Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие сознания





Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг и его природные особенности – продукт исторического развития. Становления сознания – длительный процесс, органически связанный с развитием трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда. Этот процесс, в конечном итоге, и привел к коренному изменению отношений человека и природы, к тому, что человеческая деятельность уже направляется непосредственно не на удовлетворение своих собственных потребностей, а на удовлетворение общественных. Так цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые. Деятельность, поведение человека становиться осознанной, в ходе нее формируется и проявляется сознание как отражение независимого от нее объекта и отношение к нему субъекта.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается, и становится возможным лишь в условиях активного воз­действия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования язы­ка, речи, возникающей одновременно с сознанием в про­цессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный и в постнатальный период эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием, челове­ческую информацию.

Второй момент — это собственно деятельность матери. Первичные органические потребнос­ти ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. ор­ганизуются и удовлетворяются извне любовным отноше­нием матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсе­кает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важ­но и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессо­знательности и выводит, втягивает в человеческую куль­туру, в человеческое сознание. Известный психолог Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действи­тельно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем следует следующий акт развития, который мож­но назвать первичным актом сознанияэто идентифика­ция ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-види­мому, первичным человеческим отношением, прорублен­ным любовью матери окном в культуру для ребенка, пер­вичным актом сознания. В этом смысле первичное не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Потому что мать здесь имеет значение прежде всего в смысле культурного образца социального поведения, а мы, конкретные люди, только выполняем эти образцы. Именно отсюда начинает­ся жизненный путь человека, его развитие сознания. И первичным актом сознанияявляется акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое созна­ние, делающий человека человеком. За вычленением смыс­ла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образ­цов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающе­го мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания си­туации в целом. Наше сознание в своем развитии испыты­вает многие идентификации, но выполняются, реализуют­ся отнюдь не все.Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несозна­ваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца и это явля­ется условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвраща­ется к своему началу.

 

               
       


 

 

Date: 2015-09-03; view: 225; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию