Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и образование





В VIII-IX вв., в то время как культурное развитие Западной Европы базировалось в основном на схоластике и религиозной мистике, на мусульманском Востоке расцветала мощная и своеобразная цивилизация, основной компонентой которой были наука и философия.

Арабский мир познакомил Западную Европу со многими новыми сельскохозяйственными продуктами. Арабы начали систематически ввозить сахар в Западную Европу. В VIII веке они стали возделывать рис в Южной Испании, находившейся под их владычеством, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали выращивать хлопок. Поливное земледелие нашло применение в Европе также благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем за распределением воды.

В X веке через арабов (мавров) производство шелка и хлопчатобумажных тканей проникло в Испанию, а оттуда стало распространяться по Западной Европе. В VIII веке во владениях Арабского халифата стали изготовляться фаянсовые изделия. Арабы покрывали фаянсовыми плитами огромные поверхности плит, куполов и порталов. В этом же веке, в связи с приходом арабов, в Европе появились первые проблески возрождения гончарного производства, в том числе и производства фаянса. В арабских владениях производство бумаги из тряпья началось в VIII веке (изобретена бумага в Китае во II веке). В Самарканде бумажная мастерская действовала с 751 года, в Багдаде – с 794. Документы, написанные в VIII веке на бумаге, найдены в Таджикистане. В X веке бумага достигла Египта и Северной Африки. Из Северной Африки, преодолев вместе с арабами Гибралтарский пролив, бумага попала в 1150 году в Испанию, где впервые в Европе заработали бумажные мельницы.

Окончательно арабское письмо (древнейшие разновидности которого отмечены в VI в.) сложилось в VIII в. в связи с образованием Арабского халифата и развитием культуры народов, вошедших в его состав. Арабское письмо сделалось единственным видом письма на всей огромной территории халифата.

Успешно развивается городская ремесленная промышленность. Искусные и разнообразные изделия арабского ремесла вывозились в Европу в обмен на сырье и рабов. Техника земледелия, в особенности орошения, была у них неизмеримо выше европейской. Значительно лучше европейских были организованы армия и флот. Высокий уровень торговли и промышленности сопровождался развитием науки и духовной культуры. Средневековая арабо-язычная наука значительно превосходила тогдашнюю западно-европейскую. Ученые мусульманского Востока в равной степени развивали как естественные, так и социальные и гуманитарные науки.

Арабо-язычная культура явилась результатом синтеза культур древнего востока и античного мира. Одним из условий мира с Византией было обязательство передать арабам по одному экземпляру наиболее выдающихся греческих книг.

Арабские переводы Аристотеля, Евклида, Гиппократа познакомили Западную Европу с сочинениями греческих мыслителей. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием «арабской» к XII в. Арабский «ноль», добавленный к индийской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской культуры того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры были заимствованы европейцами у арабов. Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Многие города халифата стали крупнейшими научными и культурными центрами средневековья. В Багдаде существовало особое учреждение – «Байт аль-Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелась богатейшая библиотека и обсерватория. Города Багдад, Басра, Дамаск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и др. восхищали своей архитектурой и на весь мир славились как крупнейшие центры ремесленно производства и торговли.

Торговля и мореходство достигли у арабов огромного развития. В IX в. арабские купцы проникают в Западную Европу, на Востоке они достигают Цейлона и Китая, на юге – Центральной Азии, на севере – доходят до Новгорода и Скандинавии.

В VII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов, входивших в состав Арабского халифата. Получило развитие школьное дело, причем в некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями.

В мусульманских странах возникли крупные научные центры, в которых были сосредоточены школы, библиотеки, книжные лавки, научные общества, лаборатории. Халифы покровительствовали ученым, росту и распространению научных знаний. Особенно славились этим халифы из династии Аббасидов Харун аль-Рашид (763-809), Аль-Мамун (813-833), Мутадид (892-902). При Аббасидах Багдад не только столицей халифата, но превратился в крупнейший центр научной мысли, в город, где трудились самые яркие таланты всех искусств и ремесел. Багдадским халифам принадлежат изречения: «Величайшее украшение человека – знание», «Чернила ученого столь же достойны уважения, как и кровь мученика». Священная книга мусульман поощряла занятия науками. В одном из хадисов пророка имеется призыв: «Ищите знания от колыбели до могилы». В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

В VIII в. – и особенно в IX-X вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии, астрономии и географии. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученый измерили градус широты вблизи Красного моря. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. Было установлено, что длина градуса составляет 56 арабских миль, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

В IX-X вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы, таблицы котангенсов.

Известен трактат «Книга о механике», принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы – трем братьям Бану Мусса (IX-X вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать прежде всего математика IX в. Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787-ок. 850).Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. В переработанной им «Арифметике» Диофанта – «Книге о восстановлении и противопоставлении» (Китаб аль-джебр аль-Мукабалла») – были приведены два основных правила решения уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» («алгебра») для обозначения всей науки о решении уравнений.

Астрономическими исследованиями занимался среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1394-1449). Он построил одну из наиболее значительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассным для того времени приборами – уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленным в плоскости меридиана. В своем главном сочинении «Новые астрономические таблицы» Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени.

В Багдаде (IX-X вв.) плодотворно трудилась большая группа переводчиков и переписчиков, которые издали на арабском языке произведения Аристотеля и его комментаторов, врачей Гиппократа и Галена, классические работы по математике и астрономии Евклида, Пифагора, Птолемея и др.

Наряду с Багдадом славились как центры арабо-мусульманской культуры Бухара, Самарканд, Каир, Кордова, Дамаск. В этих городах и высших школах (подобных европейским университетам) изучались не только Коран и мусульманское богословие, но и естествознание. При этих школах функционировали группы ученых-экспериментаторов, успешно занимавшихся математикой, физикой, астрономией, геологией, географией и другими науками. Они установили длину окружности Земли, равной 20409 арабским милям (44064 км), сохранили выдающийся астрономический трактат Птолемея, который известен под арабским названием «Альмагест». В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись крупные обсерватории. Астроном Аль-Батани в 879 г. исправил астрономические вычисления Гиппарка.

Аль-Зуфи в X в. изготовил звездный каталог, где не только дано расположение звезд, но и указана их величина. Общеизвестны заслуги арабских ученых в математике. Они ввели арабские цифры в арифметику, в геометрии ими был дан перевод Евклида, в тригонометрии они значительно упростили сложные вычисления греков. Труды Аль-Хорезми (XI в.) по математике были столь значительны, что его имя легло в основу звучания термина «Алгебра». Его труд с аналогичным названием в течение ряда веков оставался популярным в науке Востока и Запада.

Арабо-мусульманские физики XII в. дали определение удельного веса около пятидесяти элементов, отличающиеся большой точностью. В оптике Аль-Газен (965-1038) открыл законы отражения и преломления света. Он занимался анатомией глаза, физиологией зрения, теорией смешения цветов.

Арабо-мусульманские алхимики придерживались теории превращения элементов, которая в фантастической форме предвосхищала позднейшие научные открытия. Особенно отличались они в приготовлении различных благовонных веществ – мазей, эликсиров, сиропов. Алхимик Джафар изготовлял серную и азотную кислоты и их соли. Арабо-мусульманские ученые умели обрабатывать нефть алкоголем, знали растворы ртути.

Арабо-мусульманские ученые и инженеры ввели в обиход ряд важнейших технических новинок: магнитную иглу, порох, водяные и механические часы, бумагу.

Всемирной известностью пользовалась арабо-мусульманская медицина. Медики описали корь, оспу, бронхит и другие заболевания, разработали методы их лечения. В своих опытах Ибн Сина, Ибн Батрик, Ибн Исхак и др. тщательно изучали анатомию, прибегали к вивисекции (оперативному вмешательству). Великим хирургом средневековья был Абуль-Касим аз-Захрави (936-1013). Он известен выдающимися достижениями в хирургической технике – как изобретатель хирургических инструментов, как автор 30-томной медицинской энциклопедии, которая раскрывает все аспекты медицины того времени.

Арабы были выдающимися путешественниками и географами. Масуди (X в.) объехал все провинции халифата, побывал в Иране, Сирии, Индии, Китае и дал их описание в книге «Золотые луга». Ибн Даст и Ибн Фадлан посетили и описали славянские страны. Закария ал-Казвини (XIII в.) дал описание кавказских стран и народов, в том числе дагестанских, в книге «Чудеса тварей и диковинок существующего».

Большим богатством и разнообразием отличается арабо-язычная историография. Особенно выделяется из арабских историков IX-X вв. Табари (X в.), написавший «Историю пророков и царей» (т.е. халифов), доведенную им до 944 г.

Именно в арабской системе образования возникли первые «тесты» - с выбором одного ответа на несколько предложенных. Крупным культурным центром исламского мира была при владычестве мавров Испания, где наука и образование достигли наивысшего расцвета при Абдурахмане III (912-961) и его преемнике Халеме II (961-976). В учебных заведениях Севильи, Саламанки, Кордовы, Гранады, Толедо учились и женщины, преподавали представители различных национальностей и даже вероисповеданий. При арабах в Гранаде впервые в средневековой Европе появились туалеты и бани, именно арабы (приученные к этому намазом) научили европейцев мыть руки перед едой.

Date: 2015-09-03; view: 716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию