Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Понятие и сущность метода и приема обучения





Приложение 4

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Понятие и сущность метода и приема обучения

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаменталь­ных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от вре­мени порождает на страницах педагогической печати острые дис­куссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-дидактов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

История развития и становления методов обучения весьма свое­образна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в шко­ле, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельнос­ти учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и ста­ли называть методами обучения. Например, учитель объясняет но­вый материал — он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал — это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание — метод практической ра­боты и т.д. Такой подход к постулированию методов обучения послу­жил поводом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Но, несмот­ря на различные определения, даваемые этому понятию отдельны­ми дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности. Взяв в качестве исходного данное положение, более детально рассмотрим это понятие и дадим его дефиницию.

Термин "метод" (греч.), что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обу­чения применяются соответствующие способы учебной работы учи­теля и познавательной деятельности учащихся. Таким образом, по­нятие метода обучения отражает:

1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы
учащихся в их взаимосвязи;

2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Таким образом, методы обучения — это способы совместной дея­тельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обу­чения, т.е. дидактических задач.

Широко распространенным в дидактике является также понятие "прием обучения".

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод". Отдель­ные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи учащимися базовых понятий применяется при объяс­нении преподавателем нового материала, при самостоятельной ра­боте с первоисточником, при выполнении практической работы и т.д.

В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как при­ем обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятель­ными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения вни­мания учащихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа вы­ступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Метод и прием могут меняться местами. Например, если препо­даватель сообщение новых знаний ведет методом объяснения, в про­цессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то эта демонстрация выступает как прием. Если же наглядное пособие явля­ется объектом изучения, основные знания учащиеся получают на ос­нове его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как при­ем, а демонстрация как метод обучения.








Date: 2015-09-03; view: 74; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.012 sec.) - Пожаловаться на публикацию