Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость экономического роста в переходной экономике





Дискуссия о темпах экономического роста.

Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее, существуют различные точки зрения на то, каков механизм воздействия инвестиций на экономику и каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса. Одна точка зрения состоит в том, что инвестиции – главный “мотор” экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста её экономики. Согласно, другой точки зрения, цепочка причинно- следственных связей направлена как раз в обратную сторону: высокий спрос ведёт к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать. Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода утверждают, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и “вытянет” за собой экономику, и следовательно, инвестиции.

В пользу гипотезы о ключевой роли инвестиций в экономическом росте говорит опыт стран с рыночной экономикой, осуществивших в послевоенный период резкий скачок в экономическом развитии. При этом произошел переход из порочного круга “низкий уровень доходов - бедность - низкий уровень сбережений - низкий уровень инвестиций - низкий темп роста доходов” к равновесию высшего уровня, при котором высокий темп роста доходов населения обеспечивает высокие сбережения, инвестиции и тем самым создает предпосылки для дальнейшего роста. Подобная модель использовалась в Гонконге,
Индонезии, Китае, Корее, Малайзии, Сингапуре, Тайване, Таиланде, Чили, В подавляющем большинстве этих стран (за исключением Гонконга и Чили) государство играло активную роль катализатора в процессе накопления человеческого и материального капитала.[15] Это, однако, не означает того, что процветания можно добиться, вызвав инвестиционный бум. Инвестиции - составная часть ВВП, поэтому если быстро растет ВВП, то обнаруживается статистическая связь между инвестициями и ростом. Периоды экономического подъема сопровождаются инвестиционным бумом, но попытки вызвать подъем наращиванием накопления не гарантируют успеха.

В частности, детальное исследование “экономического чуда” в странах
Юго-Восточной Азии, учитывающее все обратные связи в системе “производство
- инвестиции”, показывает, что на долю инвестиций в основной капитал приходится от одной трети до половины предсказанных в модели темпов роста.
Приблизительно таков же и вклад человеческого капитала. Проблема, однако, заключается в том, что с помощью такой модели можно объяснить не более 20% наблюдавшихся темпов роста. Иными словами, львиная доля экономического роста объясняется не поддающимися числовому выражению факторами, а на долю инвестиционного бума приходится таким образом не более одного процентного пункта из 6%-ого среднего темпа роста “новых индустриальных стран” на протяжении 1960-1985 гг.

Итак, нельзя сделать однозначного вывода относительно того, можно ли, увеличив инвестиции, добиться устойчивого роста. Но одно представляется ясным: важен не просто уровень инвестиций, а их качество и эффективность размещения, что обеспечивается созданием благоприятной среды для инвестирования.

Как показывает опыт развития стран Юго-Восточной Азии, четкая государственная инвестиционная программа - залог серьезного обсуждения и принятия ее широкими кругами промышленников и финансистов. Первый шаг - это определение параметров стабильного долгосрочного развития. Второй шаг - определение нормы накопления, которая адекватна этому темпу развития, и, соответственно, уровня сбережений, который будет соответствовать этой цели.

При нулевых темпах экономического роста, на относительно небольшое время он не грозит большими отри­цательными последствиями, так как может осуществляться за счет снижения материалоемкости, повышения фондоотдачи и произ­водительности труда. Возможен и другой вариант, когда в резуль­тате снижения расходов на милитаризацию удается уменьшить выпуск продукции военного назначения.

Что касается отрицательных темпов, которые имеют место в России в настоящее время, то это — свидетельство кризисных процессов в национальной экономике страны. Падение темпов экономического роста в нашей стране, начавшееся в 60-х годах, объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, высоким удельным весом производства средств производства и огромным количе­ством производимой военной техники, на ликвидацию которой сегодня приходится затрачивать большие средства. Во-вторых, ухудшением показателя фондоотдачи, т.е. съема продукции с еди­ницы производственных фондов. В-третьих, так как львиная до­ля продукции направлялась на военные нужды, то во все возра­стающих размерах не хватало продукции машиностроения для обновления действующего производства, которое старело морально и физически, теряло свою производительность и другие необ­ходимые свойства. В-четвертых, этот процесс резко усилился, темпы стали отрицательными в 90-х годах в связи с развалом СССР и разрывом десятилетиями налаженных хозяйственных свя­зей между предприятиями, находившимися в различных союз­ных республиках. На это наложились трудности перехода к ры­ночной экономике.

В перспективе, когда будет преодолен кризис российской экономики и страна перейдет к нормальному развитию, встанет вопрос об оптимальных темпах экономического роста. Представ­ляется, что оптимальные темпы должны базироваться на сложив­шемся макроэкономическом равновесии национальной эконо­мики и одновременно выступать важнейшим средством его обес­печения. Они не могут быть слишком высокими, ибо излишне высокие темпы развития, как это доказывает макроэкономика, неизбежно ведут к инфляции.[16] В целом следует отметить, что эта проблема пока в экономической теории не разработана.

Дискуссия по поводу того, какие темпы роста нам необходимо иметь: достаточно иметь умеренные темпы роста на уровне 4-5% ежегодно или более высокие? Если же речь шла о более высоких темпах экономического роста, то дискуссия подразделялась на может быть три основных направления: нужны ли высокие темпы экономического роста для России, можно ли добиться высоких темпов экономического роста и, наконец, как это сделать, как обеспечить высокие темпы роста.

Естественно, различные ответы на третий подвопрос в этом блоке приводил участников дискуссии к обсуждению механизма экономического роста. Прежде всего, источники и факторы экономического роста, а также инструменты экономической политики, которые способствуют поддержанию более высоких темпов экономического роста. После того как послание было оглашено, задачи были поставлены, характер национально-экономической дискуссии по вопросам экономического роста немножко изменился.

По мере развития дискуссии об экономическом росте задача удвоения ВВП к 2010 году была обозначена как основная для правительства. Здесь, по сути, осталось два таких вопроса. Первый вопрос - какие именно темпы экономического роста необходимы для удвоения ВВП, и как обеспечить соответствующие темпы экономического роста.

Что касается первого вопроса, то ответ можно сформулировать в трех тезисах: для удвоения ВВП за 10 лет требуется среднегодовой темп прироста ВВП не менее 7,2%; "для увеличения ВВП к началу 2010-го года", то есть за 2000-2009 годы, с учетом фактического роста российской экономики в 2000-2003-м году, требуется среднегодовой темп роста ВВП в оставшиеся годы, 2004-2009 годах, не менее 7,9%; если же необходимо удвоить ВВП к концу 2010-го года, то с учетом фактического роста российской экономики в 2001-2003 годах требуется среднегодовой темп рост ВВП не менее 8,2%.

Что касается механизмов экономического роста, инструментов экономической политики, которую следует использовать, хотелось бы представить один из подходов, который по нашим расчетам, а так же по практическому опыту тех 68-ми стран мира, удваивавших ВВП в течение 10 лет за последние 50 лет, мог бы быть использован.

Есть две основные группы факторов, о которых довольно много было сказано в последние 4 года. Один фактор - фактор удачи, фактор счастливого стечения обстоятельств, благоприятной конъюнктуры, прежде всего внешнеэкономической. И второй фактор, фактор проводимой политики, целенаправленных действий людей, прежде всего, политики, проводимой властями.[17]

К фактору удачи относятся соотношения экспортно-импортных цен на те экспортные товары, которые Россия экспортирует, импортные товары, которые Россия покупает. За последние годы наблюдается существенный рост индекса условий торговли, что свидетельствует о том, что Россия получает очень значительный, как мы его назвали, чистый грант, от мировой экономики за счет изменения экспортных и импортных цен.

Основные элементы механизма экономического роста. Экономический рост возможен только тогда, когда национальная экономика является конкурентоспособной. Главное ограничение конкурентоспособности это высокие издержки ведения экономической деятельности, ведения бизнеса в стране. Высокие издержки ведения экономической деятельности в стране обусловлены, прежде всего, размерами нерыночного сектора. К нему относят государственный сектор, монопольный сектор, уровень реального валютного курса (голландская болезнь). Это не исчерпывающий список элементов и нерыночного сектора.

Когда в России были самые высокие государственные расходы, около 50% ВВП, среднегодовой темп экономического спада составлял 12%. В период 95-98-го годов, когда произошло снижение удельного веса государственных расходов примерно до 41% ВВП, темпы экономического спада снизились почти до 3% ежегодно, но спад продолжался. Самые лучшие результаты были достигнуты в 1999-2001 годах при удельном весе государственных расходов в 33% ВВП и темпах экономического роста чуть более 7%. Наконец, в 2002 году при увеличении удельного веса государственных расходов до 37% произошло снижение темпов экономического роста до 4,3%.

Мы с вами в начале говорили о том это фактически темпы роста ВВП, которые могут быть разложены на фактор удачи и фактор внутренней экономической политики. Если мы вместо фактических данных по приросту ВВП поставим скорректированные данные по приросту ВВП с учетом того гранта, который получила страна за счет внешнеэкономической конъюнктуры, темпы экономического роста будут отрицательными.

Размеры государства Россия являются избыточными, они препятствуют экономическому росту и необходимо их сокращение до оптимального уровня.

Если сокращается удельный вес государственных расходов до 25% ВВП, то возможный коридор значений экономического роста меняется примерно от плюс 1% до плюс 12%. Если снизится размеры государственных расходов до 20% ВВП, то возможный коридор значений оказывается между примерно 4 и 15% экономического роста, по крайней мере, коридор значений. Можно поступить обратным, инверсионным способом - задаться не целевыми значениями для государственных расходов и размеров государства, а задаться вопросом о целевых темпах прироста ВВП. Здесь представлены три варианта: 5% - тот темп экономического роста, который представлен в проекте среднесрочной программе правительства, 6,5% - фактические темпы роста российской экономики в последние 5 лет, и 8% - желаемые темпы экономического роста для обеспечения удвоения ВВП до 2010 года. Для того, чтобы иметь 8-процентный экономический рост в течение длительного времени, нам надо выходить на величину удельного веса государственных расходов ВВП на уровне 20-22%.

При оценке экономического роста, его динамики, темпов и других показателей во всем мире (с 1993 г. и в Российской Феде­рации) должна использоваться утвержденная органами ООН си­стема национальных счетов.

Для оценки экономического роста все большее значение при­обретают такие показатели благосостояния, как продолжитель­ность жизни, величина свободного времени и т.п.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 578; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию