Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субкультура





Понятие "субкультура" рассматривается в культурологии в рамках осмысления проблемы взаимоотношений культуры и общества, а также проблемы социализации. Культура и общество - две формы бытия, не существующие одна без другой. Общество необходимо культуре для обеспечения ее потребности самоосуществления и развития, также как культура необходима обществу для регуляции совместной жизни и деятельности людей. Культура и общество - формы бытия, находящиеся в постоянном взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости. С одной стороны, уровень развития культуры (нравственной, правовой, политической) в значительной степени определяет развитие общества. С другой - общество влияет на культуру, порождая самые разнообразные культурные феномены, в том числе и субкультуры.

Суб - приставка, выражающая подчиненность чему-либо, отношение части к целому. Поэтому субкультура - это часть культуры того или иного общества. Почему она возникает?

Культура любого общества - это многообразное и богатейшее явление. Приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. И потому та или иная группа, класс осваивает в господствующей культуре лишь то, что соответствует ее интересам, потребностям, духовным порывам. Следовательно, каждая группа, класс создает свою специфическую субкультуру.

Под субкультурами понимаются модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т.п. особенностями той или иной группы людей. Субкультуры трактуются именно как модификации, поскольку, сохраняя "ядро" (характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения в рамках той или иной группы людей), они отличаются друг от друга:

1) нормами, регулирующими связи и отношения между людьми (воинская субкультура, врачебная и т.д.);

2) особенностями жизнедеятельности, истории и быта (городская субкультура, субкультура казачества и т.д.);

3) идеологическими различиями в понимании целей развития общества и его перспектив (пролетарская субкультура, буржуазная и т.д.).

Субкультуры - историческое явление, возникающее в культуре в связи с развитием общества. Социально однородное первобытное общество порождает гомогенный (однородный) тип культуры, единый для всех членов общества. Общество гетерогенное (разнородное) формирует различные субкультуры в целостном культурном пространстве. Так, уже в средневековой культуре в Европе различаются, с точки зрения М.С.Кагана, по меньшей мере, четыре культурных слоя и четыре субкультуры:

1) "культура храма и монастыря" - религиозно-спиритуалистическая, аскетическая, антигедонистическая;

2) "культура замка и дворца" - светская, рыцарская и придворно-аристократическая, политизированная, этизированная и эстетизированная;

3) "культура хутора и села" - крестьянская, фольклорная, во многом сохраняющая языческие традиции первобытности;

4) "культура средневекового города" - бюргерская культура формирующегося города, культура ремесленников, торговцев, представителей нарождающейся интеллигенции, которая стала предшественницей ренессансной культуры.

Дальнейшее развитие, усложнение и дифференциация общества приводит к возникновению множества субкультур, которые можно классифицировать по различным основаниям:

- по возрасту (молодежная, детская, субкультура пожилых и т.д.);

- по поселенческому признаку (городская, сельская и т.д.);

- по профессиональному признаку (учительская, воинская, врачебная и т.д.);

- по классовому признаку (крестьянская, пролетарская, буржуазная, дворянская и т.д.);

- по месту в социальной структуре (маргинальная, криминальная и т.д.).

Кроме того, по временному основанию все субкультуры могут быть поделены на два типа:

1) традиционалистские, т.е. существующие в любом обществе (например, профессиональные субкультуры);

2) инновационно - авангардные, возникающие в конкретные периоды истории в связи с критикой господствующей культуры.

Особенно разнообразно представлены в современном обществе молодежные субкультуры, которые характерны, прежде всего, для динамичных, развивающихся обществ, поскольку в таких обществах молодежь по своему образу жизни, ценностям и установкам существенно отличается от старшего поколения. Существует международный термин для обозначения многообразных молодежных субкультур нашего времени - тинэйджеры (англ. буквально - подростки). К таким молодежным субкультурам Л.З.Немировская относит рокеров, скинхедов, панков, тедов и др. [47].

В учебнике "Культурология" (под ред.Н.Г.Багдасарьян) выделяются 3 основные молодежные субкультуры [6]:

1) "мажоры": данную группу образуют молодые люди, занимающиеся, как правило, мелким бизнесом. Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями;

2) "яппи" ("неояппи"): выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов;

3) "люберы" ("гопники"): отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой", и "культ физической силы". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки такого толка, как правило, хорошо вооружены, а потому в условиях политической нестабильности могут представлять серьезную опасность для общества.

В советский период для отечественной гуманитарной науки была характерна абсолютизация классового подхода к культуре, в соответствии с которым субкультура рабочего класса отождествлялась с передовой культурой, а помещичье-буржуазная - с реакционной, отстаивающей интересы эксплуататорских классов. Классовые различия, действительно, существуют в культуре, но они далеко не единственные и часто не самые важные. Помимо классовых различий, в современном обществе существуют различия между городом и деревней, центром и периферией и т.д. Современные социологи [42] более актуальным для современного общества считают исследование "культуры бедности" ("культура выживания"), которая присуща неимущим слоям городского и сельского населения, имеющим скудные средства существования.

Ей противопоставлена "культура богатых", для которой характерно престижное, расточительное потребление, культ гедонизма, презрение к физическому труду и т.д. И та, и другая субкультуры - всего лишь варианты одной культуры, часть более целостной системы.

 

Литература

1. Гуревич П.С. Культурология [Текст]: учебное пособие / П.С. Гуревич - М., 1996. - С.153-169.

2. Гуревич П.С. Субкультура [Текст] / П.С. Гуревич // Культурология. XX век: энциклопедия. - Т.2. - СПб., 1998. - С.236-238.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология [Текст]: пособие для студентов высших учебных заведений: В 2-х ч. / Б.С. Ерасов - Ч.1. - М., 1994. - С. 266-267.

4. Каган М.С. Философия культуры [Текст] / М..С. Каган. - СПб, 1996. - С.95-101.

5. Культурология [Текст]: учебник для студентов технических вузов / ред. Н.Г.Багдасарьян. - М., 1999. - С.85-86.

6. Немировская Л.З. Культурология [Текст]: учебное пособие / Л.З. Немировская. - М., 1993. - С.100-101.

 

Date: 2015-09-03; view: 448; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию