Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспроизводство материальной и духовной культуры





Всё, что создано людьми, весь многообразный результат воздействий общества на природу и взаимоотношений внутри общества представляет собой — в широком смысле — культуру человечества. Положительные и отрицательные стороны культурного опыта люди оценивают, исходя из практических достижений своего времени и в соответствии с идеалами, принятыми в том или ином сообществе.

В обществах замкнутых, традиционных, чей образ жизни меняется медленно, культурное наследие прошлого перенимается целиком. В обществах открытых, модернизируемых, чей образ жизни постоянно обновляется, культурное наследие прошлого критически перерабатывается и дополняется.

Преемственность культуры, ее сохранение и развитие последующими поколениями связаны с двумя видами деятельности человека — созидательным и познавательным, с двумя основными социальными процессами — материальным и духовным освоением мира.

Преобразовывая окружающую природу, совершенствуя средства и способы производства и потребления, оснащая повседневный быт множеством вещей, люди создали предметную среду, материальные условия своего существования. Познавая окружающий мир и самих себя, совершенствуя порядок общежития, насыщая память множеством образов и идей, люди создали систему истин и ценностей, духовные ориентиры своего сознания.

Накопление материальной и духовной культуры, накопление осязаемых результатов человеческой деятельности и суммы знаний об этой деятельности происходит неравномерно и противоречиво. Вещи всегда подвержены физическому и моральному износу и замене, идеалы часто переосмысливаются или забываются. Иногда стихийные бедствия и социальные потрясения приводят к уничтожению целых культур. Однако непрерывность хода всемирной истории обеспечивает и непрерывность культурного наследования.

В доклассовом обществе роды, племена, семьи и соседские общины воспроизводили в каждом поколении и материальные условия жизни, и духовные ориентиры своей социальной общности. С переходом к классовому делению социума функцию материального производства, его организацию и контроль берут на себя социальные классы, а функцию сохранения и развития духовных ценностей и истин — социальные общности.

Конечно, это не означает, что раб, феодально зависимый крестьянин или наемный рабочий становятся только механическими приложениями к средствам производства, а рабовладелец, феодал и буржуа только владеют средствами производства. Имея свое классовое обличие, эти люди вместе с тем входят в определенные социальные общности, к духовной культуре которых они приобщены.

Сложность социальной структуры общества в том и состоит, что человек может одновременно иметь и общностную, и классовую принадлежность, духовно формироваться в своей семье, общине, сословии, народе, нации — и участвовать в материальном производстве как человек трудового или собственнического класса.

Феодалы и феодально зависимые крестьяне не создают духовную культуру, а дворянство, духовенство, крестьянство (имеется в виду не класс, а сословие) — создают. Точно так же наемный рабочий и капиталист разделены трудом и капиталом, заработной платой и прибылью (то есть классовым положением и классовыми интересами), но как люди, принадлежащие, например, к одной нации, соединены общностью языка, общностью страны рождения и общностью культурной (духовной) традиции.

Человек обязательно принадлежит к той или иной социальной общности и всегда несет в себе духовную культуру этой общности, участвуя в ее воспроизводстве тем, что говорит и думает на родном языке, тем, что воспитывает детей в своей культурной традиции, тем, что оберегает свою землю. Человек обязательно пользуется материальными условиями жизни, но не всегда принадлежит к тому или иному социальному классу и поэтому не всегда связан с воспроизводством материальной культуры.

 

Date: 2015-09-18; view: 689; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию