Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главный режиссер





Юрий Мочалов

Композиция сценического пространства

Отсканировано и приведено в должный вид Александром Свечниковым.

23.03.2005 г. Улан-Удэ ул. Димитрова 2 МХТ

По всем вопросам обращаться: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ

 

«Не просто пособие...». 7

Часть первая АЗБУКА.. 9

Слово режиссер и слово мизансцена. 9

Азимут простейшей мизансцены.. 11

Ракурсы.. 14

Игра в ассоциации. 18

Зрительный и звуковой ряд. 26

Время — пространство — ритм.. 28

Уроки пантомимы и четвертая стена. 30

Часть вторая ТЕХНИКА.. 36

Вопрос об авторстве. 36

Мизансцены толпы.. 40

Мизансцены монолога. 48

Общий рисунок и индивидуальная пластика. 53

Хороша ли эта мизансцена?. 60

Две формулы Брехта. 66

Где лежит прием?. 69

Часть третья ПРАКТИКА.. 76

Сбор меда. 76

Декорация и мизансцена. 80

Посценник. 82

Импровизация или моделирование?. 83

У макета. 85

Время и самораспределение. 87

Все ли готово к завтрашней репетиции?. 90

Рассказ или показ?. 93

Кто кого?. 95

Режиссер как рисовальщик. 98

Синтезирование. 98

Перевал. 101

Мизансцена и свет.. 107

Теория дозревания. 108

Пластическая гигиена спектакля. 110

Заметки о сценической культуре. 112

Часть четвертая УЧЕБНЫЙ КЛАСС.. 116

Несколько предварительных замечаний. 116

Азимут простейшей мизансцены.. 118

Секрет «лево-право». 118

Сценические планы.. 119

Рельеф.. 119

Ракурсы.. 119

Графика. 122

Движение и слово. 123

Пластическая реакция. 124

Знаки препинания в мизансценах. 124

Зрительный и звуковой ряд. 125

Время — пространство — ритм.. 125

Уроки пантомимы и четвертая стена. 126

Мизансцены толпы.. 128

Фрагментация. 130

Мизансцены монолога. 131

Общий рисунок и индивидуальная пластика. 131

Ограничительная графика (с. 99-100) 133

Парадокс. 133

Контраст. 134

Контрапункт. 134

Косвенное общение. 135

Выгородка. 135

Рассказ или показ?. 136

Режиссер как рисовальщик. 136

Обозреваемостъ мизансцены.. 137

Укрупнение. 138

Мизансцена и свет. 138


«Не просто пособие...»

 

Есть книги, которые рождаются, как деревья в лесу среди бесчисленного множества себе подобных. Другие же можно уподобить деревьям, выросшим в самых неожиданных местах — среди равнины, в сухой долине, на скале. Я говорю о немного­численных произведениях, выходящих за последнее время, посвященных технологии нашего дела. Своеобразие каждой из таких теоретических работ обусловливает незащищенность их от всевозможных критических ветров. Потому мы, практики театра, должны с особенным вниманием и бережливостью от­носиться к этим малочисленным явлениям театральной лите­ратуры.

Автор настоящей книги ставит перед собой очень трудную задачу: выявить и сформулировать некоторые законы режис­серского письма, определить и обозначить целый ряд секретов временно-пространственной организации спектакля. Не все формулировки можно принять как бесспорные, но и в этом есть своя ценность. Ведь большинство положений технологии нашего труда балансирует на грани науки и искусства, не толь­ко имеет право на субъективный момент, но непременно предполагает его. Этого не следует бояться. Наоборот, куда менее выгодной оказалась бы попытка автора стать на позицию чисто­го объективизма. Хорошая книга по режиссуре — это прежде всего постанализ собственного режиссерского пути.

Основная цель первых глав — привлечь внимание читате­ля, будь то режиссер или актер, к основным элементам режис­серского языка. Вряд ли тот, кто не задумывался раньше над вопросами графических закономерностей режиссерского ри­сунка, останется безразличен после прочтения книги ко всему тому, чему не придавал раньше значения.

После чрезвычайно краткого исследования природы возник­новения двух столь родственных между собой терминов режис­сер и мизансцена в книге следует рассмотрение закономерно­стей простейшей мизансцены, ракурсов, сценического рельефа и т. д. Как часто мы видим, что лучшие намерения режиссера, его мысли и чувства тонут в случайной, невыразительной ком­позиции, однообразии ритмов, временных и пространственных, в случайности решении.

Изучение мизансцены начинается с самого простого — с оси мизансценической композиции, возможностей одинокой фигу­ры на сцене, вдумчивого отношения к симметричным и асим­метричным композициям в правой и левой стороне сцены, рас­смотрения фигур в различных ракурсах в статике и динамике. Верно, что рассмотрение техники простейшей мизансцены предпринимается поначалу с точки зрения классической компо­зиции, без поправки на композиционные смещения и парадоксальные решения. Именно классическая композиция в про­стейшем ее виде делает возможным такой ясный, доступный любому читателю разговор о столь непростом предмете.

Достойно внимания подробное изучение свойств мизансце­ны методом ассоциаций, рассуждение о сценической орфогра­фии и пунктуации, о мизансценической прозе и стихосложе­нии, о явлении рифмы в мизансцене.

Внимание читателя привлечет разговор о природе рожде­ния сценических решений, сценического приема, так же как и аргументированное заявление о том, что режиссура в наш век перешла из иптерпретаторских профессий в разряд профессий авторских.

Особо хочется отметить главу «Мизансцены толпы», посвя­щенную массовым сценам, технологии которых многие моло­дые режиссеры уделяют крайне мало внимания. Хорошо, что техника построения народной сцены исследуется на живых примерах.

Автором своевременно ставится вопрос о синтетическом под­ходе к творческому процессу, верно подмечается одна из бо­лезней, которыми страдает наша технология,— чрезмерная аналитичность в ущерб синтезу, неумение на каждом этапе работы добиваться органического слияния творческой при­роды режиссера и артиста.

На современном этапе вопросам повышения профессиональ­ного мастерства придается огромное, всестороннее внимание. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Бреж­нев, говоря о задачах, стоящих перед работниками идеологи­ческого фронта, отмечал: «В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро воз­растает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стреми­тельном потоке научной и политической информации»[1].

Предлагаемая читателю книга призвана в известной мере содействовать расширению профессиональных знаний и навы­ков, она дает весьма надежные ориентиры в сравнительно уз­кой, но существенно необходимой сфере театральной практики, руководствуясь которыми будущий специалист в дальнейшем будет пополнять и углублять свой арсенал профессионально-технических средств и культуру постановочной работы.

Все, что пишется по поводу технологии нашей профессии людьми, ушедшими от режиссуры или никогда ею не занимав­шимися, несравнимо с тем, чем может поделиться режиссер действующий, режиссер, каждодневно причастный к пульсу театрального производства сегодняшнего дня.

 

В. ПЛУЧЕК,

народный артист СССР,

главный режиссер

Date: 2015-09-03; view: 237; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию