Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувственная ткань





Она представляет строительный материал образа. Как и биодинамическая ткань, чувственная обладает свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Они теснейшим образом связаны со значениями и смыслами.

Между обоими тканями существуют сложные взаимоотношения. Они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другу. Их взаимная трансформация является средством преодоления пространства и времени, обмена времени на пространство.

На бытийном уровне сознания решаются сложные задачи. Субъект обладает пространством сформированных образов, большинство из которых полизначны. Аналогично этому пространство освоенных движений и предметных действий полифункционально. Следовательно, для эффективного в той или иной ситуации поведения, необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной моторной программы. Но даже при выборе нужного образа и действия каждый из них обладает своей степенью свободы, которое должно быть преодолено. Таким образом, в момент своего взаимодействия эти системы становятся жесткими и однозначными: только в этом случае поведение будет адекватным ситуации, впишется в нее, решит смысловую задачу.

На бытийном уровне решаемые задачи практически всегда имеют смысл.

 

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

 

Значение — содержание общественного сознания, ус­ваиваемое человеком, — это могут быть:

- операционные значения – связывают значения с биодинамической тканью,

- предметные – связывают значения с чувственной тканью,

- вербальные значения – связаны преимущественно со смыслом; наиболее изучены житейские и научные значения — понятия.

 

Смысл — субъективное понимание и отношение к си­туации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. Взаимопонимание не может быть абсолютно полным. Имеются элементы непонимания, связянного с осмыслением значений или недосказанности. Непонимание и недосказанность – это не только негативные характеристики общения. Вспомним, недосказанность в искусстве – это художественный прием. Создается условие для рождения нового в культуре, творчестве. Не нужно забывать. Что имеется всегда избыточное поле значений, избыточное поле смыслов. Преодоление этой избыточности на полюсах внешнего и внутреннего диалога, к тому же диалога нередко эмоционально окрашенного, задача действительно не простая.

Решаемые на рефлективном уровне задачи могут быть совершенно бессмысленны. Поэтому важна координация деятельности обоих уровней сознания.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала реф­лективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир человечес­ких ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыс­лом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической дея­тельности соотносится с биодинамической тканью движе­ния и действия (бытийного слоя сознания).

Мир представ­лений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания).

Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

 

 

 

 

Итак, сознание —рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Функции сознания:

1) отражательная,

2) порождающая (творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная,

4) рефлексивная функция — основная функ­ция, характеризует сущность сознания.

 

Рефлексия – «внутреннее чувство», отражающее в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность.

В качестве объек­та рефлексии может выступать:

1) отражение мира,

2) мышление о нем,

3) способы регуляции человеком своего поведения,

4) сами процессы рефлексии и

5) свое личное сознание.

Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только от­ражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, по­знавать свой внутренний мир, переживать его и опреде­ленным образом относиться к себе.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет пред­ставление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта пред­полагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его пере­живаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерыв­ность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Итак, осознанием является акт сознания, предмет которого – сама деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими.

Для осознания характеры следующие законы Клапареда; чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем; осознать какую-либо операцию – значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка.

Самая общая характеристика сознаваемости психических процессов состоит в том, что человек может осознать то, что он воспринимает, вспоминает, о чем мыслит, к чему внимателен, какую эмоцию испытывает; человек может осознать, что именно он воспринимает, вспоминает, мыслит, чувствует.

Поле сознания может уменьшаться или увеличиваться. Содержание поля сознания определяется следующим законом: актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который непосредственно направлено то или иное действие

Главная функция са­мосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего кон­фликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция — защитная — стремление за­щитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирова­ния.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддержи­вать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузить­ся во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, прини­мать решения и брать на себя ответственность, прислуши­ваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Компоненты самосознания:

- Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от внешних предметов.

- Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам».

- Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

- Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом возрасте на основе опыта общения и деятельности.

С самосознанием связано и формирование «Я-концепции» - совокупности всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют:

1) образ «Я» – представление индивида о самом себе,

2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления,

3) потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

 

Date: 2015-09-03; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию