Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки формирования арабо-мусульманской культуры





 

Арабская, или исламская культура, названная так по религии, составляющей ее идейно-социальную основу, сформировалась позже других культур Востока. Ареалом ее является регион, географически очень близкий к древнейшим очагам восточной культуры. Пустыни Аравии, где возник ислам, географически ничем не отделены от территории Месопотамии, находящейся севернее. На Северо-западе Аравийский полуостров отделен от Египта лишь Суэцким каналом, прорытым уже в XX в.; на Востоке он омывается Персидским заливом, по другую сторону которого – Иран. Аравийская пустыня сопредельна также с землей Палестины, где зародились иудаизм и христианство.

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности.

В исторической науке верное представление об арабской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII-IX вв. в Арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая «арабская» культура. Такое понимание арабской культуры, некритически следующее средневековой мусульманской традиции, ведет к отрицанию самостоятельности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в развитие средневековой цивилизации. Между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой «каменистой Аравии») возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются изображения людей, животных и орнаменты.

Основную массу населения Аравии с древних пор составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государства. Политическое объединение арабов в начале VII в. происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии – ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государства – пророка Мухаммеда и его преемников – халифов (отсюда название государства – халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 г. Муавия – арабский наместник с Сирии – захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII вв. к халифату была присоединена гигантская территория, включавшая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии – на востоке.

Одну из основных задач приверженцы новой религии видели в обращении всех инаковерующих в свою веру, именно этим и объясняется та энергия, с которой арабы вели завоевания. После объединения Аравии в единое государство, арабы обращают свои взоры на Византию и Иран. В 30-40-е годы VII в.арабская конница невероятно быстро отвоевала у Византии огромные территории: Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Кипр. В конце VII в. арабы захватили и остров Сицилию.

К 651 г. завершилось завоевание Ирана, мусульмане дошли до границ Китая. В начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье, области Средней Азии между реками Амударьей и Сырдарьей. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд. В 711 г. арабы начинают завоевание Испании, а после ее покорения вторгаются во Францию. Однако продвижение исламских воинов в Западную Европу было остановлено в 732 г. франкским государем Карлом Мартеллом.

К концу первой трети VIII в. Арабский халифат превышал прежнюю Римскую империю. Он охватывал Аравию, Иран, отдельные среднеазиатские области, Кавказ, северо-западную Индию, Сирию, Египет, Палестину, северное побережье Африки, Пиренейский полуостров. В дальнейшем в руках арабов оказался и торговый путь от Атлантики до Китая, а арабский язык стал господствующим от Гибралтара до Инда.

Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялось рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуатировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс феодальным гнетом выливалась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный, во-первых, внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда; во-вторых, расколом внутри ислама на суннитов, ортодоксально понимавших слова Корана, и шиитов, подвергавших слова Корана иносказательному толкованию; в-третьих, значительным социальным расслоением; в-четвертых, этнической разнородностью и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения (мавали). Восстания мавали и шиитов под руководством Муканны (776-783) в Средней Азии; Бабека (816-837) в Южном Азербайджане; Армении, Западном Иране; восстание зинджей – темнокожих рабов в Ираке, привезенных из Африки и бедуинов (869-883) и др. нанесли халифату смертельный удар. Огромное государство распалось, наместники-эмиры захватили власть в провинциях, и к концу IX в. на месте мировой империи появился десяток враждебных эмиратов и султанатов.

В 945 г. западно-иранская династия Буидов захватила столицу халифата – Багдад и лишила халифа политической власти, сохранив за ним лишь власть духовную. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели.

Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой творческие силы народов, входивших в Арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого уже не существовало. Арабские завоевания создали цивилизацию, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций. Распад халифата не повлиял негативно на культур исламской цивилизации: в X-XI вв. она переживала свой наивысший взлет.

В Арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне общественного развития, обладавшие различными культурными и художественными традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и других надстроечных явлениях.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной Кениги мусульман – Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось в знаменитой поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы – Ромео и Джульетты Востока, - родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.

Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX-XII вв. арабские, а также иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: «величайшее украшение человека – знание» или «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика. Не удивительно потому, что сирийский писатель XII в. Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы современных ему франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.

Date: 2015-09-03; view: 1195; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию