Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурология как научная дисциплина





Блок А

А1. Культурология как самостоятельная научная дисциплина возникает:

а) в античности

б) в эпоху Возрождения

в) во второй половине XVIII в.

г) во второй половине XIX в.

д) во второй половине XX в.

А2. Родоначальником культурологии считается:

а) Джеймс Фрэзер

б) Алвин Лесли Уайт

в) Герберт Маркузе

г) Фридрих Энгельс

А3. Одним из основоположников культурологической мысли является:

а) Огюст Конт

б) Джордж Стайнер

в) Джамбаттиста Вико

г) Михаил Ломоносов

А4. Кто из перечисленных мыслителей внес наибольший вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры?

а) Карл Густав Юнг

б) Адольф Бастиан

в) Фридрих Ницше

г) Иоганн Готфрид Гердер

А5. Основным методологическим подходом в культурной антропологии XIX века становится:

а) детерминизм

б) гуманизм

в) эволюционизм

г) дадаизм

А6. С точки зрения эволюционистов основной причиной культурогенеза является:

а) наличие агрессивно настроенных особей в архаических коллективах

б) необходимость адаптации человеческих коллективов к окружающей среде

в) увеличение численности человеческих коллективов

г) стремление человека к игре

А7. Одним из основоположников и крупнейших представителей эволюционистского направления в изучении культуры является:

а) Вильгельм Дильтей

б) Самуэль Пуффендорф

в) Иоганн Готфрид Гердер

г) Эдуард Тайлор

А8. С точки зрения марксизма правильное понимание культуры возможно только на основе учения о:

а) дионисийском и аполлоническом началах

б) культурно-исторических типах

в) душе культуры

г) общественно-экономических формациях

А9. Основоположником цивилизационного подхода, предполагающего, что историю человечества нельзя рассматривать как однолинейный процесс, является:

а) Константин Леонтьев

б) Питирим Сорокин

в) Петр Савицкий

г) Николай Данилевский

А10. Укажите двух ученых, являющихся представителями концепции замкнутых культурно-исторических типов:

а) Освальд Шпенглер

б) Владимир Иванович Вернадский

в) Льюис Генри Морган

г) Арнольд Джозеф Тойнби

А11. Для концепции О. Шпенглера характерно:

а) отождествление культуры и цивилизации

б) определение цивилизации как фазы упадка культуры

в) отрицание какой-либо связи между культурой и цивилизацией

А12. Аксиологический подход к культуре подразумевает ее рассмотрение в качестве:

а) мира ценностей

б) творчества человека

в) научных достижений

г) мира символов

А13. Кто из перечисленных авторов рассматривал культуру в рамках аксиологического подхода?

а) Генрих Риккерт

б) Эрнст Кассирер

в) Зигмунд Фрейд

г) Карл Ясперс

А14. Теория и методология толкования текстов называется:

а) семиотикой

б) герменевтикой

в) глиптикой

г) палеографией

А15. Как называется наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем?

а) семиотика

б) синергетика

в) семитология

г) софистика

А16. Культуру, как символическую активность человека интерпретировал:

а) Освальд Шпенглер

б) Георг Вильгельм Гегель

в) Юрий Лотман

г) Теодор Адорно

А17. Особое значение игре в развитии мировой культуры придавал:

а) Йохан Хёйзинга

б) Генрих Риккерт

в) Эрих Фромм

г) Николай Бердяев

А18. Американский ученый Сэмюэль Хантингтон в конце ХХ века писал о:

а) «центральной цивилизации»

б) «цивилизации покоя»

в) «расколотой цивилизации»

г) «цивилизации как источнике варварства»

А19. В чем заключается дескриптивная функция культурологии?

а) определении перспектив развития культуры

б) обнаружении закономерностей культурного развития

в) описании культурных объектов

г) сравнении различных объектов культуры

А20. Метод культурологического исследования, предполагающий изучение культурных феноменов с точки зрения их возникновения и развития, называется:

а) генетическим

б) компаративным

в) аксиологическим

г) герменевтическим

Ответы на задания блока А

Задание А1. Культурология как самостоятельная научная дисциплина возникает во второй половине XX в. (д).

Задание А2. Родоначальником культурологии считается Алвин Лесли Уайт (б).

Задание А3. Одним из основоположников культурологической мысли является Джамбаттиста Вико (в).

Задание А4. Наибольший вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры внес Иоганн Готфрид Гердер (г).

Задание А5. Основным методологическим подходом в культурной антропологии XIX в. становится эволюционизм (в).

Задание А6. С точки зрения эволюционистов основной причиной культурогенеза является необходимость адаптации человеческих коллективов к окружающей среде (б).

Задание А7. Одним из основоположников и крупнейших представителей эволюционистского направления в изучении культуры является Эдуард Тайлор (г).

Задание А8. С точки зрения марксизма правильное понимание культуры возможно только на основе учения об общественно-экономических формациях (г).

Задание А9. Основоположником цивилизационного подхода, предполагающего, что историю человечества нельзя рассматривать как однолинейный процесс, является Н.Я. Данилевский (г).

Задание А10. Двумя представителями концепции замкнутых культурно-исторических типов являются О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби (а, г).

Задание А11. Для концепции О. Шпенглера характерно определение цивилизации как фазы упадка культуры (б).

Задание А12. Аксиологический подход к культуре подразумевает ее рассмотрение в качестве мира ценностей (а).

Задание А13. Культуру в рамках аксиологического подхода рассматривал Генрих Риккерт (а).

Задание А14. Теория и методология толкования текстов называется герменевтикой (б).

Задание А15. Наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем, называется семиотикой (а).

Задание А16. Культуру как символическую активность человека интерпретировал Юрий Лотман (в).

Задание А17. Особое значение игре в развитии мировой культуры придавал Йохан Хёйзинга (а).

Задание А18. Американский ученый С. Хантингтон в конце ХХ века писал о «расколотой цивилизации» (в).

Задание А19. Дескриптивная функция культурологии заключается в описании культурных объектов (в).

Задание А20. Метод культурологического исследования, предполагающий изучение культурных явлений с точки зрения их возникновения и развития, называется генетическим (а).

Блок В

В1. Соотнесите отрасль науки культурологии и ее суть:

а) морфология культуры

б) аксиология культуры

в) культурная семантика

1) изучение типичных форм и структур культуры

2) изучение системы ценностей в культуре

3) изучение знаков, образов и языков культуры

В2. Соотнесите имена исследователей культуры с названиями их основных работ:

а) Н.Я. Данилевский 1) «Постижение истории»

б) О. Шпенглер 2) «Закат Европы»

в) А.Дж. Тойнби 3) «Россия и Европа»

г) К. Ясперс 4) «Смысл и назначение истории»

В3. Укажите соответствие между культурологическими работами и их авторами:

а) Й. Хёйзинга 1) «Первобытная культура»

б) Э. Тайлор 2) «Наука о культуре»

в) А.Л. Уайт 3) «Homo ludens (Человек играющий)»

г) Э. Фромм 4) «Психоанализ и религия»

В4. Укажите авторство культурологических идей и понятий:

а) «осевое время» 1) А.Дж. Тойнби

б) цивилизация как смерть культуры 2) Н.Я. Данилевский

в) культурно-исторические типы 3) К. Ясперс

г) «вызов» и «ответ» 4) О. Шпенглер

В5. Соотнесите фамилию ученого и название подхода к изучению культуры, основоположником которого он является:

а) З. Фрейд 1) функционализм

б) А.Л. Уайт 2) психоаналитический подход

в) Н.Я. Данилевский 3) неоэволюционизм

г) Б. Малиновский 4) цивилизационный подход

В6. Соотнесите краткие определения понятия «культура» и имена ученых, предложивших эти определения:

а) культура – это семиосфера

б) культура – это игра

в) культура – это совокупность архетипов

1) Йохан Хёйзинга

2) Карл Густав Юнг

3) Юрий Лотман


В7. Основными положениями теории З. Фрейда являются:

а) культура – это реакция на элементарные биологические потребности

б) творчество – это продукт сублимации первичных инстинктов

в) в основе культуры лежит коллективное бессознательное

г) культура – это система норм и запретов

д) культура – это дар божий

В8. Расположите представителей культурологического знания в хронологической последовательности:

а) А.Л. Уайт

б) И.Г. Гердер

в) Э. Тайлор

г) О. Тоффлер

В9. Расположите работы крупнейших культурологов в хронологической последовательности по времени их публикации:

а) «Закат Европы»

б) «Россия и Европа»

в) «Наука о культуре»

г) «Третья волна»

В10. Укажите соответствие между методами культурологического исследования и их содержанием:

а) герменевтический

б) эволюционный

в) диахронический

г) аксиологический

1) метод изучения культуры как поступательного развития от низших стадий к высшим

2) метод истолкования и понимания письменных источников

3) метод рассмотрения культуры как системы ценностей

4) метод описания культурных явлений в их хронологической последовательности

Ответы на задания блока В

Задание В1. Морфология культуры – это изучение типичных культурных форм и структур (а-1); аксиология – изучение системы ценностей в культуре (б-2); культурная семантика – изучение знаков, образов и языков культуры (в-3).

Задание В2. Н.Я. Данилевский – «Россия и Европа» (а-3); О. Шпенглер – «Закат Европы» (б-2); А.Дж. Тойнби – «Постижение истории» (в-1); К. Ясперс – «Смысл и назначение истории» (г-4).

Задание В3. Й. Хёйзинга – «Человек играющий» (а-3); Э. Тайлор – «Первобытная культура» (б-1); Л. Уайт – «Наука о культуре» (в-2); Э. Фромм – «Психоанализ и религия» (г-4).

Задание В4. «Осевое время» – К. Ясперс (а-3); цивилизация как смерть культуры –О. Шпенглер (б-4); культурно-исторические типы – Н.Я. Данилевский (в-2); «вызов» и «ответ» – А.Дж. Тойнби (г-1).

Задание В5. З. Фрейд – психоаналитический подход (а-2); А.Л. Уайт – неоэволюционизм (б-3); Н.Я. Данилевский – цивилизационный подход (в-4); Б. Малиновский – функционализм (г-1).

Задание В6. Культура – это семиосфера – Ю.Лотман (а-3); культура – это игра – Й. Хёйзинга (б-1); культура – это совокупность архетипов – К.Г. Юнг (в-2).

Задание В7. Согласно теории З. Фрейда, творчество является продуктом сублимации первичных инстинктов, а культура представляет собою систему норм и запретов (б, г).

Задание В8. И.Г. Гердер (1744–1803) – Э. Тайлор (1832–1917) – А.Л. Уайт (1900–1975) – О. Тоффлер (1928–...) (б, в, а, г).

Задание В9. «Россия и Европа» (1871) – «Закат Европы» (1918–1921) – «Наука о культуре» (1949) – «Третья волна» (1980) (б, а, в, г).

Задание В10. Герменевтический – метод истолкования и понимания письменных источников (а-2); эволюционный – метод изучения культуры как поступательного развития от низших стадий к высшим (б-1); диахронический – метод описания культурных явлений в их хронологической последовательности (в-4); аксиологический – метод рассмотрения культуры как системы ценностей (г-3).

Блок С

С1. «…естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее делений (...)

Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, или древне-семитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, 10) германо-романский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американские типа – мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития. Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены...».

1. Кому принадлежит концепция культурно-исторических типов, о которой идет речь в приведенном отрывке?

2. Согласно этой концепции, какие этапы в своем развитии проходит каждый культурно-исторический тип?

3. Если развитие цивилизаций носит циклический характер, возможен ли прогресс в их развитии?

4. Возможно ли, по мысли автора данной концепции, культурное взаимодействие между различными цивилизациями?

 

С2. «…будет целесообразным рассмотреть теперь вопрос о сущности поэтического творчества. В определенном смысле этот вопрос мог бы составить центральную тему трактата о связи между игрой и культурой, ибо в то время как религия, философия, право, война и политика в высокоорганизованных формах общества, по всей видимости, теряют постепенно контакт с игрой, который в более чем достаточной мере присутствовал на ранних стадиях культуры, – поэтическое творчество, родившееся в сфере игры, по-прежнему чувствует себя в ней как дома. Поэзия – функция игры. Она обретается в поле деятельности духа, в созданном для себя духом собственном мире, где вещи имеют иное, чем в «обычной жизни», лицо и связаны между собой иными, не логическими, связями».


1. Какую концепцию происхождения культуры отстаивает автор этого отрывка?

2. Назовите представителей этой культурологической концепции.

3. Чем игра отличается от «обычной жизни»?

4. Почему автор считает, что сущность поэтического творчества – игра?

 

С3. «Как только я начал размышлять в терминах волн перемен, которые, сталкиваясь и накладываясь друг на друга, вызывают конфликты и напряжение, я стал иначе воспринимать сами перемены. (...) Вплоть до настоящего времени человечество пережило две огромных волны перемен, и каждая из них, в основном, уничтожала более ранние культуры или цивилизации и замещала их таким образом жизни, который был непостижим для людей, живших ранее. (...) Сегодня история обнаруживает еще большее ускорение... Разрыв семейных уз, колебания в экономике, паралич политических систем, разрушение наших ценностей – на все это оказывает свое воздействие Третья волна. Многое в этой возникающей цивилизации противоречит старой традиционной индустриальной цивилизации. Она является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной цивилизацией».

 

1. Кому из современных американских культурологов принадлежит данный отрывок и как называется его работа?

2. Какие стадии в развитии цивилизации выделяет автор этой работы?

3. Что, по мнению данного исследователя, лежит в основе всех «культурных волн», то есть этапов развития цивилизации?

4. К какому направлению в современной культурологии и социологии принадлежит автор приведенного отрывка?

Ответы на задания блока С

Задание С1.

1. Автор этой концепции – русский ученый Николай Яковлевич Данилевский.

2. Согласно Данилевскому, каждая культура в своем развитии проходит четыре этапа: детство (этнографический период) – юность (создание собственной государственности) – зрелость (цивилизационный расцвет) – старость (упадок культуры).

3. По Данилевскому, не существует преемственной линии в развитии культур. Прогресс заключается в максимальном развитии сил и своеобразия каждой культуры.

4. Культурное взаимодействие возможно только на уровне внешних технических заимствований (изобретений, отдельных предметов). Но основы цивилизации (лингвистические, этнические, природные, вероисповедные) передаваться не могут.

Задание С2.

1. Автор отстаивает игровую концепцию происхождения культуры.

2. Наиболее значительными представителями игровой концепции культуры являются голландский культуролог и историк Йохан Хёйзинга (автор приведенного отрывка) и испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

3. Игра отличается от других сфер человеческой жизни своим неутилитарным характером: цель игры – в самой игре, а не в некоей пользе. Кроме того, игра требует свободы. Игра по приказу или принуждению – уже не игра. Наконец, игра, как и культура в целом – это некое излишество, избыток, что человек творит сверх необходимого. Игра – это праздник, в котором человек находит разрядку от монотонных будней.

4. Потому что поэзия отвечает характеристикам игры: она лишена прагматического интереса, не приносит утилитарной пользы, творится свободно и являет собой излишество и праздник духа.

Задание С3.

1. Это отрывок из работы американского культуролога Олвина Тоффлера «Третья волна».

2. Тоффлер выделял три стадии в развитии цивилизации: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную.

3. Согласно Тоффлеру, в основе развития цивилизации лежит прогресс в области техники и технологий. На смену ручным орудиям труда приходят машины, на смену машинному производству – автоматизированные линии и компьютерные системы.

4. Тоффлер – представитель технократического направления.

Date: 2015-09-03; view: 848; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию