Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнотерриториальная типология





Основными категориями этой типологии являются понятия этноса, народа, нации и региона.

Человечество состоит из народов, которые называются этносами. Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей. Этнообразующими факторами и признаками является представление об общем происхождении, общность исторической судьбы, единство территории, языка, традиций, общее самосознание и устойчивая преемственность поколений. Этнические общности основываются не на «кровном родстве», а на самосознании, т.е. сознании своей связи с другими представителями этой группы.

Интересную версию этногенеза (происхождения и развития этносов) разработал российский историк и философ Лев Гумилев, которая называется теорией пассионарного взрыва. По его мнению жизнь этносов подобна жизни человека – он рождается, переживает период становления, расцвета, упадка, а затем умирает, давая начало другим этносам. Возникновение этноса начинается с того, что в какой-либо местности в течение одного-двух поколений рождаются люди, обладающие особой психической энергией – «пассионарностью». Причиной этого являются, возможно генетические мутации, вызванные какими-то процессами космического характера. Такие люди – «пассионарии» составляют мощную общественную силу, которая распространяет свое влияние на жителей близлежащих территорий, сплачивает и активизирует их. Образующаяся в результате их усилий общность людей и становится этнической группой. Она быстро, за несколько десятилетий, увеличивается численно, захватывает соседние земли, подчиняет и ассимилирует их население. Этот первый этап жизни этноса – этап «пассионарного подъема» -- протекает бурно, в борьбе за власть, в междуусобицах и войнах. Так формировался начиная с Мухаммеда и его сподвижников, арабский этнос в 7 веке, так происходило становление русского этноса в 14-15 вв. Затем этнос стабилизируется и вступает в эпоху «пассионарного спада», относительно спокойного хозяйственного и культурного развития. А через несколько столетий он либо угасает в изоляции, либо сливается с другими этносами и растворяется в них, либо опять переживает пассионарный взрыв, ведущий к рождению новой этнической общности. (Примеры: славяне, германцы, англо-саксы, арабы)

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи – государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.д. В результате внутри этносов возникают этно-социальные группы, члены которых более тесно связаны между собой. Такие общности называются нациями. Они являются более поздним историческим образованием, их становление в Европе относится к Новому времени и связано с переходом к буржуазным отношениям, развитием буржуазной экономики, ростом просвещения и образованием национальных государств. Для каждой нации характерно создание системы знаковых средств, общеизвестных всем ее представителям, которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие (язык, символика, традиционные формы поведения). Как этническая так и национальная принадлежность человека определяются его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное – от включенности в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней.

Этническая (или народная) культура – наиболее древний слой национальной культуры. Она охватывает, главным образом, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, повседневной жизни, фольклора, народных промыслов, народной медицины, народной мудрости и пр. Эти особенности больше сохраняются в деревне, чем в городе. Консерватизм и ориентация на сохранение «корней» -- характерные черты этнической культуры. Некоторые ее элементы становятся символами самобытности народа (овсянка и легенды о привидениях замка – у англичан, клетчатая юбка – у шотландцев, спагетти – у итальянцев).

Порой на основании элементов этнической культуры формируются культурные стереотипы – устойчивые представления о типичных чертах характера того или иного народа (немецкая аккуратность, французская галантность, русский авось, китайская церемония). Стереотипы понимаются как характеристики народа в целом, но вместе с тем они распространяются на любого представителя данного народа. Существуют автостереотипы – то что люди думают о своем народе. Автостереотипы составляют важную часть национального самосознания. С одной стороны в автостереотипах народ стремится в какой-то мере идеализировать и возвысить себя, а с другой стороны оправдать какие-то недостатки и слабости своего образа жизни. Специалисты, изучающие этнокультурные стереотипы отмечают, что нации, находящиеся на более высоком уровне экономического развития, имеют тенденцию подчеркивать у себя такие достоинства, как ум, предприимчивость, деловитость, в то время как нации с более отсталой экономикой склонны акцентировать такие свой черты, как доброта, сердечность, гуманность, гостеприимство. Второй разновидностью стереотипов являются гетеростереотипы представления о других народах. Они часто более критичны, чем автостереотипы и нередко служат источником национальных предрассудков и предубеждений, а иногда носят откровенно ксенофобский характер. (Японцы могут с улыбкой рассказывать о самых печальных вещах, что создает стереотип о их бездушии и жестокости – но это лишь значит, что они не хотят обременять других своими проблемами, о межличностной дистанции у американцев (холодны в общении) и мексиканцев (назойливы и беспардонны)). Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку (ум – хитрость, настойчивость -- упрямство).

Национальная культура не сводится к этнической, ее богатство развертывается на основе письменности и образования. Она воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Ее средоточием является город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Этническая культура – исходный базис национальной культуры. Она источник народного языка (который становится в национальной культуре литературным языком), из нее заимствуются основные сюжеты и образы искусства.

Несколько наций со смежной территорией, переплетающейся историей образуют региональную общность людей. Культурный регион – это социальная общность, объединенная географическим положением, что определяет сходство культурных черт. В глобальном плане принято выделять такие культурные регионы как Запад (Европа и Америка)и Восток (Центральная и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Северная Африка). Так же можно выделить такие культурные регионы как Север и Юг, жители гор, жители пустынь.

Date: 2015-09-03; view: 755; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию