Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции буддизма распространились из Индии по всем азиатским странам и культурам и оттуда уже по другим частям света. Центры различных буддийских традиций есть по всему миру





Общее количество буддистов по большинству сведений равняется около 400 миллионов человек. Сюда подходят ещё те многие, которые по различным причинам не могут официально назвать себя буддистами. Так, лишь в коммунистическом Китае около 150 миллионов буддистов, которые по существующим обстоятельствам едва ли могут открыто практиковать и заявлять об этом. Это количество постоянно растёт. Прежде всего, на Западе в последние годы повышается интерес к Буддизму.

Рекомендуемая литература: 4,7,9,10,11,12,13,14,15,35

 

Контрольные задания для СРС

 

1. История возникновения буддизма.

2. Особенности буддистского учения.

3. Превращение буддизма в мировую религию.

 

Тема 4.Христианство.

План лекции

  1. Проблемы периодизации средневековья.
  2. Формализм как способ мышления и иерархичность средневековой культуры.
  3. Культурный тип христианства.

Христианство появилось в 1 веке нашей эры и является второй после буддизма по времени возникновения мировой религией. Христианство сегодня в качестве государственной религии принято в 156 странах мира. В Европе таких стран — 42: Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Великобритания, Ирландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Монако, Франция, Испания, Андорра, Португалия, Италия, Ватикан, Сан-Марино, Мальта, Албания, Болгария, Греция, Румыния, Молдова, Беларусь, Украина, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Югославия. В Африке христианскими является 41 страна: Египет, Судан, Чад, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-Дивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Джибути, Эфиопия, Эритрея, Кения, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, Заир, Центрально- Африканская Республика, Камерун, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Габон, Конго, Ангола, Намибия, Южно-Африканская Республика, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Малави, Мозамбик, Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий. В Северной Америке таких стран — 24: Гренландия, Канада, США, Мексика, Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Куба, Ямайка, Гаити, Доминиканская республика, Пуэрто-Рико, Багамские острова, Антигуа и Барбуда, Сен-Кристофер-Невис, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Барбадос, Тринидад и Тобаго. В Южной Америке христианских стран — 13: Венесуэла, Гайана, Суринам, Французская Гвиана, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Боливия, Парагвай, Уругвай, Аргентина. В Азии христианство исповедуют в 19 странах: России, Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Кипре, Ливане, Израиле, Индии, Шри-Ланке, Мьянме, Вьетнаме, Китае, Северной Корее, Южной Корее, Сингапуре, Брунее, Филиппинах, Индонезии. В Австралии и Океании таких стран — 17: Папуа-Новая Гвинея, Австралия, Новая Зеландия, Новая Каледония, Федеративные Штаты Микронезии, Палау, Маршалловы острова, Кирибати, Науру, Соломоновы острова, Тувалу, Французская Полинезия, Фиджи, Западное Самоа, Американское Самоа, Вануату, Тонга. Итого: 156 стран. Кроме того, христиане проживают и в странах, в которых христианство не является государственной религией.

К I веку до н.э. Римская империя стала хозяйкой всего Средиземноморья. Страна — метрополия имела множество колоний, ей покорилось много народов, исповедующих собственные религиозные верования. Единой религии в Римской империи не существовало. Политическое и социальное положение Римской империи к I веку н.э. исследователи считают кризисным: в 63 году до н.э. Римская империя захватила Сирию и Иудею. Иерусалим пал после трехмесячной осады и Иудея вошла в состав Римского государства. В конце I века правителем Иудеи стал Ирод, тот самый, о котором все знают, что он приказал вырезать всех младенцев, которые родились в Вифлееме, чтобы уничтожить родившегося царя. Среди убитых, по преданию были и его дети. Однако тот же Ирод прославился строительством городов, в которых проживало смешанное население, говорящее на многих языках; он возводил театры, дворцы, термы, поддерживал иудаизм. После смерти Ирода власть перешла к его сыновьям.

Христианство вначале не имело письменных источников и полстолетия существовало в устной традиции; первыми христианскими документами стали — Послания Павла, Откровения Иоанна, в конце I века появились Евангелия (от Марка, Луки, Матфея, Иоанна).

I век вошел в историю мира как век страданий первых христиан и преследований их со стороны императора Нерона. Первые христиане распинались как инакомыслящие на крестах, их травили хищными животными, их обвинили в поджоге вечного города Рима. В книге Юрия Кравчука «Нерон» (М., 1989. С.240) эти события римским историком Тацитом, ненавидевшим христиан, описаны так: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев.

Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими в этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвления сопровождались издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты, ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина, и они заслуживали суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона». Так Тацит описал гонения на христиан полвека спустя.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения христианства:

  • в Римской империи происходил процесс имущественного и социального расслоения населения;
  • иудаизм распространился за пределы Иудеи и привлекал также умы римлян; «Из иудаизма приняты идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма и тексты священных книг, известные в христианстве как Ветхий (старый) завет Библии». (Дик П.Ф. Основы религиоведения. Астана — Костанай. 2000. С.62.);
  • происходили массовые антиколониальные выступления, господствовали антиримские настроения;
  • наблюдались социальные, этнические и религиозные противоречия;
  • в покоренных странах местные обычаи и порядки не поддерживались римлянами;
  • существовало большое количество сект и религиозных групп, которые верили в скорый приход спасителя-мессии, который освободит народы от Римской власти;
  • особое противоречие существовало между саддукеями и фарисеями, зелотами и сикариями;(объяснить)
  • существовала религиозная секта ессеев (II век до н.э. — I век н.э.), которая и стала источником христианства. Эта группа создала организацию «Новый завет», которая боролась со жречеством Иерусалима. В 1947 году в местности Вади-Кумран, неподалеку от Иерусалима, в пещере были найдены древние рукописи, принадлежавшие секте ессеев. Изучение этих рукописей позволило ученым предположить, что религиозные взгляды ессеев могли стать источником возникшего позже христианства, так как идеи ессеев были очень близки раннему христианству.

Основателем христианства считается Иисус из Назарета. Чтобы понять образ Христа, следует коснуться источников, раскрывающих его положение в обществе. Откроем книгу Э. Ренана «Жизнь Иисуса» (М., 1991.). На странице 81 говорится о его семье: «Он вышел из среды народа. Его отец Иосиф и мать Мария были люди среднего сословия, ремесленники, жившие своим трудом в том состоянии, обычном на Востоке, которое нельзя назвать ни достатком, ни нищетой… Дом Иисуса, конечно, походил на те бедные лавчонки, в которые свет проникал через дверь и которые служили одновременно и верстаком, и кухней, и спальней, где вся мебель состояла из циновки, нескольких подушек на полу, пары глиняных кувшинов и размалеванного сундука. Семья, получавшаяся из одного или нескольких браков, была в достаточной мере многочисленна». Далее, на странице 84 Эрнест Ренан пишет, что «родным языком Иисуса был сирийский, смешанный с еврейским, диалект, на котором тогда говорили в Палестине… Иисус нисколько не отличался от своих соотечественников; он верил в чёрта, которого представлял себе в виде духа зла, и воображал себе, как и все, что нервные болезни — дело демонов. Которые овладевают страждущими и тревожат их. Чудесное было для него не чем-то исключительным, а обычным порядком вещей». Много споров в литературе о внешних данных Иисуса, каким он был, как выглядел. Древнеримский автор Цельс, враг христианства (в изложении христианского теолога и философа Оригена, вторая половина II века): «Если бы дух божий поселился в нем (Иисусе), то он должен был бы отличаться от других красотою облика, великолепием тела, а также красноречием. Ибо невозможно поверить, что тот, в чьем теле было нечто божественное, ничем не отличался от других. Между тем люди рассказывают, будто Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение» (Зенон Косидовский. Сказания евангелистов. — М., 1987. С.141.).

История рождения Иисуса окутана тайной: родился он в семье бедного плотника Иосифа от матери Марии, которой однажды ночью явился архангел Гавриил, сообщивший ей благую весть, что она станет матерью сына божьего. По преданиям, Иисус еще мальчиком почувствовал любовь к себе господа и любил находиться в храме. Дальнейшая жизнь Иисуса известна мало: он работал плотником, имел братьев и сестер, потом в возрасте тридцати лет начал проповедовать свое учение, за что и пострадал, был распят на кресте и, по преданиям, воскрес. Возникает вопрос: за что же осудили Иисуса?

Давайте послушаем одну из точек зрения, изложенную в статье «Каким судом судили Иисуса?»//Наука и религия. 1996. № 2.: «Уже с первых евангельских строк, посвященных суду над Иисусом, ощущается атмосфера несправедливости и изначальной заданности неправосудного приговора. Надо, правда, отметить, что «благонамеренные члены Синедриона предлагали исследовать дело Иисуса по законам, выслушать Его учение и доказательства и потом рассудить о Нем беспристрастно» (Ильин И.А. О сущности правосознания. В 2-х тт. — М., 1993. Т.1. С.300.) Однако, политические соображения повернули суд сначала в сторону нарушения судебной процедуры, а затем и вынесения несправедливого приговора.

Несмотря на то, что закон иудейский запрещал тайные допросы подсудимых в частном доме, Иисуса Христа привели и допрашивали с начала в частном доме… В деле Иисуса участвовало немало лжесвидетелей. Много они говорили на Него неправды, но не могли сказать ничего, за что можно было осудить Его на смерть. Вот одно из лжесвидетельств: «Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Эти показания не соответствовали действительности; но даже если бы они и были правдивы, такого обвинения было недостаточно, чтобы осудить Христа на смерть… исследуя доказательства вины Иисуса Христа, Понтий Пилат лично допрашивает его и приходит к выводу о полной Его невиновности. Выйдя к народу, он объявляет: «Я никакой вины не нахожу в этом человеке». Но народ был недоволен этим решением. Неистовая толпа кричала: «Распни Его, распни!». «Умыв руки», Пилат уступил толпе. (Евангелие от Матфея).

Христианские идеи были не новыми, основные мысли уже были изложены в иудаизме в Ветхом завете. Что же несло миру учение Христа?

  • Веру в единого Бога, монотеизм;
  • веру в освобождение Палестины от Римского господства;
  • веру в духовное преображение человека и человечества;
  • веру в любовь к ближнему;
  • веру в освобождение от земных мук;
  • веру в человеческие добродетели;
  • веру в спасение души.

Были ли эти идеи чем-то новым? Вот как отвечает на этот вопрос исследователь евангелий Зенон Косидовский: «Христианство не было в истории человечества чем-то исключительным и необъяснимым, не было сверхъестественным явлением. Оно представляет собой, как и все другие верования, определенную веху в развитии общественного сознания в целом и религиозные идеи в частности. Его возникновение и эволюция были обусловлены также определенными социально-политическими факторами… Словом, ни о какой оригинальности и исключительности христианства не может быть и речи. Его родословная явным образом связана с религиозными течениями иудаизма и эллинизма, а также с религиями Месопотамии, Египта, Персии, Индии и др.»

Давайте представим себе христианскую картину мира:

  • Бог — Творец мира и великая тайна;
  • цель жизни верующих — добродетель, по образцу Христа;
  • познание мира и Бога — через откровение;
  • Бог — един и существует в трех ипостасях;
  • вера в то, что Иисус Христос есть и Бог и человек;
  • Библия — священная книга;
  • основная идея христианства — спасение от зла;
  • причина любого зла — грех;
  • понимание искупления как жертвы Христа;
  • понимание покаяния как средства в борьбе против грехов;
  • конечная цель жизни человека — царство Божие;
  • основу духовной жизни составляет любовь;
  • вера в предопределенность жизни;
  • эсхатологичность мировоззрения;
  • принятие икон;
  • молитва как способ общения с Богом;
  • монашество как способ служения Богу, и др.

Библия — это большая книга объемом 1300 страниц, название — «Библия» — от греческого слова «библиа» — книги. Подзаголовок — «Книги священного Писания Ветхого и Нового завета». Библия представляет собой собрание около восьмидесяти книг, которые написаны в разное время. Книги, входящие в Библию, составляют канон, утвержденный церковью, комплект христианского «священного писания». Библия делится на две части — Ветхий завет и Новый завет. Ветхий завет равен трем четвертям её объема, Новый завет составляет одну четверть. Ветхий завет считается священной книгой и в иудаизм, и в христианстве, Новый — только в христианстве.

В Ветхий завет входит Пятикнижие Моисеево, т.е. автором его является Моисей, которому бог открыл свой закон на горе Синай; а также в Библию входят более тридцати других книг, которые делятся на исторические и писания. К историческим книгам относятся: книга Судей, Четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книги Ездры и Неемии. К писаниям относятся: философские трактаты Экклезиаста и Иова, сборник молитвенных песнопений — псалтирь, лирическая поэма «Песнь песней». Расположение этих книг в христианских и иудейских библиях разное.

В Новый завет входят 27 канонических книг: четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), книга Деяний апостольских, 21 книга Посланий апостольских и откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис.

Текст Ветхого завета первоначально был написан на древнееврейском языке (некоторые трактаты — на арамейском); текст Нового завета написан на древнегреческом. Ветхий завет переведен на греческий, вероятно, к началу нашей эры.

В конце IV века Библия была переведена на латинский язык Иеронимом Блаженным и получила название Вульгата — от слов — народный, общедоступный. В IХ веке появился славянский перевод, выполненный Кириллом и Мефодием. В ХIХ веке был сделан перевод Библии на русский язык. Разделение текста Библии на главы и стихи сделано в ХIII-ХVI веках соответственно.

В христианстве существует три основных направления: католицизм, православие, протестантизм.

Католицизм — западная ветвь христианства, которая образовалась после раскола 1054 года. Во главе католической церкви стоит Папа Римский, полный титул которого привели В. Иванов и Я. Трофимов в книге «Религии Казахстана» (А., 1999. С.31.): Викарий Иисуса Христа, преемник святого Петра, высший глава Вселенской церкви, западный патриарх, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан. В мире насчитывается более 1 миллиарда католиков.

Особенности католицизма:

  • принятие положения, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от бога — Сына;
  • вера в существование чистилища для душ умерших, до помещения их в рай;
  • признание Папы Римского главой над Вселенской церковью;
  • вера в вознесение Девы Марии;
  • вера в непорочное зачатие Девы Марии;
  • признание необходимости обета безбрачия для католического духовенства;
  • признаются не все Заповеди Моисея;
  • в католицизме отмечаются праздники, которые не празднуют православные: непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Праздник святой Евхаристии, Праздник Святейшего Сердца Иисусова и др.;
  • продолжают существовать монашеские ордена: иезуитов, францисканцев и др.

Католицизм не однородное учение, со временем в нем выделились радикальные и умеренные модернистские и консервативные течения.

Православие. Это восточная ветвь христианства. Единого центра как у католиков нет, но существуют пятнадцать самостоятельных церквей. Во главе Русской православной церкви стоит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В православии отмечаются следующие праздники:

  • Рождество Христово,
  • Троица,
  • Крещение Господне,
  • Сретенье,
  • Вход Господень в Иерусалим,
  • Вознесение Господне,
  • Преображение Господне,
  • День Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста,
  • Рождество Богородицы,
  • Введение во храм Богородицы,
  • Благовещение Богородицы,
  • День Успения Божией матери.

Протестантизм. Протестантизм — направление в христианстве, появившееся в период Реформации в ХVI веке в Европе. Основателем протестантизма является Мартин Лютер. Протестантизм отрицает католические догматы:

  • не принимает учение о спасительной роли церкви,
  • не признает право духовенства на прощение грехов,
  • отрицает особую роль духовенства в общении с Богом,
  • настаивает на упрощении и удешевлении культа,
  • выступает против существования закона целибата,
  • настаивает на ликвидации монашества и др.

В протестантизме существует множество самостоятельных течений, поговорим о некоторых из них:

Лютеранство. Оформилось в германии в ХVI веке. Основатель — Мартин Лютер, монах, преподаватель Виттенбергского университета, который основу своего учения записал в виде 95 тезисов. В лютеранстве много сохранено от католицизма: литургия, два таинства: крещение и причащение. Лютеране верят, что читать и толковать Библию могут не только священники, но и простые верующие.

Баптизм. Появился в начале ХVII века. Основателем считается Джон Смит (1544-1612). Название «баптизм» происходит от греческих слов «погружаться в воду». Одной из главных идей баптизма является понимание того, что крестить людей можно только взрослых. «Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принимать веру сознательно». Богослужение в баптизме упрощенное: религиозное пение, молитвы и проповеди. Сохраняют баптисты четыре обряда: крещение, причащение, брак и рукоположение. Отмечают праздники: Рождество, Пасху, Троицу, Жатву.

Пятидесятничество. Это многоплановое течение протестантизма, которое включает в себя множество других течений: христиан евангельской веры, пятидесятников — сионистов, субботствующих пятидесятников и др. Возникло в США в ХIХ веке, по духу близко баптизму, тоже признает крещение взрослых людей, однако в основе учения вера в то, что на пятидесятый день после Пасхи каждый христианин может получить от Святого Духа различные способности. Само богослужение отличается экстатичностью и пугает незнающих. В некоторых течениях пятидесятничества производят жертвоприношения. Празднуют: Рождество, Пасху, Троицу, Жатву.

Адвендизм. Это одно из течений баптизма. Название произошло от латинского слова «пришествие». Основателем считается Уильям Мюллер (1782-1849). Возник адвендизм тоже в США в 30-х годах ХIХ века. Уже в восьмидесятых годах принесен в Россию. Особо выделяется направление «адвендисты седьмого дня», которые проповедуют добродетельный образ жизни, ограниченный в отношениях с миром. В жизни адвендистов много ограничений и в еде, и в отношениях. Очень ревностно почитают субботу. Отличаются адвендисты активной миссионерской деятельностью.

Свидетели Иеговы. Религиозное течение возникло в 70-х годах ХIХ века в США. Основатель — Чарльз Тейзе Рассел (1852-1916). Сегодня штаб-квартира находится в Бруклине. Издается много периодики. С 1966 года печатается и распространяется журнал «Сторожевая башня», который под другими названиями издается аж с 1879 года. Литература издается более чем на 160 языках, например «Сторожевая башня» печатается на 125 языках тиражом в 22 миллиона экземпляров, журнал «Пробудись!» издается на 81 языке.

Последователей насчитывается около 5,5 миллионов человек почти во всех странах мира. Для вовлечения в общину новых людей проводятся многочисленные мероприятия и индивидуальная работа с людьми на улице, в квартирах. Поощряется поквартирный обход домов, беседы. Ведется строгий учет времени на беседы. Секта носит тоталитарный характер, так как отличается строгим контролем за деятельностью каждого. Основные идеи учения:

  • имя Бога — Иегова;
  • Христос — сын Бога, но не Бог;
  • ждут конца света — Армаггедона — битвы Иеговы против сил зла, сатаны, в ходе которой все грешники погибнут;
  • когда люди воскреснут, то воскреснут телесно;
  • когда не станет грешников, на земле наступит рай;
  • отрицают иконы и подобные изображения;
  • отказываются от участия в общественных делах, и др.

Меннониты. Это течение в протестантизме получило свое название от имени проповедники Менно Симонса (1492-1559), по взглядам близки баптистам, проповедуют замкнутый образ жизни, абсолютный пацифизм, труд на пользу общины. Источником веры является Библия. Признают обряды: крещение, причащение с омовением друг другу ног и поцелуями. Отмечают праздники: Рождество, Пасху, Троицу и Жатву.

Методисты. Течение возникло во второй четверти ХVIII века в Англии, основатель — Дж. Уэсли. Источником веры признают Библию. Верят в то, что вера подтверждается добрыми делами, а спасение происходит только через личную веру. Признают два обряда: крещение и хлебопреломление. Верующий проходит три стадии: обращение, возрождение, освящение. Отмечают праздники: Рождество, Пасху, Троицу, День Библии, День Жатвы, День Матери, День Реформации, 8 Марта и др.

Кальвинизм. Основатель течения — Жан Кальвин (1509-1564), французский теолог. Отличие взглядов кальвинистов от христианских состоит в упрощении обрядов и демократизации церкви. Основу учения составляет понятие об абсолютном предопределении. Цель жизни христианина видится в добросовестном труде, мирском аскетизме.

Конгреационализм. Название течения произошло от латинского слова «соединение». Основная идея учения — строгий пуританизм верующих, воспитание людей через общину, через коллективные дела.

Пресвитерианство. Это течение в кальвинизме. Название произошло от греческого слова «старейший». В 1592 году это учение стало государственным в Шотландии. Религиозные обряды упрощены: проповедь, молитва, религиозное песнопение. Литургии нет.

Англиканская церковь. Оформилась в Англии в период Реформации, очень близка к католической церкви, но существуют некоторые отличия: главой англиканской церкви является монарх. Идеи: упрощение и удешевление обрядов, отвергаются монашество и закон целибата. Принято положение, что божественной благодатью обладают не только представители духовенства, но и каждый человек.

Существуют также и другие течения:

  • моравские братья,
  • квакеры,
  • армия спасения,
  • христианская наука,
  • христианское содружество,
  • перфекционисты,
  • вальденсы,
  • мормоны,
  • церковь Христа,
  • церковь учеников Христа, и др.

Христианство проникло в Казахстан в V-VI веках. Вначале распространилось христианство несторианского толка, которое отрицало в христианстве божественное, считая Христа сыном человеческим, не признавало в Марии Богородицу.

Христианство представлено сегодня в Казахстане всеми тремя течениями: католицизмом, православием, протестантизмом.

Православие пришло в Казахстан в результате присоединения Казахстана к России. Уже в 1871 году была создана Туркестанская епархия. На 1 января 1999 г. в Казахстане насчитывалось 212 православных приходов и 8 монастырей.

Католицизм пришел в Казахстан в ХIII веке, его принесли европейские миссионеры. Массовая ссылка поляков в Казахстан в связи с событиями 1863 года способствовала появлению католических общин. Сегодня в Казахстане примерно 80 католических общин.

Протестантизм появился в Казахстане с процессом присоединения его к России. Сегодня в Казахстане существуют протестантские общины лютеран, меннонитов, баптистов, пятидесятников, христиан евангельской веры, пресвитериан, адвендистов седьмого дня, адвендистов-реформистов, свидетелей Иеговых и др.

Заключение. Христианство сегодня не представляет собой однородного учения, еще в 1054 году оно раскололось на два основных направления: православие и католицизм. Позже возникло и третье течение христианства, известное как протестантизм, тоже разделенное на множество самостоятельных течений. Причиной любого разделения является несогласие в чем-то, поэтому каждое направление имеет свое представление о сущности христианской теории.

Но сегодня руководители всех трех направлений стремятся преодолеть вражду и непонимание. Так, в 1964 году Папа Римский Патриарх Афинагор отменил взаимные проклятия, которые были высказаны ранее. Сегодня наблюдается стремление к согласию всех трех направлений. В начале ХХ века появилось так называемое экуменическое движение (от греческого слова «эйкумена» — вселенная), которое ведет работу по преодолению противоречий и поиску совместных форм работы в христианстве.

Рекомендуемая литература: 4,7,9,10,11,12,13,14,15,35

Контрольные задания для СРС:

  1. Каковы исторические условия, в которых происходило зарождение христианства?
  2. Каковы предпосылки возникновения христианства?
  3. Кто явился основателем христианства?
  4. Чем отличались идеи христианства от идей иудаизма?
  5. Когда христианство стало государственной религией?
  6. Каковы основные идеи христианства?
  7. Какие течения христианства вы можете назвать?
  8. Каково положение христианства в Казахстане?
  9. Какова численность христиан в современном мире?
  10. Сколько стран мира сделали христианство государственной религией?
  11. Каково состояние современного христианства в мире?

Тема 5.Ислам.

План лекции

  1. Возникновение ислама – начало арабской культуры.
  2. Распространение ислама в Казахстане.
  3. Средневековая казахская культура: ислам и номадизм.

 

Ислам возник в 652 году в Аравии. Его основоположником является Мухаммед (570-632гг.). Данное событие оказалось включенным в мусульманскую культуру и приобрело социально-значимые черты. После драматических событий, связанных с основанием новой религии началась быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени народы уже были подготовлены к единобожию, отказывались от племенных богов и принимали культ единого великого Бога. Вторым важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и поощрением многоженства. Исламизация предполагала знакомство с Кораном, но мудрая книга написана была на арабском, переводить ее запрещалось т.о. верующие должны были обязательно изучать арабский язык, что вело к его распространению.

Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения, которая выросла в VII в. из традиций таких монотеистических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой^ однако человеческое несовершенство привело к тому, что евреи и христиане неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников.

Насколько, однако, исходные принципы ислама подобны основам христианства и иудаизма, настолько развитие основных идей ислама пошло совершенно другими путями. Простые идеи, рожденные в среде кочевников и купцов Аравийского полуострова, обрастали новыми пластами в условиях развивающегося феодализма на Ближнем Востоке. Поэтому сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то данная им мораль и законы обладают абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью и пригодны «для всех времен и народов».

Пока Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов — естественно, инструкций на все случаи жизни он оставить не мог. В связи с этим и возникли два течения в исламе: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины — означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону.

Правоверные мусульмане, которые считали, что Коран не может обойтись без сунны, получили название «ахль-ас-сунна» — «люди сунны» или сунниты. Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, выступающих в качестве примера при определенных обстоятельствах. В основе суннизма лежит общее мнение улемов (суннитских ученых), тогда как шиизм основан на авто-

«Мы низвели Тору, в которой руководства и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники — сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они — об этом исповедники. <...> И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных...» (Коран, сура 5, аяты 48 (44)—50 (46)). Тора — первые пять книг Библии («пятикнижие Моисееве»); Йса, сын Марйам — это, безусловно, Иисус Христос, сын Марии.

ритете имама (наследника миссии пророка). И ещс\одно различие: лимиты основывают сунну исключительно на авторитет^семьи пророча, а правоверные сунниты признают еще и свидетельство^подвижни-ков пророка Мухаммеда. До сих пор весь мусульманский мир разделен йа шиитов и суннитов;

В ходе эволюции ислама возник суфизм ~ мусульманский мистицизм, который в определенном смысле представлял собой реакцию горячо верующих пуритан на процесс начавшейся десакрализации ислама. Суфии — исламские мистики не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение — они не молились пять раз в день, а исполняли обряд фадения (зикр) в различных вариациях — от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации. Самое интересное состоит в том, что к истокам суфизма относятся концепции различных культур, а именно: догмы Корана, неоплатонизм Плотина с его тезисом о божественной эманации, которая отражается в предметах мира как в зеркале, положение индо-буддизма о примате абсолютной реальности над феноменальным миром ощущений и христианский аскетизм. Синтез этих истоков на основе ислама и привел к появлению суфизма.

•1 Сам суфизм внутри себя дифференцировался. Одним из его вариантов был интеллектуальный суфизм, оказавший огромное влияние на арабо-мусульманскую культуру, вспомним, например, суфийскую поэзию. Суфий устремлен к богу, он избирает путь любви и богопочита-яия, чтобы достигнуть своей высшей цели — переделаться или перевоплотиться и таким образом приобрести вневременной опыт. Любовь к.'боту позволяет суфию достичь полной гармонии с абсолютом, он при помощи любви, этого «сладкого безумия», осуществляет слияние с богом, при котором исчезают даже сами понятия «бог» и «человек». лПуть любви и мудрости дает возможность индивиду достигнуть власти «ад своим телом, мыслями и чувствами, создать в себе свой рай, в ^ -котором он может испытывать блаженство до тех пор, пока не погрузиться в океан вечности. Иными словами, в мистическом самопознании Происходит постижение бога: «кто знает себя, знает бога» (Коран).

Другим вариантом суфизма является суфизм религиозных орденов, •обладающий огромной политической силой и ориентированный на догматику весьма жесткого, крайнего толка. Суфийские ордена и внашем веке играют важную роль, так как оказывают влияние на политику посредством воздействия на религиозное сознание членов ордена, его главу, достаточно упомянуть ордена кадирийя, сенусийя и прочие, которые все еще во многом контролируют жизнь народных масс в африканских странах, Турции, Саудовской Аравии, Иране и других мусульманских странах. Кроме того, не следует забывать, что в социальной памяти исламского общества сохраняется уважительное отношение пророка Мухаммеда к аскетам, усматривавшего в воздержании чуть ли не наивысшую доблесть.

Несомненно влияние суфизма, как и ислама в целом, на развитие культуры и социально-политической жизни мусульманского Востока. Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия.

В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы — персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что ислам стал мировой религией. В жизни этих народов ислам сыграл огромную роль, изменяя их духовное обличье и создавая новую историческую эпоху. Таким образом возникла единая, хотя и состоящая из множества народов, крупная «мусульманская общность» — умма исламийя, которая, несмотря на разнородность своих последователей, характеризуется определенной монолитностью. Это связано с тем, что ислам оказал сильное влияние на своих адептов, формируя у них определенную специфическую мусульманскую ментальность, безотносительно их предшествующих народных, культурных и религиозных традиций.

В соответствии с традицией — хадисом, приписываемой пророку Мухаммеду, ислам с самого начала весьма сильно поддерживал науку и образование, предписывая «поиск знания от колыбели до гроба».

Распространение арабо-исламской культуры протекало по-разному, нередко складывались благоприятные условия для подъема данной культуры. В обсуждении главных проблем и ценностей (устройство мира, предопределение, свободы, воли) принимали активное участие представители разных народов.

В значительной степени распространению ислама содействовало создание центров мусульманского образования, где активно работали переводчики и переписчики текстов. На территории Средней Азии одним из таких центров была Бухара, на территории Казахстана Исфиджаб, Отрар.

Международная торговля по Шелковому пути содействовала распространению ислама и обмену культурными достижениями между народами.

Ислам не был религией угнетенных, он сформировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен. В исламе сформировалось представление о власти и политической организации уммы. Ислам оказался идеальной основой для централизованного государства и ведения военных действия против неверных.

В Х веке воинственные тюркские племена нашли в исламе адекватную своим настроениям идеологию и культуру. Ислам получил распространение среди кимекской знати. Началось вытеснение рунической письменности и сложение новой тюркской письменности на арабской графике.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана господствующей религией становился ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавиия» и «никисбандийя». Кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков. Среди них позже распространился особый вариант религиозной культуры ислама. В целом в данный период распространившийся в Казахстане ислам постепенно вытеснял и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы.

Время окончательного становления номадизма середина 1 тыс. до н.э. Следующим этапом в эволюции номадизма становится фаза углубления адаптивных возможностей системы, которая посредством имманентного накопления информации преобразуется и приобретает новое качество.

К сер. 1 тыс. н.э. накапливается новый запас информации в виде ряда технологических инноваций и все более возрастает опыт экономической адаптации, увеличиваются знания об особенностях функционирования природных ресурсов среды обитания. В результате кочевое скотоводство вступает в новую стадию развития – стадию «классического кочевничества», совпадающую с новым этапом аридизации географической среды. Этот этап в эволюции культуры номадов характеризуется максимальной приспособленностью к природно-климатическим условиям и высочайшей специализацией, принимающей порой крайние формы, активным участием кочевников в этнополитических процессах на Евразийском континенте, захватом политической и военной гегемонии в Азии. Номадизм стабилизируется в своем развитии, достигая максимального уровня своего потенциала.

Рубеж ХУ-ХУ1 веков знаменуется общим кризисом номадизма, вытеснением его на периферию всемирно-исторического процесса, падением его влияния и вступлением в стадию стагнации и упадка, замыкается в своем внутреннем развитии. Со стороны исламской культуры постоянно предпринимались попытки (не всегда успешные) вовлечь номадов в свою орбиту.

Огромная роль в развитии культуры казахов периода средневековья принадлежит А.Яссауави. Он получил право объяснять «пути познания истины». Его главное произведение «Диван и Хикмат» («Свод премудростей»). В нем раскрываются основы суфизма, понятия добра, справедливости, он проповедует аскетизм, дает мудрые советы. В то время в литературе и общественной жизни господствовал фарси, но философ остался верен родному тюркскому языку, ввел его в литературный обиход.

Кочевники Казахстана со времен принятия ислама понимали, что нельзя быть в стороне от мировой культуры, но они приняли ислам суфийского толка. Его принес великий суфий А.Яссауови (казахи называли его вторым пророком). Он не стал низвергать богов природы, он смог убедить свой народ, что эти боги есть проявление единого бога – Аллаха. Гармоничные, паритетные отношения между человеком и природой были сохранены (натуралистический пантеизм).

Мусульманский Ренессанс – Х - Х1 в. влился в русло человеческой цивилизации, прокладывал путь просвещенному знанию. Благодаря суфиям сложился степной ислам, обходился малым количеством мечетей и мулл. Проповедовал три ступени становления личности: адат – обычное право, шариат – религиозное право, тарикат – философия религии. К этим ступеням добавили маарафат – непосредственное единение с богом истиной (что исключало зависимость от посредников мечети). В таком качестве исламская культура трактовалась в казахской степи.

 

Рекомендуемая литература: 4,6,7,15,36

 

Контрольные задания для СРС

  1. Взаимовлияние тюркских народов в культуре казахов.
  2. Христианство и ислам: общность истоков.
  3. Исламская идеология в культуре казахов.
  4. Ислам и культура мусульманства.
  5. Средневековая городская культура.

Ценности исламской культуры

 

Date: 2015-09-03; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию