Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блог Камеля Назира. Третий отрывок





 

Знаете, на чем держится власть?

На демагогии.

Чтобы стоять у кормила власти, чтобы управлять людьми, надо им нравиться. И если необходимо, лгать. Главное – говорить то, что люди хотят слышать. Реальные поступки не так важны. Гнев и разочарование легко усмирить, произнося все те же пустые слова. Потом, когда людям надоест слушать вранье, придется уступить место другой партии.

Но, оказавшись у власти, она будет вести себя точно так же: разводить демагогию, врать, больше или меньше, в зависимости от обстоятельств. До тех пор, пока не придется уступить место предшествующей партии, которая вновь примется за свое, и так далее…

Малопривлекательный взгляд на политику. Но, увы, его разделяет большинство…

А знаете, что, помимо фанатичной приверженности идеям, отличает радикальные партии от умеренных? Размах лжи. Ложь радикальных партий масштабнее и гораздо более опасна.

Мне стало интересно, что происходит с отдельными политическими партиями. С системой в целом. Она так далеко зашла в своей лжи, что сама уже приобретает черты крайних партий.

А еще ни на секунду нельзя забывать, что то же самое происходит с большинством политических лидеров; их имена должны служить нам напоминанием, изо дня в день усиливать нашу бдительность. Даже когда в их словах слышится эхо далекого прошлого.

Их имена свидетельствуют, что все это возможно, что это происходит. И что прошлое может вернуться.

Возможно, многие со мной не согласятся, но со времен Второй мировой войны мир находится под американским влиянием. Американцы – господствующая нация, идет ли речь об экономике, культуре, политике или военной мощи.

Именно к этой стране обратился мой взгляд.

К горстке лидеров, которые служат прекрасной иллюстрацией моих предположений и опасений.

Прежде чем продолжить, я позволю себе один вопрос.

Понравилось бы вам жить в стране без правительства, лидерами которой были бы главы крупнейших корпораций? Вам было бы не слишком уютно, правда? Хотя именно так обстоят дела в большинстве крупных стран, таких как, например, Франция. Именно так обстоят дела и в Соединенных Штатах, во всяком случае сейчас, когда я пишу эти строки!

Окружение американских политических лидеров неразрывно связано с крупными промышленными компаниями.

Я могу назвать несколько имен. Дик Чейни, вице‑президент Джорджа Буша‑старшего, который нагнал немало страха, действуя в тени главы США, пять лет возглавлял «Халлибертон», крупнейшую в мире нефтесервисную компанию, которая, говорят, прибрала к рукам огромное количество контрактов на восстановление и разработку нефтяных месторождений Ирака…

Карл Роув, советник президента, был акционером компании «Боинг», которая, напомню, активно действует в военном секторе. В этом же ряду стоят Дональд Рамсфельд (министр обороны), возглавлявший фармацевтическую компанию «Сирл»; госсекретарь Колин Пауэлл (советник по национальной безопасности при президенте Рейгане, затем министр иностранных дел); Ричард Перл (серый кардинал, советник президента Буша) и Пол Вулфовиц (бывшее второе лицо в Пентагоне), и все они работали на военно‑промышленный комплекс. Замечу, что 1 июня 2005 года Пол Вулфовиц стал президентом Всемирного банка.

Я мог бы продолжать в том же духе, перечисляя всех членов американского правительства, включая Кондолизу Райс и компанию…

Если члены правительства в то же время представляют крупнейшие компании, несложно представить, насколько тесны экономические, стратегические, военные и политические связи, объединяющие, порой тайно, Соединенные Штаты и, например, Саудовскую Аравию. Вряд ли можно списать на случайность то, что через два дня после теракта 11 сентября президент Буш ужинал тет‑а‑тет с послом Саудовской Аравии, могущественным принцем Бандаром. Никто не знает, о чем они говорили тем вечером.

Связи между правительством, бизнесменами – включая военно‑промышленный комплекс – и Саудовской Аравией кажутся теснейшими. Стоит напомнить, что до того, как стать президентом, Джордж В. Буш руководил нефтяной компанией «Арбусто Энерджи», которая постоянно несла огромные убытки и была на грани банкротства. Кто спасал ее каждый раз, вкладывая миллионы? Семья бен Ладен. Этот факт говорит сам за себя. Разве не странно, что арабские миллиардеры, живущие в стране‑лидере по добыче нефти, инвестируют деньги в сомнительное, совершенно нерентабельное техасское предприятие? Другой пример: когда Джордж В. Буш, входивший одно время в правление компании «Харкен Энерджи Корп» (компании, на четверть принадлежавшей арабам, от которой Буш в качестве консультанта ежегодно получал 120 000 долларов!), был обвинен в злоупотреблении служебным положением, его защищал адвокат Роберт Джордан; впоследствии именно он, будто бы случайно, был назначен послом в Саудовскую Аравию.

В целом арабы вложили почти 1,4 миллиарда долларов в компании, интересы которых представлял Буш.

Не стану больше задерживаться на этих связях. Я хотел только рассказать об их существовании. Подчеркнуть ангажированность правительства, все члены которого так или иначе связаны с промышленными империями, что указывает на явную связь Соединенных Штатов с Саудовской Аравией.

Я последовательно указал вам элементы цепи, которые, взятые по отдельности, покажутся вам странными, однако, когда мой рассказ подойдет к концу, я думаю, они сложатся в единую картину.

И тогда вы затрепещете.

 

 

В тишине библиотечного зала Яэль нервно кусала ногти.

Она никак не могла сосредоточиться на чтении, ее мысли снова и снова возвращались к Томасу. Напрасно он погнался за совершенно незнакомым человеком, который, скорее всего, был ни при чем.

Хотя…

Может быть, она просто пытается успокоить себя? Вряд ли тот человек оказался здесь случайно. Он явно шпионил за ними. В таком большом помещении незнакомец встал именно так, чтобы слышать их разговор. И зачем стоять, если вокруг полно свободных стульев, – не для того ли, чтобы лучше их видеть? Но кто он? И как связан с последними событиями и Тенями?

Яэль на мгновение прикрыла глаза ладонями. На экране появилось имя Моргана Робертсона.

Это был писатель, опубликовавший в 1898 году книгу под названием «Тщета, или Крушение „Титана“». В ней описывалось судно, поразительно похожее на «Титаник», построенный четырнадцать лет спустя. Роман был издан и во Франции, поскольку всех заинтересовали такие невероятные совпадения. Яэль увлекло удивительное сходство обоих пароходов, и очень скоро она была уже полностью поглощена чтением, переходя от ссылки к ссылке. На одном из сайтов ей попалось сравнение судна, придуманного Робертсоном, и «Титаника».

О таинственном незнакомце Яэль уже не вспоминала.

Пропорции «Титана» и «Титаника» были очень близки: водоизмещение первого – 45 000 тонн, второго – 46 000; скорость вымышленного судна составляла 25 узлов, скорость «Титаника» колебалась между 22 и 24 узлами. У обоих было по три винта. «Титан» имел 19 водонепроницаемых отсеков, его реальный собрат – 16. И тот и другой плавали под британским флагом. И так далее. Список был очень длинным и повторялся на многих сайтах. Технические характеристики «Титана» и «Титаника» были очень схожи.

Но еще больше впечатляли описанные в романе события. Сперва Робертсон рассказывал о роскоши и величии «Титана». Судно считалось непотопляемым до тех пор, пока в Северной Атлантике не столкнулось с айсбергом, пропоровшим ему правый борт. На «Титане» не хватило спасательных шлюпок, и он затонул, унеся с собой более тысячи жизней… В романе Робертсона это случилось в апреле 1898 года.

14 апреля 1912 года судно под названием «Титаник», на сей раз вполне реальное, но также объявленное непотопляемым, пошло ко дну в Северной Атлантике, после того как правым бортом налетело на айсберг. Спасательных шлюпок оказалось слишком мало, и в результате погибло примерно полторы тысячи человек. «Титан» плыл из США в Великобританию, а «Титаник» – из Великобритании в США.

Обе истории настолько совпадали, что сам собой напрашивался вопрос: не был ли Робертсон ясновидящим? Он описывал катастрофу так, будто она произошла в действительности, при обстоятельствах, очень похожих на те, что сопутствовали крушению «Титаника». За четырнадцать лет до реальной трагедии.

Яэль была ошеломлена. Она читала дальше, узнавая все новые и новые факты.

Гибель «Титаника» вызвала бесконечные споры. Одной из самых распространенных тем для дискуссий было то, что рулевая лопасть корабля была слишком мала, даже если ее и признали соответствующей стандартам. На некоторых сайтах писали: уже тогда было очевидно, что установка маленького руля на судне с большим тоннажем подвергало всех находящихся на борту огромному риску. Еще более неосмотрительно было вести «Титаник» на полной скорости в океане, кишащем айсбергами, ночью, в условиях плохой видимости. У впередсмотрящего, который должен был предупредить об опасности, не было бинокля. Поразительная непредусмотрительность! Как будто капитан или тот, кто отдавал ему приказы (владелец компании?), хотел нарочно вызвать катастрофу, хотя за два дня до крушения «Титаник» получал сообщения от судов «Раппаханнок», «Карония», «Ноордам», «Балтика», «Америка» и «Калифорниец» о дрейфующих льдах и айсбергах! Несмотря на предупреждения, капитан Смит продолжал вести судно на полной скорости, подвергая его все большей опасности. Но самое главное – водонепроницаемые переборки между отсеками не были закрыты до конца! Судно считалось непотопляемым, поскольку самые неблагоприятные прогнозы основывались на угрозе затопления только двух отсеков. Но «Титаник» мог делать и 24 узла в час, а при столкновении на такой скорости возможно повреждение не менее пяти отсеков. К тому же у «Титаника» не было двойной обшивки. Неужели инженеры были настолько некомпетентны, что не подумали об этом?

Кроме того, отмечалось, что сталь, использованная для обшивки, была ломкой, с большой примесью серы и недостаточным количеством марганца, чересчур хрупкой для низких температур, нередких для Атлантики на этих широтах.

От такого количества ошибок по спине пробегал холодок. Как можно было столько месяцев – даже лет – внимательно изучать планы, делать расчеты, но пренебречь самым важным?

Поведение капитана Эдварда Джона Смита тоже вызывало множество вопросов. Это был прославленный, почти легендарный капитан, однако в ту ночь его словно подменили. Никто не знает, что он делал в последние два часа, пока длилась агония его корабля… Первое путешествие «Титаника» было намечено на март (что не соответствовало роману Робертсона). Но за шесть месяцев до назначенной даты лайнер «Олимпик», также принадлежавший компании «Уайт Стар Лайн», был серьезно поврежден в результате столкновения с другим судном. Потребовался срочный ремонт, для которого привлекли часть рабочих, трудившихся над созданием «Титаника», и спуск последнего на воду пришлось отложить до апреля. Капитаном «Олимпика» в момент происшествия был… Эдвард Дж. Смит. Тут же выдвигалась скандальная гипотеза, согласно которой Смит подстроил аварию, чтобы на месяц задержать отправку «Титаника». Как будто с самого начала все было спланировано так, чтобы судьба «Титаника» повторила историю «Титана». Авторы сайта предполагали, что на главного инженера кто‑то повлиял, добиваясь, чтобы технические параметры «Титаника» были максимально приближены к параметрам «Титана» и чтобы при постройке «забыли» о некоторых важных деталях, таких как непотопляемость судна. Затем этот «кто‑то» подкупил или запугал капитана Смита, вынуждая его принимать самые неудачные решения. Было еще странное свидетельство Брюса Исмея, владельца корабля и председателя компании «Уайт Стар Лайн», находившегося на борту во время путешествия «самого большого и красивого корабля всех времен», как называли тогда «Титаник». Он рассказал следственной комиссии, что во время столкновения с айсбергом спал, но проснулся от удара. Однако большинство пассажиров говорило, что они даже не заметили, что что‑то происходит, настолько мягким было столкновение. Обстоятельства своего спасения Исмей излагал очень туманно. Он утверждал, что сел в спасательную шлюпку, где оставалось свободное место; что, когда шлюпку спускали на воду, он не видел никого ни на одной из палуб; он не взял на борт ни одного пассажира, и никто не бросался в воду. Эти слова противоречат другим свидетельствам, описывавшим панику, всеобщее смятение и толпы обезумевших людей, пробивавшихся к шлюпкам… Исмей выжил и впоследствии запретил упоминать в своем присутствии о «Титанике».

А еще большинство пассажиров слышало взрыв после столкновения с айсбергом, но на их слова во время расследования не обратили внимания.

На некоторых сайтах выдвигалось предположение, что «Титаник», как двойник «Титана», был намеренно потоплен при сходных обстоятельствах в результате заговора. Гипотеза была невероятной, но… слишком много совпадений.

Как с Линкольном и Кеннеди, подумала Яэль.

– Зачем вы заставляете меня вникать во все это? – прошептала она.

Что хотели ей показать Тени? Что за высшие силы действуют за кулисами Истории?

Яэль снова вспомнила их слова:

«Мы повсюду. С другой стороны».

«Поверьте. И вы будете готовы».

Возможно ли, что эти… существа влияют на ход истории?

Яэль не знала, что и думать. Она посмотрела на часы. Было почти шесть часов вечера, Томас ушел больше часа назад. Яэль встала и собрала вещи. Они встретятся дома, как и договаривались. Нет повода для беспокойства. Главное, не думать о том, что что‑то случилось… Воображение всегда предложит худший вариант.

Яэль вышла из библиотеки и с радостью ощутила тепло ласковых солнечных лучей. Она нашла свой синий «пежо», который оставила неподалеку от библиотеки, и поехала домой. Кардек радостно встретил ее и тут же принялся тереться о ее ноги.

Яэль сразу проверила автоответчик. Лампочка не горела, значит, сообщений не было. По‑прежнему никаких новостей от Томаса. Кардек путался под ногами, требуя внимания. Яэль села на ковер и погладила его, кот замурлыкал.

Теплый свет, проникавший сквозь крышу, озарял гостиную. Яэль улеглась рядом с котом на пол. Она решила подождать. Усталость постепенно сморила ее, и она погрузилась в сон.

 

Яэль с трудом открыла глаза. Тело затекло. Дом был погружен во мрак, ливень, обрушившийся на Париж, бил в окна, стучал по черепице и тысячами струй стекал на землю. Язык казался ватным, руки онемели. Яэль приподнялась, опираясь на локоть. Спала она довольно долго: было уже больше десяти часов вечера. Кот исчез.

Неблагодарный!

Яэль перевернулась на другой бок и скатилась с ковра на черное стекло, едва не ударившись подбородком. Она оперлась на руки, чтобы встать, но тут что‑то привлекло ее внимание. Знакомое чувство – легкий укол тревоги, как будто тело почувствовало опасность раньше, чем разум.

Что‑то шевельнулось.

Под полом.

Ей не показалось, там действительно что‑то было.

Это невозможно, здесь никого нет. Там, внизу, пустая шахта глубиной пятнадцать метров…

Она собралась встать, как вдруг прямо перед ней возникли два белых пятна. Две руки появились рядом с ее руками, но с другой стороны стекла. Две ладони с белой, почти прозрачной кожей.

Яэль отшатнулась.

Из мрака вынырнуло бледное лицо и прижалось к стеклу. Человек с вытаращенными глазами и открытым ртом. Яэль не успела испугаться, но тут призрачное лицо издало вопль. Яэль, охваченная ужасом, тоже закричала, но призрак уже исчез в мутной пропасти.

У Яэль перехватило дыхание. Она не видела, как сзади кто‑то подошел. Когда чьи‑то руки схватили ее, она сдавленно вскрикнула.

 

 

Яэль отбивалась из всех сил, молотила руками по воздуху, кричала. Но вдруг услышала тихий голос:

– Успокойся! Это я! Яэль, успокойся!

Сквозь упавшие на лицо волосы Яэль разглядела того, кто пытался усмирить ее.

– Ну все, все, – сказал Томас. – Успокойся. Ты меня напугала. Я был снаружи и ждал тебя уже минут пять. Стучал, но ты не открывала. А потом я услышал твой крик.

Яэль приходила в себя. Видимо, она проснулась как раз от его стука.

– Там, под стеклом, кто‑то есть, – пробормотала она, указывая туда, откуда явился призрак. Она не могла отвести глаз от пола, ожидая, что привидение появится снова.

– Сядь на диван, тебе нужно успокоиться. Хочешь воды?

Яэль наконец посмотрела на Томаса. Ресницы ее подрагивали.

– Ты вообще слышишь, что я говорю?! Там кто‑то есть. И он не похож на нормального человека! Он бледен, как мертвец!

– Хорошо, хорошо… Но там пятнадцать метров до пола. Может, ты еще не совсем проснулась, и…

– Я не спала! – возмутилась Яэль. – Как ты можешь думать, что мне показалось, после того, что сам уже видел!

Томас покачал головой. Яэль только теперь заметила, что рядом на полу валяется спортивная сумка, с которой он пришел.

– Ладно, прости меня. Нужно убедиться, что там больше ничего нет, хорошо? Скажи – как осветить шахту?

Яэль показала Томасу, где рубильник. Прожекторы вспыхнули, преображая пространство. Томас нахмурился.

– Что такое? – встревожилась Яэль.

– Мне показалось, что я видел внизу тень. Она растворилась, когда вспыхнул свет.

– Где именно?

– В углу рядом с большим резервуаром. Наверное, померещилось…

– Нет, – возразила Яэль. – Отсюда не видно, но там есть тоннель, служебный ход. И если ты видел тень именно там, то это не случайность. Там кто‑то есть.

Томас прочел на лице Яэль решимость. Похоже, у нее твердый характер.

– Что ж, хорошо, пойду взгляну, – сказал он. – Туда можно как‑нибудь спуститься?

Яэль ответила не сразу, с тревогой думая о том, что их ожидает.

– На кухне есть дверь в подвал. Оттуда можно попасть в колодец… например, если нужно починить прожекторы…

Томас прошел на кухню, подождал, пока Яэль найдет ключ.

– Кстати, не оставляй больше открытой входную дверь, – вдруг вспомнил он. – На этот раз вышло удачно, я смог прибежать, когда ты закричала. Но вообще‑то это крайне неосмотрительно.

Яэль кивнула. По спине опять пробежал холодок.

– А ты? – спросила она. – Чем ты занимался все это время?

– Это длинная история… Расскажу как‑нибудь потом, когда не будет более срочных дел.

Услышав тревогу в его голосе, Яэль не отставала:

– Что‑то серьезное? Скажи мне!..

– Честно говоря, не знаю.

С этими словами он толкнул дверь в подвал и вышел в сырую тьму.

 

 

Голая лампочка освещала пустые стеллажи и полдюжины бутылок в углу – коллекцию, которую Яэль, немного разбиравшаяся в винах, собирала уже нескольких лет. В другом углу гудел массивный котел, сквозь прорези было видно синеватое пламя горелки. Яэль остановилась перед дверью, ведущей вглубь, и повернула ключ.

– Тебе вовсе не обязательно идти со мной, – сказал Томас. Но Яэль толкнула дверь и решительно шагнула вперед.

Шум воды, лившейся из водосборников, эхом разносился в колодце. Яэль спускалась сюда дважды, и только вместе с отцом. Каждый раз ей казалось, что она стоит на вершине подземного водопада. Дождевая вода кружилась в водовороте, в воздух поднимались миллионы брызг, на лестнице было скользко и опасно.

Томас взялся за перила и стал спускаться в рокочущие глубины. Яэль посмотрела вверх, увидела свою гостиную и только тут поняла, как легко проникнуть сюда и следить за ней. Она редко включала прожекторы.

Отгоняя неприятное чувство, она отправилась вслед за Томасом. Яэль не боялась высоты, но спускалась медленно и осторожно, крепко держась за перила.

Внизу они обошли резервуар, который оказался гораздо больше, чем казался сверху. Яэль указала вход в тоннель. Свет мощных ламп сюда почти не проникал, и некоторые углы оставались в тени.

– Напомни мне, чтобы я никогда не заказывал дом у этого архитектора, – пошутил Томас, перекрикивая шум воды.

Яэль поняла, что Томасу не по себе и шутит он, только чтобы успокоить ее. Что же с ним сегодня случилось?

Томас вошел в тоннель, с каждым шагом становившийся все темнее. Через пять метров уже ничего не было видно. Томас порылся в карманах, достал зажигалку и попытался хоть немного осветить путь. Их тени плясали на стенах. Путь преграждала стальная дверь, на которой красной краской были выведены крупные цифры: «666». Надпись казалась совсем свежей.

 

– Я должен попросить у тебя прощения, – сказал Томас. – Тут точно кто‑то был.

– Мне это не нравится, – прошептала Яэль. – Наверное, лучше вернуться.

Томас пристально посмотрел на нее:

– И что потом? Будем ждать, пока эти люди снова начнут тебя преследовать? Тебе что‑то хотят сообщить. – Он тряхнул головой. – К сожалению, мы не знаем, в чем дело и каковы правила игры. Но возможно, нам удастся пролить свет на происходящее. Мы должны туда войти, – сказал он, указывая на дверь.

Яэль задумалась. Пожалуй, Томас прав: нельзя позволять издеваться над собой, пора перейти в наступление.

– Думаешь, они хотят, чтобы мы открыли эту дверь? – спросила она.

– Да. Сами по себе три шестерки ничего не значат, это просто число дьявола. Но возможно, оно как‑то связано с тем, что ждет нас с другой стороны. Что там находится?

– Не знаю, я никогда там не была. Отец часто говорил, что Париж похож на швейцарский сыр: весь в дырках и коридорах. Канализация, шахты метро, подвалы и катакомбы.

– Прекрасно, – вздохнул Томас.

Он подошел к массивной двери и присел на корточки, разглядывая замок. Ручки не было.

– Это простой механизм, он не заблокирован.

– Ну, если не считать того, что у меня нет ключа…

Томас ощупал замок:

– Ты когда‑нибудь что‑нибудь себе ломала?

Яэль удивленно кивнула:

– Да, когда я была подростком, то попала в аварию, катаясь на мотороллере. Сломала тазовую кость.

– У тебя сохранились рентгеновские снимки?

– Да.

– Принеси их, пожалуйста, и еще что‑нибудь, чтобы посветить.

Вскоре Яэль вернулась, держа в одной руке большой снимок, а в другой – фонарь. Томас просунул плотный пластик в щель между стеной и дверью, чуть пониже замка, и, уперевшись ногами, всем весом навалился на дверь. Осторожно подтянул снимок к язычку замка. Через несколько мгновений язычок скользнул вглубь своего гнезда, и замок открылся.

– Где ты этому научился? – изумилась Яэль.

– В моей профессии не обойтись без двух жизненно важных вещей. Во‑первых, без адресов полезных людей, во‑вторых, без находчивости. Последнее особенно важно.

Томас положил снимок на землю и взял фонарь. Яэль толкнула дверь. Слева и справа – в нишах, выдолбленных в скале, – горели черные свечи. Узкий извилистый коридор с низким потолком, похожий на ход в египетской пирамиде, уходил в недра города. Вдалеке виднелись огоньки свечей.

Их здесь ждали.

 

 

Томас перехватил фонарь так, чтобы им можно было воспользоваться и как дубинкой.

Они прошли до поворота и оказались на перекрестке, откуда расходилось несколько других коридоров. Свечи, расставленные через каждые пятнадцать или двадцать метров, указывали дорогу.

Трепещущие блики света вели бой с вездесущими тенями, заставляя их скользить со стены на стену, падать с потолка, выскакивать из неровностей в полу. Сквозняки, носившиеся по лабиринту, свистели между камнями, заставляли дрожать огоньки свечей и при каждом порыве грозили погасить их.

– Ты знаешь, где мы? – спросил Томас, понизив голос, как в церкви или библиотеке.

Яэль ответила так же тихо:

– Это древние каменоломни Парижа. Они возникли еще при римлянах. Сперва они были под открытым небом, но когда в XII и XIII веках население стало расти, Филипп Август[10]решил расширить город. Требовалось много камня (в то время как раз строили собор Парижской Богоматери), но нужно было сэкономить место на поверхности, и каменоломни стали подземными.

Томас присвистнул:

– Какие глубокие познания…

– Мой отец увлекался историей Парижа. Когда я была маленькой, он читал мне по вечерам отрывки из своих любимых книг, чтобы я быстрее засыпала. Это была такая жуть!.. Особенно когда он заводил речь о катакомбах. В XVIII веке кладбище Невинных, одно из самых больших в Европе, оказалось переполнено. Оно находилось на месте нынешнего Центрального рынка и распространяло вокруг ужасное зловоние и заразу.

Томас шел впереди и, вполуха слушая Яэль, внимательно вглядывался в темноту между островками света.

– Нездоровая атмосфера, эпидемии – и все это из‑за кладбища Невинных, настоящей язвы в сердце Парижа. Проблему пытались решить по‑разному: например, обнести кладбище валом, разрушить склепы и свалить останки в одну кучу… Но ничего не помогало: кладбище переполнилось, буквально выплескивалось через ограду и воняло на сто лье вокруг. Оно стало настоящим проклятием для города. Однажды стена в подвале одного из домов, примыкавших к кладбищу, не выдержала давления и обрушилась, за ней оказался битком набитый склеп. Только представь себе лицо домовладельца, когда он это увидел! Вплотную к кладбищу подступали торговые ряды. Рынку нужно было расширяться, а смрад отпугивал покупателей. Тогда останки решили перезахоронить, а кладбище снести.

Яэль коснулась каменной стены, задумавшись об истории, скрытой в этих подземных коридорах.

– За тридцать лет, к 1814 году, удалось очистить большую часть парижских кладбищ. Каждую ночь останки свозили в древние каменоломни. По улицам тянулись повозки, нарытые темным сукном, за ними шли факельщики и священники, читавшие заупокойные службы. Это происходило каждую ночь несколько лет подряд. Шесть миллионов трупов перезахоронены здесь, рядом с нами. Об этой странице истории мало говорят, я думаю, о ней предпочли бы и вовсе забыть.

– Жаль, – вмешался Томас. – Для американцев это было бы очень привлекательно, такая экзотика… Погребальные процессии в недрах города.

– О, тогда им пришлось бы объяснять, что запах тухлых яиц, который чувствуется на некоторых станциях метро, особенно неподалеку от Центрального рынка, – это вонь от земли, которая за века так пропиталась разложившимися человеческими останками, что смрад не выветрился по сей день. Мне кажется, недавно администрация парижского метро приняла какие‑то меры, но когда я была маленькой, запах был просто отвратительным. Да и сейчас время от времени он возвращается, особенно в сильную жару.

– Я надеюсь, хотя бы об этом отец не рассказывал тебе на ночь?

– Нет, он опускал детали, которые считал слишком мрачными для детских ушей… Вот такие истории он рассказывал мне на ночь, чтобы я вела себя тихо. Не слишком‑то педагогично, но мы с отцом никогда толком не понимали друг друга.

Коридор снова разветвился; миновав уходящий в темноту боковой ход, молодые люди пересекли огромный зал, тянувшийся вперед на несколько сотен метров.

Яэль спросила:

– Как ты думаешь, как далеко нам придется идти? Ведь под Парижем более трехсот километров галерей, и это только самые древние каменоломни.

Томас пожал плечами. Он знал еще меньше, чем она.

Внезапно земля под ногами задрожала. Гул нарастал, катился по каменным стенам. Яэль представила себе гигантского червя, прокладывающего дорогу наверх. Но этот червь был из металла, и от него пахло паленой резиной. Туннель, по которому он несся, находился прямо у них под ногами – туннель метро.

Гул достиг апогея, затем стих; Яэль и Томас пошли дальше. Через некоторое время они увидели длинную решетку, преграждавшую путь направо. Свечи звали за собой в другую сторону, но Яэль повернула к прутьям. За ними находилось нечто, напоминающее гигантский улей: стена со множеством ячеек. Томас включил фонарь.

То, что напоминало соты, оказалось пустыми глазницами. Здесь были аккуратно сложены тысячи человеческих черепов, берцовые, плечевые и другие крупные кости.

Яэль схватилась за прутья и дрожащим голосом сказала:

– Позволь представить тебе Монтескье, Расина, Камиля Демулена, Робеспьера, Дантона, Марата, «Железную маску» и многих других, навечно упокоившихся в этой мрачной пещере!

Пыль плясала в свете фонаря как осадок, поднявшийся со дна заброшенного аквариума. Яркое пятно скользило из угла в угол, забиралось все глубже, обшаривая царство смерти, останки безымянных женщин, мужчин и детей.

– Это оссуарий – коридоры и залы, набитые костями, – сказала Яэль. – Сюда пускают туристов.

На своде арки, разделявшей два зала, луч выхватил вырезанный в камне компас. Чуть дальше, на колонне, виднелись изображения двух обелисков, черного и белого. Масонские символы. Яэль вспомнила четыре башни библиотеки Франсуа Миттерана (кстати, Миттеран увлекался мистикой), выстроенных в форме книг, раскрытых под прямым углом. Сверху они выглядели как угольник – еще один масонский символ. За последние несколько дней Яэль узнала, что мир просто переполнен символами. Есть история, описанная в учебниках, но есть другая, параллельная ей, – история Линкольна, Кеннеди и многих других. Каждый череп в оссуарии хранил свою тайну. У каждой косточки была своя история, подвергшаяся влиянию чужих историй. А что такое История с большой буквы, если не сумма отдельных жизней, упорядоченных, запротоколированных и переданных для потомства? Кто же занимается этим упорядочиванием? Кто дергает за веревочки, оставаясь в тени? Серые кардиналы. Они повсюду, и, как правило, их деятельность связана с тайными обществами.

Но какой во всем этом смысл? Если историей человечества действительно манипулируют, то ради чего? И какова роль тайных обществ? Неужели они нужны только затем, чтобы играть людьми?

Мир полон знаков. Они в совпадениях, слишком многочисленных, чтобы быть случайными, в символах, которые встречаешь повсюду, как только начинаешь присматриваться.

Яэль уже поняла, чего добивались Тени.

«Вы должны знать. Быть с нами, – сказали они. – Поверьте. И вы будете готовы». Готовы к чему?

– Эй, ты в порядке? – спросил Томас.

Яэль очнулась:

– Пойдем, не стоит здесь задерживаться.

Они вернулись в длинный прямой коридор, освещенный вереницей ярких огоньков. Крохотные язычки оранжевого пламени казались спасительными островками в океане мрака, путь от одного к другому был подобен перелету над бездонной черной пропастью. Как только освещенный участок заканчивался, Яэль хотелось ускорить шаг, чтобы побыстрее добраться до следующего.

Яэль и Томас приближались к концу туннеля. Они не заметили, что свечи у них за спиной гаснут, будто кто‑то задувал их, неслышно следуя за ними по пятам.

 

 

Груды черепов все еще стояли перед глазами Яэль, мешая ей наслаждаться потоками свежего воздуха, шевелившего волосы. Ей казалось, что это неприкаянные души, блуждающие в поисках живого тепла, с еле слышным шепотом вьются вокруг, обдавая ее холодком.

Вдруг Яэль наступила в глубокую лужу.

– Черт побери! – вскрикнула она.

Томас остановился, чтобы убедиться, что с Яэль все в порядке.

Пол впереди заколыхался, отблески свечей, стоявших на высоких камнях или в нишах, исказились. Подземное озеро, догадалась Яэль. Они вступили в него, и вскоре вода, густая, как масло, доставала уже до щиколоток, потом до колен. Мелкие волны расходились в стороны и с плеском разбивались о неровные стены.

Потолок как будто опустился ниже, стены сомкнулись. Дышать стало труднее. Они были под землей, далеко от внешнего мира, и чувствовали себя покинутыми. Нет, я сама оставила мир и пришла сюда! – сказала себе Яэль. Вокруг нее был сплошной камень, целые тонны известняка. Невозможно ни убежать, ни выйти на поверхность, ни глотнуть свежего воздуха вместо застоявшегося, тяжелого смрада.

Дыхание участилось. Она поняла, что еще немного – и у нее случится приступ клаустрофобии.

Только не сейчас. Я спокойна. Я глубоко дышу. Все будет хорошо.

Страх и напряжение разгорячили Яэль, но вода оставалась ледяной. Озеро становилось все глубже.

– Давай немного ускорим шаг, – сказал Томас, шедший впереди.

– Зачем? Мы идем уже минут двадцать, и…

– Пойдем быстрее, – повторил Томас, не оборачиваясь.

Он указал на одну из свечей в нише. Яэль посмотрела на нее, но не увидела ничего необычного.

– Зачем нам идти быстрее? – снова спросила она.

Когда они добрались до следующей освещенной ниши, Томас обратил ее внимание на фитиль и потеки воска:

– Их зажгли совсем недавно. – И снова зашагал вперед. – Я не знаю, кто это делает, но он идет прямо перед нами, – тихо добавил он.

Яэль поспешила за ним, хотя все больше сомневалась в необходимости лезть на рожон. Озеро постепенно мельчало и, наконец, превратилось в отдельные лужицы. Томас и Яэль промокли насквозь, с них стекала вода, в башмаках хлюпало, и приходилось двигаться осторожнее, чтобы не поскользнуться на каменном полу. Коридор повернул и вдруг закончился.

Они оказались в тупике.

Яэль направила фонарь, который держал Томас, в глубину прохода и осветила низ стены, перед которой они стояли. Там виднелся лаз, до половины утопленный в грязи. Томас недовольно вздохнул: перспектива ползти на животе совершенно его не вдохновляла. Но, убедившись, что другого способа нет, он опустился на колени и попытался рассмотреть лаз.

– Я ничего не вижу, но, кажется, он довольно короткий.

Томас кивнул Яэль и полез в дыру, напоминавшую пасть чудовища. Яэль показалось, будто его поглотил безобразный глиняный Голем.[11]

Когда Томас исчез целиком, из разинутой «пасти» раздались отвратительные чавкающие звуки. Это хлюпала грязь.

Затем раздался приглушенный голос Томаса:

– Можешь идти.

Яэль наскоро собрала волосы в пучок и протиснулась в лаз. Помогая себе локтями и коленями, она ползла вперед и наконец оказалась в пещере площадью около тридцати квадратных метров.

Потолок подпирали нелепые колонны, сооруженные из нагроможденных друг на друга каменных плит. Почти все помещение занимали каменные скамьи, стоящие в два ряда. В глубине виднелись два прохода, уходивших во тьму. Посередине, на небольшом каменном алтаре, догорала свеча. Томас помог Яэль встать. Мокрые брюки липли к ногам, она начинала мерзнуть.

– Думаю, мы у цели, – сказал Томас, указывая на алтарь.

Они подошли к нему и наклонились, чтобы рассмотреть предмет, стоявший в углублении каменной глыбы. Это была круглая чаша из черного порфира, размером с небольшую сковородку и примерно такой же глубины. На дне матово блестела густая жидкость.

– Что это? – удивился Томас.

– Ртуть. – Яэль огляделась. – Я думаю, мы в древней часовне. Отец мне рассказывал: некоторые из них были построены монахами, когда они исследовали каменоломни, другие – самими каменотесами, третьи – богачами, сооружавшими их под своими особняками.

– Зачем мы здесь? Зачем нас сюда заманили? Должна же быть какая‑то причина… – недоумевал Томас.

Яэль пожала плечами:

– Не знаю. Может, опять ради каких‑то символов?..

Ртуть задрожала. От середины чаши к краям начали расходиться круги. Жидкость пришла в движение и, обнажая дно чаши, начала расступаться, как море перед Моисеем.

Томас схватил Яэль за руку, и они снова склонились над чашей. На поверхности ртути появлялись и исчезали глубокие борозды. Затем они начали принимать знакомые очертания, превращаясь в буквы.

– Они будут говорить с нами, – прошептала Яэль. Она уже немного привыкла к Теням и их способу общаться. На дне чаши появились слова:

«То, что находится по ту сторону, и есть единственная правда».

Яэль вздрогнула. Ведь именно об этом она думала, глядя на сваленные в кучу кости: о сокрытой истине.

Пустоты заполнились ртутью, потом показались новые слова.

«Любая вещь – всего лишь видимость».

«Нужно смотреть с другой стороны».

«Книжная история – видимость».

«Города – видимость».

Жидкость растекалась в стороны и сливалась, вновь складываясь в слова.

«Подземелья городов – обнаженная душа цивилизации, ее тайник».

«Здесь начало начал».

«Тайны человечества – в глубине».

«Его История».

«Переходите на другую сторону».

«И научитесь читать между строк Истории».

Яэль дрожала. После всего, что она узнала о долларе, Линкольне и Кеннеди, она предчувствовала, что это только начало. Главное было впереди.

«Не забывайте: любая вещь – всего лишь видимость».

«А за видимостью скрыта тайна: истинная сущность вещей».

«Отодвинуть завесу значит познать мир. Обрести власть».

«Власть, Яэль».

Ртуть в последний раз колыхнулась, и перед ними снова была неподвижная блестящая поверхность. Яэль и Томас не смели пошевелиться. Пламя черной восковой свечи плясало и, казалось, смеялось над ними.

– Не знаю, что меня пугает больше – то, что произошло сейчас, или то, что еще только случится, – наконец произнесла Яэль.

Томас задумчиво потер лоб.

– У тебя есть пакет? – вдруг спросил он.

– А как же! – ехидно ответила Яэль. – Кто же ходит в катакомбы без пакета?

Томас огляделся по сторонам, но ничего не нашел. Тогда он оторвал рукав своей рубашки, включил фонарь, задул свечу и аккуратно завернул ее в ткань.

– Что ты делаешь?

– На свече могут быть отпечатки пальцев.

Яэль кивнула, хотя идея показалась ей нелепой. Томас снова пытался найти рациональное объяснение. Они пошли к выходу, как вдруг Яэль остановилась.

– Подожди, – сказала она.

– Что такое?

– Тени только что сказали, что любая вещь – видимость. И что нужно смотреть с другой стороны.

– И что?

– Мне кажется…

Томас прервал ее, приложив палец к губам.

– Что? – прошептала Яэль.

– Я слышал какой‑то шум.

– Может быть…

Он знаком заставил ее замолчать и повернулся в сторону узкого лаза. Раздался плеск – кто‑то шел через озеро.

– Кто‑то идет сюда, – сказал Томас. – Нужно уходить по одному из коридоров.

Яэль почувствовала, как ее охватывает паника. Я спокойна, я спокойна. Я глубоко дышу. Надо подумать о чем‑то другом.

Она сказала:

– Постой, мне нужно кое‑что проверить…

– У нас нет времени!

Но Яэль уже вцепилась в края чаши и пыталась ее поднять:

– Она слишком тяжелая, помоги мне!

– Яэль, нужно уносить ноги!

– Помоги же мне!

Томас выругался, но взялся за другой край чаши. Вдвоем им удалось поднять ее и снять с алтаря. Чаша весила гораздо больше, чем можно было предположить. В углублении, где она стояла, было квадратное отверстие.

– Любая вещь – видимость, нужно смотреть с другой стороны, – повторила Яэль с некоторой гордостью, несмотря на сковывавший ее страх.

Она сунула руку в отверстие и нащупала что‑то.

Гладкая поверхность…

Кожа…

В тайнике лежала книга. Небольшой пухлый томик выглядел очень старым.

Это была Библия.

Томас схватил Яэль за руку и потащил за собой в один из коридоров, выходящих из часовни. Яэль почувствовала тревогу, у них за спиной кто‑то только что вылез из пасти Голема.

 

 

Яэль и Томас бросились бежать. Пол был неровный, в колдобинах, луч фонаря метался из стороны в сторону. Позади кто‑то крикнул:

– Они там!

Яэль почувствовала, как Томас прибавил скорости. Звук тяжелых шагов у них за спиной эхом прокатился по коридору.

Беглецы миновали первый перекресток, на втором Томас свернул в правый проход, надеясь, что им удастся спрятаться. Коридор петлял, но свет фонаря выдавал их. Оторваться от преследователей не удавалось. У очередной развилки Томас выключил фонарь. Они остались в полной темноте. От неожиданности Яэль едва не споткнулась.

– Томас? – прошептала она.

– Тсс!.. Иди сюда, прячься.

Она попыталась по звуку голоса определить, где он. Но нервное напряжение и усталость мешали ей. Она нащупала влажную стену и неуверенно двинулась вдоль нее.

– Скорее! – торопил Томас.

– Ты где? – шептала она в отчаянии.

Преследователи приближались, она уже слышала их неровное дыхание. Яэль ощупывала холодный камень. Показались отблески фонарей. Они будут здесь с минуты на минуту. Вдруг стена оборвалась. Яэль нырнула в проход. Продвигаясь вперед, одной рукой она держалась за скалу, другую выставила вперед.

Несмотря на кромешную тьму, она шла все быстрее, молясь, чтобы на ее пути не оказалось препятствий. Потом замерла и, задержав дыхание, прислушалась.

До нее донесся приглушенный голос:

– Я пойду сюда.

Пятно света двинулось в ее сторону.

О нет…

Она сделала глубокий вдох и снова задержала дыхание. Где же Томас? Наверное, он пошел в другую сторону.

Наверное, он недалеко, с надеждой подумала она и прибавила шагу.

У человека, шедшего следом за ней, был фонарь, и он мог бежать, не боясь свернуть себе шею… Если она не поторопится, он настигнет ее.

Яэль ничего не видела. Она сильно поранила правую руку, ударившись о стену. Другой рукой она случайно задела карман джинсов. И тут ее осенило. В приглушенном голубоватом свете, лившемся с экрана телефона, она теперь видела, что у нее под ногами, и побежала.

Яэль порадовалась свой находчивости, когда перепрыгнула ступеньку, о которую наверняка споткнулась бы в темноте. Осмелев, она прибавила скорости. Однако ее беспокоило то, что ей совсем не попадалось развилок. Если впереди тупик, она пропала.

А пока Яэль бежала вперед что есть мочи; в спасительном сиянии телефонной подсветки мелькал посыпанный галькой пол. Она завернула за угол, но внезапно коридор оборвался. Дальше была бездна. Еще шаг, и Яэль упала бы в нее. Она едва успела отпрянуть, но не удержалась на ногах и шлепнулась на землю на самом краю пропасти. Прерывисто дыша, она подняла телефон и осторожно наклонилась вперед.

Следующий уровень тоннеля находился пятью метрами ниже, полузатопленный мутной жижей. Яэль вспомнила, что отец говорил: на нижних уровнях почти нет коридоров и большинство из них затоплено. Выхода нет, придется повернуть назад. И тут показался свет фонаря преследователя, словно зловещая луна, предвещающая несчастье.

 

 

Лоик Адам уже собирался повернуть назад. Мужчина и женщина, которых он искал, видимо, свернули в другую сторону. Но он дошел до следующего поворота, крепче сжимая в руках «беретту». Не следует допускать ни малейшей случайности. Он посветил вокруг и увидел, что коридор заканчивается обрывом. Они не могли здесь пройти. Что же они сделали? Неужели прыгнули вниз? Лоик склонился над бездной.

Яэль видела, как он приближается. Незнакомец едва не задел ее, проходя мимо узкой ниши, куда она вжалась. Он заметит ее, как только обернется. В руках у него был пистолет.

Кто этот человек? Во что она влезла?

Мужчина подошел к краю обрыва, и Яэль поняла, что должна сделать. Больше ей ничего не оставалось. Вода смягчит удар, в худшем случае он что‑нибудь себе сломает.

Давай!

Яэль выпрыгнула из укрытия, выставив вперед руки, и толкнула незнакомца в спину. Страх удвоил ее силы. Она увидела, как он покачнулся, отчаянно пытаясь удержаться. Секунду спустя раздался звук удара. Яэль вздрогнула, но заставила себя посмотреть вниз. Фонарь, наполовину утопленный в грязи, слабо освещал человека, лежавшего рядом, его шея была неестественно вывернута.

Яэль в ужасе расширила глаза.

Его затылок!

Мужчина бился в конвульсиях. Но страшнее всего были его жуткие глаза, в которых отражалась поглощавшая его холодная пустота. Яэль смотрела и плакала. Она узнала его. Это был человек, за которым погнался Томас в библиотеке.

Он бился все сильнее, разбрызгивая грязь, в его глазах застыл страх. Мужчина был почти мертв, и знал это. Теперь Яэль поняла смысл слова «умирающий». В последнюю секунду он посмотрел на нее безумным умоляющим взглядом и медленно погрузился в грязь.

 

Преследователи разделились, чтоб обыскать разные туннели. Томас вернулся назад и снова включил фонарь. Нужно было разыскать Яэль. Кажется, в последний раз он слышал ее в соседнем коридоре. Значит, преследователи могут выследить ее! Нужно торопиться и наплевать на риск. Он выждал ровно столько, сколько нужно, чтобы его не заметили, и бросился на поиски.

Через минуту Томас услышал шаги. Затем вновь наступила тишина, и вдруг раздался глухой звук удара. Сердце подскочило в груди, Томас старался не думать о том, что это могло значить, и вдруг столкнулся с дрожащей Яэль.

– Я его убила, – прошептала она.

Томас посмотрел вниз, взял ее за руку и повел обратно к развилке. Яэль не сопротивлялась. Они вернулись в святилище, выбрались на другую сторону через лаз и завалили его большим камнем.

– Теперь нас преследует только один человек, а передвигаться здесь можно исключительно ползком. Надеюсь, он получит море удовольствия, пытаясь сдвинуть эту глыбу. Ему придется искать другой выход, так что у нас есть время.

– Для чего? – спросила Яэль.

– Чтобы собрать вещи. Тебе нельзя здесь оставаться.

– Почему? – удивилась она.

– Потом объясню. Я уже имел дело с ними, в метро. Ты в большой опасности.

 

 

Яэль как попало бросала в чемодан одежду. Ей казалось, что ее руки действуют сами по себе, она как будто наблюдала за собой со стороны. Мысли ее были далеко. Всем распоряжался Томас, он отдавал четкие команды, и Яэль просто выполняла их.

Открытки и фотографии, приколотые булавками к стене, напоминавшие о путешествиях, книги и безделушки – летопись ее жизни – проплывали перед глазами, словно она была не дома, а у кого‑то в гостях. После убийства она утратила часть самой себя.

Вещи падали в чемодан очень медленно, и голос Томаса доходил до нее как сквозь вату. Яэль казалось, что она чувствует вкус грязи и запах крови. Искаженное ужасом лицо смотрело на нее из каждого угла комнаты. Она снова и снова переживала случившееся, восстанавливая в памяти кошмарную сцену.

Яэль перестала владеть собой, двигалась с трудом, задыхалась и все острее ощущала одиночество. Очнувшись, она поняла, что идет по улице вслед за Томасом и несет на руках кота. Томас положил в багажник «Пежо‑206» ее чемодан и свою спортивную сумку. В руках он держал ключи от машины, все было готово к отъезду.

За окном проносились пейзажи, существуя словно в двух измерениях: видимые, непроницаемые фасады и прозрачные отражения в окне машины… Вот компания перед входом в магазин оживленно болтает, попивая вино. Вот у светофора, держась за руки, стоит пара лет сорока. Вот девочка‑подросток гуляет с собакой и поглядывает на небо. Вот по улице медленно идет старушка, глядя куда‑то вдаль…

В бесконечность.

По щекам Яэль покатились слезы.

 

Яэль с трудом разлепила веки, она чувствовала себя совершенно разбитой. Ночная тьма окутывала незнакомую, скромно обставленную комнату. Электронные часы показывали 4:18.

Она приподнялась, чтобы зажечь лампу над тумбочкой. Кардек, свернувшийся калачиком на краю кровати, обиженно мяукнул: свет нарушил его кошачьи сны.

Лежавший на соседней кровати Томас тут же открыл глаза.

– Не волнуйся, – сонно пробормотал он. – Мы в гостинице.

Яэль медленно кивнула, хотя и не поняла того, что он сказал.

– Где мы? Где мы?.. – спрашивала она.

Томас сел к ней на кровать и погладил по голове:

– Отдохни, тебе нужно поспать.

Яэль села.

– Что случилось? – настойчиво спрашивала она, еще не до конца придя в себя.

– Завтра поговорим.

Яэль тихо повторяла:

– Я хочу… забыть… Все, что… – Томас продолжал гладить ее по шелковым волосам. – …произошло.

Когда она заснула, Томас стал вновь прокручивать в памяти этот безумный день и гадать о его последствиях. Он выпил воды прямо из бутылки и посмотрел на стол, где лежала черная свеча, завернутая в рукав рубашки.

Возможно, она поможет ответить на многие вопросы, и тогда они смогут действовать. Осталось заставить ее заговорить.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию