Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности Русской культуры
Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной). Проблема определения русской цивилизации была поставлена в 30-е годы XIX века П.Я. Чаадаевым. Эти проблемы были поставлены в «Философских письмах», автор относит Россию к культурной периферии, признавая Запад культурным центром, идеализируя Запад он признает его чуждым русской культуре. В своем самом известном первом письме Чаадаев сформулировал отличительные черты российской цивилизации: мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого, при этом исключительность русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». Чаадаев упрекает русскую нацию в неизжитом духовном кочевничестве, в слепом, поверхностном и очень не искусном подражании другим нациям. Более того, Чаадаев приходит к выводу в «Философских письмах», что в русской культуре есть нечто враждебное истинному прогрессу, то есть существует начало как бы ставящее Россию вне всемирной истории, вне логики, вне развития мировых цивилизаций. По существу феномен Чаадаева представлял собой в свернутом виде культур-философскую дилемму западничества и славянофильства.
| «Славянофильство»
| «Западничество»
| «Евразийство»
|
| 40-е годы XIX века
| Конец XIX - начало XX
| Представители
| Братья Аксаковы, Киреевские, Хомяков
| Тургенев, Боткин, Чичерины
| Красавин, Трубецкой, Вернадский, Ильин, Флоровский, Гумилев
| Основа
| Панславянизм
| Европоцентризм
| Панмонголизм (скифство)
| Суть
| Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине.
| Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одних ритмах с Европой).
| Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры.
| Отношение к петровским реформам
| Резко отрицательное
| Идеализация
| Не сыграли существенной роли
| Перспектива развития
| Выработка своего русского пути развития, а русскому народу – особая миссия в мировой цивилизации.
| Россия должна Þидти по западному пути, не изобретая велосипед. Общая судьба с мировой цивилизацией.
| Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике прежде всего восточная ориентация.
| И «западники» и «славянофилы» были идеалистами: одни идеализировали Запад, другие – Россию, но и те и другие предполагали заведомо утопические пути разрешения реальных проблем русской культуры. В конечном итоге «западники» и «славянофилы», несмотря на противоположность их взглядов, могли существовать только в паре, так как это была особенность русской культуры, ее бинарная смысловая сущностьÞ евразийство, которое впитало эту двойственность.
Факторы, которые способствовали самобытности русской культуры.
| Особенности, которые возникали в результате этих факторов.
| I. Природно-демографические условия:
1. Огромные пространства + полное отсутствие гор + большое количество рек.
|
«Русская душа ушиблена ширью» (Бердяев)Þ уход духовной энергии внутрь (в созерцание) + особый строй русской души (воля=свобода+просранство)Þ особенные формы искусства (русская пляска, протяжные песни, быстрая езда).
| 2. Разнообразие природных регионов: от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центре до степи на юге.
| Эта особенность оформила полицентризм + многовариантность путей культурно-исторического развитияÞ перемещение культурного из одного региона в другой (Киев®Владимир®Москва®С.-П.)Þ сохранение традиций + обогащение за счет новых культурно-исторических воздействий.
| 3. В XIII веке Россия занимала территории и в Европе и в Азии.
|
| Евразийский
универсам
| 4. Близость Степи (всегда была архитипом враждебности).
| Деспотические черты государственно-политической истории.
|
| I. Многообразие этнического материала: территорию, на которой образовалось русское государство населяло более 150 племенÞ пластичность.
| Пластичность, терпимость, толерантность (терпимость к чужим верованиям и особенностям чужого поведения)Þ соборность русской культуры, «всечеловечность», внеграничный характер.
| II. Постоянная колонизация, которая выступала гарантом элементарного выживания («колонизация – основная черта русской истории» – динамизм, динамичность русской культуры, восприимчивость ко всему новому. (Ключевский)).
|
| III. Постоянная военная опасность (набеги кочевников, попытки катализации России с Запада, татаро-монгольское иго).
| Высокая адаптивность русской культуры: выживание, а порой феноменальный расцвет, казалось бы в просто невозможных общественно-исторических условиях (например, «золотой» век русской культуры пришелся на самую мрачную эпоху николаевской реакции, «серебряный» – на смутное время рубежа XIX-XX веков.
| IV. Ярко выраженная государственная доминанта, что связано с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации.
| «Дихотомичный» характер русской культуры (двойственность, раздвоенность) и синкретизм: двоеверие, широкие еретические движения (XIV, XVI-XVII, XVIII), раскол (XVII-XIX), религиозный ренессанс рубежа XIX-XX веков, религиозное обновленчество нашего времени.
|
|