Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Христианская религия как доминанта средневековой культурыНельзя назвать еще какую-либо эпоху, когда один из компонентов культуры был столь преобладающим над другими. Глубочайшая религиозность пронизывала всю культуру средневековья, духовную и материальную, определяя не только экономические и политические отношения, но и повседневную жизнь. Вся культурная жизнь европейского общества средневековья в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения – символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу. Понятие божественной Троицы трактовалось как Бог един во всех трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог – сын, Иисус Христос, - искупитель грехов и Бог-Дух Святой – были абсолютно соравны и совечны друг другу. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции. В середине IX в. спор о филиокве (filioque), т.е. об исхождении Духа Святого только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и Бога-сына (позиция Западной церкви) привел к серьезным противоречиям между церквями. Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви – католической (в западной транскрипции) или кафолической (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная – греко-кафолической, Православной (ортодоксальной, правоверной). Разрыв церквей в значительной мере был следствием цивилизационных различий, которые обозначались еще более явственно в дальнейшей истории культуры Западной Европы и культуры православных государств. Важнейшей причиной раскола христианской церкви все же была, в конечном счете, борьба за власть. Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от гр.hairesis – особое вероучение). Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция (от лат. ingusitio – розыск), которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Крупнейшими теологами средневековья были Альберт Великий (ок. 1193-1280) и Фома Аквинский (1225/26-1274)Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия. Основное сочинение Фомы Аквинского «Сумма теологии» обобщала основы средневекового мировоззрения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога. Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность, например, продавала индульгенции (от лат. indulgentia – милость) – грамоты об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих. Европейское средневековое общество было очень религиозно, и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) – все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Главным достоинством средневекового человека была стойкость в вере. Она поддерживала его в жизни, поднимала в глазах окружающих. Вполне применимо для характеристики средневекового мышления знаменитое изречение христианского теолога Тертуллиана (160-после 220 гг.): «Верую, ибо абсурдно». Вполне естественным при таком подходе было отрицательное отношение к науке – «служанке дьявола», которое не просто санкционировалось социальными институтами и, в первую очередь, церковью, но и было органичной составляющей «здравого смысла». При обсуждении любых вопросов решающим был авторитет Писания. Научные результаты должны были вписываться в религиозную картину, часто весьма противоречивым, эклектичным образом.
|