Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) Контркультура и маргинальная культура





Понятие контркультура обозначает явления и процессы в социокультурном пространстве, оппозиционные доминирующей культуре. По сути, контркультура представляет собой разновидность субкультуры,

противостоящей принципам официальной культуры и характеризующейся альтернативными мировоззренческими инициативами, коммуникативными моделями, ценностными детерминантами жизнедеятельности. Термин контркультура вошел в активное употребление с конца 1960-х гг. и закрепился за диссидентскими явлениями в социально-политической жизни,

искусстве, молодежных движениях, отстаивавших право самостоятельного выбора принципов и стиля жизни, свободу самовыражения и творческой активности. Действительно, именно в этот период становится устойчивым политическое диссидентство в СССР. На пике активности было молодежное движение хиппи, выступавшего против лицемерия и духовного закрепощения западного общества. В США хиппи были одними из инициаторов массовых протестов против войны во Вьетнаме, во Франции 1968 года – молодежных волнений, которые привели к отставке одного из самых авторитетных за всю историю страны политиков (президента Ш.Де Голля). Именно с деятельностью хиппи была связана знаменитая сексуальная революция.

Однако контркультурный статус может иметь любое социокультурное образование, которое возникает в ситуации подавления свободы, нестабильности и социального кризиса, противоречит идеологии и стереотипам доминирующей культуры. отличается бунтарским характером самовыражения и инновациями. Например, Контркультурными являлись христианские идеи в Римской империи в условиях доминирования языческих религиозных представлений в первые века нашей эры,

Считается, что контркультура не приемлет строгих идеологических регламентов, отвергает абсолютизацию рационального начала в разрешении проблем человека и общества, делает акценты на спонтанном, непосредственном чувственном переживании действительности. Дело в том, что ниспровержение изживающих себя культурных основ требует сильного эмоционального импульса. Однако у некоторых контркультурных движений были и четкие идеологические программы, которые позволили им занять в дальнейшем доминирующий культурный статус. Яркий пример, все то же христианство, которое со времен императора Константина (4 в. н.э) стало определять судьбы европейской культуры. Другой пример – английский радикальный протестантизм (пуританизм), отвергавший не только католицизм, но и официально государственный английский протестантизм в лице англиканства. Массовое переселение пуритан в Америку сделало это течение доминирующим в североамериканских колониях, а в дальнейшем оно во многом определило особенности культуры США.

Однако было бы ошибкой рассматривать контркультуру лишь как продуктивную борьбу с культурным застоем. Нередко она приводила к весьма опасным последствиям. Яркий пример – инициированная хиппи сексуальная революция. Ее нынешние последствия – крах семейных ценностей, падение рождаемости. Более того, контркультурные движения могут изначально содержать в себе антикультурный потенциал. Яркий пример – большевистская идеология, следствием которого стал сталинский тоталитаризм или национал-социализм, который прошел путь группы молодых бунтарей до элиты фашисткой Германии.

В ряду рассмотренных видов культур следует также рассмотреть маргинальную культуру. Понятие маргинальность (лат. margo ‘межа, граница, край’) было введено американским ученым Р. Парком и обозначало сложности психической адаптации мигрантов из села к городским условиям, указывало на промежуточность положения личности между двумя социокультурными системами. Теперь оно трактуется более широко иозначает ситуацию неполного вхождения человека или группы людей социокультурную систему либо неприятие или вытеснение из нее. Маргинальная культура – это тип культуры, объединяющий индивидов и группы, не полностью вошедших в конкретную социокультурную систему либо вытесненных из нее.

Понятие маргинальная культура характеризует особенности жизнедеятельности индивида или группы, которые одновременно соотносятся с несколькими социальными структурами, но ни в одну из них не интегрированы полностью, либо находятся на краю культурного поля. Уже с древних времен маргиналами были нищие, бродяги и разбойники, отвергнувшие общепритятые человеческие ценности, но не опустившиеся до животного состояния. Другой пример, многочисленные русские эмигранты, бежавшие из страны после революции, но не до конца принявшие ценности других культур и страдавшие от этого. В настоящее время маргинализация общества усиливается трансформацией быстрой трансформацией прежних социальных и экономических структур отношений, изменением

социальных и профессиональных статусов людей, усвоением разноплановых социокультурных стандартов: люди, вступившие в смешанные браки, трудовые мигранты, жертвы сокращений и реструктуризаций в экономической и административной сферах.

В плане культурной значимости маргинальность – неоднозначное, и даже контрастное явление. С одной стороны, жизнь бродяг, наркоманов, лиц, связанных с криминальным миром лишена созидательного

смысла, имеет явно асоциальный и девиантный характер. Их часто называют люмпенами (паразитами) и вполне правомерно отождествляют с антикультурой. В то же время отдельные маргиналы являлись непризнанными гениями, создававшими культурные ценности, в дальнейшем становившимися общепризнанными или имевшими авторитет в определенных социальных кругах. Яркий пример – Диоген Синопский, изгнанный из родного города, бомжевавший в Афинах, а в дальнейшем признанный великим философом Греции. Другой пример, изгнанный из СССР И.Бродский, ставший в дальнейшем нобелевским лауреатом. Наиболее гениальные маргиналы создавали масштабные культурные поля, актуализировавшие высшие культурные ценности, и определявшие развитие многих социумов или даже всего человечества. Яркий пример – царевич Гаутама, покинувший свой дворец, живший долгое время бродягой и отшельником, а в итоге ставший Буддой, основателем одной из мировых религий. То же самое можно сказать о Христе, которому принадлежит знаменитая фраза: «Нет пророков в своем отечестве». Его и апостолов многие современники воспринимали как бродяг и шарлатанов.

 

Date: 2015-09-03; view: 1679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию