Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность культуры. Культура и цивилизация





Культура – слово латинского происхождения. Его концепт, включает в себя три грани единого смысла: «обустройство того места, где живешь; прежде всего обработка земли, уход за ней; почитание богов, хранителей этого места;; обережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают. К.З.Акопян, анализируя значение корня культура, выделяет три основных смысловых блока, выражающих мирское, светское и сакральное начало латинского имени cultura. Мирское начало доминирует в сельскохозяйственном»комплексе значений. Его основное содержание автор определяет как «возделывание сырого продукта». Далее идет сакральный комплекс; здесь доминирует культовый и обрядовый смысл – к нему восходят представления о культуре как начале религиозном. Еще один блок значений выражает «светское начало». Его содержание можно сформулировать как достижение большего уровня упорядоченности и оформленности явления. Все это задано в имени сultura.

Принято считать, что понятие сultura впервые ввел в философию Марк Тулий Цицерон. Действительно, слово cultura до Цицерона употреблялось преимущественно в смысле возделывания земли, ухода за ней. Цицерон использует данное наименование как метафору: «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая,- писал он,- так и душа. Возделывание души (cultura animi) – философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать,- только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай». Однако понятие культура, обозначающее специфическую деятельность человека, возникло только в 18 веке. Именно в Новое время развивается концептуальное противопоставление Kultur и Natur. На рубеже XVII-XVIII веков слово культура впервые освобождается от сопровождавшего его ранее дополнения в родительном падеже Постепенно утрачивается первоначальный агрикультурный смысл. Происходит универсализация термина. Слово культуры все чаще используется при характеристике процессов развития и совершенствования вообще.

Начиная со 2-й пол. XVIII в. термин «культура» стал широко использоваться в европейской философии и исторической науке. В это время культура стала рассматриваться как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающим человеческое бытие от животного существования. Возникло несколько линий в разработке проблематики культуры. В первой из них культура представала как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности — эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества. Так Иммануил Кант применяет Kultur в значении оппозиции грубости, варварству. Особенно интересна концептосфера культуры у немецкого просвещенца Иоганна-Готфрида Гердера, изложенная в его книге «Идеи к философии истории человечества». Вот как он пишет о культуре в своем Предисловии: «Нет ничего менее определенного, чем это слово - культура – и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей?» Эти интригующие вопросы, а также другие, не менее занимательные, например, откуда берет начало культура, существует ли единое универсальное понятие культуры, является ли Европа ориентиром для всех народов к культурном развитии рассматриваются в книге Гердера.

Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные культуры как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство — Г.Риккерт, Э.Кассирер, М.Вебер). В дальнейшем эту линию продолжили Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, А.Тойнби, О.Шпенглер. Вместе с тем было расширено понимание культуры путем включения в нее всего богатства материальной культуры, этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем.
В кон. XIX и 1-й пол. XX в. при изучении проблематики культуры стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, теории систем, семиотики и теории информации (культурная антропология — Э.Б.Тайлор, Ф. Боас, А. Кребер, R Редфилд; социальная антропология и структурный функционализм — Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Р. Мертон, Т.Парсонс; структурная антропология и структурализм — К.Леви-Строс, М.Фуко, Р.Барт; неофрейдизм, постмодернизм и др.).
В историческом развитии понятия «культура» была своя внутренняя логика. Движение мысли шло от отождествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создается надприродная сфера человеческого бытия, искусственное в противовес естественному природному.
Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

1. Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).

2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.

3. Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.

4. Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.

5. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.

6. Исторические подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

7. Функциональные характеризуют культуры через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают прежде всего единство и взаимосвязанность этих функций в ней.

8. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.

9. Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре.

10. Герменевтические – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

11. Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.

12. Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Дидактические - рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.

13. Социологические - предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Существуют довольно необычные определения культуры, например, химик В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Йохан Хейзинга предлагает рассматривать культуру как игру (Homo ludens). По сути каждый ученый, создавая дефиниции, подчеркивает один из аспектов целостного явления культуры.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия.

По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором,, по одной версии, считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах- широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Фергюссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно cвести к трем основным:

-В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

-Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

-Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Культура по отношению к обществу выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека.. Культура при этом действительно выступает в качестве "социальной наследственности", которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является «познавательная, информационная». Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная, или нормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука, искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая - также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д.

 

Date: 2015-09-03; view: 698; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию