), освоила его в полной мере и вскружила королю голову. Но игру она затеяла опасную, с очень высокой ставкой…

Приглашения в королевскую спальню она, ко всеобщему удивлению, отвергла, изображая их себя непорочную девицу. Генрих стал обхаживать её так и эдак, но получал ответы, что обет не позволяет ей вступить в связь без брака. Недоступность её прелестей еще больше разожгла страсть короля, и он поддался. Предлогом для решительных шагов стало отсутствие наследника. Его дети от Екатерины умерли во младенчестве, кроме дочери Марии, и Генрих в 1527 г. обратился к папе римскому Клименту VII с весьма экстравагантной просьбой: в награду за особые заслуги в борьбе с протестантами разрешить ему иметь одновременно нескольких жен. А заодно просил отпустить “грех кровосмешения при родстве в первой степени” (прежде он успел переспать с сестрой Анны).

Подобные запросы удивили даже Климента VII, и он отказал. Тогда Генрих потребовал развода. Лорд-канцлер кардинал Уолси, зная характер своего монарха, был в ужасе. Он убеждал Екатерину Арагонскую ради блага католицизма и Англии добровольно уйти в монастырь. Употребил все влияние в Риме, сыпал взятки, чтобы папа согласился на развод. Однако королева отвечала, что она “желает жить в браке, и пусть ее разрубят на части, но в монастырь не пойдет”. А папу уговорить оказалось невозможно – Екатерина являлась родной сестрой Карла V, от коего Климент VII только что получил взбучку с разорением Рима. Ну что ж, раз Уолси не справился с задачей, Генрих его сместил. Но он считал, что министров надо лишать должностей вместе с головами, и против кардинала было состряпано дело об измене. Что было весьма удобно, позволяло конфисковать все богатства и дворцы, которыми разжился Уолси на государственной службе. Правда, кардиналу повезло, до суда он не дожил и умер в темнице.

Лордом-канцлером стал Томас Мор. Он продолжил выполнять волю монарха, силясь получить разрешение на развод, но успеха в Ватикане тоже не добился. И Генрих обиделся, решил вообще порвать с Римом. В 1532 г. парламент по его приказу принял закон, предписывающий духовенству не предпринимать ничего, что было бы неугодно королю. Архиепископ Кентерберийский Кранмер тайно обвенчал короля с Анной. А спустя несколько месяцев расторг брак с Екатериной, её взяли под стражу и даже дочь объявили незаконнорожденной. Папа в ответ отлучил Генриха от церкви. Но британский монарх послал его подальше вместе с отлучением, и начал раскольническую деятельность – так возникла первая протестантская "Англиканская церковь".

Когда Анна Болейн надоела Генриху VIII, он обратил внимание на другую дамочку – Джейн Сеймур. Стал прикидывать, что она и в роли жены получше будет. Но скандал с прошлым разводом был слишком свежим. Еще двух лет не прошло, как из-за Анны целое государство сменило религию. Опять разводиться значило поставить себя в неудобное положение. И Генрих поступил проще. Обвинил жену в супружеской измене. А поскольку супруг был королем, измена приравнивалась к государственной. В 1536 г. парламент единогласно осудил Анну и нескольких лиц, объявленных ее соучастниками, и все они были обезглавлены. В 1536 г. парламент пересмотрел основы "Англиканский церкви", и в ней осталось лишь три таинства: крещение, покаяние и причастие. Венчание вычеркнули, чтобы впредь избегать "лишних хлопот".

С этого времени брак стал в Англии гражданским актом, и король испробовал новый обычай, женившись на Джейн Сеймур. В 1537 г. она произвела на свет сына Эдуарда, но от родов не оправилась, через 12 дней умерла. Для Генриха принялись искать следующую жену, и лорд-канцлер Кромвель посоветовал ему Анну Клевскую.

Оформили все юридические договоры, она прибыла в Англию. Но… сразу после свадьбы выяснилось, что брак неудачен. Парадный портрет, по которому Генриха знакомили с невестой, слишком преукрасил ее. А ей было уже 35 лет, для той эпохи немало. Она была очень полной, нездоровой, с квадратным некрасивым лицом, не зря же “в девках засиделась”. Короче, семейные отношения не сладились.

Но Анна Клевская оказалась умной женщиной, повторять опыт Болейн не хотела. И она предпочла договориться с мужем по-хорошему. Через полгода после свадьбы оба объявили, что между ними за это время не было физической близости, и их брак был признан недействительным. Анна за такую уступчивость не только уцелела, но получила солидную пенсию, в родное нищее княжество не вернулась и доживала век в Англии в свое удовольствие. Зато Кромвель, так удруживший королю с невестой, впал в немилость, и этим воспользовался его враг, герцог Норфолкский Говард. Он подсунул начавшему уже дряхлеть Генриху свою 19-летнюю свеженькую дочь. Монарх загорелся, и Екатерина Говард стала его пятой женой. Кромвеля, как водится, обвинили в измене и обезглавили, а папаша новой королевы занял его место. Всего через год после свадьбы королю и эта жена надоела. Может, характерами не сошлись, может по другой причине. А метод сменить её был уже отработан. Обвинение в супружеской, читай – государственной измене. Парламент, разумеется, проголосовал “за”. А англичане почитали правовое государство – раз парламент проголосовал, значит, всё правильно. Даже супруга протестовать не стала. Единственное, о чем попросила, чтобы к ней в камеру принесли плаху: порепетировать, как поизящнее класть на неё голову. И Екатерину обезглавили.

Шестой женой короля стала Екатерина Парр. Генрих в это время совсем одряхлел, и его последняя жена Екатерина Парр смогла сохранить голову на плечах – она стала сиделкой при больном муже.

 

Вот такие дела. Заметьте: Царь Иоанн Грозный, в отличие от Генриха VIII, никого из своих жён не казнил! Напрашивается вопрос: кто из них настоящий тиран и развратник-многожёнец?..

 

Как говорил Конфуций, трудно найти чёрную кошку в темной комнате, особенно если её там нет. Но, похоже, что именно поисками такой «кошки» и занимаются цареборцы, когда начинают рассуждать о многожёнстве Царя Иоанна. И потому вполне закономерно замечание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) по этому поводу: «…сомнительно выглядят сообщения о «семи женах» царя и его необузданном сладострастии, обрастающие в зависимости от фантазии обвинителей самыми невероятными подробностями»[12]. Так что претензии митрополита Ювеналия и здесь ложны. А сочинения недоброжелателя Иоанна Грозного митрополита Макария (Булгакова), которым слепо верит митрополит Ювеналий, опять показали свою историческую некомпетентность.

 

Николай Журавлёв,

писатель-историк,

активист

Православного Братства во имя Святого Благоверного Царя-Искупителя Николая II (РПЦ МП).

 


[1] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн.4. Ч.1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589). Отд.2. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448-1589). М., 1996, с.173-174.

[2] наряду со Святыми Иосифом Волоцким, Геннадием Новгородским и Макарием Московским.

[3] впоследствии Св. Благов. Царь-Влмч Иоанн Грозный внимательно изучит творения Св. Преп. Иосифа Волоцкого и будет жить его творениями. Святые Иоанн Грозный, Иосиф Волоцкий, Макарий Московский и Геннадий Новгородский – образцы ревнителей борьбы за Чистоту и Полноту Православия против всех ересей, главным образом, против ереси жидовствующих (последователями этой ереси являются современные цареборцы, экуменисты и паписты – например, митрополиты Ювеналий (Поярков), Иларион (Алфеев) и их учитель Никодим (Ротов), протоиерей Георгий Митрофанов, иерей Максим Каскун, диакон Андрей Кураев).

[4] Манягин В.Г. Правда Грозного Царя. М.: Алгоритм, 2007, с. 199.

[5] Там же, с. 201–202.

[6] И здесь митрополит Ювеналий вводит в заблуждение читателя (хотя считает себя профессиональным историком-специалистом). В «Грамоте избранной и утвержденной на царство царю Борису Феодоровичу» записано: «егда же восхотевшу Богу во онь век безконечный преставити от жития сего государя, царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Руси, тогда повеле приити к себе духовнику своему архимандриту Феодосию, хотя ему исповедати последнее исповедание, и пречистых Христовых Тайн от него причаститься. Егда же Великий государь последняго напутия сподобися, пречистаго тела и крови Господа, тогда во свидетельство представляя духовника своего архимандрита Феодосия, слез очи свои наполнив, глаголя Борису Феодоровичу: тебе приказываю душу свою и сына своего Феодора Ивановича и дщерь свою Ирину» (Древняя Российская Вифлиофика. Ч. 7. с. 54). Так что Царь Иоанн Грозный перед смертью Причастился, как и положено Православному Христианину и принял постриг в схиму с именем Иона, как свидетельствуют о том многочисленные документы.

[7] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн.4. Ч.1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589). Отд.2. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448-1589). М., 1996, с.173.

[8] «Некоторые историки подвергают сомнению сам факт существования таинственной Василисы Мелентьевой, считая упоминание её в летописи чьей-то позднейшей «шуткой» — то есть специальной вставкой!» (Манягин В.Г. Правда Грозного Царя. М.: Алгоритм, 2007, с. 200–201)

[9] Наталью Булгакову выдумал Джером Горсей. В научных комментариях Ю.А. Лимонова к тексту Горсея мы читаем: «Упоминание жены Ивана IV Натальи Булгаковой — ошибка, таковой не существовало» (Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1986, с. 533). Эту фразу можно повторить и по отношению к большинству других «жён» Царя Иоанна.

[10] Кстати, Мамельфа Тимофеевна – имя матери Добрыни Никитича, жившего при Св. Равноап. Князе Владимире… И её приписывают к жёнам Иоанна Грозного?!. Можно только подивиться такой логике цареборцев!

[11] Например, упоминавшийся выше Казимир Валишевский словно удивляется тому, что написал и сам себя в очередной раз опровергает: «Однако, как же согласовать эту распущенность Царя с его постоянным стремлением вступать в новые брачные союзы? По-видимому, это совершенно противоречит ходячим легендам о целых толпах женщин, будто бы приводимых в Александровскую слободу, или о гареме, повсюду сопровождавшем царя в его поездках. Иван был большим любителем женщин, но он в то же время был и большим педантом в соблюдении религиозных обрядов. Если он и стремился обладать женщиной, то только как законный муж».

Не сумев найти подтверждений блудодейству Грозного Царя, Казимир Валишевский стремится приписать Иоанну хотя бы те пресловутые 7–8 жён.

[12] Иоанн (Снычёв), Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Русская Симфония. Очерки Русской историософии. СПб.: Царское Дело, 2004, с. 138; Иоанн (Снычёв), Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие Духа. Очерки Русского самосознания. М.: Институт Русской Цивилизации, 2007, с. 195.


<== предыдущая | следующая ==>
Социо-когнитивный дискурс-анализ | Новый мир после конца света. Совет философов

Date: 2015-09-18; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию