Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Министерство образование и науки Российской ФедерацииСтр 1 из 14Следующая ⇒ Министерство образование и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Факультет историко-филологический (заочное отделение) Кафедра русской и зарубежной литературы Дипломная работа Тема: «Типология детских образов в произведениях А. Линдгрен»
Работа допущена к защите Дата защиты «____» _____________2012 г. «____» _____________2012 г. Зав. кафедрой ____________ Оценка: ______________ Ставрополь, 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения мира детства в творчестве А. Линдгрен 8 1.1. Автобиографический элемент в творчестве А. Линдгрен 8 1.2. Жанрово-тематическое своеобразие творчества А. Линдгрен 20 1.3. Стиль прозы А. Линдгрен 32 Выводы по I главе 36 Глава 2. Система образов детского мира в творчестве А.Линдгрен и своеобразие воспитательной системы писательницы 37 2.1. Модель детского мира А. Линдгрен 37 2.2. Система образов в произведениях А. Линдгрен 59 2.3. Особенности детской психологии и восприятия в произведениях А. Линдгрен. 76 2.4. Система воспитания, отраженная в творчестве А. Линдгрен 97 Выводы по II главе 102 Заключение 103 Библиографический список 107 ВВЕДЕНИЕ Современную научную парадигму можно охарактеризовать как антропоцентрическую. Внимание большинства наук, в том числе и филологии, сосредоточено на человеке. Одной из фундаментальных антропологических характеристик человека является его возраст. Можно выделить несколько периодов в жизни каждого человека, которые настолько радикально отличаются друг от друга, что можно говорить о том, что человек проживает несколько различных жизней или мы наблюдаем жизнь разных людей. Такие этапы жизненного пути различаются по физическим, психическим и духовным параметрам, различаются как по самочувствию и самосознанию самого человека, так и с позиций внешнего наблюдателя. В определенном смысле можно говорить о различных способах существования человека, о разных типах его бытия. Осознание и оценка обществом возрастных характеристик человека определяются мировоззренческими установками и способами бытия того или иного народа. Так, в архаических обществах в жизни человека выделялись только два возраста: детство и зрелость. После инициации ребенок сразу обретал статус взрослого, о старости не было понятия. В цивилизованных обществах добавились еще два жизненных периода: юность и старость. Ребенок, юноша, взрослый и старик теперь рассматриваются антропологами как различные антропологические типы; а детство, юность, зрелость и старость как самоценные онтологические феномены. Мир детей обладает уникальными свойствами, не зависящими от уровня развития цивилизации, специфики культуры и научно-технического прогресса. Можно утверждать, что между детьми разных стран и культур намного больше общего, чем между взрослыми в тех же культурах. Более того, между детьми разных стран и культур намного больше общего, чем между взрослыми и детьми в одной культуре. На Земле, по мнению С.П. Гурина, «сосуществуют две цивилизации, две разные культуры, две вселенные – мир детей и мир взрослых. Между этими мирами сложные отношения притяжения и отталкивания, зависимости и борьбы, любви и войны. Сосуществование двух миров в одном пространстве культуры заведомо противоречиво. У взрослых и детей есть свое особые мировосприятие, специфическое мышление и язык, эмоции и желания, интересы и ценности» (Гурин, 2000: 167). Как это не парадоксально, но только в ХХ веке детство рассматривается наравне со взрослым состоянием, только коллективное сознание XX века признает значимость и ценность детства. От воспитателя требуется уважение к личности ребенка, воспитание рассматривается как сотрудничество. В педагогической антропологии признается необходимость детства, взаимозависимость, взаимное определение и ограничение детства и взрослости. Однако мышление остается в рамках бинарной оппозиции “детство-взрослость”. В современную эпоху происходит не только реабилитация детства, но и радикальная переоценка его смысла. Для постмодернизма характерен интерес ко многим феноменам человеческого бытия, которые могут быть соотнесены с детством: игре, празднику, смеху и к детскости самой по себе. Признается самодостаточность, самоценность детства. Детство – это самостоятельный феномен, естественное состояние человека. И может быть оно более фундаментальное и подлинное, чем взрослость, так как укоренено в самом основании бытия человека. В ребенке наиболее адекватно проявляется сущность человека, его место и предназначение в мире. Ребенок признается истинным человеком, подлинным, правильным, в то время как взрослый предстает как искаженный образ человека. «Дети, расширяют пределы человеческой природы, раскрывают все многообразие человеческой сущности. Они любят все необычное, неожиданное, странное, загадочное. Именно в детях проявляется тяга к выходу из себя, за свои пределы, к экстазу и трансцендированию, к превосхождению своей природы» (там же). Опыт детства является фундаментом, основанием всякого взрослого опыта, культуры, цивилизации. Детство рассматривается как источник творчества и фантазии, исток свободы и любви. Взрослые же, приспосабливаясь к внешним условиям, неизбежно ограничивают границы и пределы возможного, отказываются от свободы. В этом контексте взрослый предстает как несчастный ребенок, заблудившийся, исковерканный, искалеченный жизнью: «взрослые – это испорченные дети, уставшие, забывшие себя, предавшие свое детство» (там же: 168). Переосмысление феномена детства, пристальное его изучение с точки зрения разных наук, вызвало соответствующую реакцию и в литературном мире. Начиная с XX в. детская литература становится профессиональной литературой, она выдвигает всемирно известных писателей, таких как: О. Пройслер, М. Энде, Л. Кэрролл, А. Милн. К. Льюис, М. Твен, Д. Биссет, А. Линдгрен С. Лагерлёф, Т. Янсон, Дж. Родари, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, Ю.К. Олеша, Е.Л. Шварц. Б.С. Житков, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский Э.Н. Успенский, Б.В. Заходер и многие другие. Детская литература – особая разновидность литературы, которая специально предназначена для детской аудитории до 15-16 лет. Подобные произведения осуществляют образование и воспитание детей языком художественных образов. Детская литература имеет свои характерные черты: преимущественно, главные роли отводятся детям, а сам сюжет по тематике соответствует возрасту ребенка; язык и стиль повествования отвечает особенностям детского восприятия. Творчество шведской писательницы Астрид Линдгрен входит в золотой запас детской литературы. Ее книги переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах, их с удовольствием читают дети и взрослые всего мира и уже не одно поколение. Её произведения проникнуты фантазией и любовью к детям. В Швеции она стала живой легендой: она развлекала и утешала, участвовала в политической жизни и меняла законы и заметно повлияла на развитие детской литературы. Один из критиков Маэотс О. даже назвал ее «лучшей в мире писательницей» (Маэотс, 2002). Несмотря на безусловную значимость А. Линдгрен как для истории детской литературы, так и для детской антропологии, фундаментального комплексного исследования ее творчества еще не предпринято. Сказанным определяется актуальность выбранной темы. Цель дипломной работы – представить типологию детских образов в произведениях А. Линдгрен и реконструировать модель воспитания писательницы. Данная цель предполагает решение ряда задач: § выявить роль автобиографического элемента в произведениях А. Линдгрпен; § проанализировать жанровую и тематическую специфику ее творчества; § охарактеризовать стилевые особенности творчества писательницы; § выявить и охарактеризовать основные компоненты детского мира А. Линдгрен; § представить и проанализировать систему детских образов, функционирующую в произведениях А. Линдгрен; § выявить особенности детской психологии и реконструировать авторскую систему воспитания А. Линдгрен на основе ее произведений. Объектом исследования выступает художественное пространство сказок и повестей А. Линдгрен. Предметом исследования являетсясистема детских образов, представленная в произведениях А. Линдгрен. Материалом исследования послужил весь комплекс, переведенных на русский язык произведений А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон», «Мы все - дети из Бюллербю», «Приключения Эмиля из Лённеберги», «Калле Блюмквист», «Дети с улицы Бузотеров», «Мадикен», «Мадикен и Пимс из Юнибаккена», «Пеппи Длинный Чулок», «Мы — на острове Салькрока», «Спокойной ночи, господин Бродяга!», «Золотая девонька», «Кто выше!», «Кайса Задорочка». «Мэрит», «Что-нибудь живое для Каля-колченожки», «Пелле переезжает в сортир», «Смоландский тореадор», «Старшая сестра и младший брат», «Под вишней», «Несколько слов о Саммельагусте», «Мио, мой Мио!», «Расмус-бродяга», «Расмус, Понтус и Глупыш», «Братья Львиное сердце», «Рони, дочь разбойника», «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хульта». «Любимая сестра», «В сумеречной стране», «Нет в лесу никаких разбойников», «Мирабэль», «Крошка Нильс Карлсон».»Петер и Петра», «Веселая кукушка», «Однажды ночью в мае», «Принцесса, которая не хотела играть в куклы», «Юнкер Нильс из Эки», «Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка...», «Солнечная полянка», «Стук-постук». Методология исследования. Работа выполнена в рамках антропологического подхода. Творчество А. Линдгрен анализируется комплексно, применяются биографический,герменевтико-интерпретационный, типологический методы исследования, а также стандартные процедуры литературоведческого анализа: наблюдения, анализа, описания, классификации, обобщения. Теоретической базой исследования явились работы И.Г. Минераловой, Л.Ю. Брауде, С.П. Гурина, И.В. Носко, М.М. Бахтина и др. Теоретическая значимость работы и элемент новизны заключается в разработке типологии детских образов и реконструкции системы воспитания, репрезентированной в творчестве А. Линдгрен. Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов исследования в школьном курсе преподавания литературы, а также практике вузовского преподавания таких курсов, как «История зарубежной литературы XX вв.», «Детская литература», «Художественная антропология» «Актуальные проблемы человека в литературе XX века», «Мировая словесность о детях и для детей». Структура работы. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы (всего 61 наименование).
|