Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранний индивидуалистический романтизм в критике. Основные представители





Первые 2 десятилетия 19 века – переходная литературная эпоха, время формирования новых направлений, переоценки художественных ценностей. Правление Александра 1, подготовка реформ, пробуждение национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, активизировали общественную и литературную жизнь России. Выходят новые журналы, возникают литературные общества, оживляется литературная полемика.

1800-1810-е годы современные исследователи определяют как эпоху предромантизма, зародившегося на русской почве в недрах сентиментализма.

Одной из главных проблем русской критики предромантической эпохи стала проблема национальной самобытности отечественной культуры, проявлявшаяся и в бурных дискуссиях по вопросам языка и слога, и в размышлениях о принципах перевода, и в широком интересе к событиям и темам русской истории.

Из всех литературных течений начала 19 века наибольшим творческим потенциалом обладал романтизм. Признав личность высшей ценностью бытия, европейские и русские романтики обратились к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (Белинский).

Создание «новой школы» в русской поэзии и соответствующей запросам этой школы новой критики связано с именем Василия Андреевича Жуковского. Его статьи, размышления об искусстве в письмах и дневниках, многочисленные эстетические конспекты, являющиеся важным свидетельством активного самообразования и самоопределения, - богатейший материал для осмысления вклада поэта в русскую критику. Расцвет деятельности Жуковского как критика связан с журналом «Вестник Европы». Он являлся редактором журнала на протяжении двух лет, а потом – его активным сотрудником. Его статьи «О критике», «О сатире и сатирах Кантемира», «О басне и баснях Крылова», «Московские записки», «О переводах вообще, и в особенности о переводах стихов», раскрывающие процесс становления романтической критики, опирались на солидный теоретический фундамент: стремясь осмыслить вопрос о природе поэтического воссоздания действительности, о роли фантазии в творческом процессе, о специфике восприятия художественного произведения, Жуковский составлял «Конспект по истории литературы и критики». Конспектируя и переводя произведения Баттё, Лагарпа, Мармонтеля, Вольтера, Руссо и других теоретиков, предшествовавших романтизму, Жуковский искал в европейской эстетике близкое себе, полемизировал с авторами, создавая систему собственных эстетических понятий. На первый план в его размышлениях выступал вопрос о субъективном начале в искусстве, свободе творчества, «вымыслах», их «действии на душу», что означало ориентацию на иное, антирационалистическое искусство. Пафосом труда Жуковского становилось требование изображать «внутреннего человека», «трогать, восхищать, очаровывать душу».

Рассуждения Жуковского об «истинной критике» подкреплялись его собственными литературно-критическими опытами. Впервые в русской критике он пытался понять различные явления искусства в их историческом развитии. Жуковский приблизился к пониманию искусства как свободной, имеющей цель в самой себе творческой деятельности человека. Романтические веяния ощутимы в его стремлении отказаться от прямой дидактики и ограничить искусство областью «изящного», уравновесить поэтическое начало и нравоучение в басне, подчеркнуть в ней привлекательность фантастического, чудесного. Поэтический перевод для него – сотворчество, создание самостоятельного художественного мира, равноценного тому, что был воплощен в оригинале.

Жуковский: «Критика есть суждение, основанное на правилах образованного вкуса, беспристрастное и свободное. Что такое вкус? Чувства и знание красоты в произведениях искусства».

- Писатель служит идеалу.

- Вопрос об индивидуальности предельно абсолютизирован

- Воспитание отдельного индивидуального романтического ощущения

- Литература не должна заниматься вопросами нравственности или логики.

- Цель – эстетический идеал, абсолют.

- Рассматривал проблему переводов: «переводчик в прозе – раб, в поэзии – соперник».

Разрушению прежних рационалистических воззрений на искусство и утверждению новых, романтических представлений способствовала и литературно-критическая деятельность Константина Николаевича Батюшкова. Сформировавшийся на раннем этапе развития русского романтизма, Батюшков был устремлен к поискам новых художественных идей и новых форм. В то же время в его критических выступлениях, как и в художественном творчестве в целом, явственно проступали черты «переходности». Главные черты облика Батюшкова-критика – независимость от господствующих литературных мнений и сознательно избранная позиция дилетанта в литературе, открывающие широкие возможности для творческих поисков. Батюшкова отличало глубокое понимание особой роли слова в поэтическом искусстве требование упорно работать над словом (предъявляемое к себе и поэтам-современникам). Впервые в русской критике он осознал и публично поставил вопрос «о влиянии легкой поэзии на язык». Он считал, что «легкая поэзия» теснее, чем какой-либо другой род, связана с жизнью, глубже отражает мировосприятие современного человека и потому обладает большими возможностями для развития.

Батюшков: «Поэзия - пламень небесный..», «Пиши, как живешь, и живи, как пишешь»

- Интересен романтический пафос

- Влияние человеческой души и поэзии

В. А. Жуковский «О критике», «О нравственной пользе поэзии»

К. Н. Батюшков «Нечто о поэте и поэзии»: с наибольшей полнотой романтические воззрения Батюшкова отразились в этой статье, свидетельствующей о глубоком понимании автором внутренних законов художественного творчества. Поэзия для Батюшкова- «пламень небесный», «сочетание воображения, чувствительности и мечтательности». Душа поэта в минуты вдохновения сравнивается им с «растопленным в горниле металлом». Споря с эстетикой классицизма, он утверждал, что «изучение правил, беспрестанное и упорное наблюдение изящных образцов» недостаточно для поэта. Развивая тему уединения поэта от светской суеты, Батюшков вместе с тем обнаруживал просветительскую основу своих воззрений. Опираясь на факты биографии известных поэтов, он показывал, какое влияние на формирование их дарований оказывали воспитание, образ жизни, климатические условия.

К. Н. Батюшков «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»

 

Date: 2015-09-03; view: 1029; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию