Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспроизводство материальной и духовной культуры



Всё, что создано людьми, весь многообразный результат воздействий общества на природу и взаимоотношений внутри общества представляет собой — в широком смысле — культуру человечества. Положительные и отрицательные стороны культурного опыта люди оценивают, исходя из практических достижений своего времени и в соответствии с идеалами, принятыми в том или ином сообществе.

В обществах замкнутых, традиционных, чей образ жизни меняется медленно, культурное наследие прошлого перенимается целиком. В обществах открытых, модернизируемых, чей образ жизни постоянно обновляется, культурное наследие прошлого критически перерабатывается и дополняется.

Преемственность культуры, ее сохранение и развитие последующими поколениями связаны с двумя видами деятельности человека — созидательным и познавательным, с двумя основными социальными процессами — материальным и духовным освоением мира.

Преобразовывая окружающую природу, совершенствуя средства и способы производства и потребления, оснащая повседневный быт множеством вещей, люди создали предметную среду, материальные условия своего существования. Познавая окружающий мир и самих себя, совершенствуя порядок общежития, насыщая память множеством образов и идей, люди создали систему истин и ценностей, духовные ориентиры своего сознания.

Накопление материальной и духовной культуры, накопление осязаемых результатов человеческой деятельности и суммы знаний об этой деятельности происходит неравномерно и противоречиво. Вещи всегда подвержены физическому и моральному износу и замене, идеалы часто переосмысливаются или забываются. Иногда стихийные бедствия и социальные потрясения приводят к уничтожению целых культур. Однако непрерывность хода всемирной истории обеспечивает и непрерывность культурного наследования.

В доклассовом обществе роды, племена, семьи и соседские общины воспроизводили в каждом поколении и материальные условия жизни, и духовные ориентиры своей социальной общности. С переходом к классовому делению социума функцию материального производства, его организацию и контроль берут на себя социальные классы, а функцию сохранения и развития духовных ценностей и истин — социальные общности.



Конечно, это не означает, что раб, феодально зависимый крестьянин или наемный рабочий становятся только механическими приложениями к средствам производства, а рабовладелец, феодал и буржуа только владеют средствами производства. Имея свое классовое обличие, эти люди вместе с тем входят в определенные социальные общности, к духовной культуре которых они приобщены.

Сложность социальной структуры общества в том и состоит, что человек может одновременно иметь и общностную, и классовую принадлежность, духовно формироваться в своей семье, общине, сословии, народе, нации — и участвовать в материальном производстве как человек трудового или собственнического класса.

Феодалы и феодально зависимые крестьяне не создают духовную культуру, а дворянство, духовенство, крестьянство (имеется в виду не класс, а сословие) — создают. Точно так же наемный рабочий и капиталист разделены трудом и капиталом, заработной платой и прибылью (то есть классовым положением и классовыми интересами), но как люди, принадлежащие, например, к одной нации, соединены общностью языка, общностью страны рождения и общностью культурной (духовной) традиции.

Человек обязательно принадлежит к той или иной социальной общности и всегда несет в себе духовную культуру этой общности, участвуя в ее воспроизводстве тем, что говорит и думает на родном языке, тем, что воспитывает детей в своей культурной традиции, тем, что оберегает свою землю. Человек обязательно пользуется материальными условиями жизни, но не всегда принадлежит к тому или иному социальному классу и поэтому не всегда связан с воспроизводством материальной культуры.

 








Date: 2015-09-18; view: 32; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию