Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б)Исторические типологии культуры 20 в (К.Ясперс, Д.Белл и О.Тоффлер, П.Сорокин, М.Мид)





В настоящее время исторические типологии синтезируют достижения ранее рассмотренных подходов. Как и в эволюционизме, выделяются универсальные стадии культурного развития, но в то же время учитываются региональная, этническая, национально-государственная специфика культур в рамках разных стадий. Яркий пример, уже ранее рассмотренная концепция Ясперса. 1.Доосевые культуры, формировавшиеся в эпоху первобытности и ранней древности, основанные на мифологическом мировосприятии и приоритете родовых ценностей (первобытная культура Египет, Вавилон). 2. Осевые культуры, в которых акцент делается на развитие личности и системы высших духовных ценностей, проводниками которых были великие личности (формируются с VIв. до Р.Х. по VI в. Р.Х.). 3.Послеосевые культуры, пытавшиеся пусть и не всегда успешно, но воплотить эти ценности.

 

Типология культуры Карла Ясперса (1883-1969)

 

Эпоха Эпоха
Работа: Истоки истории и ее цель (1948)
I. Прометеевская: — огонь, — орудия труда, — язык (формирование человека)   IV (I¢). Научно-техническая: — новые энергетические источники; —механизация, автоматизация, роботизация, компьютеризация производства; — информационные языки (попытка формирования нового типа человека в условиях тезносферы)  
II. Великие культуры древности (IV-II тыс. до н.э.): шумеро-вавилонская культура, египетская культура, эгейская культура: — наличие письменности; —традиционализм и техническая рационализация деятельности (формировангие общества)   V(II¢). Аналог великих культур древности (перестройка общества в соответствии с новыми стандартами)  
III. Осевое время (800 - 200 гг. до н.э.): Китай, Индия, Персия, Палестина, Греция — духовное основоположение человечества VI(III¢). Аналог осевого времени. (формирование новой системы ценностей при совмещении высокой духовности и технического развития).

 

П.А.Сорокин(1889-1968). В своем фундаментальном труде «Социальная и культурная динами-ка» представил развернутую теорию культурных суперсистем. С точки зрения Сорокина, главным фактором, определяющим поведение отдельных людей и характеристики социальных систем, является фактор культуры. Базовым принципом культуры является ценность. Критерием для выявления типа культуры у Сорокина выступает господствующее мировоззрение. В соответствии с этим критерием им выделяются три основных типа культуры, которые в разной последовательности сменяют друг друга в разных культурных средах.

1. Идеациональный - основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной ценности и реальности. Все, что человек видит, слышит, непосредственно переживает, считается несущественным, непрочным, случайным. В ней господствуют религия и мистика, установка на интуитивное познание, аскетическое самоограничение как основа нравственности. К этому типу культуры Сорокин относит, прежде всего, европейское средневековье IX-XI вв. К этому же типу культуры, считает Сорокин, может быть отнесена греческая культура с VIII в. до кон. VI в. до н.э. и культура брахманской Индии.

2. Идеалистический - смешанный, промежуточный между первым и третьим, т.к. основным принципом его является признание того факта, что реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, т.е. идеалистическая культура ориентирована и на Бога, и на человека. Мысли человека направлены к идеальному разумному миропорядку, в то же время с учетом реальных возможностей человека на современном этапе. Развитие искусство изображает главным образом положительных личностей, исторических деятелей, людей, преданных идеалу. Из поля зрения исключаются низменные темы болезни, нищеты, преступности. Наука формирует мировоззрение, воспитывает. Мораль акцентирует долг перед обществом, а не личное счастье. Церковь входит в земные дела. К такому типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру XII-XIV вв. и греческую культуру классического периода.

3. Чувственный (сенситивный) – эта культура признает реальным, значимым данный в опыте мир, однозначно отвергая сверхчувственное начало. Человек ценит комфорт, ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Аскеза кажется ему противоестественной. Идеалом человека становится личное счастье. Социальные институты апеллируют к «природе человека», к его естественным потребностям. Для сенситивной культуры, которая начинает развиваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории «естественного права», «общественного договора», «разумного эгоизма», утилитаризма. Цель общества – достижение «максимальной суммы счастья», «суммы добра». Искусство отделяется от церкви, служит удовлетворению чувственных потребностей. Наука изучает мир опытными методами. Возникает индуктивная философия, развиваются медицина, биология, технические знания. К такому типу культуры Сорокин относит и греческую культуру классического периода. Современную культуру Сорокин определяет как чувственную и оценивает ее негативно. Вместе с тем сам кризис культуры он рассматривает как необходимый, но мучительный этап зарождения новой, совершенной, прогрессивной культуры. Сорокин верил в прогрессивное развитие человечества, на смену утратившей гуманный характер культуре, считал он, должна прийти культура иного типа, которая будет основана на новых созидательных ценностях и откроет новые возможности для самореализации человека.

Д.Белл (Грядущее постинтустриальное общество)

Д оиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного. Форма социальной организации – община, внутри которой имели место отношения ренты – налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию.

В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами. Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

Постиндустриальная («информационная») цивилизация отличалается особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины.

 

Во многом сходной является концепция современного исследователя Горелова Анатолия Алексеевича. Он предпочитал выделять речные, морские и океанические цивилизации. Для речных цивилизаций характерно преобладание традиционализма, кастовости, тенденций к замкнутости. К ним можно причислить множество культур с ранними формами хозяйственности и государственности, однако их авангардом стали культуры Древнего Востока, имевшие чрезвычайно высокий духовный потенциал на основе религиозно-мистического мировоззрения (Древняя Индия, Китай, Египет, Вавилон). К морским цивилизациям можно отнести культуры, преодолевающие свою замкнутость, в которых рациональное начало начинает сосуществовать с мистическим, либо даже вытеснять его. К ним относят Греко-римскую, византийскую, арабо-мусульманскую культуры, а также культуры средневековой Европы. К океаническим цивилизациям принято относить культуры с преобладающим научным типом мышления, стремящимся к активному взаимодействию в глобальном масштабе. Это наиболее известные культуры Нового времени: англо-саксонская, романская, русская. Однако этим тенденциям подчиняются и дожившие до нашего времени крупные восточные культуры: индийская, китайская, японская.

 

Типы культур по М.Мид («Культура и мир детства»). По характеру взаимоотношений между поколениями.

 

Постфигуративная культура Дети учатся у своих предшественников (архаичные традиционные культуры)
Кофигуративная культура Дети и взрослые учатся у сверстников (при интенсивной культурной модернизации
Префигуративная культура Взрослые учатся не только у сверстников, но и у своих детей (в современных обществах,

 

Наконец, в большинстве современных учебников принята историческая типология, рассматривающая последовательно сменяющие друг друга уникальные, включающие в себя множество культурных типов стадии. Однако каждая из этих стадий внесла значительный вклад в развитие мировой культуры и связана преемственными связями с последующими стадиями: первобытная культура, культура традиционных обществ Востока, античная культура, культура европейского средневековья и Ренессанса; европейская культура Нового времени. Эти исторические типы мы будем рассматривать отдельно.

 

Словарь.

1. Типология (от греч. typos ‘отпечаток, форма’) культуры – это раздел науки о культуре, который предполагает выявление признаков сходства между феноменами культуры путем их упорядочения (объединения, систематизации) по определенным признакам.

2. Мировая культура (общечеловеческая) – это метакультурное образование и тип культуры с точки зрения ареала распространения, который складывается из высших достижений национальных и региональных культур, включает в себя эталоны творчества, универсальные человеческие идеалы, общечеловеческие нормы нравственности, учения мировых религий, художественные достижения, соответствующие эталонам прекрасного и гармоничного, наиболее известные научные концепции и философские теории.

3. Региональная культура – это тип культуры с точки зрения ареала распространения, который включает в себя сходные культурные особенности нескольких сопредельных стран, хотя вследствие своей экспансии может выходить за пределы четко очерченного географического пространства.

4. Национальная культура - это тип культуры с точки зрения ареала распространения, который формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания, экономической и политической общности определенного народа или совокупности народов.

5. Этническая культура - тип культуры, представляющий собой первоосновы национальной культуры, обращенные преимущественно в прошлое, воспроизводящие историческое наследие народа: генотип, черты национального характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория расселения этноса.

6. Обыденная культура – тип и уровень культуры, который включает повседневную практику и связан с привычным образом жизни людей, не предусматривает специально организованного усвоения знаний и умений, не связан с четкой и устойчивой системой методов передачи культурного опыта.

7. Специализированная культура - тип и уровень культуры, который является результатом профессиональной деятельности, требует специальных средств для подготовки специалистов и отличается максимальной упорядоченностью.

8. Доминирующая культура – тип культуры, которая занимает господствующее положение в обществе и определяется как официальная, ее наличие определяется общим и устоявшимся характером жизни и развития конкретного социума.

9. Срединная культура – тип культуры, наиболее распространенный в конкретном социуме который часто отождествляют с доминирующей (официальной) культурой. В отличие от массовой культуры стремится преодолеть стереотипы и популярно приобщить массы к высшим культурным достижениям.

10. Субкультура (лат. sub ‘под’ + культура) тип культуры, который является структурным компонентом сложной социальной системы, часть доминирующией культуры, отличающаяся и частично обосабливающаяся он нее благодаря наличию специфических особенностей.

11. Контркультура - особый тип культуры, отражающий явления и процессы в социокультурном пространстве, оппозиционные доминирующей культуре. Часто контркультура отличается идейным максимализмом, иррациональным характером, претензиями на обладание высшей истиной.

12. Маргинальная культура - это тип культуры, объединяющий индивидов и группы, не полностью вошедших в конкретную социокультурную систему либо вытесненных из нее, находящихся на ее периферии и/или границах.

13. Народная культура - это наиболее ранний исторически сформировавшийся тип культуры, характеризующийся коллективностью творчества, опорой на традиции, сочетающий примитивизм формы и глубину содержания (исторический аналог структурному типу этнической культуры).

14. Элитарная культура (фр. elite ‘отборный, выбранный, лучший’) исторический и структурный тип культуры, которая является прерогативой избранного меньшинства, создается самим этим меньшинством или по его заказу профессионалами высокого уровня.

15. Массовая культура - это тип культуры, рассчитанный на максимально широкий круг людей, преодолевающий благодаря своей шаблонности национальные и этнические границы, часто связанный с индустрией развлечений.

16. Формационная типология культуры - это способ выделения исторических типов культуры на основе экономических признаков (уровень материального производства и характер собственности на средства производства).

17. Концепция культурно-исторических типов - это способ выделения исторических типов культуры, сосредоточивающий внимание на уникальности и изолированности каждого историко-культурного типа, представленного культурой одной или нескольких стран.

18. Осевая культура – выделенный К.Ясперсом ключевой исторический тип и период культуры (800 – 200 вв. до н.э), связанный с независимым формированием в разных странах и регионах системы общечеловеческих ценностей, которые в дальнейшем должны способствовать духовно-культурному единению человечества.

19. Доиндустриальная (традиционная) культура (цивилизация) – исторический тип культуры, преобладавший до XVII-XVIII вв., строившийся на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда, общинной и или кастовой и сословной социальной организации преобладании традиций над новациями.

20. Индустриальная культура (цивилизация) - исторический тип культуры, возникший в XVII-XVIII вв., в основе которого лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами. Эта культура положила начало демократизации общественной жизни, распространению грамотности и образования, поощрению новаций.

21. Постиндустриальная культура – исторический тип культуры, формирующийся в последние десятилетия, связанный с особой значимостью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины, окончательной ломке традиционных социальных различий.

22. Постфигуративная культура – выделенный М.Мид тип культуры, при котором дети учатся у своих предшественников (архаичные традиционные культуры).

23. Кофигуративная культура - выделенный М.Мид тип культуры, при котором дети и взрослые учатся у сверстников (при интенсивной культурной модернизации).

24. Префигуративная культура - выделенный М.Мид тип культуры, при котором взрослые учатся не только у сверстников, но и у своих детей (в современных обществах со сверхинтенсивной динамикой).

 

Date: 2015-09-03; view: 661; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию